Главная > Знаменательные дни>
15 лет Конституции Российской Федерации

12 декабря 2008 г. исполнилось 15 лет со дня принятия на референдуме Конституции Российской Федерации, ставшей основой создания правового государства, закрепившего основы конституционного строя нашего государства, основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие международным стандартам. В связи с этим, было рекомендовано провести 10-12 декабря 2008г в общеобразовательных учреждениях г.Прохладного уроки и внеклассные мероприятия, посвященные данной тематике. Методистом УМК Сильченко Е.В. были составлены методические рекомендации по проведению уроков, посвященных правам человека и 15-летию принятия Конституции РФ. Образовательные учреждения представили отчёты о проведённых уроках и мероприятиях, посвящённых 15-летию принятия главного документа нашего государства:

                   Внеклассное мероприятие во вторых классах «Мои права» МОУ "СОШ №4»
                   Урок ИЗО «День Конституции» в 7 классе МОУ «СОШ №4»
                   Библиотечный урок во 2 классе «Что такое Конституция?» МОУ «СОШ №4»
                   Внеклассный урок в 3 классе «Пою моё Отечество» МОУ «СОШ №4»
            
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению уроков, посвященных правам человека и 15-летию принятия Конституции РФ.

В соответствии с Письмом Минобрнауки Российской Федерации №АФ-320/03 от 7 октября 2008г в общеобразовательных учреждениях г.Прохладного 10-12 июня 2008г проводятся уроки, посвященные правовой тематике.

10 декабря 2008г исполняется 60 лет с момента принятия Всеобщей Декларации прав человека, международного документа, провозгласившего основополагающие личные, политические, гражданские, социальные и культурные права человека.

12 декабря 2008 г. исполняется 15 лет со дня принятия на референдуме Конституции Российской Федерации, ставшей основой создания правового государства, закрепившего основы конституционного строя нашего государства, основные права и свободы человека и гражданина, соответствующие международным стандартам. Рекомендуется 10-12 декабря 2008г в общеобразовательных учреждениях г. Прохладного провести уроки и внеклассные мероприятия, посвященные данной тематике.

Основная цель данных уроков:

продвижение идей Всеобщей декларации прав человека в правосознание подрастающего поколения, повышение правовой культуры и грамотности граждан РФ.

Задачи:

1) организация работы по подготовке школьников к восприятию основ прав человека;
2) ознакомление школьников с содержанием Всеобщей декларации прав человека, Конституцией РФ, их основными принципами, задачами, ролью в общественной жизни;
3) формирование правовой грамотности и повышение правовой культуры подрастающего поколения, уважения к основным общечеловеческим ценностям, заключенным в вышеназванных правовых документах.

При изучении данных документов следует представить историю их создания. Рассказать о послевоенной исторической обстановке середины 40-х годов 20 века и переходного периода в становлении российского государства в начале 90-х годов после распада Союза Советских Социалистических Республик.

Рассматривая содержание преамбулы и главы 1 Конституции РФ необходимо обратить внимание на название главы - «Основы конституционного строя», в которой каждая статья играет роль определения принципов, на которых базируется все российское законодательство и общественная жизнь: республиканская форма правления, демократия, федерализм, светскость, разделение властей, идеологическое многообразие, единое экономическое пространство, социальный характер государства, основы местного самоуправления.

При изучении прав человека, следует обратить внимание на то, что все права и свободы, определенные во Всеобщей Декларации прав человека и юридически закрепленные в главе 2 Конституции РФ «Основные права и свободы человека и гражданина» подразделяются на гражданские, политические, экономические, социальные и культурные.

Следует акцентировать внимание на то, что в Декларации права провозглашаются, но юридическую силу они приобретают через национальное законодательство. Содержание главы 2 Конституции РФ позволяет привести примеры соотнесения основных прав человека с международными документами, как Всеобщей декларацией прав человека, так и принятыми в 1966г Международным пактом о гражданских и политических правах, Международным пактом о социальных, экономических и культурных правах, принятой в 1989г Конвенцией о правах ребенка: право на жизнь, равенство всех перед законом, равенство прав мужчин и женщин, неприкосновенность частной жизни, право на личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища, свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести и вероисповедания, свобода мысли и слова, право на предпринимательскую деятельность, право частной собственности, свобода творчества и многие другие.

