|
Под профессиональной компетентностью учителя понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.
Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность. Педагог должен быть вовлечен в процесс управления развитием школы, что способствует развитию его профессионализма.
Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:
самоанализ и осознание необходимости;
планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);
самопроявление, анализ, самокорректировка.
Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.
Исходя из современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
Работа в методических объединениях, творческих группах;
Исследовательская деятельность;
Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
Различные формы педагогической поддержки;
Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
Трансляция собственного педагогического опыта;
Использование ИКТ и др.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Отсюда вытекает необходимость мотивации и создания благоприятных условий для педагогического роста. Необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств.
Конкурсы педмастерства.
«Портфолио учителя»
В гимназии вот уже 2 года проводится конкурс «Портфолио учителя».
с целью анализа и представления значимых профессиональных результатов педагога, обеспечения мониторинга профессионального роста учителя.
Конкурс проводится ежегодно во втором полугодии учебного года. Издаётся приказ об организации конкурса, объявляется конкурсное жюри и т.д.
Критерии оценивания портфолио:
Соответствие системы деятельности педагога специфике преподаваемого предмета;
Уровень педагогического мастерства и творчества;
Способности к глубокой рефлексии своей деятельности;
Эффективность организации учебного сотрудничества и позитивного взаимодействия в педагогическом процессе;
Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ, в практике работы;
Оригинальность представления материалов;
Дизайн представленных материалов.
Итоги конкурса подводятся в апреле, победители награждаются соответствующими грамотами.
Результатами конкурса являются:
Отбор и систематизация материалов профессиональных достижений учителя;
Создание полного банка данных результатов деятельности учителя;
Выявление наиболее ценного опыта учителей для дальнейшего распространения в педагогическом коллективе;
Оказание методической помощи педагогам, готовящим материалы и заинтересованным в поощрении собственной деятельности по результатам анализа своих достижений;
Поощрение наиболее успешных учителей.
Портфолио есть отражение профессиональной деятельности, в процессе формирования которого происходит самооценивание и осознается необходимость саморазвития. С помощью портфолио решается проблема аттестации педагога, т.к. здесь собираются и обобщаются результаты профессиональной деятельности. Создание портфолио – хорошая мотивационная основа деятельности педагога и развития его профессиональной компетентности.
«Учитель года»
Конкурс «Учитель года» проводится в целях выявления, поддержки и поощрения творчески работающих педагогов, повышения престижа учительского труда, распространения педагогического опыта лучших учителей.
Для организации и проведения конкурса создаётся школьный оргкомитет, издаётся приказ об организации конкурса. Конкурс проводится в три тура.
1. Первый тур конкурса «Знакомство» (заочный этап – экспертиза материалов).
Задача тура - оценить подготовку участников конкурса, предварительно познакомиться с ними.
В рамках тура рассматриваются документы, заранее представленные участниками
2. Второй тур конкурса «Учитель-предметник».
Задача тура - выявить профессиональные качества участника конкурса, его подготовку по предмету.
Тур включает в себя:
учебное занятие по предмету (30 минут + 10 минут самоанализ).
Внеклассное мероприятие (20 минут + 10 минут самоанализ).
3. Третий тур конкурса «Мастер-класс»
Задача тура - выявить личностные качества участников конкурса.
В третьем туре лауреаты Конкурса проводят мастер – класс
Реализуются задачи конкурса:
Создание условий для самореализации педагогов;
Развитие открытости образования;
Развитие форм общественно-государственной экспертизы;
Повышение социальной активности учителя.
«Смотр-конкурс учебных кабинетов»
Конкурс проводится 2 раза в год: основной конкурс проводится в августе, промежуточный – в январе.
Целями смотра-конкурса являются:
создание приемлемых условий для осуществления на базе учебных помещений образовательного процесса;
соблюдения установленных санитарно-гигиенических, противопожарных, безопасных условий для организации образовательного процесса, способствующих сохранению здоровья обучающихся и сотрудников школы;
способствование росту профессиональной культуры педагогов, совершенствованию их педагогического мастерства.
АСПЕКТЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СМОТРА УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
1. «Эстетическое оформление»
Общий дизайн кабинета;
Художественно-эстетическое оформление стендов;
Актуальность содержания стендов и наглядных материалов;
Озеленение кабинета.
2. «Наличие и состояние документации»
Паспорт кабинета;
Наличие и ведение инвентарной книги;
Наличие каталога УМК;
Наличие каталога учебного оборудования;
План работы кабинета на учебный год;
Перспективный план работы;
График работы кабинета.
