Возврат >
Городской семинар методического объединения учителей информатики
Урок информатики в 9 классе
Подготовила учитель информатики Выборнова Н.А. МОУ «СОШ №42», Прохладный - 2007г.

     
           

Знание составляется из мелких
крупинок ежедневного опыта.
Д.И. Писарев

Цели: Применение теоретических знаний на практике.
Задачи урока:
    Научить принципу двоичного кодирования при оцифровке звука;
    Познакомить с понятием временной дискретизации звука;
    Установить зависимость между качеством кодирования звука, глубиной кодирования и частотой дискретизации;
    Научить оценивать информационный объем аудиофайла;
    Записывать звук с помощью компьютера, сохранять его в звуковых файлах в формате WAV, воспроизводить.

Ход урока:

I. Организационный момент
1. Звучит музыка
2. Слова учителя:

Тема нашего урока «Двоичное кодирование звуковой информации». Сегодня мы познакомимся с понятием временной дискретизации звука, установим эксперементальным путем зависимость между качеством кодирования звука, глубиной кодирования и частотой дискретизации, научимся оценивать объем аудифайлов, записывать звук с помощью компьютера, сохранять его в звуковых файлах в формате WAV и воспроизводить.

II. Актуализация знаний учащихся.
Вопросы: (ответы записывать в бланк №1)

1. Перечислите виды существования информации? (числовая, текстовая, графическая, звуковая).
2. Какое ключевое слово можно подобрать к видеоряду? (кодирование информации).
3. Что называют глубиной звука? (глубина звука или глубина кодирования - количество бит информации на кодировку звука).
4. Какие уровни громкости может иметь звук? (звук может иметь различные уровни громкости.
Количество различных уровней рассчитывается по формуле , где I - глубина звука).
5. Что называется частотой дискретизации? (Частота дискретизации - количество измерений уровня входного сигнала в единицу времени (за 1 секунду).
6. По какой формуле вычисляется размер цифрового моноаудиофайла?
(А=Д*Т*I).
Д- частота дискретизации;
Т- время звучания или записи звука;
I- разрядность регистра.
7. По какой формуле вычисляется размер цифрового стереоаудиофайла?
А=2*Д*Т*I

III. Решение задач.
Задача №1 (Семакин. №88 стр. 157, задачник №1). Бланк №1.

Определить объем памяти для хранения цифрового аудиофайла, время звучания которого составляет две минуты при частоте дискретизации 44.1 кГц и расширении 16 бит.

Дано: Решение:
Д=44,1 кГц=44,1* 1000=44100 Гц
Т=2 мин=2*60=120с.
I= 16 бит
А=?
А=Д*Т*I=44100*120*16=84672000бит=
=10584000байт=10335,9375Кб=10,094Мб.
Ответ: 10 Мб
Задача №2 (Семакин, №95, стр 157, задачник № 1). Бланк №2.

Объем свободной памяти на диске - 0,01 Гб, разрядность звуковой платы - 16. Какова длительность звучания цифрового аудиофайла, записанного с частотой дискретизации 44100 Гц.
Дано: Решение:
I=2 байта
А=0,01 Гб=0,01* 1024*1024*1024=10737418,24 байта
Д=44100Гц
Т=?
А= Д*Т*I
Т=А/Д/I
Т=10737418,24/44100/2=121,74сек=2,03 мин
Ответ: 2,03 мин.

IV. Изучение нового материала.

      С начала 90-х годов персональные компьютеры получили возможность работать со звуковой информацией. Каждый компьютер, имеющий звуковую плату, микрофон и колонки, может записывать, сохранять и воспроизводить звуковую информацию.
      С помощью специальных программных средств (редакторов звукозаписей) открываются широкие возможности по созданию, редактированию и прослушиванию звуковых файлов. Создаются программы распознавания речи и, в результате, появляется возможность управления компьютером при помощи голоса.
      Из курса физики вам известно, что звук представляет собой механическую волну с непрерывно меняющейся амплитудой и частотой (рис. 1). Чем выше амплитуда, тем громче звук, чем меньше частота, тем ниже тон. Компьютер -устройство цифровое, поэтому непрерывный звуковой сигнал должен быть преобразован в последовательность электрических импульсов (нулей и единиц). Для этого плоскость, на которой графически представлена звуковая волна, разбивается на горизонтальные и вертикальные линии (рис. 2 и рис. 3). Горизонтальные линии -это уровни громкости, а вертикальные — количество измерений за 1 секунду(одно измерение в секунду — это один герц), или частота дискретизации (Гц). Такой способ позволяет заменить непрерывную зависимость на дискретную последовательность уровней громкости, каждой из которых присваивается значение в двоичном коде (рис. 4).

рис.1
рис.2
рис.3
рис.4
Количество уровней громкости зависит от глубины звука - количества байтов, используемыз для кодирования одного уровня. Обычно 8 кГц и уровень квантования (код длиной 8 бит).
, где N- количество уровней громкости, а I - глубина звука (биты)

Пример:                          Бланк №3










5 измерений за 1 секунду (5Гц) (частота дискретизации)

На рисунке изображено зафиксированное самописцем звучание 1 секунды речи. Необходимо: 1) закодировать его в двоичном коде с частотой дискретизации 5 Гц и глубиной звука 4 бита; 2) рассчитать информационный объем закодированного звука.