При проведении уроков в различных возрастных группах учитель ставит соответствующие возрастным особенностям цели.

В 1-4 классах ставятся цели: воспитание терпимости, взаимопонимания и равенства, уважения к правовым документам, развитие чувства человеческого достоинства; проводится работа над понятиями «права человека», «права ребенка», «государство», «закон».

В 5-9 классах целями занятия определяются следующие: дать обучающимся представление о правах человека, познакомить с основными документами о правах человека - декларация, конвенция, конституция, их различием в юридической силе; формирование навыка дискуссии.

В 10-11 классах целями занятия определяются: понимание значимости и актуальности Декларации для обеспечения защиты прав и свобод в национальных законодательствах, роль конституции как основы и фундамента законодательства государства; формирование уважительного отношения школьников к правам и свободам человека, внутригосударственным и международным документам, обеспечивающим их; закрепление знаний о правовом статусе личности в РФ, формирование правовой компетентности в вопросах защиты основных прав и свобод, навыка работы с правовыми источниками различного вида.

Содержание Конституции РФ является сложным для восприятия обучающимися. В связи с этим необходима специальная подготовительная работа, направленная на адаптацию правового текста с учетом возрастных особенностей учащихся, их социального опыта.

Активные формы проведения занятия дают большую эффективность. Предлагается организовать проведение урока с использованием творческо-поискового метода обучения, направленного на эмоциональную сферу ребенка, а также такие методы и приемы работы, как диалоги, беседы, дискуссии (10-11кл), дебаты (10-11 кл.), деловые (5-9) и ролевые игры (1-4 кл.). В начальных классах предпочтение должно отдаваться игровым формам проведения занятий. Выигрышными моментами в обучении младших школьников станет работа с интересными иллюстрациями по теме, с использованием сюжетов сказок, рисование по названной тематике, ролевые и дидактические игры.

В 5-9 классах при обучении правам человека и изучении Конституции предпочтение можно отдать комплексу познавательных и практических заданий, учитывающих специфику учебного материала, и опирающихся на учет интересов и уже имеющегося жизненного опыта учащихся. В 10-11 классах преимущественно можно использовать поисково-исследовательский метод, проектную технологию и деятельностную практику. В преподавании старших классов учитель должен ориентироваться на формирование правовых компетентностей учащихся, практическую направленность занятия.

Закончить занятие рекомендуется подведением итогов, формулированием вывода о значимости правовых знаний (грамотности) и правовой культуры в современной динамично развивающейся общественной жизни. В рамках внеклассной работы возможно также организовать работу обучающихся над проектами социальной направленности, в т.ч. проекты по созданию конституции образовательного учреждения.

Методист УМК         Е.В. Сильченко

Кузьменко Наталия Владимировна, учитель начальных классов МОУ "СОШ №4"
Внеклассное мероприятие "Мои права"


        Цели:

• ознакомление детей с некоторыми правами: право на труд, право на отдых, право на медицинское обслуживание, право на образование;
• формирование основ правовых знаний;
• создание условий для понимания учащихся своих прав.
Ход мероприятия:
I. Под музыку дети входят в класс, приветствуют друг друга:

-Здравствуй, друг! Как ты тут? Я скучал. Ты пришел, и я пришел. Вместе нам хорошо! (Если присутствуют гости, они приветствуют и гостей)

Учитель:
Широка страна моя родная.
Много в ней лесов, полей и рек
Я другой такой страны не знаю,
Где так вольно дышит человек.
От Москвы до самых до окраин,
С южных гор до северных морей
Человек проходит как хозяин
Необъятной Родины своей.

