Возврат >
           
...... .........















     «Разнообразие форм и методов работы при обучении ИЯ»
Выступление Слюсарь Н.А. руководителя ГМО, учителя английского языка МОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина»


      Современное языковое образование, как и вся система образования, в условиях модернизации предполагает не только овладение учащимися иностранным языком как средством межкультурного общения, но и приобретение ими таких качеств, которые бы позволили бы взаимодействовать с окружающим миром и сотрудничать с представителями разных культур.

      Учителя иностранного языка в своей педагогической деятельности используют как традиционные формы и методы, так и формы и методы работы с инновационным содержанием, которые помогают не только изменить уровень знаний и повысить интерес к предмету у учащихся, но и способствуют повышению уровня профессионального мастерства самого педагога.
Профессиональная компетентность педагога не сводится к набору знаний, умений, а определяет необходимость и эффективность их применения в реальной образовательной практике.

       Коммуникативная компетентность педагога — профессионально значимое, интегративное качество, основными составляющими компонентами которого являются: эмоциональная устойчивость (связана с адаптивностью); экстраверсия (коррелирует со статусом и эффективным лидерством); способность конструировать прямую и обратную связь; речевые умения; умение слушать; умение награждать; деликатность, умение делать коммуникацию "гладкой".
       Информационная компетентность включает объем информации (знаний) о себе, об обучающихся и их родителях, об опыте работы других педагогов.
       Регулятивная компетентность педагога предполагает наличие у него умений управлять собственным поведением. Она включает: целеполагание, планирование, мобилизацию и устойчивую активность, оценку результатов деятельности, рефлексию. Главными определяющими факторами деятельности являются нравственные ценности.
       Интеллектуально-педагогическую компетентность можно рассматривать как комплекс умений по анализу, синтезу, сравнению, абстрагированию, обобщению, конкретизации, как качества интеллекта: аналогия, фантазия, гибкость и критичность мышления.
       Операциональная компетентность определяется набором навыков, необходимых педагогу для осуществления профессиональной деятельности: прогностические, проективные, предметно-методические, организаторские, педагогической импровизации, экспертные.

      При обучении, учителя иностранного языка используют самые разнообразные формы уроков: урок-игра; урок-путешествие; уроки защиты проектов; урок-конференция; уроки-соревнования; урок-телемост; интегрированные уроки и др.


(например: интегрированный урок испанского языка и литературы в 10 классе «О, Дон Кихот, ты никуда не канул...», Подготовили учителя: Золко Т.П., Луценко О.П., МОУ «Гимназия № 2»;
Урок английского языка и технологии в 9 классе «Национальные кухни. Этикет.» Подготовили учителя: Слюсарь Н.А., Ткачева И.А. МОУ «СОШ №8 имени А.С.Пушкина»).

Современные стандарты профессиональной деятельности учителя предусматривают высокий уровень его информационной компетентности. В своей работе учителя используют ИКТ для
    Поиск информации в сети Интернет.
    Погружение в языковую среду.
    Подготовка к урокам (создание дидактического материала), компьютерных презентаций,
    Подготовка научно-исследовательских и проектных работ с учащимися.
    Формирование информационной культуры.
    Повышения педагогического мастерства.
    Использование электронных образовательных программ (ведение, отработка, закрепление грамматического материала в 5-10 классах).
    компьютерная диагностика учебной, воспитательной и методической работы;

       Среди многообразия новых педагогических технологий, направленных на реализацию личносто-ориентированного подхода, технология проектного обучения в работе учителей иностранного языка занимает особое место. Сущность проектной методики состоит в том, что цель занятий и способы ее достижения определяются самими учащимися на основе их интересов, индивидуальных особенностей, потребностей и способностей.

       Вопрос использования инновационных технологий в преподавании иностранного языка рассматривался на заседании ГМО в МОУ «СОШ № 8 им. А.С.Пушкина». Во время урока «Лучший их миров» учащиеся защищали свои проектные работы. Учителям были даны методические рекомендации по созданию электронных проектов. Многие учителя города руководят научно-исследовательской деятельностью учащихся. Работы учащихся.... отмечены грамотами и дипломами Республиканских научно-практических конференций.



