< Вернуться

Методическая разработка урока физики
с использованием элементов технологии «критического мышления»
«ГУМАНИТАРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЯДЕРНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ»

http://www.enauki.ru/yader/#more-270


         автор: Елена Степанова,
учитель физики ГОУ СОШ № 1302 города Москвы

         Педагогическая технология РКМ (развитие «критического мышления») позволяет освоить новый способ познания. Уроки, выстроенные по технологии «критического мышления», побуждают детей самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

Тема урока: «Гуманитарные проблемы ядерной цивилизации» (9, 11 классы)

Цели:

    1. Образовательный аспект: создать условия для выявления положительных и отрицательных сторон научных открытий и технологических достижений; продолжить формировать интерес к научным знаниям; способствовать расширению знаний учащихся по темам «Радиоактивность», «Атомная энергия и её использование»; показать возможные области применения атомной энергии.
    2. Развивающий аспект: способствовать формированию аналитического и креативного мышления, интеллектуальных навыков, обобщения, умения выделять главное, ставить перед собой вопросы; раз¬витие исследовательских умений, речевых навыков.
    3. Воспитательный аспект: способствовать воспитанию культуры умственного труда, формированию коммуникативных качеств личности.
    4. Приёмы «критического мышления»: кластер, «пометки на полях», синквейн, «толстые и тонкие» вопросы.

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Ход урока

1. Стадия вызова

         Энергия — это основа основ успешного развития любого государства. Все блага цивилизации, все материальные сферы деятельности человека — от применения в быту до исследования Луны и Марса — требуют расхода энергии. Наличие энергоресурсов, их виды, доступ к ним значительно влияют на экономическое развитие отдельных отраслей и страны в целом. Постоянное развитие промышленности увеличивает потребление энергоносителей. Уровень материальной, а в конечном счёте и духовной культуры людей находится в прямой зависимости от количества энергии, имеющейся в их распоряжении. А потребности человека всё время растут, да и людей становится всё больше.

Составление кластера «Энергия»

         В центре листа пишется слово (тема, проблема). Далее вокруг этого слова записываются слова или предложения, связанные с данной темой. Работа в парах с последующим обсуждением и составлением общего кластера на доске. По ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в грозди. Кластер не обязательно должен иметь форму грозди, возможны и другие способы оформления смыслов.

2. Стадия осмысления

         Люди зачастую относились к природе прагматически. Именно этот подход привёл к тому, что во второй половине, а особенно к концу ХХ века произошли глобальные изменения, которые сделали реальной угрозу самоуничтожения человечества. Одно из них — овладение атомной энергией. Сегодня мы постараемся обсудить положительные и отрицательные стороны её применения. Это очень широкая тема, и мы выбрали такие направления:

    • Энергетический голод. Почему необходимо развивать атомную энергетику?
    • «Смертельная опасность или жизненная необходимость». Атомная энергетика — за и против.
    • Авария на АЭС «Фукусима–1».
    • Проблемы современной атомной энергетики. Каковы пути их кардинального решения?

         Объединяемся в малые группы (по 4–6 человек) или в пары, работаем с текстом по заданной тематике. При чтении текста предлагается: выделить главную мысль/мысли данного текста; подобрать факты, закономерности, примеры, иллюстрирующую эту мысль.

Презентация результатов

         По завершении работы выступающий от каждой группы зачитывает результаты работы группы, аргументируя свою точку зрения цитатами из текста.

         Учитель фиксирует ответы на доске (интерактивной доске). Другие ученики и педагог задают вопросы. Вопросы должны носить только уточняющий характер и начинаться со слов: «Правильно ли я понял, что…?» В зависимости от учебных задач педагог может сделать акцент на отдельных моментах выступления. Таким образом, группы друг друга не повторяют, а дополняют, продолжается актуализация, погружение в проблему и осуществляется взаимообучение. Идеи, факты, мысли, которые вызвали споры, также записываются на доску, их отмечают, например, знаком «?» (к ним будет возможность вернуться).

3. Стадия рефлексии

         Вернёмся к кластеру и дополняем его с учётом того нового, что мы узнали.

Подводятся итоги:

         Энергетическая проблема выросла в XXI веке в глобальную проблему всего человечества. Как она будет решаться, каким источникам энергии будет принадлежать главная роль в экономике — от этого во многом зависит развитие цивилизации на Земле.

         Дополнительно можно предложить задания, связанные с дальнейшим развитием вопроса, изучением дополнительных источников. Поскольку цель использования данной стратегии — формирование умения работать с информацией, то важно, чтобы дети осознали, осмыслили, оценили свою работу.

Домашнее задание

1. Можно предложить создать кластер или классификатор. Формат и логику структурирования школьник может выбирать самостоятельно, а можно оговорить модель кластера в классе. Кластер предоставляет возможность ещё раз переосмыслить учебный материал.

2. Можно предложить сформулировать вопросы, связанные не только с воспроизведением материала, но и побуждающие к размышлению.
Например:

    • В связи с какими событиями возникли сомнения в необходимости развития атомной энергетики?
    • В связи с чем возникла необходимость поиска новых источников энергии?
    • Сколько АЭС сегодня работает в нашей стране?
    • Какая АЭС является крупнейшим производителем энергии в России?
    • Назовите главные проблемы атомной энергетики.
    • Как можно обезвреживать радиоактивные отходы?


