Возврат >
           
...... .........











     Формирование сетевого взаимодействия образовательных учреждений и педагогов в городском образовательном и МЕТОДИЧЕСКОМ пространстве

      С 2008-2009 учебного года начинается формирование модели сетевого взаимодействия ОУ и педагогов в городском образовательном пространстве. Основные блоки сети определяются по приоритетным направлениям дошкольного образования и на основе диагностики образовательных потребностей педагогов. В каждом блоке определяются опорные ДО, намечаются пути решения проблемы, рассматриваются теоретические положения, разрабатывается свое дидактическое сопровождение педагогического процесса.
Формирование сетевого взаимодействия целесообразно осуществлять в 2 этапа:

1 этап
Цели:

     через реализацию долгосрочного проекта деятельности отдельного блока сети обеспечить системное освоение новой технологии, формирование умений проектировать дидактическое и методическое сопровождение, соответствующее изученной теории и особенностям контингента детей, для которого оно будет предназначено; создание полного комплекта дидактико - методических материалов для внедрения педагогического новшества.
     создание опорных (базовых )ДО, определение педагогов– консультантов.
Ведущий способ работы на I этапе – преобразование собственного педагогического опыта.

2 этап
Цели:

     через продолжение работы по реализации долгосрочного проекта увеличить количество педагогов, осваивающих новые профессиональные знания и умения педагогического проектирования,
     совершенствовать комплект дидактико - методических материалов для внедрения педагогического новшества, разработанных на 1 этапе блока, апробировать их в педагогическом процессе;
     расширить новые ресурсы методической работы в городском образовательном пространстве( консультационные центры, базовые ДО).


На 2 этапе ведущий способ работы - заимствование и трансформация чужого опыта работы. Общее руководство сетевым взаимодействием осуществляет координационный совет сети, который представляет методист УМК и руководители творческих групп различных блоков.

Такая модель сетевой организации методической работы позволяет:

     осуществлять методическую работу по разным направлениям через долгосрочные проекты с постоянным составом педагогов;
     реализовать компетентностный подход в повышении профессионального уровня педагогов;
     делегировать полномочия определенным субъектам сети по осуществлению отдельных организационных и обучающих функций методической работы;
     использовать профессиональные возможности большой группы людей для взаимного обучения;
     использовать интеллектуальный потенциал педагогов из разных ОУ для создания продукта работы творческой группы в виде дидактических материалов;
     готовить квалифицированных учителей- консультантов по актуальным направлениям методической работы;
     использовать наработанные механизмы организации обучения педагогов в режиме сетевого взаимодействия для решения других проблем в рамках общей темы через увеличение количества блоков и узлов в сети.

Каковы механизмы деятельности сетевой модели как новой формы организации методической службы?

      В структуре методического пространства города выделяются следующие звенья и функции:
     Управление образования - определяет политику, цели, задачи развития образования. Проводит анализ деятельности системы образования;
     УМК – выступает общим координатором деятельности субъектов методического пространства, осуществляет методическую поддержку работников образования, определяет формирование и реализацию муниципальной образовательной политики;
     Методический совет- выделение среди ОУ лидеров в решении приоритетных задач образования, разработка концепции системы непрерывного повышения квалификации педкадров, план сетевой организации методической работы;
     Консультативные советы по Д и НОО и среднему образованию - диагностика затруднений и потребностей педагогов в решении приоритетных задач развития образования.
      Первоочередная задача УМК - определить способы деятельности и систему сетевого взаимодействия ОУ и педагогов.

В рамках сети должны быть задействованы:

     координаторы блоков;
     опорные ДО;
     проблемно-творческие группы в составе педагогов 2-3 ДО, которые будут заниматься решением конкретных задач, направленных на разработку и методическую поддержку актуальных проблем системы дошкольного образования;
     педагоги, которые при диагностике профессиональных потребностей изъявили желание ознакомиться с новшеством через посещение открытых мероприятий.

      Общее руководство сетевым взаимодействием осуществляет координационный совет сети, который представляет методист УМК и руководители творческих групп различных блоков.

