Возврат >
...... ............
                       

      Цели:
            Продолжение выявления взаимосвязи двух видов искусства: литературы и музыки;
            Знакомство с творчеством поэта - песенника Вадима Семернина.







      Ход урока:

      1. Углубление темы.

             Тема сегодняшнего урока - «Живительный родник творчества». Искусство обладает удивительным свойством: оно помогает человеку прикоснуться к чувствам, мыслям и переживаниям тех людей, которые жили много веков назад, лучше понять самого себя и своих современников, а также представить, каким будет человек нового времени.

      Разные виды искусства тесно связаны друг с другом. Скажите мне, взаимосвязь, каких видов искусства рассматриваются на уроках музыки в первом полугодии? (Взаимосвязь музыки и литературы)

      На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без неё не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.

      Итак, литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается … (ответы детей: песня, романс…) и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом.

      Литературную - словесную, нередко стихотворную программу имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике или выражено в названии произведения.

      Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Вспомните несколько литературных проиведений, в которых «звучит» музыка.

      И музыку, и литературу объединяет общность жанров. Нередко и поэтические, и музыкальные произведения получают одинаковые названия.

      2. Работа с интерактивной доской.

             Выполните задание: Сначала на доске найдите названия литературных произведений и обведите их зеленым маркером. Затем найдите названия, которые встречаются у музыкальных произведений, выделив их красным маркером. Таким образом мы выявили общие жанры музыки и литературы (песня, романс, запевка, а также сказка, поэма, баллада и др.)

      Следующее задание: Вы, ребята, знаете, что в литературных произведениях может быть большее или меньшее число действующих лиц, белее или менее широкое развитие сюжетной линии. Повесть больше по объему, чем рассказ, а роман - полнее, чем повесть. Подумайте и стрелочкой соедините музыкальное произведение и схожее с ним по объему, эмоциональному содержанию, количеству действующих лиц литературное произведение.

      3. Поэтическая страница.

             В нашей школьной библиотеке я нашла небольшую книгу поэта Вадима Семернина «Музыка всюду живёт». В ней я нашла замечательные стихи о музыке, музыкальных инструментах, о душе народа - песне. На прошлом уроке я дала вам задание: уметь выразительно прочитать стихотворение о Музыке Природы.
      (Далее следует чтение детьми избранных стихотворений Вадима Семернина.)

      4. Просмотр мультипликационного фильма.

             Большое вам спасибо за прекрасные стихи! Всех тех ребят, которые не успели сегодня прочитать подготовленные фрагменты, мы обязательно послушаем на следующих уроках. А теперь - сюрприз. Ваши стихотворения задали особый тон нашему уроку. К теме, которую мы сейчас затронули, очень подходит сюжет одного забавного мультфильма. Давайте просмотрим его, а затем вместе обсудим увиденное. (Следует просмотр м/ф «Крот и музыка».)

      Вы заметили, ребята, что каждая из птиц в этом мультфильме изображалась с особым музыкальным инструментом? Как вы думаете, почему?

      Голоса птиц имеют разные тембры, как и музыкальные инструменты. Режиссёр «вручил» птицам подходящие музыкальные инструменты: сове - трубу, скворцу - скрипку, а дятлу - барабан…

      5. Работа с Музыкальной Энциклопедией.

      Приглашаю вас заглянуть на странички музыкальной энциклопедии; откроем её там, где написано про музыкальные инструменты. (На экране - Музыкальная энциклопедия). Под значками, взгляните, спрятано много музыкальных инструментов. Так как сегодня я хочу предложить вам послушать концерт для гобоя (фа мажор), часть первую (Allegro) композитора, под музыку которого вы слушали стихи - Антонио Вивальди, познакомимся немного с солирующим инструментом - гобоем. (Дети рассматривают инструмент, слушают образцы звучания). Заглянем мы и на страничку о композиторах. Что расскажет нам о Вивальди музыкальная энциклопедия?

      6. Прослушивание первой части Концерта для гобоя фа-мажор.

      Дети составляют характеристику музыкально фрагмента, используя Таблицу эмоциональных состояний В.Г. Ражникова. Ответы детей заслушиваются, одобряются или корректируются.

      7. Завершение урока.

             Прекрасная музыка, замечательный композитор… Давайте исполним недавно разученную песню Юрия Верижникова «Вивальди». (Следует презентация к песне)

      …Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?.. Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?.. Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас РЕАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих видов искусства это общее выражается разными средствами…

      Литература
      1. Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Авторская программа по музыке. - 2007
      2. Семернин В. Музыка всюду живёт: сборник поэта. - 1983



           

      В рамках семинара – практикума «Мастерская творческих идей»
      был дан урок в 5 классе учителем музыки МОУ № 5 г. Прохладного КБР Бабяк Д.С.

Возврат >



Hosted by uCoz