       Преподавание двух иностранных языков в современной школе становится распространенным явлением, а для гимназий - обязательным.       

Положительным опытом работы в данном направлении могут поделиться учителя МОУ «Гимназия № 2», где учащиеся изучают английский, немецкий как первый иностранный, а испанский и немецкий - как второй. Билингвальные уроки (английский-испанский, английский-немецкий) в гимназии стали уже традиционными. В январе 2008 года состоялось заседание ГМО учителей иностранного языка по теме: «Интегрированное обучение иностранному языку как способ практической направленности и индивидуализации образования школьника». Учителя МОУ «Гимназия № 2» Луценко Ольга Павловна и Толстова Ирина Николаевна поделились опытом работы и рассказали о положительных моментах такого явления как многоязычие в системе обучения. Урок проводился на трех языках.
       А в апреле вопрос билингвального обучения стал темой Республиканского Семинара. Гости семинара, учителя школ, доцент кафедры теории и методики филологического образования ИПК и ПРО КБГУ Барутчева В.В., старший преподаватель кафедры теории и методики филологического образования ИПК и ПРО КБГУ Хашукоев A.M. дали высокую оценку работе учителей. Профессиональное мастерство учителей, их творческий поиск учителей получили заслуженное признание, Толстова И.Н., Луценко О.П. являются победителями приоритетного НП «Образование».
       Внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение.
       Традиционными формами внеклассной работы являются: концерты, выставки, конкурсы, викторины, спектакли, театральные студии. В течение нескольких лет в городе проводится городской фестиваль иностранных языков, где во всем многообразии представлен талан учащихся и их педагогов: стихи и песни, театральные постановки на английском, немецком, испанском языках, танцы. Хочется отметить, что растет не только количество участников фестиваля, но и его профессиональный уровень. И на суд зрителей и строгого жюри представляются не просто отдельные номера, а полноценные литературно-музыкальные композиции. Фестиваль 2008 прошел под девизом «Здравствуй, Весна! Здравствуй, Любовь!». Выступления участников фестиваля были яркими и эмоциональными.

       Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя - это великолепный источник для безграничного творчества.




     «Исследовательский подход в обучении. Организация и проведение научно-исследовательской деятельности в обучении ИЯ»
Выступление Вакуленко В.В. МОУ «СОШ №102»


Исследовательский подход в обучении

       Исследовательский подход в обучении не является новым педагогическим явлением. В России идея его использования была впервые выдвинута во второй половине XVIII века, однако более 100 лет потребовалось, чтобы она стала востребована педагогическим сообществом. Исследовательский подход в обучении - это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
       Исследовательский подход в обучении помогает школьнику увидеть гармонические связи между разрозненными явлениями и фактами, картину природы как связного целого.
Приёмы, применяемые в исследовательских заданиях:

       Прием сопоставления изучаемого понятия, факта, явления, предмета - с уже известным объектом - дает возможность построить самостоятельное исследование изучаемого факта, явления, понятия.

       Прием доказательства требует анализа явления и его причинно-следственных связей, сопоставления фактов и явлений. Практически на каждом уроке имеется возможность применения приема доказательства, когда учитель сообщает информацию о факте или явлении, после чего предлагает учащимся найти его причину, установить связь между причиной и следствием.

       Прием обобщения требует от школьника обобщения известных ему фактов, явлений и построения на этой основе цепи рассуждений, позволяющих сформулировать правильный вывод. Предполагает научное предвидение, проявляющееся у школьника в умении увидеть проблему, выдвинуть гипотезу ее решения, систематизировать и обобщить данные и на этой основе сформулировать выводы, подтверждающие правомерность гипотезы или аргументированное опровержение ее.