ГМО будет выполнять следующие функции:

     проведение мониторинга готовности детей к обучению в школе;
     обобщение и распространение инновационных методик, приемов и технологий обучения и воспитания детей;
     разработка методического обеспечения по различным направлениям деятельности;
     изучение, обобщение, распространение и внедрение ППО.
     В перспективе хочется построить такую сетевую модель методической службы, которая действительно могла бы оказывать адресную помощь и поддержку любому педагогу. В настоящее время в дошкольном звене будут сформированы блоки сетевой организации с узлами в опорных ДО. Модель сетевой организации методической работы по повышению профессионального мастерства педагогов дошкольной ступени образования прилагается.

Модель сетевой организации МР по повышению профессионального мастерства педагогов дошкольной ступени образования.
Блок №1
      Повышение эффективности дошкольного образования через внедрение современных педагогических технологий.
Блок №2
Организация и сопровождение педагогической деятельности для развития творческих способностей детей.
Блок №3
Внедрение этнокультурного компонента в структуру и содержание дошкольного образования.




     Система методической работы с педагогами в ДОУ
Выступление Карагод С.А., старшего воспитателя ДО№12 МОУ "СОШ №4"




      Дошкольное образование является фундаментом образовательной системы, поскольку именно здесь закладываются основы будующей личности.
     Системность методической работы придаёт организация деятельности по единой методической теме, включенной в Программу развития дошкольного отделения и школы:
МОУ «СОШ № 4»
Индивидуально – дифференцированный подход к обучению и воспитанию в условиях становления «Модели школы самоопределения и самореализации»
ДО – 12 «Дельфин»
Индивидуально – дифференцированный подход к обучению и воспитанию дошкольников
Единая методическая тема выступает согласованным звеном с приоритетным направлением дошкольного отделения.
Источники формирования содержания методической работы в дошкольном отделении
Нормативно – правовые документы федерального, регионального и муниципального уровня Инструктивно – методические документы РФ, КБР, Управления образования Социальный заказ родителей Учебные программы, учебные пособия, новые результаты психолого – педагогических исследований, информация о передовом, новаторском, массовом педагогическом опыте Данные анализа состояния учебно – воспитательного процесса в ДО, данные о качестве знаний, умений, навыков детей, данные изучения профессиональной компетентности педагогов




     Основные направления в методической деятельности реализуются в таких областях, как: информационная, диагностико-пргностическая, инновационная и эксперементальная через функции управления:
     Информационно – аналитическая;
     Мотивационно – целевая;
     Планово – прогностическая;
     Организационно – исполнительская;
     Коррекционная.

Система методической работы в ДО выстраивается в трех плоскостях
По отношению к конкретному педагогу По отношению к педагогическому коллективу По отношению к общей системе непрерывного образования
- обогащение знаний педагогов;
- развитие мотивов творческой деятельности;
- развитие педагогической техники.
- выработка традиций коллектива;
- контроль и анализ УВП, диагностика;
- выявление, обобщение и распространение ППО;
- приобщение к экспериментальной работе.
- творческое осмысление нормативно - правовых документов;
- внедрение достижений науки и передовой практики.


     Модель методической работы на данном этапе выглядит следующим образом:
Методический совет
МОУ «СОШ № 4»
Организационные формы деятельности:
- ШМО;
- Творческая группа;
- Педагогический час;
- Методическая неделя;
- Взаимопосещение уроков в школе и занятий в подготовительных группах;
- Наставничество;
- Самообразование;
- Смотры – конкурсы;
- Методический кабинет;
- Информационные методические стенды.
Дидактические формы деятельности:
- Курсы повышения квалификации;
- Постоянно действующий семинар;
- Консультации;
- Коллективные просмотры;
- Диагностика, анализ образовательных потребностей;
- Мониторинг качества образования;
- Мастер – класс;
- Окна педагогического мастерства;
- Круглый стол;
- Деловые игры;
- Тренинги.
Совет педагогов
Малый педагогический совет




     Дошкольное отделение №12 "Дельфин" является базовым учреждением ИПК и ПРО КБГУ г.Нальчика. Ежегодно, в соответствии с планом ИПК и ПРО, на базе ДО организуются семинары-практикумы для слушателей курсов повышения квалификации и получают высокие оценки за организацию и содержание методических мероприятий.


