Возврат >

Методические рекомендации
«Использование нетрадиционных форм обучения
в системе дополнительного образования детей»

Возможности нетрадиционных форм занятий

       Нетрадиционная форма проведения занятия – это возможность для детей развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

       Нетрадиционные формы дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

       Сама организация такого занятия подводит учащихся к необходимости творческой оценки изучаемых явлений, событий, особенно результатов деятельности человека, т. е. способствует выработке определенного позитивного отношения к природе, обществу, себе и т. д. В процессе проведения этих занятий складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.

       Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения занятия, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.

Предлагаемые формы проведения занятий
в учреждениях дополнительного образования

       Формы проведения учебных занятий в УДОД подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:

1) Для учащихся дошкольного и младшего школьного возраста:

         беседа с игровыми элементами;
         сказка;
         сюжетно-ролевая игра;
         игра-путешествие;
         игра-имитация;
         викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.
2) Для учащихся среднего школьного возраста:
         лекция;
         учебная игра, ролевая игра;
         защита творческого проекта;
         творческие конкурсы;
         КВН;
         заочная экскурсия;
         коллективное творческое дело (КТД);
         тематические задания по подгруппам.
3) Для учащихся старшего школьного возраста:
         проблемная лекция;
         пресс-конференция;
         практические занятия;
         семинар;
         тематическая дискуссия;
         групповая консультация;
         защита творческой работы;
         деловая игра, ролевая игра;
         презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).
Виды нетрадиционных занятий

       Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д.
       Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
       Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д.
       Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
       Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.
       Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.
       Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.

Подготовка и проведение занятия в нетрадиционной форме

       Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:

    1. Замысел.
    2. Организация.
    3. Проведение.
    4. Анализ.
1. Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
         определение временных рамок;
         определение темы;
         определение типа занятия;
         выбор нетрадиционной формы;
         выбор форм учебной и воспитательной работы.
Выбор формы занятия

       Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:

         специфика изучаемого курса и группы,
         характеристика темы (материала),
         возрастные особенности учащихся.

       На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.

Выбор форм учебной работы

       При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора:

         особенности и возможности выбранной формы;
         характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе).
2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:
         распределение обязанностей (между педагогом и учащимися);
         написание сценария занятия (с указанием конкретных целей);
         подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
         разработка критериев оценки деятельности учащихся.
3. Проведение нетрадиционного занятия.

4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.

Требования к проведению занятия

       Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.

         Педагог должен сформулировать тему и цель занятия.
         Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
         На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников.
         Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей.
         Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
         Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и использовать здоровьесберегающие технологии.
Общедидактические принципы организации и проведения нетрадиционных занятий
Принцип
Реализация принципа на практике
Принцип индивидуального подхода к учащимся Требует построения занятия с учетом личных запросов школьников, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей
Принцип связи теории с практикой Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение.
Принцип сознательности и активности деятельности Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами
Принцип избирательности Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к занятиям.
Принцип связи теории с практикой Предполагает раскрытие детям роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на занятиях знаний, умений, навыков.
Принцип добровольности участия в деятельности Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям
Принцип занимательности Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения


Информационные ресурсы

1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. № 4-1998.– с. 56.
2. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. № 2-1995 – с. 55.
3. Григорьев В.М.. Роль игры в оформлении личности школьника. // Советская педагогика. №9-1982 – с. 78.
4. В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у подростков, М., 1960 .
5. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Учитель, 2004.
6. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. №2-1992 – с. 221.
7. Осухова Н.Г. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997.

Карнова С. В. педагог дополнительного образования МОУДОД «ЦДТ»


Возврат >

Hosted by uCoz