|
ГМО учителей физики
«Инновационные технологии в преподавании физики»
Введение
Инновация в педагогическом процессе означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и обучаемых.
Среди них особое место занимает проектная деятельность в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
В основу метода проекта была положена идея о направленности учебно– познавательной деятельности на результат.
Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.
Сегодня от человека требуется умение развивать собственную функциональную компетентность: умение ориентироваться в информационных потоках, способность к самообразованию, переквалификации.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего,
развитие у учащихся самообразовательной активности;
они учатся проводить исследования (это могут быть несложные наблюдения или серьезные логико-теоретические исследования).
Действуя за компьютером, они вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, анализировать текстовую, цифровую и графическую информацию и выдвигать новые идеи.
Проектная деятельность это выполнение долговременных, трудоемких, среднесрочных или краткосрочных творческих заданий, требующих от учеников самостоятельной и глубокой проработки материала. Использование информационных технологий создает самые благоприятные условия для такой деятельности.
Над проектом работает один человек или группа, конечным результатом проекта является отчет о работе, компьютерная презентация, создание тематического сайта в сети Интернет или мультимедийный диск.
Об учебных проектах
Учебный проект с точки зрения обучающегося – это
Учебный проект с точки зрения учителя- это
интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования у обучающихся.
При таком подходе изменяется и роль самого учителя в учебно-воспитательном процессе. Из носителя информации, сообщающего ученикам то, что они должны знать, пассивно усвоив, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению поставленной задачи, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников.
Потребуется изменить и взаимоотношения учителя и учеников, учителю перейти от авторитарного дистанцированного стиля общения к общению сотрудничества, ученику придется взять на себя ответственность и самостоятельность в принятии многих решений собственного поведения.
Учителю придется сдерживать себя в желании первым высказать свое мнение (это может подавить инициативу ученика), преодолевать инертность и пассивность учеников в некоторых ситуациях: прежде чем излагать содержание изучаемой темы, поинтересоваться, что знают об этом ученики.
Работа над учебным проектом помогает выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми переживать вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Приемы организации учебных проектов
Проектное обучение предусматривает три вида урочных занятий для формирования проектной деятельности.
Первый вид – проектный урок – включает в себя или целиком состоит из работы над проектом. Предполагается высокая степень самостоятельности учащихся в выполнении проекта. Актуализируемые предметные знания закрепляются, углубляются и расширяются в процессе работы над проектом и освоения нового знания учащимися.
Второй вид – занятия, нацеленные как на формирование проектной деятельности, так и на закрепление усвоенных предметных теоретических и практических знаний.
Третий вид – урок, на котором помимо освоения предметного содержания происходит перевод предметных умений в общеучебные и универсальные. Эти уроки позволяют формировать проектную деятельность поэлементно, с одной стороны, и активизировать познавательную деятельность учащихся по предмету, с другой.
Типология учебных проектов
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
ТВОРЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ
Этот тип проектов предполагает четкое планирование конечных результатов и формы их представления. Структура проекта только намечается и развивается далее в ходе работы, подчиняясь жанру конечного результата и интересам учеников, но уже в самом начале оговаривается, что будет представлять собой проект.
Это может быть:
совместная газета;
сочинение;
видеофильм;
драматическая постановка;
праздник;
статья;
альманах;
альбом и пр.
ОЗНАКОМИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ (ИНФОРМАЦИОННЫЕ) ПРОЕКТЫ
Этот тип проектов направлен на работу с информацией о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с конкретной информацией, ее анализ и обобщение уже для широкой аудитории. Такие проекты, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ (ПРИКЛАДНЫЕ) ПРОЕКТЫ
Такие проекты отличает четко обозначенный с самого начала будущий результат деятельности его участников. Это, например, документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий (в природе, обществе, в организации); проект закона; справочный материал; словарь; аргументированное объяснение какого-то физического, химического явления; наглядное пособие и т. п.