      Программа повышения профессионального мастерства воспитателей
Выступление Колпак О.П., зам. директора по УВР НШ-ДС №22




      Основными условиями организации методической деятельности, построения адаптивной модели методической службы и управления в НШ-ДС №22 являются:
     четкое распределение полномочий, прав и обязанностей;
     максимальный учет образовательных потребностей и личностно-ориентированное построение деятельности педагогов в различных структурах методической службы;
     рассмотрение активного положительного опыта методической работы каждого члена педагогического коллектива как опорного в построении общей системы методической работы, федерального, регионального, территориального опыта и общих тенденций развития методической работы.
     формирование и развитие профессиональных качеств педагога, воспитателя, учителя, повышение их профессионального мастерства.

Содержание деятельности методической службы:

     МОУ "НШ-ДС №22", исходя из государственной гарантии прав граждан на образование и решая заявленную цель и задачи, реализует преемственные образовательные программы дошкольного и начального образования, при этом соблюдая преемственность с общеобразовательной программой МОУ СОШ №4.

     В рамках Программы развития осуществляется адаптирование программно-методического обеспечения и разработка программ:

     «На пороге школы»
     «Здоровье»
     «Здравствуй, малыш»
     «На пороге взросления»

     Единая методическая тема НШДС - "Создание единого образовательного пространства". Работа над единой методической темой связана со всеми аспектами деятельности ОУ, со всеми участниками образовательного процесса. Она актуальна для нашего коллектива, соответствует уровню его педагогического развития. Работа над единой методической темой делает целостным процесс повышения мастерства педагогов и выступает как фактор сплочения коллектива единомышленников.
     В рамках организации системы повышения квалификации педагогических кадров, с целью обновления методической работы и повышения ее эффективности была разработана "Программа повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образования", которая рассмотрена и утверждена на заседании Методического Совета диагностико-методического отдела Управления образования в 2006 году.

"Программа повышения профессионального мастерства педагогов ОУ" направлена на:

     Повышение уровня квалификации, педагогического профессионализма и продуктивности деятельности работников ОУ;
     Изучение и совершенствование личностных и деловых качеств сотрудников, степени целеустремленности и заинтересованности в работе и ее результатах;
     Ознакомление с работой педагога;
     Разработку содержание разнообразных компонентов системы работы с педагогическими кадрами с учетом уровня профессионального мастерства.

     Содержание программы обеспечивает работу с педагогами разного уровня профессиональной подготовки:
    Молодые специалисты (начинающие);
    Педагоги, совершенствующие свое мастерство;
    Педагоги - мастера, имеющие высокий уровень профессионального мастерства.

     Реализация данной программы дает возможность обеспечить качественное повышение квалификации каждым педагогом в соответствии с его профессиональными запросами и интересами. Использование разнообразного диагностического инструментария позволяет осуществлять мониторинг профессиональной деятельности воспитателей и других специалистов.
     Сложность и многообразие функций и задач методической работы в НШДС, разносторонний, постоянно обновляющийся характер ее содержания, а также конкретные особенности ОУ предполагают и достаточное разнообразие форм работы, постоянное обогащение и повышение эффективности устоявшихся, традиционных форм и новаторское применение новых форм.
     Систему методической работы повышения квалификации педагогических кадров обеспечивают:

Организационные формы деятельности

    ШМО
     Творческая группа
     Педагогический час
     Наставничество
     Самообразование
     Конкурсы
     Методический кабинет
     Информационные методические стенды