- Эти замечательные строки о нашей стране написал поэт М. Исаковский.
- Как называется страна, в которой мы с вами живем? (Дети отвечают)
- Сейчас я прошу вас, в том числе и себя, ответить на вопрос: “Что вы можете сказать о стране, в которой мы с вами живем?” ( Начинает учитель, по кругу продолжают дети)
- Вот в такой замечательной стране мы живем. Но каждое государство живет по своим законам. И наше государство, тоже живет по своим законам. (На доске написано слово «закон» и дается его значение).
- Что такое закон? (Ученик читает запись на доске).
- Все законы записаны в этой книге (показывает ее), которая называется Конституцией Российской Федерации.
- В этой конституции записаны наши с вами права. В прошлом году мы познакомились с обязанностями, а в этом году мы стали взрослее и познакомимся с правами. Мы взяли только те права, которые наиболее понятны вам в вашем возрасте. Каждая группа получила домашнее задание. Давайте посмотрим. Как ваше домашнее задание связано с темой нашего разговора? (Ребята сидят по группам, в каждой группе присутствует родитель).

II. Выступление групп.

1) Свое домашнее задание показывает I группа.

1) Я шагаю в первый раз,
Ну, конечно, в первый класс.
И поверьте мне, друзья,
Это школа четвёртая моя.

2) Ну, а я студент - дипломатик,
Скоро буду я историк,
И поверьте мне, друзья -
Это школа четвёртая моя.

3) Ну, а я бабушка студента,
Ныне я пенсионерка.
И поверьте мне, друзья,
Я училась здесь всегда.

4) (Используются 1 и 2 куплеты песни Шаинского “Чему учат в школе”)

1. Буквы разные писать
Тонким перышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать,
Малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
2. К четырем прибавить два,
По слогам читать слова,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Книжки добрые любить
И воспитанными быть,
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.

2) Выступает вторая группа.

(Инсценировка песни “На прививку!”. За дверью слышится голос: “На прививку второй класс!”)
1 уч.- На прививку! Второй класс!
- Вы слыхали? это нас!.. -

2 уч. (Дрожит от страха)
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!
У меня живот болит,
Может корь или дифтерит
И краснуха, и ангина
И поверьте, скарлатина.


3 уч. (Подходит ко 2 ученику, хлопает его по плечу. Всем видом показывает, что ничего не боится.)
Это только трус боится
На укол идти к врачу.
Лично я при виде шприца
Улыбаюсь и шучу.

4 уч. (Улыбается, делает вид, что не боится уколов).
Ну, подумаешь, укол!
Ну, укол, ах, укол.
Укололи – и пошел...
(Следующие слова произносит медленно, показывая своим видом, что он боится.)

Почему я встал у стенки?
У меня... дрожат коленки...

Все (поют припев песни “На прививку”).

На прививку второй класс,
Второй класс,
второй класс!
- Вы слыхали?
Это нас!
Это нас, это нас!


Поет 4 уч. – Я уколов не боюсь:
Если надо – уколюсь!
На прививку
Вызывают, братцы, нас!

3) Свое домашнее задание показывает третья группа.

(Инсценировка стихотворения С.Михалкова “А что у вас?”)
1. Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.

2. Дело было вечером,
Делать было нечего.

3. Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:

4.- А у нас на кухне газ.
А у вас?

5. А у нас водопровод.
Вот.
Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Мы купили синий-синий,
Презеленый красный шар.

6. А у нас огонь погас –
Это раз.
Грузовик привез дрова –
Это два.
А в-четвертых, наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется пилот. -
1). - Мама – летчик?
Что ж такого!
Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.
А у Левы мама – повар.
Мама – летчик?
Что ж такого!

2). Мама – вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.

3). - Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.
Летчик водит самолеты –
Это очень хорошо.

4). Повар делает компоты –
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны.
Мамы всякие важны.

5). Дело было вечером,
Спорить было нечего.

4) Свое домашнее задание покажет 4 группа.

(Под пальмой сидят несколько учеников, держат плакат, на котором написано: “Чунга-чанга”. Одежда напоминает одежду африканских племен, живущих в джунглях. Здесь же сидят родители с детьми, все одеты в летнюю одежду. Выходят две девочки, которые являются корреспондентами центрального канала телевидения).

