I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Наименование муниципальной услуги
1. Административный регламент по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее – «Регламент»), определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) отдела опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР».
Нормативно-правовое регулирование предоставления муниципальной услуги
2. Предоставление муниципальной услуги по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации от 12.12.1993 г. и Конституцией Кабардино-Балкарской Республики от 01.09.1997 г.;
Семейным Кодексом Российской Федерации от 29.12.1995 г. № 223 – ФЗ (ред. От 30.06.2008 г.);
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г. (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.);
Федеральным законом от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Федеральным законом от 21.12.1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
Федеральным законом от 24.06.1999 г. № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
Орган по предоставлению муниципальной услуги
3. Предоставление муниципальной услуги по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляет МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР» (далее отдел опеки и попечительства).
Непосредственное исполнение муниципальной услуги по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляет отдел опеки и попечительства.
II. Требования к порядку предоставления муниципальной услуги
Порядок информирования о муниципальной услуге.
4. Информация об исполнении муниципальной услуги предоставляется специалистами отдела опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР».
5. Местонахождение отдела опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР» и его почтовый адрес: 361045, КБР, г. Прохладный, ул. Ленина, 110, тел. 8 (86631) 4-25-67.
6. График приема граждан в отделе опеки и попечительства МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР»: понедельник, четверг с 800 до 1700 перерыв с 1200 до 1300.
7. Информация по процедурам исполнения сообщений предоставляется:
По письменным сообщениям должностных лиц учреждений, организаций;
По телефону;
При личном обращении граждан.
8. На основании поступившего обращения отдел опеки и попечительства в течение трех дней со дня поступления сообщения обязан провести обследование условий жизни ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
9. Место ожидания граждан оборудуется местами для сидения.
10. При приеме граждан лицо, осуществляющее прием, ведет регистрацию приема, дает исчерпывающую консультацию, а также проверяет наличие сведений, дающих право на получение муниципальной услуги.
Основание для предоставления муниципальной услуги.
11. Основанием для предоставления муниципальной услуги по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является сообщение должностных лиц учреждений (дошкольных отделений, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений и других учреждений), организаций и иных граждан, которым становится известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов.
12. В сообщении с возможной полнотой указываются сведения о ребенке, его родителях, о месте проживании несовершеннолетнего.
Перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги
13. Не подлежат рассмотрению сообщения, не содержащие фамилии, адреса проживания несовершеннолетнего ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Также не принимаются к рассмотрению запросы, содержащие ненормативную лексику и оскорбительные высказывания.
III. Административные процедуры
Описание последовательности действий при предоставлении муниципальной услуги
14. Ответственными за предоставление Муниципальной услуги является начальник отдела опеки и попечительства МУ«Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР».
15. Организация предоставления муниципальной услуги включает в себя следующие административные процедуры:
Регистрация сообщений и передача их на исполнение;
Анализ тематики поступивших сообщений;
Направление запросов на исполнение;
Результат исполнения.
15.1 Регистрация сообщений и передача их на исполнение
Поступившие в отдел опеки и попечительства письменные сообщения регистрируются должностным лицом в журнале «Входящая корреспонденция» в течении дня поступления.
При личном обращении граждан или по телефону, сообщения регистрируются в «Журнале приема граждан» в отделе опеки и попечительства.
Регистрация запроса является основанием для начала действия по представлению муниципальной услуги.
После регистрации письменные сообщения передаются на рассмотрение в МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР» (далее – Управление).
Рассмотренные письменные сообщения с резолюцией начальника Управления поступают непосредственно в отдел опеки и попечительства.
15.2 Анализ тематики поступивших сообщений
Начальник отдела опеки и попечительства осуществляет анализ тематики поступивших обращений, с учетом необходимых профессиональных навыков, информационного материала. При этом определяется:
степень полноты информации, содержащейся в сообщении и необходимой для его исполнения;
положение ребенка в семье с позиции соблюдения его прав и законных интересов;
возможность исполнения обращения;
специалист отдела, который будет осуществлять работу по сообщению.
15.3 Направление сообщений на исполнение
По итогам анализа тематики поступивших обращений они распределяются между исполнителями.
На основании поступившего сообщения о том, что ребенок находится в трудной жизненной ситуации и нуждается в помощи государства, отдел опеки и попечительства осуществляет первичное обследование ребенка и семьи с целью проверки поступивших сведений о создании действиями или бездействиями родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью ребенка, либо препятствующих его нормальному воспитанию и развитию.
По итогам первичного обследования, в случае отсутствия оснований к немедленному отобранию ребенка отдел опеки и попечительства может принимать решение о проведении дополнительного обследования для решения вопроса о необходимости признания ребенка нуждающимся в помощи государства и выбора формы защиты его прав.
