|
МОУ "СОШ №5" ДО №19 «Дюймовочка»
«Развитие естественно-научных представлений дошкольников»
|
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К.А. Тимирязев
|
Дошкольники – прирожденные исследователи. Мы знаем, что они любознательны, постоянно стремятся к эксперименту, самостоятельно находят решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.
При выстраивании стратегии развития образовательного учреждения необходимо, с одной стороны, учитывать особенности развития нынешних детей и запросы их родителей, а с другой – постоянно совершенствовать профессиональное мастерство педагогического коллектива. И один из путей развития – это организация экспериментальной деятельности в детском саду.
Перед нами стояла задача создания таких условий и творческой атмосферы, в которых бы у педагогов родились внутренняя установка и стремление к развитию и профессиональному росту, желание создавать что-то новое.
Всесторонне изучив ситуацию, мы пришли к выводу, что наибольший отклик и интерес у педагогов вызывает определенное направление работы с детьми, которое они хотели бы в дальнейшем разрабатывать. Отправной точкой послужили самостоятельные практические наработки педагога нашего детского сада Малютиной С.А. по теме «Развитие естественно-научных представлений дошкольников».
Работа по данному направлению ведется в нашем детском саду очень давно. Руководит этой работой зам. директора по ДО № 19 Недоступ Г.В. Однако, учитывая огромную загруженность не только педагогической, но и административно-хозяйственной работой, на педагогическом совете было решено назначить координатором экспериментальной работы опытного педагога – Малютину С.А., имеющую высшую квалификационную категорию. В ее функциональные обязанности входит:
составление плана экспериментальной деятельности на учебный год с
указанием конкретного содержания работы;
организация и проведение внутри учреждения различных мероприятий по
повышению квалификации педагогов (семинары-практикумы, открытые
занятия и др.);
Детское экспериментирование – является одним из методов обучения и развития естественно-научных представлений дошкольников. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.
В 1990-е года профессор, академик Академии творческой педагогики РАО Н.Н. Подъяков, проанализировав и обобщив свой богатейший опыт исследовательской работы в системе дошкольного образования, пришел к выводу, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является экспериментирование. Еще Л.С. Выготский говорил, что деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию.
До 3 месяцев ребенок запоминает то, что может усвоить с помощью органов чувств.
С 3 месяцев до 3 лет в память загружаются речь, сведения о внешнем виде и свойствах объектов окружающего мира.
В детском возрасте продуктом является на сшитое платье и не вымытая посуда, а создание базы данных о мире. Ребенок ее создал. Даже современный программист не смог бы создать за 3 года базу данных, равных по объему базе, созданную трехлетним ребенком. Доминирующим детским вопросом становится «почему?».
После 5 лет начинается третий этап: детская деятельность как бы раздваивается. Одно направление превращается в типичную игру (т.е. деятельность, в которой важен процесс, а не результат), второе – в осознанное экспериментирование. Дети осознали, что все можно узнать самостоятельно, и осмысленно пользуются этим методом для приобретения новых знаний. Формируется любознательность, развивается познавательный интерес, умственные способности: умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
Фундаментом для познавательного, умственного развития ребенка являются его ориентировки в окружающем мире, знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Эти задачи решаются в процессе реализации в нашем детском саду комплексных программ: «Программа «Школа 2100» и «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М.А. Васильевой.
Отбор программного материала осуществляется с опорой на известные принципы Я.А. Коменского:
В процессе организации работы по развитию естественно-научных представлений дошкольников мы решаем следующие задачи:
развиваем интерес к разнообразию окружающего мира (мир людей, животных, растений, минералов, явлений природы и др.);
формируем первоначальные представления о себе, ближайшем окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в детском саду»); учим устанавливать простейшие родственные отношения;
формируем элементарные представления о предметах быта, знакомим с разными местами обитания человека, животных (вода, земля, воздух), с функциональными свойствами объектов в процессе наблюдения практического экспериментирования;
формируем первоначальные представления о макросоциальном окружении, явлениях природы, сезонных и суточных изменениях;
развиваем сенсорно-перцептивные способности: выделение знакомых объектов зрительно, по звучанию, на ощупь и вкус (исходя из принципов целесообразности и безопасности).
Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Н.Н. Подъяков выделяет два основных вида ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности.
Первый. Активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребенок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затее выступает как ее полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения. В этом случае ребенок удовлетворяет свои потребности, свои интересы.
Второй. Деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий.
Первый вид экспериментирования имеет огромное значение для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные». Однако этот вид экспериментирования у значительной части детей может оставаться на достаточно примитивном (операциональном) уровне.
Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с воспитателем они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Наши воспитанники с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Следует создавать условия для экспериментирования. В нашем детском саду имеется экологическая комната, в которой проходят специальные занятия по ознакомлению с окружающим «Здравствуй, мир», по социально-личностному развитию «Познаю себя», с детьми проводятся беседы, дидактически игры, организуется хозяйственно-бытовой труд, дежурства по уголку природы: дошкольники ухаживают за животными и растениями. В живом уголке у нас есть черепаха, морская свинка Анфиса. Воспитателями оформлены различные коллекции (мини-музеи): камней, растений, зерен, стекла, бумаги и др. Имеется различный природный материал: шишки, желуди. Главное надо помнить: нельзя собирать для коллекции жуков, бабочек, других животных. Это противоречит принципам экологического воспитания. Не нужно также использовать чучела, лучше заменить их фотографиями и организовать наблюдения за животными, которые обитают рядом (как у нас).