       Прием выдвижения гипотез при исследовательском подходе предполагает или доказательство гипотезы, или аргументированное обоснование ее неправомерности. Поисковый путь учебного познания при исследовательском подходе в обучении невозможен, если у учащихся не будет сформирован прием переноса знаний в новую ситуацию.

       Прием использования аналога направлен на группировку и систематизацию изучаемых явлений и фактов.

Методически верная организация обучения с применением исследовательского подхода требует использования приема планирования.

Всякого рода ученическое исследование включает ряд этапов, в числе которых обязательными являются следующие:

    определение темы исследования, ее формулировка;
    выделение вопросов, рассмотрение которых позволит достаточно полно раскрыть исследуемую проблему;
    составление списка литературы, подлежащей обязательному изучению;
    изучение литературы (конспектирование отдельных положений, составление тезисов, аннотаций, рецензий);
    сбор фактического материала.

       Рекомендуется при организации ученических исследований учитывать, что последний этап, то есть сбор фактического материала, имеет свои особенности при проведении исследования по предметам гуманитарного и естественно-научного циклов, что обусловлено спецификой каждого предмета. Ученическое исследование по предмету гуманитарного цикла требует широкого изучения первоисточников, привлечения архивных данных и краеведческих материалов. Исследование по предметам естественно-научного цикла предполагает чаще всего проведение теоретического или практического эксперимента.

       Неорганизованность при проведении исследования, даже при положительном достижении его результатов (это иногда наблюдается на практике у учащихся со средним уровнем познавательной самостоятельности), не оказывает должного педагогического воздействия на личность школьника, а, наоборот, может способствовать закреплению негативных черт (небрежность, недобросовестность, неаккуратность и т. п.). На завершающем этапе исследования от школьника требуется умение оформить результаты исследования наглядно (в виде графиков, таблиц, рисунков, фотографий и т. д.) и литературно (изложить логически, в соответствии с планом, ход и результаты исследования и представить его в виде доклада, реферата, альбома, сценария и т. п.). Поэтому необходимо заранее обучить их способам оформления результатов исследования.

       Методически верно поступает учитель, часто создающий в обучении ситуации, когда от школьника требуется оказание помощи товарищу, объяснение ему непонятного. Максимальной активизации познавательной деятельности и практической реализации исследовательского подхода способствуют ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной сложности, что требует от школьника изучения дополнительной литературы, научных источников и проведения теоретического или практического исследования. В обучении необходимо чаще ставить учащихся в ситуации свободного выбора заданий как творческого, так и репродуктивного характера.

       Применение методов научной деятельности в процессе учебного познания ставит ученика на доступном для него уровне в положение, требующее не только усвоения готовых знаний, но самостоятельного исследования: познавательная деятельность школьника приближается к исследовательской деятельности ученого. И пусть ребята не сделают новых открытий, но они повторят путь ученого: от выдвижения гипотезы до ее доказательства или опровержения. Субъективная новизна ученического исследования не умаляет его значения для развития познавательных сил и формирования активной жизненной позиции школьника. Именно исследовательский подход в обучении делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивными потребителями готовой информации.

Пути реализации исследовательского подхода в обучении

       Начальным этапом в практической реализации исследовательского подхода в обучении является обязательное проведение учителем дидактического анализа темы, подлежащей изучению с применением исследовательского подхода. Поэтому целесообразно создать в кабинете уголок «Информация для учащихся», посвященный изучению предстоящей темы.

       При организации обучения с применением исследовательского подхода рекомендуется изучать материал крупным блоком. Школьники при этом запоминают не отдельные параграфы или статьи из текста учебника, а целостно воспринимают тему.

Как практически изучать материал крупным блоком?

Во-первых, обязательным является широкое применение лекций.
Во-вторых, обязательным является органическое сочетание различных организационных форм обучения. Наряду с уроком в традиционном его понимании необходимо применять уроки-семинары, уроки-диспуты, уроки-консультации, практикумы, собеседования, дискуссии, экскурсии. Применение различных организационных форм обучения оказывает положительное воздействие на развитие у учащихся познавательной самостоятельности как необходимого качества социально активной личности.