Дидактические формы деятельности

     Курсы повышения квалификации
     Семинар – практикум
     Консультации ( индивидуальные, групповые)
     Коллективные просмотры педпроцесса
     «Площадка успешности»
     «Окна педагогического мастерства»
     Круглый стол
     Деловые игры
     Тренинг
     В ходе систематизации методической работы повысилась профессиональная деятельность и квалификация педагогического коллектива, возросло стремление к учебе, повышению своего профессионального уровня.
     В 2007/2008 учебном году на 10% увеличился высокий уровень адаптации детей к школе;
     Мониторинг школьной зрелости имеет положительную динамику;
     Ребята нашего учреждения приняли участие в 11 городских конкурсах, имеют награды не ниже IIIместа;
     Качество методической работы подтверждает высокая оценка слушателей республиканских курсов, проведенных в этом учебном году ИПК и ПРО КБГУ на базе нашего учреждения, а также проведение городских методических объединений.


     Современные подходы к организации методической работы с кадрами
Выступление Флеммер А.В., старшего воспитателя ДО№19 МОУ "СОШ №5"




Содержание деятельности методической службы

     анализ и разработка образовательной программы, годового плана учреждения, рекомендации по планированию деятельности структурных подразделений;
     взаимодействие со структурными подразделениями, координация деятельности служб: медицинской, психологической, социально-педагогической. (7 слайд)
     планирование, организация и регулирование учебы по совершенствованию профессионального мастерства педагогических кадров, анализ и оценка его результатов;
     определение содержания, форм и методов повышения квалификации педагогических кадров;
     решение педагогических проблем, связанных с методическим обеспечением воспитательно-образовательного процесса;
     проведение индивидуальных и групповых консультаций для оказания помощи воспитателям.
     анализ результатов педагогической диагностики, мониторинг знаний, умений и навыков детей по разделам программы;
     анализ выводов по адаптированности детей к детскому саду;
     мониторинг здоровья и физического развития;
     анализ воспитательно-образовательного процесса, рекомендации по использованию эффективных форм воспитательно-образовательного процесса и внедрению новых технологий.
     разработка системы мер по изучению педагогической практики, обобщению и распространению педагогического опыта; подготовка материалов для издания буклетов о работе ДО.

     Исходя из целей и задач, содержания деятельности в нашем детском саду разработана модель методической службы,включающая в себя все основные формы работы по совершенствованию педагогического мастерства, направленные на стимулирование повышения теоретического, методического уровня педагогов, овладения современными образовательными программами, организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с современными требованиями.



Деятельность методической службы осуществляется по двум направлениям:

Организационно-педагогическая работа

     Проведение Совета педагогов, методических совещаний.
     Организация, планирование перспективной и текущей курсовой переподготовки педагогов.
     Организация работы с молодыми специалистами.
     Работа по подготовке педагогов к аттестации.
     Обобщение опыта работы педагогов.
     Оснащение педагогического процесса необходимым наглядно-дидактическим оборудованием и литературой.
     Контроль и анализ выполнения временных стандартов образования детей дошкольного возраста.
     Организация форм взаимодействия и работы с родителями.

Научно-методическая работа

     Внедрение нового содержания образования дошкольников, форм и методов работы.
     Поиск инновационных путей в реализации содержания образования.
     Организация мониторинга качества образования.
     Создание системы непрерывного образования педагогов.
     Осуществление дифференцированного и индивидуального подхода к повышению профессионального мастерства.
     Организация психологического сопровождения педагогического процесса.
     Организация участия педагогов в обмене, изучении, распространении передового педагогического опыта.
     Изучение потребностей педагогов в методической помощи.
     Организация взаимодействия с различными социальными институтами детства

    Методическая служба в ДО № 19 относится к управленческой деятельности.

