Возврат >

ГМО учителей физики
        «Инновационные технологии в преподавании физики»

Введение

       Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых. Среди них особое место занимает проектная деятельность в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

       В основу метода проекта была положена идея о направленности учебно– познавательной деятельности на результат. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации.

       В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у учащихся самообразовательной активности; они учатся проводить исследования (это могут быть несложные наблюдения или серьезные логико-теоретические исследования). Действуя за компьютером, они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, анализировать текстовую, цифровую и графическую информацию и выдвигать новые идеи.

       Проектная деятельность это выполнение долговременных, трудоемких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для такой деятельности. Над проектом работает один человек или группа, конечным результатом проекта является отчет о работе, компьютерная презентация, создание тематического сайта в сети Интернет или мультимедийный диск.

Об учебных проектах

Учебный проект с точки зрения обучающегося – это

         возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала;
         деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат;
         работа, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы.

Учебный проект с точки зрения учителя- это

         интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся.

       При таком подходе изменяется и роль самого учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя информации, сообщающего ученикам то, что они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
       Потребуется изменить и взаимоотношения учителя и учеников, учителю перейти от авторитарного дистанцированного стиля общения к общению сотрудничества, ученику придется взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения.
       Учителю придется сдерживать себя в желании первым высказать свое мнение (это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях: прежде чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что знают об этом ученики.
       Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Приемы организации учебных проектов

       Проектное обучение предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.
       Первый вид – проектный урок – включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.
       Второй вид – занятия, нацеленные как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.
       Третий вид – урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно, с одной стороны, и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету, с другой.

Типология учебных проектов

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
       Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.

ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
       Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам учеников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект. Это может быть:

         совместная газета;
         сочинение;
         видеофильм;
         драматическая постановка;
         праздник;
         статья;
         альманах;
         альбом и пр.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ) ПРОЕКТЫ
       Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) ПРОЕКТЫ
       Такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Это, например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; наглядное пособие и т. п.

Основные требования к разработке проекта

Длительность проекта
Описание приблизительного времени (в часах), необходимого для выполнения проекта
Стандарты
Государственный образовательный стандарт общего образования
Задачи проектов
Развивать умения анализировать , обобщать информацию из различных источников; учиться изготавливать презентацию
Задачи для учеников
Найти интересную информацию о звуковых волнах; магнитах; обобщить материал и изготовить презентацию
Инструкции для обучения и достижения результата
Конкретные пошаговые инструкции по обучению работе с ресурсами, выбранными для реализации проекта и его презентации
Детали проекта
Общая информация о проекте и подробная информация о необходимой подготовке для достижения успешного результата
Требования к технологическим умениям учеников
Список обязательных умений и навыков для выполнения данного проекта
Материалы для учителя
Материалы, которые необходимы для реализации проекта, в том числе и обучающие инструкции. Примерное планирование проекта
Классная работа
Описание хода работы над проектами. Рекомендации по объединению учеников в группы. Предполагаемое описание конечного продукта, который должны получить ученики.
Советы по оценке
Описание методов оценки
Стратегия работы
Подсказки, а также предложения дополнительных альтернативных задач для групп. Здесь могут находиться рекомендации по дифференциации заданий к уровню компетенции учащихся
Дополнительные справочные материалы и ресурсы
Список учебников. Журналов, справочников. Список ресурсов.

Преимущества и трудности обучения на основе проектов

Обучение на основе проектов:

         повышает мотивацию к обучению;
         способствует возрастанию ценности обучения в глазах ученика;
         способствует приобретению знаний, выходящих за рамки программы обучения;
         способствует овладению ценными исследовательскими навыками и умениями;
         способствует лучшему усвоению материала;
         способствует развитию навыков сопоставления, классификации, анализа и синтеза;
         способствует приобретению навыков переноса знаний в другой контекст;
         способствует развитию умений искать и анализировать информацию;
         способствует формированию самостоятельного решения заданий;
         способствует формированию навыков межличностного общения;
         способствует освоению процессом мышления.

Трудности обучения:
         требуется больше времени на подготовку;
         трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учеников;
         трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учителей.
Заключение

       В программе основного общего образования по физике, разработанной на основе Стандарта основного общего образования сказано, что «Изучение физики в 9классе направлено на достижение следующих целей:

         Освоение знаний о механических, электромагнитных, квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
         овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
         развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
         воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира. В необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
         применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности. Одним из умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе образования по физике в 9 классе, является:
         проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

       Метод проектов поможет достичь целей, указанных в Стандарте, он также ориентирован на выработку определенных умений работы с информацией. Путь, которым идут учащиеся к решению поставленных в проекте задач, может оказаться чрезвычайно извилистым. Но, как говорится «не ошибается тот, кто ничего не делает» и в результате деятельности они приобретут опыт – это следствие анализа совершенных ошибок и одержанных побед.
       По окончании проекта необходимо подвести итоги, в которых показать ученикам, как они работали, как могли бы работать лучше. Для того чтобы представить себе место и значение метода проектов для российских школьников, посмотрим на результаты исследований школьников по международной программе PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
       В тестах программы был раздел, посвященный изучению компетентности детей в решении проблем. Предполагалось, что это готовность детей к жизни в XXI веке. Тесты этой группы были разделены на три уровня по сложности проблем. Решение тестов 3-го уровня говорилось о хорошем умении, тестов 2-гоуровня–об удовлетворительном умении. То есть предполагалось, что учащиеся, которые справились с задачами 2-го и 3-го уровней, владеют умениями, которые отвечают требованиям XXI века.
       Соответственно, те, кто справился только с задачами 1-го уровня или не справился с ними вообще, это дети, которые будут испытывать трудности в адаптации к взрослой жизни. Результаты приведены в таблице:

Страны
Уровни умений
3-й
2-й
1-й
Ниже 1-го
Республика Корея
32%
41%
22%
5%
Финляндия
30%
43%
22%
5%
Гонконг
35%
36%
21%
8%
Япония
36%
34%
20%
10%
США
12%
30%
34%
24%
Россия
12%
31%
34%
23%

В России свыше 55% детей не готово к «решению проблем современного общества».

Информационные ресурсы:

    1. Программа для общеобразовательных учреждений.- М.; Дрофа, 2007.
    2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. //Internet: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
    3. Поисковая система Интернет www.aport.ru.
    4. Поисковая система Интернет www.yandex.ru.
    5. Физика. Полный школьный курс.- М.; АСТ - Пресс, 2000.
    6. Учебные проекты с использованием Microsoft®Office: Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
    7. Кафедра физики и математики: инновационные образовательные технологии /авт.-сост. Т.Г. Попова, Г.А. Кругова, О.Г. Закирова; под ред. О.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель,2010.

Хобиева Е.Е. - учитель физики МОУ «СОШ №42»



Возврат >

Hosted by uCoz