      «Проектная методика - эффективное средство организации творческой и учебной деятельности учащихся»
Выступление Мисиоцкой Т.Т. руководителя ШМО учителей ИЯ МОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина»




Современные подходы к воспитанию школьников

«…зову любить, наблюдать и изучать человека
как единственного истинного носителя языка»
Гальскова Н.Д.

«Учительская профессия- это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду»

Ястребцева Е.Н.

       В настоящее время мы ставим в центр внимания ученика, его развитие, внутренний мир, общение внутри среды, диалог с окружающим миром. Такая система предполагает, что отношения между учителем и учеником выстраиваются как диалог и сотрудничество.

       Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода в большей степени, чем какой-либо другой учебный предмет, т.к. индивидуальной, прежде всего, является речь ученика.

Современные подходы к использованию метода проектов
в обучении школьников иностранному языку

       В современных условиях гуманистическая философия образования реализуется с помощью разнообразных технологий, целью которых является не только трансляция знаний, а выявление, развитие, рост творческих интересов и способностей каждого ребенка, стимулирование его самостоятельной продуктивной учебной деятельности. Одной из таких технологий и является проектная методика.
       Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Применительно к уроку иностранного языка,

проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

       Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.

       Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению.
       В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.
       Я использую метод проектов в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний. В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты и т.д.

       Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

       При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, необходимо придерживаться, на мой взгляд, следующих рекомендаций:
    Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
    Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
    В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок, поэтому в классе желательно также держать старые журналы, ножницы, клей.

       Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту. Приступая к созданию учебного проекта, следует соблюдать ряд условий:

        предварительно изучить индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика;
        выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.

2. Организация участников проекта. Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
3. Выполнение проекта. Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
4. Презентация проекта. Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Так, у школьников может быть специальная тетрадь только для проектов. Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом. Проектные задания тщательно градуируются, с тем, чтобы учащиеся могли выполнять их на английском языке. Поощряется вначале черновой вариант, а потом чистовик.
5. Подведение итогов проектной работы. Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

       В своей практике я планирую также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть.

       По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:


Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.
Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики), драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).
Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны», «Путеводитель по стране изучаемого языка» включены в программу по страноведению, например в 11 классе по теме «Австралия»
Сценарные проекты - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса
Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

       Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки и даже самостоятельно делать записи на аудиокассету. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

       Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

       Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.


«Особенности использования информационно-коммуникационных технологий при изучении ИЯ»

Выступление Слюсарь Н.А. руководителя ГМО, учителя английского языка МОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина»


       Я бы хотела рассмотреть следующие основные вопросы: использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения иностранному языку, использование обучающих компьютерных программ на уроках (факультативах и кружках) в средней школе и использование Интернет-ресурсов в обучении иностранному языку.
       Использование компьютерных средств позволяет обеспечить:

    наглядность и доступность материала (использование цвета, иллюстраций, звука, видеоматериалов);
    повышение интенсивности урока, усиление его эмоционального воздействия на учащихся.
      
Электронные версии учебников, энциклопедии могут быть использованы, как дополнительные учебники, так как в основе программы лежат тексты с иллюстрациями и гиперссылками, позволяющими осуществлять более качественную подготовку к урокам учителей; а также для подготовки увлеченных учащихся к олимпиадам, конкурсам, так как на дисках содержится много дополнительной информации, имеется словарь - справочник, а к закреплению учебного материала -тесты, где содержатся вопросы выше уровня школьной программы.
Иллюстрации, имеющиеся на диске, сопровождаются картинками и движущимися схемами, позволяющими показать определенный процесс, а также картинками, всплывающими по требованию пользователя, сопровождаемые голосовым пояснением и подписями к ним.
Тестовые технологии дают возможность учителю поэтапно контролировать знания учащихся, а при необходимости, более сложные, использовать для индивидуальной работы с одаренными учащимися.