При проведении первичного и дополнительного обследований условий жизни и воспитания несовершеннолетнего отдел опеки и попечительства выясняет:
характер угрозы жизни и здоровью ребенка;
основные потребности ребенка (состояние его здоровья, проблемы в образовании, умственное и психическое развитие, самосознание, общение с другими детьми, проблемы поведения, развитие навыков самообслуживания и соблюдение гигиенических норм);
состав семьи ребенка (наличие и место жительства родителей, братьев, сестер, других близких родственников, привязанность и отношения ребенка с родителями, родственниками, их родительские компетенции и способность обеспечить основные потребности ребенка в уходе и воспитании, безопасности);
жилищно-бытовые условия, в которых находится несовершеннолетний (кто является собственником (нанимателем) жилого помещения, количество членов семьи, проживающих и зарегистрированных на данной площади, размеры и благоустройство помещения, его санитарно-гигиеническое состояние), наличие имущества у несовершеннолетнего и его членов семьи, семейную историю, уклад жизни семьи, распределение ролей в семье, наличие круга общения родителей, наличие других лиц значимых для ребенка.
При необходимости Управление направляет запросы в ОВД, МУЗ ГБ, Регистрационную палату, ЗАГС, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
В случае если исполнение обращения относится к компетенции нескольких отделов, Управление направляет в соответствующие отделы для исполнения копии запроса.
По итогам обследования специалисты отдела опеки и попечительства составляют проект заключения о необходимости признания ребенка нуждающимся в помощи государства, включающий также и предложения по защите прав ребенка, его законных интересов (определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально – психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия).
Муниципальная услуга по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации предоставляется в виде профилактической и реабилитационной работы с ребенком и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем для предотвращения изъятия ребенка из семьи.
Начальник отдела опеки и попечительства по результатам обследования условий жизни и воспитания ребенка и издания соответствующего заключения вправе привлечь к осуществлению индивидуальной профилактической работы с указанными семьями и несовершеннолетними ГУ «Комплексный центр социального обслуживания в г. Прохладном» МТиСР КБР, Управления труда и социального развития г. Прохладного МТиСР КБР, МУЗ ГБ г. Прохладного.
15.4 Результат исполнения
Результатом исполнения муниципальной услуги по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации должно стать сохранение семьи, создание условий для воспитания ребенка в родной семье.
При подтверждении факта отсутствия попечения родителей или их родственников отдел опеки и попечительства должен обеспечить защиту прав и интересов детей, а также их временное устройство до решения вопроса о дальнейшем содержании и воспитании, что может выражаться не только в передаче детей их родственникам, но и в размещении в Республиканском социально-ребилитационном центре «Намыс» г. Нальчика.
Право ребенка на воспитание в семье в случае утраты родительского попечения обеспечивается отделом опеки и попечительства, который при выборе форм устройства такого ребенка отдает предпочтение семейным формам воспитания: передача на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью. И только при отсутствии возможности передачи ребенка в семью отдел опеки направляет его в учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Порядок и формы контроля за совершением действий и принятием решений
16. Текущий контроль совершения действий по предоставлению муниципальной услуги, определенных административными процедурами, и принятием решений осуществляет начальник отдела опеки и попечительства.
17. Текущий контроль осуществляется путем проведения начальником отдела опеки и попечительства проверок соблюдения и исполнения специалистами положений настоящего регламента.
18. Контроль непосредственного исполнения муниципальной услуги осуществляет начальник Управления.
19. Контроль полноты и качества исполнения муниципальной услуги включает в себя проведение проверок, выявление и устранение нарушений прав заявителей, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействия) специалистов отдела опеки и попечительства.
20. Проверки могут быть плановые (осуществляться на основании годовых планов работы Управления) и внеплановые. Проверка может проводиться по конкретному обращению заявителя.
21. Для проверки полноты и качества исполнения муниципальной услуги начальником Управления формируется рабочая группа, в состав которой включаются муниципальные гражданские служащие Управления.
22. Результаты деятельности рабочей группы оформляются в виде справки, в которой отмечаются выявленные недостатки и предложения по их устранению.
Порядок обжалования действия (бездействия) и решений, осуществляемых в ходе выполнения Регламента
23. Обжалование действий (бездействий) и решений должностных лиц, осуществляемых (принятых) в ходе выполнения настоящего Регламента, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.
24. Заявитель в жалобе в обязательном порядке указывает:
фамилию, имя, отчество;
почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ;
изложение сути жалобы
личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель прилагает к письменной жалобе документы и материалы либо их копии.
25. Начальник Управления:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием заявителя, направившего жалобу, или его законного представителя;
вправе запрашивать необходимые для рассмотрения жалобы документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления, у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
по результатам рассмотрения жалобы принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов заявителя, дает письменный ответ по существу поставленных в жалобе вопросов.
26. Ответ на жалобу подписывается начальником Управления.
27. Ответ на жалобу, поступившую в Управление, направляется по почтовому адресу, указанному в обращении.
28. Письменная жалоба поступившая в Управление, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации жалобы.
В исключительных случаях начальник Управления вправе продлить срок рассмотрения жалобы не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения заявителя, направившего жалобу.