|
Консультативная помощь родителям
С песенкой по лесенке или как научить ребенка петь
(Советы родителям)
Каждый человек, родившись, получает от матушки-природы драгоценный и великий дар — особого качества музыкальный инструмент — голос. Некоторые педагоги считают, что именно он способен стать основой, фундаментом всей музыкальной культуры человека в будущем. Необходимо лишь научиться правильно, владеть этим инструментом.
Обучать ребенка пению лучше всего, используя для этого свой собственный голос. Слушая песню, малыш сам начинает подпевать, старательно подражая выразительным интонациям голоса взрослого. Чем младше ребенок, тем более легким должен быть песенный репертуар. Помните, что объем детского голоса невелик. Голосовые связки у малышей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребенка требует очень осторожного и бережного отношения.
При обучении пению всегда идите от простого к более сложному, словно постепенно поднимаетесь по лесенке к вершинам исполнительского мастерства.
Познакомьтесь с несколькими советами, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения
Прежде чем начать разучивать понравившиеся песни, определите, справится ли с ними ребенок, соответствуют ли они возможностям его голоса. Даже если песня очень нравится и вам, и ребенку, пение ее может принести большой вред, если она не отвечает особенностям возраста.
Итак, вас заинтересовала песенка и вы немножко знакомы с музыкальной грамотой. Как мудрый педагог, сначала внимательно разберитесь в особенностях текста, мелодии, предугадайте варианты возможных ошибок ребенка.
При подборе песенного репертуара учитывайте следующее:
1. Содержание песен должно отражать круг интересов ребенка.
2. Просмотрите текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (их обязательно в дальнейшем нужно объяснить ребенку).
3. Посмотрите одновременно, не будет ли затруднений в пропевании самой мелодии (сложность может вызвать скачкообразный характер мелодической линии).
4. Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребенку не приходилось делать дополнительный вдох.
Все эти рекомендации вы должны учесть, прежде чем споете ребенку песню. Первоначальное исполнение обязательно должно быть ярким, выразительным. Только при этом условии у ребенка появится интерес и желание выучить песенку.
РАЗУЧИВАЯ С ДЕТЬМИ ПЕСНЮ, ПОМНИТЕ:
1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какой-нибудь слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет сосредоточено на звуковысотной линии).
2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все слова, особенно трудные для произношения.
3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни необходимо поучить отдельно. Пользуйтесь жестом (рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от движения мелодии). Мелодию можно про¬хлопать, а также прохлопать и протопать одновременно.
4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому помогает и хорошо открывающийся рот.
5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечой (дуйте на пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом отклоняется в сторону) или с белыми пушинками-парашютиками знакомого всем одуванчика.
6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого используются небольшие, на трех-пяти звуках, распевки. Это может быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от разных ступенек, постепенно повышая голос или какие-нибудь другие короткие попевки.
7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив плечи, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу, голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то спина при этом также должна быть прямой, руки желательно спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично настроены на процесс пения.
Музыкальный руководитель
дошкольного отделения №15
МОУ «СОШ №1» Е.В. Балдинова
РАЗУЧИВАЕМ И ПОЕМ ПЕСЕНКИ
(младший дошкольный возраст)
Разучите с детьми эти песенки. Они им понравятся и помогут научиться петь. Песни подобраны в соответствии с возрастными возможностями детей.
В огороде заинька
Слова Н. Френкель |
музыка В. Карасевой |
Не спеша
В огороде заинька,
В огороде маленький,
Он капусту грызет,
Он морковку берет.
Скок, скок — Побежал в лесок!
|
|
ПРИМЕЧАНИЕ: Песня используется в качестве распевания для выработки
напевности звучания. Поется песня, не спеша, протяжно,
с выделением ударных слогов в словах «заинька», «маленький».
Сорока - сорока
Русская народная прибаутка |
Умеренно
Сорока-сорока,
Где была?
— Далеко.
Кашку варила,
Детушек кормила.
|
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
|
Дети должны передать веселый, ласковый характер песни. Следите за тем, чтобы ребенок четко произносил слова, протяжно пропевая гласные в словах «сорока», «варила», «кормила». Песня исполняется с поддержкой голоса взрослого, используется для умения правильно держать интонацию на одном звуке.
Дождик
Не скоро
Дождик, дождик, пуще,
Дадим тебе гущи,
|
Дадим тебе ложку,
Хлебай понемножку!
|
Эта попевка учит передавать веселый характер напева. Петь ее нужно в умеренном движении, правильно выполняя логические ударения в словах «пуще», «дадим», «гущи», «ложку», «хлебай понемножку». Необходимо обратить внимание на то, чтобы ребенок правильно брал дыхание перед фразами.
Кошка
Слова Н. Френкель |
Музыка А.Н.Александрова |
Медленно
Киска к детям подошла,
Молочка просила,
Молочка просила,
«Мяу» говорила.
— Мяу... Мяу... Мяу...
Угостили молочком —
Кисонька поела,
Кисонька поела,
Песенку запела:
— Мурр... Мурр... Мурр.
|
|
Взрослый учит ребенка подстраивать свой голос к голосу поющего. Песня развивает умение протяжно петь, с напевной выразительной интонацией. Для чистого интонирования и для закрепления воспроизведения высоких и низких звуков можно предложить ребенку музыкально-дидактическое упражнение: «Спой, как мама-кошка и маленький котенок» (низким и высоким голоском).
Игра с лошадкой
Слова Н. Кукловской |
Музыка И. Кишко |
Оживленно
Накормлю лошадку
Свежею травою,
Напою лошадку
Чистою водою.
А теперь достану
Вожжи с бубенцами,
Запрягу лошадку
И поеду к маме.
Ты иди, лошадка,
Выше, выше ножки.
Мы с тобой поедем
Прямо по дорожке.
|
|
Песня поется в умеренном темпе, легким звуком. Обратите внимание на правильное произношение гласных звуков в словах «свежею», «чистою», «маме», «выше», «дорожке».
|
|