       Педагогическое мастерство учителя, знание и умение грамотно использовать информационные технологии позволяет ему создавать служебные документы, «новую наглядность» и дидактические материалы, используя различные компьютерные программы.
Текстовый редактор Microsoft Word. С его помощью можно подготовить наглядные пособия, разнообразные материалы: программы, конспекты уроков, дидактические карточки, напечатать тематическое планирование, можно создать иллюстрированные тесты и упражнения, организовать выпуск школьных периодических изданий по предмету, оформить кабинет, выполнять творческие проекты, задания, исследования, доклады для конференций, представлять в интересной, визуально привлекательной форме.
Электронные таблицы Microsoft Excel. Эта программа для обработки табличных данных: их ввода, выполнения вычислений, построения графиков и диаграмм, составление списков тестируемых учеников, вычисление средней оценки и коэффициента результативности, процент качества и степени обученности учащихся. С помощью электронных таблиц можно обеспечить себя тестами для компьютерного тестирования учеников и сэкономить время на рутинной работе по их проверке.
Графический редактор (Adobe Photoshop. Paint) Позволяет делать монтаж изображений, создавать изображения для оформления материалов, которые учитель использует и на уроке, и для оформления внеклассных мероприятий.
GIF-анимация. Анимированные изображения "оживят" лекционный материал. Также они украсят страничку в интернете. В любую работу учащийся может вставить собственную анимацию, что сделает ее визуально привлекательной и динамичной.
Программа PowerPoint. С помощью программы PowerPoint можно создавать презентации для последующего показа во время выступления на семинаре или конференции, подготовке раздаточного материала для учащихся. Презентации можно использовать и для сопровождения уроков-лекций, и для подготовки дополнительных материалов, которыми ученики могут воспользоваться во внеурочное время. Можно также использовать презентации как одну из форм представления творческих работ учеников. Средствами программы PowerPoint можно создавать оригинал-макеты грамот и дипломов для школьных олимпиад, конкурсов, фестивалей, можно даже верстать страницы школьных изданий: газет и журналов.
       На своих уроках я использую такие формы работы как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Выполняя данную работу, учащиеся используют ресурсы Интернета, что позволяет выполнить её на более качественном уровне. Ученик проводит огромную научно-исследовательскую работу, использует большое количество источников информации. Это позволяет избегать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки самостоятельной работы. Мои ученики используют компьютерные презентации, выполняя экзаменационные рефераты и научные проекты.

Интернет. В век новых информационных технологий книга перестает быть главным источником информации. При всех ее достоинствах, книге не хватает оперативности. Обновление информации происходит стремительно, справиться с потоком новых сведений под силу только электронным средствам. Интернет превращает человечество в единое сообщество, каждому члену которого может быть открыт доступ к источникам самой различной информации. Подключив компьютер к сети Интернет можно получить практически любую информацию.
       Основной целью обучения иностранному языку учащихся средней школы является воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование.
       Интернет позволяет: переписываться по электронной почте со школьниками других стран, создавать и проводить совместные телекоммуникационные проекты, участвовать в разнообразных конкурсах и олимпиадах, текстовых и голосовых чатах, публиковать творческие работы детей на образовательных и художественных сайтах и получать отзывы на них из всех стран мира. При этом создается не имитации общения, а идет интересный, захватывающий диалог двух или нескольких культур, а если проекты затрагивают страноведческий аспект, то расширяются общие знания школьников, возрастает заинтересованность не только в изучении иностранного языка, но и других предметов.

Формы работы с компьютерными программами разнообразны.

На начальном этапе обучения (5 класс) речевые умения и навыки учащихся могут быть закреплены и отработаны с помощью программ Magic Land, Tandem, Play Room, Dinosaur и некоторые другие..

С учащимися более продвинутого уровня можно использовать программы, предназначенные для отработки грамматики: English Grammar in Use, LEARN, Active I.