В структуру предметно-развивающей среды детского сада входят и наши участки. На участках, особенно в теплое время года, проходит оздоровление детей, закаливающие процедуры, развитие познавательной деятельности, естественно-научных представлений. Каждый участок имеет свой экологический паспорт, где обозначены растущие на нем деревья, кустарники, цветы, лекарственные травы. Территория у нас большая, поэтому получилась и необыкновенная экологическая тропа, проходящая через 10 участков, хозяйственный двор, огород и «заповедник». Тропа начинается с голубой ели и другой голубой елью заканчивается. Еще на участках растут березы, клен, липы, ясень, грецкий орех, груша, абрикос, тутовник, калина, сирень, жасмин, шиповник, смородина. Цветы: тюльпаны, нарциссы, розы, ландыши. Лекарственные травы: ромашка, подорожник, чабрец, одуванчик, спиреи, пастушья сумка, лопух.
Просто замечательно проходят путешествия по тропе, а начинается все с участка! Малыши знакомятся и узнают о местности именно с участка детского сада, а затем организуются экскурсии за территорию: в парк культуры и отдыха, городской сквер и др. На участке проходят наблюдения, эксперименты с живой и неживой природой, труд – как на участке, так и в цветнике. В гости к детям на участок приходит детсадовская кошка Маша. Дети знают, что она посещает «Айболита» дядю Диму, который следит за ее здоровьем, а для СЭС у нее есть справка обо всех необходимых прививках.
Обращаем внимание детей на растения, деревья и кустарники, собираем вместе с детьми цветы, плоды, листья, попутно объясняя, где можно использовать в засушенном виде: липу, шиповник. Дети это хорошо знают, так как зимой завариваем чай с липой и шиповником. Делаем эстампы, поделки из сухих цветов, шишек, сушим траву для хомяка, морской свинки, а еще для собаки Джуса – сено помогало ему переживать морозные зимы. Зимой на участках воспитатели с детьми вывешивают кормушки, сделанные из бросового материала. Ежегодно проводим акции по изготовлению кормушек для птиц. В декабре 2007 года мы провели экологическую акцию с родителями «Прилетайте птички, воробьи, синички..». Синички, снегири, воробьи, вороны, галки прилетают поклевать крошек и семян, которые дети насыпают в кормушки вместе с воспитателями.
Большое внимание на участке воспитатели уделяют организации характерной экспериментальной детской деятельности – строительству из песка. У детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, воображение, умение наблюдать и делать умозаключения (песок сухой – не лепится, мокрый – лепится).
Еще у нас в саду есть огород – это особая гордость детей и воспитателей. Ранней весной воспитатели выходят на огород, чтобы подготовить грядки для посева семян. Дети вместе с воспитателями сажают неприхотливые овощные культуры: морковь, лук, чеснок, укроп, петрушку, кукурузу, свеклу, помидоры, огурцы, кабачки, баклажаны, картофель, капусту, подсолнухи. На огороде есть грядки с клубникой, кусты красной смородины. Воспитатели учат детей наиболее рациональным способам выполнения трудовых операций, показывают приемы работы: как держать лейку, как поливать растения, и др. Одновременно проводится работа и по экспериментированию: какие растения любят прохладу, а какие солнечный свет, почему одни растения «любят» воду, а другие нет и т.д. Дети радуются каждому изменению на грядках, с радостью собирают урожай летом и особенно осенью, несут его на пищеблок поварам.
Опыт работы нашего детского сада показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства, плещутся в воде, ловят ветерок, запускают самолетики, пробуют делать пену, превращают снег в воду, а воду – в разноцветные льдинки, пускают мыльные пузыри.
С детьми старшего возраста опыты усложняются: им предлагается найти ответы на вопросы: как прорастают зерна? Как поймать воздух? Зачем растение пьет? Как слышит кошка? И др.
При отборе содержания экспериментирования мы учитывает следующие принципы:
В процессе развития естественно-научных представлений наши воспитанник осуществляют не простой, а многоуровневый эксперимент:
Метод детского экспериментирования не труден; освоить его несложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования. Исследованию подвергаются растения, животные, человек, объекты неживой природы. Гораздо сложнее изменить ментальность педагогов. Им хочется, чтобы каждый раз дети все делали правильно, чтобы в итоге их деятельности конечный результат получался качественным. И тот вариант, что у ребенка на занятии ничего не получилось, кажется им совершенно неприемлемым. Но ведь в дошкольном возрасте мышление является наглядно-действенным м наглядно-образным, поэтому для детей гораздо полезнее увидеть реальность, чем услышать словесный рассказ.
Об этом хорошо сказал И.Г. Песталоцци:
«Когда птица очаровательно щебечет и когда червяк, только что появившийся на свет, ползет по листу, прекрати упражнения в языке. Птица учит, и червяк учит больше и лучше. Молчи!»
А также К.А.Тимирязев:
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».
Как показывает наша практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем – в школьные годы. Грамотная организация в этом вопросе – залог успешной адаптации наших выпускников к школе, его учебный успехов, психологического самочувствия. Поэтому перед нашим педагогическим коллективом стоит задача – обеспечить качество дошкольного образования, как готовность выпускника дошкольного учреждения к вхождению в школьную жизнь.
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю.
Наградой за наши труды будет развитие наблюдательности и пытливости ума воспитанников, их стремление к познанию мира, развитие всех познавательных способностей, умений изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях.
|
|