Решение:
1)кодирование с частотой 5 Гц - это значит, что происходит измерений высоты звука в 1 сек. Глубина 4 бита - означает, что используются 16 уровней громкости.
«округлять» значения высоты звука будем до ближайшего нижнего уровня. (Результат кодирования: 1000 1000 1001 О11О 0111)

2) Для расчета информационного объема закодированного звука (А) используется простая формула: А = D * i * Т, где: D - частота дискретизации (Гц); i - глубина звука (бит); Т - время звучания (сек).
Получаем: А = 5 Гц * 4 бита * 1 сек = 20 бит.

V. Обучающая самостоятельная работа. Бланк №5










5 измерений за 1 секунду (5Гц) (частота дискретизации)

Провести аналогичное двоичное кодирование с параметрами: частота дискретизации 5Гц и глубина звука 3 бита (2 бита) (для рисунка ). (Ответ: результат кодирования: 011 100 100 011 011, информационный объем А = 15 бит).


VI. Исследовательское задание.
Бланк №6

Группы №1-5. Установить зависимость между качеством двоичного кодирования звука и информационным объемом аудиофайла для звуковой информации различного содержания (монологическая речь, диалогическая речь, стихотворение, песня); зависимость между информационным объемом файла и режимом записи (моно, стерео).

Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слова не сказал.
(Саади)
Во поле березка стояла,
Во поле кудрявая стояла.
- Что трудно?
Познать самого себя.
Что легко?
Давать советы другим.
(Фалес)
Гибкость ума
не может заменить красоту.
(Стендаль)

Ход исследовательской работы:

1) Заполнить бланк №2.
2) Записать результаты в таблицу, полученные в ходе эксперимента.
3) Сделать вывод.


VII. Подведение итогов работы в группах

VIII. Мини проект
Музыкальные и звуковые возможности.
Обозначения:
Диез - « # или +»
бемоль - «-»
До - с
ре -d
Ми - е
фа -f
Соль - j
ля - а
Си-Ь
Целая -1
половинная-2
Четвертная-4
Восьмая-8
Шестнадцатая -16
Длительность нескольких подряд идущих одинаковых нот
указывается один раз после английской буквы L.
Длительность пауз P1, P2 и т.д.
Октавы обозначаются «О» с указанием номера от 0 до 6.
Программа: "В лесу родилась елочка"
SCRN 7
LINE (20,0)-(300,180),2,BF
FOR I=l TO 2000
X=280*RND+20 Y=180*RND
C=16*RND
PSET(X,Y),C
NEXT I
SLEEP 1
LINE (150,140)-(170,160),6,BF
PSET(110,140)
LINE-(210,140), 10
LINE-(160,110),10
LINE- (110,140),10
PAINT (160,120), 10,10
LOCATE 24,10
PRINT «В лесу родилась елочка»
PLAY «ms+80 02 18 caajafcc»
PSET (120,110)
LINE-(200,110),10
LINE-(160,85),10
LINE-(120,110),10
PAINT (160,90),10,10
LOCATE 24,10
PRINT "В лесу она росла",
PLAY "caab->dc4"
PSET (130,85)
LINE-(190,85),10
LINE-(160,65),10
LINE-(130,85), 10
PAINT (160,70),10,10
LOCATE 24,10
PRINT «ЗИМОЙ И ЛЕТОМ СТРОЙНАЯ»
PLAY "c PSET (140,65)
LINE-(180,65), 10
LINE -(160,50), 10
LINE -<140,65), 10
PAINT (160,60), 10,10
LOCATE 24,10
PRINT "ЗЕЛЕНАЯ БЫЛА"
PLAY "caajofu"
SLEEP
STOP
IX Итог урока

1). Контроль уровня усвоения программного материала

1. При частоте дискретизации 8 кГц качество дискретизированного звукового сигнала соответствует:
    а) качеству звучания аудио-CD;
    б) качеству радиотрансляции;
    в) среднему качеству.
2. В каком формате сохраняются звуковые файлы:
    a) DOC;
    б) WAV;
    в) BMP.
3. Качество кодирования непрерывного звукового сигнала зависит:
    а) от частоты дискретизации и глубины кодирования;
    б) от глубины цвета и разрешающей способности монитора;
    в) от международного стандарта кодирования.
4. Два звуковых файла записаны с одинаковой частотой дискретизации и глубиной кодирования. Информационный объем файла, записанного в стереорежиме, больше информационного объема файла, записанного в монорежиме:
    а) в 4 раза;
    б) объемы одинаковые;
    в) в 2 раза.
2). Оценка знаний и умений учащихся .

3). Слово учителя.

Безусловно, оценка качества звучания - во многом субъективна и зависит от нашего восприятия. Компьютер, так же как и человек, кодирует звуковую информацию с целью хранения и последующего воспроизведения. Подумайте, а в чем разница между звуковой информацией, хранимой в памяти ПК и в памяти человека? (Ответ: у человека процесс кодирования звука тесно связан с эмоциями).
Таким образом, компьютер хранит звук, а человек музыку!!! Музыка -единственный язык, на котором душа говорит с душою (Бертольд Авербах). Она может поднять в небеса, пробудить чувства, сковать разум и вселить страх. Для каждого человека музыка своя. Какие эмоции или ассоциации вызывает у вас «Лунная соната»?... Теплый взгляд любящего человека, нежное касание материнской руки, а теперь возможно, что эти чарующие звуки будут напоминать вам и об уроке информатики. Все это, согласитесь, недоступно цифровому двоичному коду.

Х. Домашнее задание
Задачи № 89,91,92 стр 157.

     


Возврат >


Hosted by uCoz