|
ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
Понятие «мониторинг» появилось в процессе изучения влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую природную среду. Систематическое отслеживание результатов этой деятельности, ее коррекция — суть мониторинга.
В настоящее время мониторинг является одним из основных методов продуктивного контроля деятельности практически любой организации. В силу того, что при использовании этого метода основное внимание направляется на контроль процесса деятельности, появляется возможность своевременной ее коррекции, а, следовательно, и обеспечивается более короткий путь к получению оптимальных результатов. Мониторинг требует культуры сбора информации. Поэтому мониторинг справедливо называют информационной технологией.
Белым пятном на образовательной карте России называет профессор А.Найн страх педагога перед самим собой, страх перед государством в лице проверяющих. Своеобразным лекарством, избавляющим от страха, можно считать государственные стандарты образования. Но вариативное развивающее образование и тем более оздоровительная деятельность дошкольного учреждения не могут быть сведены к стандарту. Неуклонно развивающаяся педагогическая мысль в процессе разработки новых технологий и интенсификации оздоровительной деятельности неизбежно приводит к поиску соответствующих методов и форм контроля, чтобы на этих технологиях не мог бы быть поставлен гриф «использовать в работе опасно для здоровья детей».
Психолого-педагогический мониторинг в этом смысле является более сильным лекарством, чем стандарты образования. Он позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательной деятельности, но и своевременно корректировать ее в случае возможности негативного воздействия на здоровье и психическое развитие ребенка. Кроме того, при разработке оздоровительных технологий использование метода мониторинга позволяет подойти к цели кратчайшим путем.
Мониторинг оптимизирует управление процессами, системами деятельности, развитием организаций и структур, позволяя включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов и специалистов дошкольного учреждения, что обеспечивает демократичность и предельную объективность контроля.
Исследователями понятие психолого-педагогического мониторинга трактуется по-разному: как инновация, как диалог проекта с текущими процессами, как сбор и обобщение информации, как метод оптимизирующего деятельность контроля.
Мы будем придерживаться следующего определения:
Психолого-педагогический мониторинг — это сложный процесс, включающий в себя систему взаимосвязанных специфических видов деятельности, необходимых для оперативного отслеживания результатов педагогических воздействий и среды дошкольного учреждения на здоровье, физическое и психическое развитие воспитанников.
Основной целью психолого-педагогического мониторинга является своевременность коррекции образовательной и оздоровительной деятельности, а также условий среды дошкольного образовательного учреждения для предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на здоровье и психологическое благополучие детей. Но, кроме того, мониторинг позволяет выявить наиболее эффективные технологии и методы физкультурно-оздоровительной деятельности.
ХАРАКТЕРИСТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА КАК МЕТОДА КОНТРОЛЯ
Контроль, как правило, завершает управленческий цикл, и многие специалисты видят в нем основную деятельность руководителя.
Принято различать два вида контроля: контроль результатов и контроль процесса.
Контроль результатов позволяет выяснить, что было сделано из запланированного, что осталось невыполненным, какие результаты были достигнуты. Контроль результатов служит улучшению качества трудового процесса. Но в этом случае руководитель и воспитатель набираются опыта, учась на своих ошибках. Но если ошибки касаются здоровья, физического и личностного развития детей, их следует избегать. Этому во многом помогает контроль процесса.
Контроль процесса позволяет выявить, имели ли место отклонения от деятельности, удачно ли для этого подобраны люди и средства, насколько рациональна деятельность, правильно ли определены ее временные параметры.
Организовать контроль процесса бывает сложнее, нежели контроль результатов. Поэтому в практике чаще предпочитают последнее и, как шутил знаменитый писатель Марк Твен, люди очень удивляются тому, «что, не зная, куда ехали, приехали не туда».
С психологической точки зрения предпочтение руководителем и методистом контроля результатов контролю процесса позволяет им уйти от личной ответственности, найдя «виноватых». Мы вовсе не критикуем метод контроля результатов, но он не является оптимальным для оценки качества и эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности, потому что не позволяет в полной мере выяснить, что привело к таким результатам, каковы и в какой временной период наблюдались отклонения в деятельности и каковы будут последствия этой деятельности.
Но и контроль процесса имеет свои слабые стороны. При неумелой его организации может «размываться» персональная ответственность педагогов и других сотрудников дошкольного учреждения.
Психолого-педагогический мониторинг позволяет достичь оптимального сочетания контроля результата и процесса, способствуя совершенствованию деятельности и ее развития. Его цель не просто в познании того, как осуществляется деятельность и каковы ее результаты. Она заключается в создании проекта новой деятельности, расширяющей рамки возможностей педагога и дошкольного учреждения в целом.
Чем же определяется содержание мониторинга?
Содержание мониторинга определяется его объектами. В дошкольном учреждении ими могут быть:
физическое развитие и физическая подготовленность детей,
знания, умения, навыки детей по усвоению программного материала;
здоровье детей,
нервно-психическое развитие,
адаптация к условиям дошкольного учреждения,
различная деятельность ребенка и его развитие в ней,
влияние создаваемой в учреждении социокультурной среды на развитие и благополучие детей;
профессионально – личностное развитие педагогов;
просветительская работа и др.
Создание специальной технологии мониторинга в рамках построения педагогического процесса — насущная потребность современного дошкольного образования. Применение этой технологии в качестве основного метода контроля эффективности развития, воспитания и обучения детей позволяет полностью реализовать важнейший гуманистический принцип «Не навреди!», избежать многих ошибок в педагогической деятельности, прогнозировать ее дальнейшее развитие.
Следует отметить, что мониторинг как метод контроля этичен, поскольку не «ищет виновных», психологичен, так как способствует повышению уровня мотивации персонала через ясное видение путей решения проблем и создает чувство уверенности в успешности действий. Он педагогичен, поскольку способствует объединению педагогов вокруг главных целей посредством включения их в аналитико-диагностическую и проектировочную деятельность, которая является одной из важнейших функций управления развитием дошкольного образовательного учреждения.
В рамках данного семинара невозможно рассмотреть все виды мониторинга. Поэтому, сегодня мы рассмотрим вопросы мониторинговых исследований по:
индивидуальному развитию детей раннего возраста;
физическому развитию;
школьной зрелости.
|