1 корреспондент: – Добрый день, дорогие друзья!
2 корреспондент: – Здравствуйте!

1 корреспондент: – Ксюша, какое у тебя любимое время года?
2 корреспондент: – Лето. А у тебя?

1 корреспондент: – Тоже лето. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о летнем отдыхе ребят.
2 корреспондент: – Свой репортаж мы ведем из Ханты-Мансийского округа, из города Югорска, из знаменитой школы №2. Ксюша, а ты знаешь, почему именно из этой школы?

1 корреспондент: – Не знаю, но догадываюсь. Здесь каждое лето работает лагерь под названием “Чунга-чанга”. А вот и его обитатели. (Подходят к ребятам).

- Ребята, мы слышали, что вы каждый год посещаете этот лагерь. А чем вы занимаетесь?

- (Ребята: - ходим в походы, закаляемся, учимся дружить, учимся любить край родной, играем, веселимся. Одним словом – отдыхаем. Дети исполняют песню “Чунга- Чанга”).

2 корреспондент: Здесь же, в лагере мы взяли интервью и у родителей. - Что вы можете сказать об этом лагере?

Родители: – Здесь созданы все условия для отдыха детей. Здесь действительно заботятся о здоровье детей и этому учат наших детей. Посмотрите на лице ребят: им здесь нравится.

1 корреспондент: – А вы планируете семейный отдых?

Родители: - Да. Наша семья планирует отдых в июле в пансионате “Кабардинка” на берегу Чёрного моря.

2 корреспондент: – От лица 1 канала мы желаем ребятам прекрасного летнего отдыха. Репортаж вели: Лиля Байрамгулова и Ксения Зубова. - До свидания, друзья!

III. Работа в группах.

1. – Я повторяю, что ваше домашнее задание было связано с правами, о которых мы будем говорить. Сейчас вы поработаете в группах, ваша задача ответить на вопрос: “О каких правах шла речь в вашем домашнем задании. Когда вы определитесь, ваш представитель подходит к доске, выбирает то, о чём шла речь”.

2. Дети подходят к доске, выбирают и прикрепляют к доске:
Право на образование;
Право на медицинское обслуживание;
Право на труд;
Право на отдых.

- Я думаю, что вы даже не подозревали, ребята, что у вас есть такие права.
- Не нарушая вашего права на отдых, проведем валеологическую паузу.

( Под музыку “Танец маленьких утят” проходит физкультминутка).

2. – К сегодняшнему уроку оформлена выставка ваших рисунков. И это неслучайно. Почему? ( Дети готовят ответы).
3. - Каждая группа отберёт рисунки, которые отражают их домашнее задание. (Рисунки готовились ребятами к классным часам, на уроках ИЗО).

Итог урока:
- Подходит к концу наш с вами разговор. Вы будете взрослеть и знакомиться с другими правами, но это будет позже. А сейчас я прошу вас ответить на следующий вопрос: “Чтобы вы хотели пожелать людям, которые составляют законы, принимают их? (Ответы детей).
- А чтобы вы хотели пожелать народу, живущему в нашей стране? (Ответы ребят).

Учитель:
- Мои пожелания к вам, ребята. Вы – будущее нашей страны, никогда не останавливайтесь перед трудностями, любите страну, в которой вы живете. Любите так, как любили её ваши предки, защищая её от врага, как любят её ваши дедушки и бабушки, папы и мамы. Гордитесь тем, что вы – россияне, пользуйтесь правами, которые даёт наша Конституция. Девизом вашей жизни пусть будут слова известной песни (Дети образуют большой круг. Слова песни имитируют движениями).

Я, ты, он, она – вместе дружная семья.
В слове мы сто тысяч “Я”.
Я, ты, он, она – вместе целая страна.
В слове “Мы” – сто тысяч “Я”.
Литература:
1. С. Михалков “А что у вас?” Из-во “Малыш”, 1981г.
2. Н.К.. Элиасберг “Система правового образования в школе и воспитание гражданина России”, Санкт-Петербург. Специальная Литература, 1999г.




Главная > Знаменательные дни>

Hosted by uCoz