Возврат >
Городской семинар методического объединения учителей физики
Урок - практикум
Подготовили: учитель физики Серкина Е.Л. и руководитель ГМО Стерхова О.И. МОУ «СОШ №5», Прохладный - 2008г.

     

Знание составляется из мелких
крупинок ежедневного опыта.
Д.И. Писарев

Цели: формировать понятия о физическом эксперименте и методах исследования, осуществить комплексный контроль усвоения знаний и сформированности практических умений.
Задачи урока:
    Осмыслить применение изученных величин и связывающих их формул;
    Обобщить знания об ЭДС и законе Ома для полной цепи;
    Самостоятельно применять знания и практические умения при решении расчетных задач, лабораторном и демонстрационном эксперименте.

Этапы урока
Длительность
Формы и методы обучения
I Актуализация знаний учащихся.
Постановка задач урока
5-7 мин. Физическая эстафета. Физический диктант.
Задание «Укажи ошибку!»
II Формирование умений и навыков 15-20 мин. Работа в группах. Записи в тетрадях
III Подведение итогов 7-10 мин. Сообщения лидеров групп
IV Домашнее задание 3 мин. Сообщение учителя

1. Вступительное слово учителя.

В 1827 году появляется основной прославивший Ома труд «Гальваническая цепь, разработанная математически доктором Г.С.Омом». В этой работе он практически установил знаменитый закон, носящий его имя. Именно этому открытию, закону - основе современной электротехнике, посвящен сегодняшний урок. Начнем с физической эстафеты. В качестве разминки. Для этого мне потребуется 4 человека.



Физический диктант

Вариант 1

    Постоянный электрический ток - это...
    Каково назначение источника тока?
    Как формулируется закон Ома для полной цепи?
    Запишите выражение для силы тока в цепи, содержащей 2 резистора с одинаковым сопротивлением R, соединенные последовательно.
    При каком условии напряжение, измеренное на полюсах источника, можно считать равным его ЭДС? ( напротив варианты заданий «В чем ошибка?»)

Вариант 2

    Сформулируйте закон Ома для участка цепи (математическая запись).
    Какие силы называются сторонними? (приведите примеры)
    Что такое ЭДС? (формула, единица измерения).
    Запишите выражение для силы тока в цепи, содержащей 2 резистора с одинаковым сопротивлением R, соединенные параллельно.
    Какое явление называется коротким замыканием? От чего зависит ток короткого замыкания? ( напротив варианты заданий «В чем ошибка?»)

Физическая пауза: Это Интересно!

Работу Ома встретили в Германии очень хорошо. В 1883 году ученый был уже профессором политехнической школы в Нюрнберге. Однако за рубежом, особенно во Франции и Англии, работы Ома долгое время оставались неизвестными. Через 10 лет после появления его работы французский физик Пулье на основе экспериментов пришел к таким же выводам. Но Пулье было доказано, что установленный им закон еще в 1827 году был открыт Омом. Любопытно, что французские школьники и поныне изучают закон Ома под именем закона Пулье.

2. «Решай, да проверяй!»

Вам предлагаются результаты эксперимента, а вы должны описать ход самого опыта и доказать правильность своего ответа.
Задание 1.
Какова ошибка измерения ЭДС источника тока, если школьный вольтметр, присоединенный к его полюсам, показывает 4В, внутреннее сопротивление источника тока 0,55Ом, а сопротивление вольтметра 700Ом?                                            Дано:                                                                  Решение:


Ошибка незначительная, ею можно пренебречь и считать, что вольтметр измеряет ЭДС.

Задание 2.

На рисунке изображена электрическая цепь. Определить показания амперметра и вольтметра для положений 1 и 2 переключателя П. ЭДС источника 1,5В, его внутреннее сопротивление г = 0,5Ом, сопротивление R = 2,50м. Сопротивление амперметра и подводящих проводников ничтожно мало, а сопротивление вольтметра очень велико. Каковы будут показания амперметра и вольтметра, если переключатель окажется на контакте 3?

Положение 1:

Положение 2:


Положение 3:

Задание 3.

Используя источник тока, вольтметр, амперметр, реостат, ключ и соединительные провода, измерить ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока.


Физическая пауза: Это Интересно!

Как вы думаете, какое напряжение может представлять опасность для жизни человека? (Подсказка: опасная для жизни человека сила тока равна 0,05 А). Сопротивление человеческого тела между его руками изменяется в зависимости от его самочувствия, опускаясь до 800Ом. Следовательно, человек может погибнуть при напряжении уже в 40В! С током лучше не шутить! Лидеры групп докладывают о выполнении заданий и комментируют задачу, используя слайды.

Домашнее задание:

Реостат сопротивлением R.2=20 Ом включен в цепь, как показано на рисунке. ЭДС батареи 4,5В, ее внутреннее сопротивление г = 0,5 Ом; сопротивление R1=10,5 Ом. Определить показания амперметра и вольтметра, когда ползунок включает:
а) 0,2 сопротивления реостата;
б) 0,7 сопротивления реостата.

     


Возврат >


Hosted by uCoz