|
Семинар-практикум
«Старинные и современные бисерные украшения»
|
|
Аксессуары существуют ровно столько, сколько существует человечество. Их история – это захватывающий роман человека с красотой.
Неизвестно, кто первым придумал повязать себе на запястье кусок веревки с красивыми камушками или сделать ожерелье из пахучих сушеных трав. Так или иначе, он или она положили начало целой культуре украшений. Испокон веков тяга к ним была велика.
Стремление украсить себя, жилище, предметы быта было одним из первых проявлений художественного чувства. Носить украшения люди начали раньше, чем одеваться.
Искусство украшения жилища появилось практически одновременно с развитием культуры древних людей. Человек, во все времена, пытался украсить свое жилище. Даже первобытные люди, живя в пещерах, создавали рисунки на камне, из зубов животных, семян растений, раковин, камней создавали украшения, предметы быта.
История возникновения «украшения» дома парадоксальна: украшения существовали уже тогда, когда еще нечего было украшать - собственно дома, как такового, еще не было. Например, раскопки первобытных стоянок человека в областях с теплым климатом показали, что во времена палеолита жилищем служила поляна с костром посередине, но поляна уже была "декорирована" скорлупой страусиных яиц с нанесенными на них рисунками.
Внутреннее убранство жилища наших далеких предков тоже в основном состояло из костей, а шкуры убитых зверей служили не только для утепления, но и носили декоративный характер.
Если обратить свое внимание к периодам истории - мы практически везде встречаем фрески, гобелены, картины, ковры, резные панели, драпировки и т.д.
Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины, соломы – человек создавал истинные произведения декоративно-прикладного искусства.
После того как люди научились обрабатывать различные материалы, на смену изделиям из зубов, когтей, семян растений, ракушкам, глине пришли круглые каменные бусы, а затем и блестящие металлические.
Большой пласт культуры человечества связан с маленькими стеклянными бусинками.
Коренные жители Америки украшали свои дома бусами, вплетали ленты из бисера в волосы, расшивали свои костюмы. Бусинками украшали все: ритуальные пояса, налобные повязки, колыбельки для детей, табакерки. На платье индианки уходило более 6-и килограммов бисера.
Чтобы защитить дом, пищу от злых сил украшали бусами и предметы домашнего обихода.
Назначение украшений не ограничилось защитой от злых сил. Они стали выполнять и роль визитной карточки владельца. По внешнему виду человека по покрою одежды, по убранству жилища, судили не только о достатке человека, но и о его месте жительства, составе семьи, роде занятий. Кроме того, милые сердцу вещицы из бисера, наделяли чудесными свойствами талисманов, способными уберечь от дурного глаза и болезней.
Если мы бросим взгляд на страны внеевропейские, то найдём бисерные работы и у туземцев Америки, и Африки, и Океании. Чествовали бисер и народы майя, и ацтеки, и инки. Племена Дакота, Сиу, Виннебаго и другие американские индейцы до сих пор отделывают любое парадное одеяние бисерной вышивкой. Их орнамент – или геометрический, или сильно стилизованные изображения растений; и всегда в превосходном красочном сочетании. Отдельного рассказа достойны бисерные достижения народов Азии: Китая, Индии, Японии...
В Африке, в жаркой зоне, где почти нет одежды, например в Камеруне, у племён Замбези и Зулу, украшается бисером священная и обрядовая утварь: магические сосуды знахарей и лекарей, головные уборы для танцев, волшебные жезлы, фантастические троны на слоновьих ногах…
Очень интересны и хороши по тонам бисерные работы островитян Тихого Океана.
Труды рукодельниц с островов Борнео, Суматры и Филиппин стали украшением многих европейских коллекций.
Однако в этих странах к бисеру подходили совсем с другим чувством, нежели, в Европе. Здесь бисероплетение – занятие скорее духовное, полное бескорыстия, так как в большинстве своём бисерная вышивка предназначалась высшим духам или богам. Поэтому в этих простых незамысловатых работах сохранилось куда больше чистоты и величия, чем в самых вычурных работах Италии, Франции, Германии и других европейских стран.
С XVIII века начинается расцвет бисерного искусства на Руси.
Увлечение бисерными и стеклярусными работами расцвело в XVIII веке и длилось до начала XX столетия. Красивый и прочный материал пользовался успехом при оформлении интерьеров, привлекался для отделки дворцовых залов, украшал быт помещичьих усадеб, употреблялся в народных костюмах и предметах культового назначения. Доступные многим необходимые материалы вызвали увлечение этим искусством в самых различных слоях русского общества: дворянстве, купечестве, у горожан среднего достатка, представительниц сельской интеллигенции, духовенства и у зажиточных крестьянок.
| |
Конеева Н.Н., п.д.о. МОУ ДОД «ЦДТ»
|
|