|
«Учитель живёт до тех пор, пока учится;
как только он перестаёт учиться,
в нём умирает учитель»
К.Д. Ушинский.
|
Безусловно, учитель в процессе обучения и воспитания – ключевая фигура. Уровень его профессионализма в значительной мере зависит от самообразования, системы методической работы в образовательном учреждении.
Одной из важных форм методической работы в школе является работа над единой методической темой.
Единая методическая тема – это коллективный поиск решения методической проблемы, который позволяет не только повысить уровень подготовки и мастерства педагогов, но и поднять качество обучения и воспитания.
Так, в 2006 – 2007 учебном году на педагогическом совете МОУ «СОШ № 4» была сформулирована и утверждена единая методическая тема: «Индивидуально – дифференцированный подход к обучению и воспитанию в условиях становления модели « Школы самоопределения и самореализации», которая имеет точки соприкосновения с общегородской методической темой, темами городских методических объединений и нашла отражение в индивидуальных планах самообразования учителей.
Единая методическая тема охватывает широкий спектр проблем, которые планируется решить в течение трех лет.
Эта тема достаточно актуальна и современна, имеет практическую значимость для школы, сориентирована на повышение творческого потенциала учителя и учащихся.
Цели работы по реализации методической темы:
1.Создание модели школы, позволяющей в полной мере развить высокую мотивацию обучения учащихся и обеспечить эффективную деятельность каждого ученика;
2.Непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса.
В образовательном учреждении сложилась устойчивая, целостная система работы над единой общешкольной методической темой.
Основные формы и направления работы над единой методической темой:
проведение методических недель по единой методической теме;
создание творческих и проблемных микрогрупп;
работа временных инициативных групп по подготовке к педагогическим советам, методическим советам, семинарам;
самообразование педагогов;
проведение «круглых столов»;
консультации;
анкетирование учителей для осмысления целей предстоящей работы;
работа школьных МО;
работа школы ППО;
научно – методические конференции педагогов;
творческие отчёты учителей;
организация методических тематических выставок;
пополнение методического кабинета материалами по методической теме.
Для реализации единой методической темы была реорганизована структура методической работы нашей школы.
Методическая тема пронизывает все звенья школьного образования и реализуется через все структурные подразделения школы:
педсовет;
методический совет;
предметные ШМО;
семинары;
неделя открытых уроков;
конференция.
Методическим советом школы составлен план и определены этапы работы над единой темой школы.
Первый этап (диагностико-прогностический) в 2007-2008 учебном году предполагал изучение литературы по проблеме, определение целей, конкретных задач и направлений методической работы, определение уровня готовности педагогического коллектива к инновациям. Поэтому на втором этапе (организационно-практическом) в 2008-2009 учебном году основной приоритетной задачей в ходе реализации единой методической темы стала практическая работа по апробации нововведений, внедрение инновационных методик, технологий в учебно- воспитательный процесс, мониторинг промежуточных результатов.
Так, в рамках реализации единой методической темы в 2008 -2009 учебном году в школе были проведены педагогические и методические советы по темам, которые представлены вашему вниманию:
Темы заседаний Методического совета:
«Образовательные технологии как осознанный выбор учителя в условиях индивидуализации и дифференциации обучения».
«Технология разноуровневого обучения как перспективная школьная технология»;
«Профильная подготовка: проблемы, перспективы работы»;
«Развитие комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в условиях индивидуально-дифференцированного обучения и воспитания учащихся»;
«Развитие и поддержка высокой мотивации учебной деятельности школьников как результат индивидуально-дифференцированного подхода к обучению».
Темы заседаний педагогических советов:
«Совершенствование работы с родителями в свете модернизации образовательного процесса»;
«Психологический комфорт на уроке как фактор развития личности ребёнка в условиях индивидуализации и дифференциации обучения»;
«Элементы информационных технологий в системе работы учителя, перспективы использования ПК в учебном процессе».
Таким образом, в планировании работы педагогического и Методического совета школы стараемся отобрать тот комплекс вопросов, которые наиболее способствуют эффективному решению целей и задач по реализации единой методической темы школы, а тематика всех заседаний направлена на повышение профессионального уровня и совершенствование педагогического мастерства учителей.
В период работы школы над единой методической темой разработаны Целевые программы, которые звучат следующим образом: «Формирование личностно-ориентированной методической системы как фактор динамического развития образовательного пространства школы» и программа «Здоровье». Основная цель данных программ – сделать педагога активным субъектом методического процесса.
Главным звеном в структуре методической службы школы являются методические объединения.
Вся деятельность МО также осуществляется в рамках работы над единой методической темой школы. Так, в 2008 -2009 учебном году в школе была проведена общешкольная методическая неделя «Дни педагогического мастерства».
Для проведения методической недели была создана временная творческая группа, которая составила программу, определила порядок и формы проведения методической недели.
