Возврат >
                 
Открытый урок по специальному курсу физики в 6 кл. СОШ №102, Прохладный, КБР, 2008г. подготовила учитель физики Хачирова С.В.
     
Ход урока.

      Организационный момент.( 1 минута.)

      Вступление. Презентация.

Загадка: Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли,
Я качаю в океане Пароходы-корабли.
Вода- великое чудо нашей планеты. Без воды не возникла бы жизнь на Земле, не было бы такого разнообразия природы, которое мы видим сейчас. О воде писали картины великие русские художники, о воде писали стихи и слагали песни.
               "Дай мне с дороги вдоволь напиться Чистой водицы дай мне, дай"         (пел Владимир Пресняков)
               "Издалека долго течёт река Волга..."                                                                      (пела Людмила Зыкина)
( 2 минуты.)

     Объявление цели и плана урока.

Так что же такое вода? Каковы её свойства? Как она распределена по поверхности Земли? Нужно ли охранять воду?

Сегодня на уроке мы ответим на эти и другие вопросы, узнаем внутреннее строение воды, её свойства, как распределена вода по поверхности Земли, как происходит круговорот воды в природе. (1 минута.)

     Что такое вода? Давайте посмотрим видеофильм о воде. Просмотр видеофильма.( 5 минут.)

     Вода может находиться в трёх агрегатных состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Каждое состояние воды зависит от порядка расположения молекул и характера их движения. В твёрдом состоянии вода - это лёд. Здесь молекулы расположены в строгом порядке и совершают колебания около положения равновесия. В жидком состоянии расположение молекул не очень строгое, молекулы могут перепрыгивать с места на место. Этим объясняется то, что жидкости можно переливать из одного сосуда в другой. В газообразном состоянии вода ~ это пар. Молекулы пара движутся беспорядочно, с большими скоростями. (1 минута)

                


     Давайте представим, что мы с вами молекулы. Итак, встали. Мы - молекулы льда. Учащиеся колеблются на месте. Мы - молекулы воды. Учащиеся колеблются на месте и перескакивают с места на место. Мы - молекулы пара. Учащиеся свободно ходят по классу. (2 минуты)


     Рассмотрение свойств воды на опыте. Возьмите в руки стакан с водой. Посмотрите на неё, понюхайте её, попробуйте на вкус. Расскажите о своих ощущениях. Итак, вода - это прозрачная жидкость, без вкуса, цвета и запаха. Вода - хороший растворитель. Учащиеся по рядам растворяют в воде соль, сахар, песок. Давайте перечислим вещества, которые растворяются в воде, а какие - нет. Если в воде вещество распадается до мельчайших частиц, то это - истинный раствор. Если в воде вещество не растворяется, то это - взвесь. ( 5 минут.)

     Физкультминутка.

Вы, наверное, устали, выполняя опыт. Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы выполним несколько упражнений и будем рассказывать стихотворение:

Повороты: Всему миру расскажи, что водица - это - жизнь.
Наклоны: Всех водою напои, из колодца зачерпни.
Движения рук: Поплывём мы по реке и помчимся по лыжне,
В баньке мы попаримся. А вода - то рядом вся!
Друг к другу все вы повернулись,
Друг другу нежно улыбнулись,
Посмотрели в глаза смело -
И, вперёд, скорей, за дело! ( 3 минуты.)

      Как распределена вода по поверхности Земли?

Вода образует водную оболочку нашей планеты - гидросферу. Гидросфера включает в себя 3 главные составные части: Мировой океан, воды суши и воду в атмосфере. Мировой океан. На него приходится 96% всей воды нашей планеты. Вода в океанах - солёная. Материки делят его на отдельные океаны. Перед вами лежат контурные карты. Давайте на них подпишем названия океанов: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый.(2минуты) Части океанов, которые вдаются в сушу, называются морями. Морей много на Земле: Баренцево, Филиппинское, Аравийское, Каспийское, Чёрное и другие.

Воды суши - Это реки, озёра, болота, ледники и подземные воды. Большая часть этих вод - пресная. Реки, озёра, болота. В них количество воды 0, 02%. В нашей стране много крупных рек: Енисей, Волга, Лена, Ангара и другие. В нашей республике текут реки: Малка, Терек, Баксан, Чегем и другие. Крупное озеро в нашей стране - это Байкал. Наша республика славится своими Голубыми озёрами. Большее количество пресной воды находится в ледниках - 2%. Они образуются там, где выпадает много снега и он не успевает таять, прессуется и со временем превращается в лёд. Больше всего ледников у полюсов Земли и на вершинах гор. В нашей республике на высочайшей вершине Европы - Эльбрусе находится несколько ледников: Азау, Терскол и другие.

Подземные воды составляют 2% всей воды Земли. Они располагаются в верхней части Земной коры. Иногда они выходят на поверхность, образуя источники. Вода атмосферы - это водяной пар, кристаллики льда, капельки воды, находящиеся в атмосфере. (Зминуты)


      Круговорот воды в природе.
Вода при нагревании быстро испаряется. Невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, он снова превращается в воду. Капельки воды увеличиваются, отрываются и падают назад на Землю в виде дождя или снега.( 3 минуты.)


      Сейчас мы с вами проверим, как вы усвоили тему. Перед вами лежат карточки с заданиями. Первый вариант и второй вариант. Вы отвечаете на вопросы о свойствах воды, о внутреннем строении воды и характере движения молекул. После выполнения задания вы поменяетесь листочками. На экране появятся правильные ответы и вы сами друг у друга проверите работы и поставите оценки. Если нет ошибок, то оценка «5», если одна ошибка - оценка «4», если две ошибки - оценка «3», если более трёх ошибок - оценка «2». (5минут)

     Почему нужно беречь воду?

Казалось бы, воды на Земле сколько угодно - океаны, моря, реки и озёра покрывают большую часть поверхности нашей планеты. Людям, животным и растениям нужна пресная и чистая вода, которой не так уж много. Такой воды на Земле остаётся всё меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. Давайте посмотрим видеофильм о том, что способствует загрязнению воды. (5 минут.)

     Закрепление изученного материала.

Вопросы.

1. Как называется водная оболочка Земли?
2. Перечислите составные части гидросферы.
3. Какие океаны образуют мировой океан?
4. Что называется морем?
5. Что составляет воды суши?
6. Как образуются и где располагаются ледники?
7. Чем представлена вода в атмосфере?
8. Почему нужно беречь воду?
9. Объясните смысл пословиц:
Где вода, там и жизнь.
Земля умирает, если ушла вода. (5 минут.)

     Итог урока.

Выставление оценок самым активным ученикам. Объявление оценок за самостоятельную работу. 2 минуты.

     Домашнее задание: подписать на контурной карте названия крупнейших рек, составить кроссворд о воде. (1 минута.)

Карточки с заданиями.

1 вариант.

1. Имеет ли вода цвет?
2. Как называется вода в твёрдом состоянии?
3. Каков порядок расположения молекул воды?
4. Растворяется ли в воде речной песок?
5. Как движутся молекулы пара?

2 вариант.

1. Имеет ли вода запах?
2. Как называется вода в газообразном состоянии?
З. Как движутся молекулы воды?
4. Растворяется ли в воде сахар?
5. Какой порядок в расположении молекул льда?

     


Возврат >


Hosted by uCoz