Возврат >
Городской семинар методического объединения учителей общественных дисциплин
Открытый урок по основам правовых знаний в 9 классе
Подготовила учитель истории МОУ «СОШ №4 им. А.Г. Головко» Н. А. Шебалкова, Прохладный - 2008г.

     
           

Цели урока:
- Сформировать представление у учащихся о трудовом договоре и существенных условиях его заключения, научить различать права и обязанности субъектов трудовых правоотношений;
- Развивать умения учащихся работать с правовым документом, анализировать его, формулировать и подтверждать примерами свою точку зрения, моделировать ситуации;
- Воспитывать правовую культуру у учащихся, умение защищать свои права.

План урока:
    Организационный момент;
    Стадия вызова (просмотр видеоролика, разбор синквейна);
    Стадия осмысления (изучение нового материала с использованием презентации);
    Рефлексия (закрепление изученного материала);
    Домашнее задание.

Ход урока:

2. Стадия вызова

На прошлых уроках мы знакомились с различными видами правоотношений, такими как, гражданскими, налоговыми. Сегодня на уроке мы приступаем к изучению трудовых правоотношений. И начнем мы знакомство с данными правоотношениями с темы «Трудовой договор».

Сегодня на уроке нам предстоит разобраться в следующих вопросах:

        Как Трудовой кодекс РФ определяет трудовые отношения?
        Что такое трудовой договор, кто его может заключать и на какой срок?
        Какие условия трудового договора считаются существенными?
        Зачем нужна трудовая книжка?
        Можно ли считать себя принятым на работу, если ты приступил по поручению работодателя к исполнению трудовых обязанностей, а трудовой договор заключен не был?

Но прежде чем преступить к изучению нового материала, я хотела бы вам предложить посмотреть небольшой видеоролик. Просмотр видеоролика (2,5 мин.)

«Однажды на улице встретились две выпускницы школы и разговорились:
Маша:
Привет, Катя!
Катя: Здравствуй, Маша, как дела?
Маша: Да нормально, я учусь в институте на юриста, а ты где? Слушай, а что ты такая грустная?
Катя: Неприятности на меня свалились одна за другой. В институт я не поступила, поэтому устроилась на работу в магазин «1000 мелочей» продавцом.
Маша: Так это же хорошо, денег заработаешь, да и при деле будешь!
Катя: да, зарплата не плохая, но приняли меня временно, пока продавец, на чье место меня взяли, находится в отпуске по уходу за ребенком. Работала по 10 часов в день 6 дней в неделю, уставала очень. Сказала директору магазина, что не могу постольку часов работать, а он мне ответил, что план надо выполнять.
Маша:
А когда ты устраивалась на работу, ты разве в трудовом договоре не обговорили продолжительность рабочей недели?
Катя:
Никакого договора я с ним не заключала, но сначала он сказал, что у меня будет 8- ми часовой рабочий день. А месяц назад на работу опоздала, так мне выговор объявили с занесением в трудовую книжку. Но и это еще не все. Я вчера из больницы выписалась, аппендицит вырезали, взяла больничный лист, прихожу на работу, а на моем месте новая девушка работает. Директор сказал, что ему больные не нужны, и он меня уволил.
Маша:
Так что же ты бездействуешь, надо защищать свои нарушенные права!
Катя:
Да я даже не знаю, где он прав, а где виноват.
Маша:
И я не знаю, но чувствую, что-то твой директор сделал незаконно.»

Учитель:
Итак, сегодня на уроке нам предстоит помочь девушкам разобраться в сложившейся ситуации, и выяснить какие же права Кати были нарушены ее директором.

«На протяжении тысячелетий человечество шло по пути развития и совершенствования орудий труда, чтобы с их помощью создавать для людей какие-либо блага. Именно трудом, то есть целенаправленной, осознанной деятельностью по производству материальных и нематериальных благ, создается экономическая основа общества. А труд позволяет каждому человеку реализовать себя, найти свое место в жизни».

На прошлом уроке вы получили творческое опережающее задание. Вам необходимо было составить синквейн со словом «Работа» и «ТРУД». Я напомню правила составления синквейна.

Вообще в переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются 3 глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого вы высказываете свое мнение к теме. Это может быть крылатая выражение, цитата, составленная фраза. Последняя строчка - это слово-резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме синквейна.