Следует отметить активное участие в данном важном методическом мероприятии таких учителей школы как: Захарова Л.Ф.(учитель технологии высшей квалификационной категории), Соловьёва Л.М.(учитель начальных классов высшей квалификационной категории), Челябова Э.Э.(учитель химии высшей квалификационной категории), Лимаренко Н.В.(учитель математики высшей квалификационной категории), Кулеш Н.А.(учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории).
В рамках общешкольной методической недели они представили своё педагогическое мастерство, профессионализм, индивидуальный творческий почерк. Данные уроки прошли на высоком и хорошем профессиональном уровне. Такие уроки помогают раскрыть творческий потенциал каждого ученика, развить у них мотивацию к обучению, а учителю дают возможность в полной мере проявить своё педагогическое мастерство, интеллект и внутреннюю культуру.
Форма организации этапа рефлексии – «круглый стол», на котором проведён анализ эффективности работы над методической темой, даны рекомендации по обобщению положительного опыта, составлен план коррекции и регулирования.
Результаты проведения методической недели:
Обобщение коллективного и индивидуального опыта;
Выход на темы самообразования и общешкольную методическую тему;
Повышение творческой мотивации педагогического коллектива;
Повышение профессионального мастерства учителей;
Самореализация деятельности педагогов школы;
Выявление образовательных потребностей;
Рефлексия деятельности педагогического коллектива;
Определение перспектив деятельности образовательного учреждения.
Методические семинары в школе стали местом апробации новых педагогических идей, распространения передового педагогического опыта учителей и реализации единой методической темы.
Так, в текущем учебном году на базе нашей школы проходили республиканские и городские семинары. Большую методическую помощь в подготовке и проведении семинаров оказал школе учебно - методический кабинет Управления образования.
В ноябре 2008г. в школе проходил республиканский методический семинар по теме «Современные технологические подходы в организации учебно-воспитательного процесса по историко-обществоведческим дисциплинам». В рамках семинара теоретическую и практическую части представили присутствующим на семинаре коллегам учителя МО общественного цикла.
В апреле 2009 года в школе проходил республиканский семинар учителей, реализующих систему развивающего обучения Л.В. Занкова по теме «Реализация системы Л.В.Занкова в основном звене - экспериментальная площадка». Практическая часть семинара была представлена проведением уроков по предметным областям: математика, русский язык, литературное чтение, география.
Все открытые мероприятия проведены учителями школы на высоком методическом, профессиональном и интеллектуальном уровне, и получили хорошую оценку коллег.
Педагогический коллектив школы также работает в тесном сотрудничестве с городскими методическими объединениями учителей-предметников, на которых учителя нашей школы делятся опытом работы с коллегами из других школ города.
Таким образом, в рамках республиканских и городских методических семинаров в текущем учебном году был организован обмен опытом учителей, где педагоги продемонстрировали уроки определенной целевой направленности.
В рамках Методического совета в школе действуют постоянно – действующие проблемные и теоретико – практические семинары по методической теме школы. Уровень профессиональной грамотности педагогов школы значительно возрос за последние два года благодаря их активному участию в работе семинаров.
Темы семинаров:
«Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения»
«Внедрение современных педтехнологий на основе дифференциации обучения и индивидуального подхода».
«Некоторые возможности обучения математике и обеспечение преемственности при переходе младших школьников на 2 ступень обучения в условиях уровневой дифференциации».
Эти семинары носят открытый характер, в их работе участвует весь коллектив. Семинары проводятся по группам.
В школе разработана модель системы непрерывного образования, повышения профессионального мастерства педагогов. В основе модели – мониторинг профессионального мастерства педагогов.
С учётом уровня профессиональной подготовки, который сами педагоги определили для себя на основе анкетирования, все учителя школы были поделены на три группы:
1. Группа молодого учителя;
2. Группа совершенствования педагогического мастерства;
3. Группа высшего педагогического мастерства.
Каждой группе оказывается практическая помощь по вопросам профессиональных затруднений в виде памяток, методических рекомендаций, проводятся индивидуальные и групповые консультации, мастер – классы. Так, учитель технологии Захарова Л.Ф., учитель математики Халманова Т.А., учитель начальных классов Бельчакова Н.А. продемонстрировали учителям школы высокий класс мастерства в ходе проведения мастер – класса по обмену опытом по реализации единой темы школы.
Итогом функционирования данной модели системы непрерывного образования становится дифференциация педагогов по степени квалификации, по отношению к работе и подбор форм методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов.
Таким образом, в школе создана такая образовательная среда, в которой одни учителя могут получить необходимый им передовой педагогический опыт, а другие возможность самовыражения, раскрытия профессионального и творческого потенциала. Создать необходимую среду помогают такие формы методической работы как творческие отчёты учителей по темам самообразования, открытые уроки аттестуемых учителей, проведение «Дней педмастерства», «Круглые столы» по обмену опытом.