3. «Методическое обеспечение»
Наличие УМК (учебно-методический комплект);
Систематизация УМК;
Наличие дидактических материалов;
Систематизация дидактических материалов;
Наличие инструктивных карт;
Наличие раздаточных материалов и их систематизация;
Наличие творческих работ учащихся;
Качество творческих работ.
4. «Сохранность и санитарное состояние кабинета»
Состояние покрытия пола;
Состояние мебели;
Сохранность поверхности ученических столов;
Сохранность стендов, наглядных пособий, выставочных материалов;
Чистота и порядок, отсутствие пыли на шкафах, стендах, подоконниках;
Хранение уборочного материала;
Состояние окон;
Соблюдение температурного режима и режима проветривания.
5. «Обеспечение охраны труда»
Наличие журналов инструктажей по ОТ (охране труда) с росписями учащихся;
Система хранения реактивов, оборудования, инвентаря;
Оборудование рабочих мест учащихся (электропроводка, бортики, покрытия);
Наличие заверенных инструкций по ОТ;
Наличие акта-разрешения на эксплуатацию оборудования;
Наличие акта-разрешения на эксплуатацию кабинета;
Наличие уголка и правил по ОТ;
Состояние электроводоснабжения;
Исправность ТСО и оборудования.
Уровень состояния кабинетов оценивается как хороший, допустимый, удовлетворительный, неудовлетворительный.
Задачами смотра-конкурса являются:
выявление позитивного опыта совершенствования учебной базы кабинетов в современных финансово-экономических условиях, его трансляция на другие помещения;
моральное и материальное стимулирование педагогов по совершенствованию учебно-материальной базы кабинетов и помещений;
совершенствование материально-технической базы учебных кабинетов и помещений, приведение ее в соответствии с требованиями СанПиН, ГПН, ТБ и т.п.;
оптимизация системы размещения и хранения учебно-наглядных пособий, оборудования, инструментов и приспособлений, материалов, реактивов и т.п.;
«Лучший урок с использованием информационно-коммуникативных технологий»
Конкурс проводится в рамках реализации программы информатизации гимназии, с целью активизации работы по внедрению новых информационных технологий в образовательном процессе.
Критерии оценки:
Достаточность и содержательная целесообразность использования ИКТ в представленном уроке;
Разнообразие представленных форм деятельности с использованием электронных материалов;
Наличие авторских методик, использование собственных электронных материалов;
Методическая ценность представленного материала;
Возможность использования методических идей урока в массовой практике;
Дизайн и художественное оформление, качество технического исполнения.
Задачи конкурса:
Выявление талантливых, творчески работающих учителей, активно использующих информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе;
Распространение передового педагогического опыта;
Стимулирование профессионального роста педагогов;
Пропаганда передовых педагогических идей в области преподавания информатики и использования ИКТ в образовательном процессе;
Пополнение методической копилки разработок уроков с использованием ИКТ.
«Фестиваль предметных недель»
Цель фестиваля: развитие творческого потенциала педагогического коллектива гимназии.
Конкурс проводится с октября по апрель, в соответствии с графиком проведения предметных недель по планам работы МО.
Победители, призёры и номинанты фестиваля определяются по следующим номинациям:
Лучший открытый урок; «Анимация в живописи» МО эстетического воспитания и трудового обучения
Самое зрелищное мероприятие; Спектакль «Волшебная сказка» МО эстетического воспитания и трудового обучения
Самое массовое мероприятие; «Турнир интеллектуалов» МО общественных наук»
Самое организованное мероприятие «Встреча с ветеранами войны Афганистана»
Самое оригинальное мероприятие «Конкурс творческих проектов» МО математики и информатики
По результатам конкурса МО издаются буклеты.
Задачи конкурса:
Стимулировать предметные МО на поиск новых форм проведения предметных недель;
Распространение передового опыта лучших предметных МО.
«Педагогические надежды»
Это конкурс молодых специалистов. Цель конкурса: способствовать успешной профессиональной адаптации в гимназии молодых специалистов.
Задачи конкурса:
Стимулирование профессионального роста молодых учителей;
Знакомство с педагогическим «почерком» молодых педагогов.
Участниками конкурса являются молодые учителя гимназии, педагогический стаж которых не превышает 5 лет. Конкурс проводится в апреле месяце. Каждый участник конкурса даёт открытый урок, тип которого определяет самостоятельно, а также обязательным условием конкурса является выступление на одном из теоретических заседаниях педагогического коллектива.
Таким образом, проводимые в гимназии конкурсы педмастерства способствуют развитию профессиональной компетентности учителя; являются динамичным процессом усвоения и модернизации профессионального опыта, ведут к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагают непрерывное развитие и самосовершенствование.
Возврат >
|