(пример привести свой: Закон - необходимый, справедливый - охраняет, защищает, регулирует - закон суров, но это закон - необходимость). Учащиеся представляют свой синквейн по данной теме.

Учитель: «кто из вас уже определился с выбором профессии? Пройдет время, вы выучитесь, получите определенную специальность и вам предстоит процесс трудоустройства».

         3. Стадия осмысления

Итак, когда человек поступает на работу, он оказывается в сфере действия трудового права. Иначе говоря, он вступает в трудовые отношения.
Учитель: Как вы думаете, какая отрасль права будет регулировать трудовые отношения?

Трудовые правоотношения - отношения, урегулированные трудовым правом. Трудовое право - это отрасль права, которая регулирует общественные отношения по применению труда на предприятиях.
Учитель: Какие отношения регулируются трудовым правом? Отношения, связанные с чем? (с работой).

Работа - сознательная деятельность человека, направленная на создание каких-либо материальных или духовных ценностей.
Учитель: Когда можно сказать о человеке «он работает»? (учит детей, делает уроки, строит дом, трудится за станком, списывает у соседа, вытирает пыль, поливает цветы, стирает ит.д.) Как вы думаете, в каких случаях действия человека будут регулироваться трудовым правом? Действия человека будут регулироваться трудовым правом только тогда, когда он будет выступать в качестве наемного работника.

Наемный работник - работник, имеющий способность к труду, но, как правило, не имеющий средств производства и предметов труда. Индивидуальный труд, труд в семье, военный труд нормами трудового права не регулируется.

Учитель: знания о нормах трудового права мы черпаем из источников. С какими источниками трудового права вы уже знакомы? Источники трудового права:

        Конституция РФ (12.12.93.В ст. 37 закреплены принципы использования труда: труд свободен, безопасен, доброволен, оплачиваем, право на отдых, право на разрешение споров);
        Трудовой Кодекс РФ (1.02.2002 г);
        Федеральные законы («Закон о занятости»);
        Указы президента РФ;
        Постановления правительства РФ;
        Нормативно-правовые акты субъектов РФ;
        Распоряжения органов местного самоуправления;
        Корпоративные (локальные) акты.
Учитель: Лицо, которое устраивается на работу, называется работником. А лицо, принимающее работника на работу называется работодателем. Работник и работодатель являются сторонами трудового договора.

Стороны трудового договора
Наемный работник Работодатель


Поступая на работу, работники обязаны представить работодателю определенный пакет документов. Как вы думаете, какие документы имеет право требовать работодатель при приеме работника на работу?

Работа с источником (Извлечения из ТК РФ, ст. 65).
Документы, предъявляемы при заключении трудового договора:
        Паспорт, или иной документ, удостоверяющий личность;
        Трудовая книжка;
        Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;
        Документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;
        Документ об образовании;
        Учитывая специфику работы, предусмотрены иные дополнительные документы.
Требование работодателем остальных документов (справка из милиции, характеристика и др.) запрещается ТК РФ.

Какой документ подтверждает факт трудовой деятельности человека?

Основным документом, подтверждающим факт трудовой деятельности человека, является трудовая книжка. В ней фиксируется место работы, должность, а так же вносятся поощрения за особые успехи в трудовой деятельности. Дисциплинарные наказания в трудовую книжку не вносятся.

Учитель: Между работником и работодателем заключается трудовой договор. Что же такое трудовой договор?

Работа с источником (Извлечения из ТК РФ, ст. 56). Трудовой договор - соглашение между работником и работодателем, где указываются их взаимные права и обязанности (На слайде образец трудового договора).

Учитель: Из каких разделов состоит трудовой договор?
Содержанием трудового договора являются условия. Условия трудового договора делятся на существенные и иные.

    Условия трудового договора:
        существенные
        иные
Работа с источником (Извлечения из ТК РФ, ст. 57). Перечислите существенные условия и иные условия.