     Процесс организации методической работы, как и любой управленческой деятельности, имеет циклический характер, т.е. представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития. Каждый цикл методической работы мы разделил на несколько стадий или управленческих функций: педагогический анализ, планирование, организация, контроль, регулирование и коррекция. Последний этап является исходным пунктом нового цикла.
Педагогический анализ дает нам объективную оценку педагогическому процессу, выявляет причины, определяющие уровень воспитательно-образовательной работы. На этой основе мы вырабатываем рекомендации по совершенствованию педагогического процесса.
Планирование – определение системы мероприятий, предусматривающей порядок, последовательность и сроки выполнения. Эта система мероприятий направлена в нашем ДО на осуществление поставленной цели.
Организация - создание рациональной организационной структуры в ДО, которая направлена на достижение нашим детским садом целей своей деятельности в оптимальный срок.
Контроль – констатирует, измеряет уровень отдельных параметров педагогического процесса, дает возможность нам сопоставлять их с нормативными требованиями.
Регулирование и коррекция – воздействие на работу педагогического коллектива с целью внесения поправок, устранения недочетов, оптимизации педагогического процесса.

     Основными задачами работы по повышению профессионального мастерства педагогов, мы считаем следующие:
     выявить исходный уровень педагогического мастерства каждого воспитателя, т. е. уровень его знаний, педагогических способностей и умений;
     выработать у воспитателей потребность в саморазвитии, самообразовании, самовоспитании;
     развить гуманистическую направленность личности каждого воспитателя;
     развить педагогическую технику, т. е. организаторские, коммуникативные и другие умения.
Для реализации данных задач в нашем детском саду проводится диагностика профессиональных и личностных качеств педагогов.

Профессиограмма мастерства и творчества педагогов включает в себя определенные блоки: культурно-личностный, профессиональный, блок педагогических способностей, блок педагогического взаимодействия, педагогической техники, результативный блок, каждый блок включает в себя определенные параметры. (напр.результативный блок – уровень обученности и воспитанности детей, этикет воспитанников, психологический климат воспитанников группы). В результате диагностических исследований и последующего анализа определяются уровни профессиональной деятельности педагогов: высокий творческий уровень, частично-поисковый, репродуктивный, исполнительский уровень. В соответствии с определенными уровнями выстраивается работа с кадрами по повышению профессионального мастерства.



Методические формы повышения квалификации педагогов

Индивидуальные

     Наставничество
     Консультации заместителя директора, старшего воспитателя
     Самообразование (самовоспитание)
     Моделирование индивидуальных вариантов методической работы для каждого воспитателя
Групповые

     Проблемные консультации
     Творческие микрогруппы
     Проблемные семинары,
     Семинары-практикумы
     Психологический тренинг
     Школа педагогического мастерства
     Организационно - деятельностные, ролевые игры
     Школа молодого специалиста
     Методические недели
     Творческие мастерские
     Взаимопосещение занятий, уроков
Фронтальные

     Методический совет МОУ «СОШ № 5»
     Совет педагогов;
     ШМО педагогов ДО № 18 и ДО № 19
     Педагогический час;
     Аукционы знаний, методических находок, идей
     «Круглый стол»
     Фестиваль методических идей
Инновационные

     мастер-классы;
     проектная деятельность;
     творческие конкурсы

Деятельность методической службы в ДО № 19 направлена на реализацию единой методической темы школы, и детского сада . Тема школы «Развитие нравственной, гармоничной и физически здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению», тема ДО «Формирование гармонично развитой и физически здоровой личности».

Центр методической службы ДО № 19 - методический кабинет, являющийся многофункциональным. Здесь проводятся методические мероприятия с педагогами, представлены по четкой системе все материалы и пособия для организации педагогического процесса, сосредоточен библиотечный фонд, которым пользуются педагоги, дети, родители. Все имеющиеся пособия зафиксированы в паспорте методического кабинета, им присвоен определенный номер, что значительно облегчает поиск необходимого учебно-методического или наглядно-демонстрационного материала.

В этом учебном году наш детский сад посетил президент КБР Арсен Баширович Каноков, министр образования КБР Сафарби Х. Тхагапсоев и другие официальные лица. Арсен Баширович побывал во всех возрастных группах, кабинетах, которые ему очень понравились, отметил, что предметно-развивающая среда способствует комфортному пребыванию ребенка в детском саду.  

           


Возврат >


Hosted by uCoz