3. Можно предложить составить синквейн на тему: «Атомная энергия», «Фукусима», «Радиация». ***
Источники для составления текстов:
    • «Википедия» http://ru.wikipedia.org
    • Российское атомное сообщество www.atomic-energy.ru
    • Экофорум «Экология и просвещение» www.eсoatominf.ru
    • Пресс-центр атомной энергетики и промышленности www.minatom.ru
    • «Экологическая правда» www.eco-pravda.ru
    • Информационное агентство «Pro Atom» www.proatom.ru
Примеры текстов для чтения, применённых на второй стадии («Стадия осмысления»)

Текст №1

         Ядерная энергетика остаётся предметом острых дебатов. Сторонники и противники ядерной энергетики резко расходятся в оценках её безопасности, надёжности и экономической эффективности.

         Опасность связана с проблемами утилизации отходов, авариями, приводящими к экологическим и техногенным катастрофам, а также с возможностью использовать как оружие массового поражения повреждение этих объектов обычным оружием.

         «Двойное применение» предприятий ядерной энергетики, возможная утечка (как санкционированная, так и преступная) ядерного топлива из сферы производства электроэнергии, его использование для производства ядерного оружия служит постоянным источником общественной озабоченности, политических интриг и поводов к военным акциям (например, операция «Опера», Иракская война).

         Главное преимущество — практическая независимость от источников топлива из-за небольшого объёма используемого топлива. Расходы на перевозку ядерного топлива в отличие от традиционного угля или мазута, ничтожны.

         Огромным преимуществом АЭС является её относительная экологическая чистота. На ТЭС суммарные годовые выбросы вредных веществ на 1000 МВт установленной мощности составляют от 13 000 тонн в год на газовых до 165 000 тонн на пылеугольных. Подобные выбросы на АЭС полностью отсутствуют. ТЭС мощностью 1000 МВт потребляет 8 миллионов тонн кислорода в год для окисления топлива, АЭС же не потребляют кислорода вообще. Единственный фактор, в котором АЭС уступают в экологическом плане традиционным ТЭС, — тепловое загрязнение, вызванное большими расходами технической воды для охлаждения конденсаторов турбин, которое у АЭС несколько выше из-за более низкого КПД. Однако этот фактор важен для водных экосистем, а современные АЭС в основном имеют собственные искусственно созданные водохранилища-охладители или вовсе охлаждаются градирнями.

         Главный недостаток АЭС — тяжелые последствия аварий, для исключения которых АЭС оборудуются сложнейшими системами безопасности с многократными запасами и резервированием, обеспечивающими исключение расплавления активной зоны даже в случае максимальной проектной аварии.

         Несомненный вред радиации, особенно в высоких дозах, сегодня известен всем. Если ситуация на АЭС не выходит из-под контроля, то их вредное влияние на здоровье людей сопоставимо с действием угольных электростанций или удобрений. Оно намного ниже, чем влияние природных источников излучения (таких, как космические лучи, некоторые минералы и горные породы, применяемые в строительстве). Кстати, наибольшие дозы облучения человек получает… в поликлинике, при рентгенодиагностике.

Текст №2

         11 марта на северовосточном побережье Хонсю, в 130 км от берега произошло одно из крупнейших в истории Страны восходящего солнца землетрясений. В непосредственной близости от побережья расположены четыре действующие АЭС: «Фукусима-1», «Фукусима-2», «Онагава» и «Токай». В их составе находится четверть всех работающих в стране ядерных реакторов (14 из 55). Развитие ядерной энергетики в последние десятилетия является для Японии приоритетным, чем-то вроде национального проекта: с помощью собственных АЭС страна борется с колоссальной зависимостью от импорта энергоносителей (сегодня Япония импортирует более 60%).

         Территория Японии находится в одной из самых сейсмически опасных зон планеты, здесь происходит до 20% всех средней тяжести и сильных землетрясений. Землетрясение 11 марта 2011 года имело магнитуду 8,9, но здания электростанций подземные толчки выдержали. «Фукусима-1» — одна из старейших АЭС, построенная американской фирмой «Дженерал электрик» 40 лет назад.

         Ни сами реакторы, ни стенки защищающих их герметичных стальных контейнеров этого и других блоков не получили повреждений. Сработали также системы автоматического отключения реакторов (на момент аварии во включённом состоянии находились три из шести блоков), которые должны останавливать ядерную реакцию при повышении сейсмической активности до опасных пределов.

         Однако землетрясение вызвало волну цунами высотой до 10 метров. На этот случай японские станции, расположенные на побережье, снабжены защитными дамбами. Поток воды, смывавший с побережья целые здания, не разрушил энергоблоки, в которых находятся реакторы, но вывел из строя дизельные генераторы, создав угрозу перегрева реакторов и, следовательно, тяжёлой ядерной аварии. Разрушило цунами и систему трубопроводов, которые охлаждали сами дизели.

         Перегрев на АЭС «Фукусима» вызвал серию взрывов, произошёл выброс радиоактивных газов в атмосферу и радиоактивных веществ в воды Мирового океана.

         В связи с ядерной опасностью из окрестностей АЭС были срочно эвакуированы около 180 тысяч жителей. Зона эвакуации была объявлена в радиусе 30 километров вокруг станции. Около 160 человек получили значительную дозу облучения.

         Эта запись была опубликована в рубрике ПРОСВЕЩЕНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ и отмечена метками критическое мышление, физика, школа пользователем ssivozhelezova.

        


http://www.enauki.ru/yader/#more-270


< Вернуться

Hosted by uCoz