(Физминутка)

Как вы уже знаете из уроков обществознания, трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим возраста 16 лет. Но в каждом правиле есть свои исключения. Трудовой договор может быть заключен с работником, достигшим возраста 14 лет. Но для этого необходимо соблюсти ряд условий. Что же это за условия? Должно быть согласие одного из родителей (или лица его заменяющего), свободное от учебы время. Одним из не менее важных условий трудового договора является продолжительность рабочей недели. Всех работников условно делят на 3 возрастные категории: От 14 до 16 лет - не более 24 часов в неделю От 16 до 18 лет - не более 36 часов в неделю от 18 лет и старше - не более 40 часов в неделю

Учитель: На какой же срок может заключаться трудовой договор?
(Работа с источником ст. 58 ТК РФ) Трудовой договор может заключаться на неопределенный срок и на определенный, но не более чем на 5 лет. Если ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора по истечении его срока, а работник продолжает работать, трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Учитель: Трудовой договор заключается в письменной форме и вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем. Но может случиться так, что работник по поручению работодателя начал работать, а письменный трудовой договор с ним не заключен. Может ли такой человек считать себя принятым на работу? Да, может, ТК предусматривает правило о том, что трудовой договор вступает в силу (даже если он не подписан) с момента фактического допущения к работе. После подписания трудового договора на предприятии издается приказ о приеме работника на работу, который дается работнику под подпись для ознакомления с указанными в нем условиями. Подпись работника свидетельствует о его согласии с условиями трудового договора. Слайд №13 (образец приказа)
Смена места работы - это довольно серьезное событие в жизни каждого человека. Более того, потеря работы для человека может обернуться тем, что он пополнит ряды безработных. Вот почему вопрос о расторжении трудового договора законодательство регулирует довольно жестко. Трудовой договор может быть прекращен по нескольким основаниям. (Работа с источником ст. 77 ТК РФ)

Основания расторжения трудового договора:

        По соглашению сторон трудового договора;
        По инициативе работника;
        По инициативе работодателя;
        По обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (призыв на военную службу, признание работника нетрудоспособным).

Порядок расторжения по инициативе работника довольно прост. Он просто должен письменно уведомить администрацию предприятия о намерении расторгнуть трудовой договор за две недели до дня расторжения договора.
В отличие от работника, который имеет право расторгнуть трудовой договор в любое время независимо от причин, только предупредив об этом работодателя, работодатель может это сделать в строго определенных законом случаях и с соблюдением определенного порядка.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя:

        Ликвидация организации;
        Сокращение численности или штата работников;
        Несоответствие работника занимаемой должности;
        Неоднократное нарушение трудовой дисциплины.

По общему правилу работодатель не может уволить работника во время болезни, а также во время пребывания его в отпуске. Прекращение трудового договора оформляется приказом, после чего делается запись в трудовой книжке. При увольнении трудовая книжка и расчет выдаются в день увольнения работника.

4. Рефлексия

Учитель: Вот теперь мы можем помочь нашей героине решить ее проблему. Просмотр видеоролика повторно. Учащиеся должны указать, какие именно нарушения они выявили со стороны работодателя.

Учитель: Я думаю, что сегодняшний материал урока поможет вам в жизни не оказаться в подобных ситуациях. Каждый человек должен уметь защищать свои нарушенные права. А сейчас давайте проверим, насколько вы сегодня были внимательны.
       работа по карточкам (решение ситуативных задач мотивированными учащимися);
        тестирование;
        игра с классом.
         ИГРА «КРЕСТИКИ - НОЛИКИ»

1. Основным документом, регулирующим трудовые отношения, является Трудовой кодекс РФ.
2. Трудовое право регулирует труд только наемных работников.
3. Сторонами трудового договора является работник, работодатель и профсоюзный комитет.
4. При приеме на работу работник обязан представить следующие документы: паспорт, трудовую книжку, страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, документ об образовании, справку с места жительства, характеристику с последнего места работы или учебы.
5. Продолжительность рабочей недели для подростков от 14 до 16 лет составляет 36 часов в неделю.
6. Срок трудового договора, заключаемый на определенный срок, не должен превышать 5 лет.
7. Работник, расторгающий трудовой договор по своей инициативе, должен предупредить работодателя о расторжении трудового договора за 14 дней до дня расторжения договора.
8. При увольнении работника трудовая книжка и расчет выдаются через 3 дня после расторжения трудового договора.
9. Трудовой договор может заключаться как в письменной, так и в устной форме. Организация взаимопроверки.

Учитель: Я думаю, что сегодняшний материал урока поможет вам в жизни не оказаться в подобных ситуациях. Каждый человек должен уметь защищать свои нарушенные права.

5. Домашнее задание.

«3» - определения, задачи;
«4» - тема № 18, задачи;
«5» - тема № 18, составить трудовой договор.
Составить синквейн со словом «Предприниматель»

     

Возврат >


Hosted by uCoz