МОУ «Межшкольный
учебный комбинат» г. Прохладный КБР |
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ 9-х КЛАССОВ - ОДНА ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА. |
Суть модернизации российского образования заключается в профилизации
старшей ступени общеобразовательной школы – создании системы
специализированной подготовки в
старших классах, ориентированной на
индивидуализацию обучения и
социализацию обучающихся, в том
числе с
учётом кооперации старшей ступени
школы с учреждениями начального,
среднего и высшего профессионального образования. Профилизация старшей ступени общеобразовательной школы позволит за счёт изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении образования. Необходимым условием
создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося
основной ступени, является введение предпрофильной подготовки. МОУ «Межшкольный учебный комбинат», осуществляющий профессиональную подготовку по 14 профессиям, имеет необходимую кадровую и учебно-материальную базу для поддержки необходимого уровня ориентированности в ситуации выбора по окончании учащимися 9 класса. В рамках сетевого взаимодействия, в
соответствии с договорами с образовательными
учреждениями города МОУ «Межшкольный учебный комбинат» осуществляет
предпрофильную подготовку учащихся 9-х классов с 2004 года. В учебном плане МОУ
МУК на предпрофильную подготовку отведено 102 часа, из них: -
ориентационный курс: «Слагаемые выбора профиля обучения и направления
дальнейшего образовательного маршрута» - 24 часа; -
курсы по выбору – 72 часа; -
профконсультации – 6 часов. Педагогами комбината разработана и реализуется
программа по предпрофильной подготовке, которая ориентирована на учащихся 9
классов общеобразовательных школ города. Цель программы: ·
создание
условий для предварительного самоопределения учащихся 9 классов в отношении
профилирующего направления собственной будущей деятельности и выбора профиля
обучения в 10 классе; ·
создание
условий для повышения готовности подростка к
социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом. Задачи: ·
оказать
учащимся психолого-педагогическую поддержку в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования; ·
оказать
помощь в принятии решения о выборе направления
дальнейшего обучения; ·
сформировать
общеобразовательные навыки, необходимые для жизненного, профессионального и социального становления. Предпрофильная подготовка на базе МОУ МУК
представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и
организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей
самоопределению по завершении основного
общего образования. В ходе предпрофильной подготовки осуществляется
информирование и ориентация учащихся 9х классов в отношении их
возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения
обучения в системе начального и среднего профессионального образования. Образование
осуществляется на основе базовых составляющих (письмо
Министерства образования РФ № 03-51-157 ИН/13-03 от 20.08.03 «Рекомендации об
организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы…»), а именно:
Предпрофильная подготовка
на базе МОУ МУК включает в себя три этапа: Подготовительный этап:
вводится ориентационный курс, при
помощи которого осуществляется поддержка необходимого уровня ориентированности
учащихся в ситуации выбора дальнейшего образовательного маршрута. Основной этап:
учащимся предлагается 12 элективных курсов по выбору. Основная
функция курсов- профориентационная.
Перечень курсов: Основные задачи курсов по
выбору ·
Ориентация
учащихся в мире профессий, ознакомление со спецификой видов деятельности,
которые будут для них ведущими в случае совершения того или иного выбора. ·
Формирование
интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю через освоение
новых аспектов содержания и более сложных способов деятельности при помощи
оригинального материала выходящего за рамки школьной программы. Завершающий
этап: проводятся профконсультирования, где реализуются
пробы выбора профиля обучения, серии эвристических заданий, прогнозирующих
соответствие личностной заинтересованности школьника в обучении на том или ином
профиле. Одним из основных
элементов образования на всех этапах является информационная работа:
На
подготовительном и завершающем этапах организуются процедуры психолого-педагогической
диагностики и самодиагностики, позволяющих строить версии о предрасположенности
школьника к тем или иным направлениям образовательной деятельности в условиях
профильного и профессионального обучения. Основные направления
деятельности учащихся в ходе предпрофильной подготовки:
Заключительная диагностика по выявлению
намерений учащихся в отношении построения образовательных
траекторий, позволяет
дифференцировать массив учащихся по следующим признакам:
Четырехлетний опыт работы комбината по
осуществлению предпрофильной подготовки имеет
положительную динамику, о чем свидетельствует следующие результаты:
1. Выявление
образовательного запроса.
2. Предпочтения выбора профильных классов.
3. Профессиональное самоопределение.
4. Мотивы выбора предполагаемой профессиональной
деятельности.
В ходе
профконсультаций учащиеся осваивают алгоритм построения личного
профессионального плана с учетом цепи ближних, дальних целей и перспектив
карьерного роста. Логическая цепь
построения личного профессионального плана состоит из следующих шагов: - предполагаемый выбор сферы
профессиональной деятельности в отдаленной перспективе; - выбор образовательного маршрута после 9-го класса (учреждения НПО, СПО,
профильные, - саморазвитие, самообразование – выбор образовательных учреждений вне
школы (ЦДТ; СЮН; СЮТ; -выбор образовательного маршрута после школы с учетом выбранной
профессии; -планирование запасного варианта (резервный выбор профессии); -планирование вариантов профессионального карьерного роста. Результаты сформированности личного профессионального
плана
Таким образом, четырёхлетний
опыт предпрофильной подготовки на
базе Межшкольного учебного
комбината показал, что
мероприятия, проводимые в
процессе её осуществления, в целом
помогают девятиклассникам адаптироваться к социальной действительности, учат
ориентироваться на рынке труда,
способствуют формированию
устойчивого мотива к обучению
в профильных классах, учреждениях профессионального образования в соответствии с
предполагаемым выбором будущей
профессии. |