С целью изучения особенностей деятельности учителя, обобщения его опыта работы используется индивидуальная папка учителя. В ней хранится карта профессиональной деятельности педагога, методический паспорт учителя, план его работы над темой по самообразованию, карта мониторинга образовательного процесса по предмету, результаты диагностических материалов. В папке также имеются разделы «Личные достижения учителя», индивидуальный план реализации единой методической темы школы и методической темы ШМО. В конце учебного года учителя составляют самоанализ работы за год с учётом достижений и промахов в работе, в том числе и по плану реализации единой методической темы школы.
Важным условием организации в школе содержательной, целенаправленной методической работы является наличие методического кабинета.
В МОУ «СОШ № 4» с 2007 года функционирует методический кабинет.
Методический кабинет оснащён современными техническими и наглядными средствами. В помощь учителю в кабинете оформлены постоянные и сменные учебно - информационные стенды: «Работа аттестационной комиссии», «Формы и методы методической работы», «Окна педагогического мастерства», «Его величество _ Урок», Информационный стенд, «Творим, выдумываем, пробуем».
В кабинете организуются тематические выставки по единой методической теме, где представлены новинки методической литературы, выставки достижений учителей и учащихся с целью раскрытия их профессионального и творческого потенциала, ознакомления с результатами работы творчески работающих педагогов. В кабинете имеется «Методическая копилка», которая пополняется материалами лучших уроков учителей школы по единой теме.
Таким образом, методический кабинет – это центр оперативной помощи педагогу в совершенствовании его мастерства.
Высшим органом управления школой является конференция. Так, конце 2008 - 2009 учебного года в школе была проведена итоговая методическая конференция по теме «Современные технологии как одно из условий индивидуализации и дифференциации обучения», на которой все школьные методические объединения представили творческие отчеты о проделанной работе за год по единой методической теме, с использованием мультимедийной презентации.
Лучшим методическим объединением в 2008-2009 учебном году было признано МО учителей русского, иностранных языков и литературы. Руководителю предметного МО Кулеш Н.А.был вручен переходящий символ «Лучшее методическое объединение года»
Об эффективности деятельности методической службы в школе и работы педагогического коллектива над единой методической темой говорят следующие результаты:
На протяжении 3-х лет наблюдается рост успеваемости и качества знаний учащихся;
За последние три года с золотой и серебряной медалями окончили школу 11 выпускников;
За последние 3 года 62 учащихся школы стали призерами городских предметных олимпиад и 4 учащихся – победителями республиканского этапа предметных олимпиад;
Отмечается рост профессиональной подготовки педагогических работников.
Педагоги школы активно участвуют в республиканских и всероссийских конкурсах:
В 2007 году Адамокова Ф.М., учитель истории, Бербец Г.П., учитель физики, а в 2009 г. Чувашина Н.В., учитель математики, стали победителями конкурса Лучших учителей РФ и обладателями президентского гранта;
3 педагогов (Шебалкова Н.А., Жукавина С.Б., Костина Е.В.) награждены дипломами 2 степени Федерального агентства по образованию в номинации «Организация учебно-воспитательного процесса, научно-исследовательской, методической и экспериментальной работы в образовательных учреждениях»;
В 2008 году учитель биологии Шаповалова О.М. стала победителем городского конкурса «Учитель года»;
В 2009 году учитель математики Лимаренко Н.В. стала лауреатом городского конкурса «Учитель года»;
Учитель физической культуры Бондусь И.В. в 2008 г., учитель географии Горбунова Л.М. в 2009 г. стали лауреатами городского конкурса «Самый классный классный»;
5 педагогов школы награждены дипломами Федерального научно-методического центра имени Л.В. Занкова за участие в эксперименте по апробации учебно-методического комплекта по системе развивающего обучения;
Школа второй год проявляет особую активность и результативность в городском смотре – конкурсе методических систем образовательных учреждении:
в 2008 году школа награждена грамотой Управления образования за победу в номинации «Лучший методический кабинет образовательного учреждения»;
в 2009году – грамотой за победу в номинации «Лучшая модель методической службы образовательного учреждения».
2009-2010 учебный год - это III завершающий этап работы педагогического коллектива над единой методической темой школы.
В следующем учебном году методический кабинет школы планирует выпустить сборник разработок уроков по теме «Дифференциация и индивидуализация обучения» и сборник «Методические рекомендации по работе школы над реализацией единой методической темы». Планирование выпуска данных сборников не является случайным. Это своеобразная форма подведения итогов работы педагогического коллектива над единой методической темой школы «Индивидуально - дифференцированный подход к обучению и воспитанию в условиях становления модели «Школы самоопределения и самореализации».
Возврат >
|