Каждая программа ориентирована на отработку одного или группы навыков. Так программа Tandem (применительно к английскому языку) отрабатывает правила чтения в игровой форме.

Dinosaur. Цель этой программы - наработка лексики. Эта программа также представлена в виде игры.

Magic Land. Эта программа предполагает тренировку большинства грамматических явлений английского языка.

Компьютер дает возможность индивидуализации процесса обучения. Каждый ученик работает так, как может, он имеет возможность остановиться, подумать, исправить ошибку.


     Практическая часть
Подготовили: Потёкина Ю.К., руководитель НОУ МОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина» и Слюсарь Н.А.- руководитель ГМО, учитель английского языка МОУ «СОШ №8 им. А.С. Пушкина»



Научно-исследовательская работа учащихся

       Введение


       Несмотря на несомненные успехи учащихся школ в освоении исследовательских умений и навыков, о чем свидетельствуют выступления на последних конференциях, в практике проведения исследовательской работы сохраняется тенденция к представлению работ, не соответствующих традиционно установленным требованиям. Анализ работы конференций показывает, что эта проблема далеко не единственная в ряду затруднений, поджидающих и ученика и учителя.

К наиболее типичным относятся:

    замена исследовательской работы рефератом, т.е. обзором различных научных произведений;
    замена исследования работой компилятивного характера, т.е. соединением логично выстроенных в одно целое отрезков из разных научных текстов;
    отсутствие законченности в работе, что обусловливается отсутствием систематического подхода к исследовательской деятельности. Вместо рассчитанной на долговременный срок работы иногда в спешном порядке на конференцию представляется текст, созданный в кратчайшие сроки по методу «штурмовщины»;
    неспособность учащегося грамотно вести дискуссию по защите результатов своего исследования и отвечать на вопросы аудитории, что часто является признаком отсутствия этапа предварительного обсуждения.

       Еще одна проблема, решение которой вызывает затруднения у участников исследовательской деятельности, связана с этапом оформления исследования, где также действуют выработанные для оформления научных текстов правила и приемы. Попытка обойтись без знакомства с ними ведет лишь к досадным недоразумениям.

       Реферат может рассматриваться как один из этапов научно - исследовательской работы, но ни в коем случае не как ее заменитель. Реферирование решает, прежде всего, учебные задачи, такие как, обучение навыкам грамотного обзора литературы, сопоставлению различных точек зрения по теме и т.п.

Научно-исследовательская деятельность — это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний.
Учебно-исследовательская деятельность — это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

1. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

      

Объектная область исследования — это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она может соответствовать той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.
Объект исследования — это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект — это своеобразный носитель проблемы — то, на что направлена исследовательская деятельность. С понятием объекта тесно связано понятие предмета исследования.
Предмет исследования — это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонами и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы. Границы между объектной областью, объектом, предметом условны, подвижны.

       Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. Ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

       Изучение научной литературы целесообразно с самостоятельной работы по составлению библиографического списка источников по теме. Цель изучающего чтения — получение необходимой информации; понимание логики доказательств; поиск ответов на поставленные перед вами вопросы. При изучении литературы не следует стремиться к заимствованию материала. Будет правильнее сопоставить, проанализировать найденную информацию. Ведь основой для получения нового знания должны служить не чьи-то, а собственные мысли, пусть и возникшие в ходе знакомства с чужими работами как отклик на них.

       Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Это один из самых ответственных моментов работы над исследованием.
Гипотеза должна удовлетворять ряду требований:
    быть проверяемой;
    содержать предположение;
    быть логически непротиворечивой;
    соответствовать фактам.
В переводе с древнегреческого гипотеза значит е основание, предположение. В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение о непосредственно наблюдаемом явлении. После накопления значительного количества фактического материала рабочий вариант гипотезы уточняется, видоизменяется и приобретает вид окончательной научной гипотезы.
Вслед за выработкой гипотезы начинается следующий этап подготовки к исследованию - определение его цели и задач. Точнее, не начинается, а продолжается, так как выработка цели и задач происходит уже в ходе разработки гипотезы.

       В общем виде цель и задачи должны уточнить направления, по которым пойдет доказательство гипотезы.
Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
Наиболее типичные цели:
    определение характеристик явлений, не изученных ранее;
    выявление взаимосвязи неких явлений;
    изучение развития явлений;
    описание нового явления;
    обобщение, выявление общих закономерностей;
    создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — традиционно употребляемыми в научной речи клише:
    выявить...;
    установить...;
    обосновать...;
    уточнить...;
    разработать. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.
Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.

       Метод — это способ достижения цели исследования. От выбора метода зависит сама возможность реализации исследования — его проведения и получения определенного результата.
Методы научного познания традиционно делятся на:
   Теоретические;
   Эмпирические;
   Математические.

2. ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

       Проведение исследования включает в себя два последовательных этапа: собственно проведение (так называемый технологический этап) и аналитический, рефлективный этап. Для четкого уяснения последовательности проведения исследования необходимо составить рабочий план. В рабочей программе исследования рассматриваются действия по подготовке и проведению экспериментов.
В рабочем плане необходимо указать цель планируемых экспериментов; перечислить необходимый для их проведения инвентарь; формы записей в черновых тетрадях. В рабочий план также включается первичная обработка и анализ результатов практических действий, этап их проверки.
Обычно подготовка и проведение исследовательской работы занимают от года до полутора лет.

3. ОФОРМЛЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

       Оформление результатов исследования — один из самых трудоемких процессов работы. Существует несколько основных форм представления результатов научной работы:
    текст научного сочинения,
    статья, тезисы;
    доклад, сообщение,
    отчет и т.д.
       Оформление итогов научной работы начинается с компановки подготовленных текстов по главам в соответствии с примерной структурой работы. После того как главы сформированы, следует их внимательно прочитать и отредактировать как с точки зрения орфографии и синтаксиса, так и по содержанию (сверить цифры и факты, сноски, цитаты и т.п.). Сразу же после прочтения каждой главы и осуществления правки приступают к написанию выводов к соответствующей главе. Вывод по главе обычно содержит изложение сущности вопроса, разбираемого в ней, и обобщение результатов проделанного анализа.
Далее составляется заключение по всей работе. Только после этого приступают к написанию введения к работе.
Затем следует составление библиографического списка. Он представляет собой перечень книг и статей в периодических изданиях, расположенных в алфавитном порядке по фамилиям авторов или названиям коллективных трудов без указания авторов на титульном листе.

       Титульный лист является первой страницей научной работы и заполняется по определенным правилам. Они предполагают указание автора работы, темы работы, фамилии, имени, отчества и должности, научной степени и звания научного руководителя.

Оглавление следует за титульным листом. Оно включает в себя указание на основные элементы работы: введение, главы, параграфы, заключение, список литературы (библиография), приложения.

Введение представляет собой наиболее ответственную часть научной работы, так как содержит в сжатой форме все основные, фундаментальные положения, обоснованию и проверке которых посвящено исследование. Введение должно включать в себя: формулировку темы; актуальность исследования; проблему исследования; объект, предмет; цель, задачи; гипотезы; методы исследования; этапы исследования; структуру исследования; его практическую значимость; краткий анализ литературы. Объем введения по отношению ко всей работе небольшой и обычно составляет 2—3 страницы.

Текст научно-исследовательской работы делится на крупные главы и мелкие параграфы, части. Существует еще один, простейший, способ рубрикации внутри текста: с помощью абзацев -отступов вправо в строке при начале новой смысловой части. Абзацы — это своеобразный композиционный прием, позволяющий более зримо обозначить логические акценты в тексте.

Основная (содержательная) часть работы может содержать 2—3 главы. (Название этой части как основной скорее связано с ее большим, чем у остальных частей, объемом, нежели со значением, так как, например, введение является ничуть не менее значимой частью работы). Глава 1 обычно содержит итоги анализа специальной литературы, теоретическое обоснование те- 1 мы исследования; главы 2—3 описывают практические этапы работы, интерпретацию данных, выявление определенных закономерностей в изучаемых явлениях в ходе эксперимента. Каждая глава завершается выводами.

Заключение обычно составляет не больше 1—2 страниц. Основное требование к заключению: оно не должно дословно повторять выводы по главам. В заключении формулируются наиболее общие выводы по результатам исследования и предлагаются рекомендации. Отмечается степень достижения цели, обозначаются перспективы дальнейших исследований.

Библиографический список — это список изученной по теме литературы.

Рисунки лучше размещать сразу же после первого упоминания о них в контексте работы.

Таблицы, как и рисунки, располагаются после первого упоминания о них в тексте работы. Если таблицы непосредственно не связаны с текстом, то их можно располагать в приложении.

Цитаты в тексте работы (во всех вариантах) обязательно заключаются в кавычки. На каждую цитату следует давать указание источника.

4. ЗАЩИТА РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

На все выступление отводится не более 5—7 мин. По регламенту можно рассчитывать дополнительно на 1-2 мин, но не более. Ни о теме (ее уже объявили), ни о том, что было прочитано (список литературы), говорить не следует. Защита ни в коем случае не должна сводиться к пересказу всего содержания работы.

Четкое и ясное представление о работе у самого докладчика — залог понимания его аудиторией. Доклад можно разделить на 3 части, состоящие из отдельных, но связанных между собой блоков.

Первая часть по сути кратко повторяет введение исследовательской работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, описывается научная проблема, формулируются задачи исследования и указываются его основные методы.
Во второй части, самой большой по объему, нужно представить содержание глав. Особое внимание комиссия обращает на итоги проведенного исследования, на личный вклад в него автора. При изложении основных результатов можно использовать заранее подготовленные схемы, чертежи, графики, таблицы, видеоролики, слайды, фильмы. Демонстрируемые материалы должны оформляться так, чтобы они не перегружали выступление и были видны всем присутствующим в аудитории.
В третьей части целесообразно кратко изложить основные выводы по результатам исследования, не повторяя тех выводов, которые уже были сделаны в ходе изложения содержания по главам.

Оцените свое выступление (как выступление другого) по следующим характеристикам:

    логичность;
    точность;
    ясность;
    доступность;
    убедительность;
    интересность;
    выразительность;
    уверенность;
    контакт со слушателями;
    уместность жестов;
    выражение лица и т.д.

Научно-практическая конференция учащихся


Защита исследовательских работ:

    «Немецкие принцессы на престоле Российском»
Петрова Алина, учащаяся 8 класса МОУ «СОШ № Ю2». Руководитель: В.В.Вакуленко, учитель немецкого языка
    «Варианты английского языка: Британский. Американский, Английский»
Ким Валерия, учащаяся и класса МОУ «Гимназия № 2». Руководитель: О.П Луценко, учитель английского языка
    «Сходство генеалогических схем происхождения английских , русских и украинских фамилий»
Улаева Алина, учащаяся и класса МОУ «Лицей №з». Руководитель: Н.М. Мосина, учитель английского языка
    «Британские Королевские церемонии»
Девятко Александр, учащийся 7 класса МОУ «Гимназия № 6». Руководитель: Н.М. Клименко, учитель английского языка

Защита проектных работ:

    «Шотландия»
Горлов Николай, учащаяся 8 класса, МОУ «СОШ № 8 имени А.С.Пушкииа». Руководитель: Слюсарь Н.А., учитель английского языка
    «Лучший из миров. Мой край — Кабардино-Балкария»
Ашурбекова Виктория, Надеин Алексей, учащиеся 11класса МОУ «СОШ № 8 имени А.С.Пушкина». Руководитель: Слюсарь Н.А., учитель английского языка  

           


Возврат >


Hosted by uCoz