Основные требования к разработке проекта
Длительность проекта |
Описание приблизительного времени (в часах), необходимого для выполнения проекта |
Стандарты |
Государственный образовательный стандарт общего образования |
Задачи проектов |
Развивать умения анализировать , обобщать информацию из различных источников; учиться изготавливать презентацию |
Задачи для учеников |
Найти интересную информацию о звуковых волнах; магнитах; обобщить материал и изготовить презентацию |
Инструкции для обучения и достижения результата |
Конкретные пошаговые инструкции по обучению работе с ресурсами, выбранными для реализации проекта и его презентации |
Детали проекта |
Общая информация о проекте и подробная информация о необходимой подготовке для достижения успешного результата |
Требования к технологическим умениям учеников |
Список обязательных умений и навыков для выполнения данного проекта |
Материалы для учителя |
Материалы, которые необходимы для реализации проекта, в том числе и обучающие инструкции. Примерное планирование проекта |
Классная работа |
Описание хода работы над проектами. Рекомендации по объединению учеников в группы. Предполагаемое описание конечного продукта, который должны получить ученики. |
Советы по оценке |
Описание методов оценки |
Стратегия работы |
Подсказки, а также предложения дополнительных альтернативных задач для групп. Здесь могут находиться рекомендации по дифференциации заданий к уровню компетенции учащихся |
Дополнительные справочные материалы и ресурсы |
Список учебников. Журналов, справочников. Список ресурсов. |
Преимущества и трудности обучения на основе проектов
Обучение на основе проектов:
Трудности обучения:
требуется больше времени на подготовку;
трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учеников;
трудности, связанные с непривычным процессом обучения у учителей.
Заключение
В программе основного общего образования по физике, разработанной на основе Стандарта основного общего образования сказано, что «Изучение физики в 9классе направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о механических, электромагнитных, квантовых явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, о методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения интеллектуальных проблем, физических задач и выполнения экспериментальных исследований; способности к самостоятельному приобретению новых знаний по физике в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
воспитание убежденности в познаваемости окружающего мира. В необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Одним из умений, которым должны овладеть учащиеся в процессе образования по физике в 9 классе, является:
проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Метод проектов поможет достичь целей, указанных в Стандарте, он также ориентирован на выработку определенных умений работы с информацией.
Путь, которым идут учащиеся к решению поставленных в проекте задач, может оказаться чрезвычайно извилистым. Но, как говорится «не ошибается тот, кто ничего не делает» и в результате деятельности они приобретут опыт – это следствие анализа совершенных ошибок и одержанных побед.
По окончании проекта необходимо подвести итоги, в которых показать ученикам, как они работали, как могли бы работать лучше.
Для того чтобы представить себе место и значение метода проектов для российских школьников, посмотрим на результаты исследований школьников по международной программе PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся).
В тестах программы был раздел, посвященный изучению компетентности детей в решении проблем. Предполагалось, что это готовность детей к жизни в XXI веке. Тесты этой группы были разделены на три уровня по сложности проблем. Решение тестов 3-го уровня говорилось о хорошем умении, тестов 2-гоуровня–об удовлетворительном умении. То есть предполагалось, что учащиеся, которые справились с задачами 2-го и 3-го уровней, владеют умениями, которые отвечают требованиям XXI века.
Соответственно, те, кто справился только с задачами 1-го уровня или не справился с ними вообще, это дети, которые будут испытывать трудности в адаптации к взрослой жизни.
Результаты приведены в таблице:
Страны |
Уровни умений |
3-й |
2-й |
1-й |
Ниже 1-го |
Республика Корея |
32% |
41% |
22% |
5% |
Финляндия |
30% |
43% |
22% |
5% |
Гонконг |
35% |
36% |
21% |
8% |
Япония |
36% |
34% |
20% |
10% |
США |
12% |
30% |
34% |
24% |
Россия |
12% |
31% |
34% |
23% |
|
В России свыше 55% детей не готово к «решению проблем современного общества».
Информационные ресурсы:
1. Программа для общеобразовательных учреждений.- М.; Дрофа, 2007.
2. Государственный образовательный стандарт основного общего образования. //Internet: http://www.school.edu.ru/dok_edu.asp
3. Поисковая система Интернет www.aport.ru.
4. Поисковая система Интернет www.yandex.ru.
5. Физика. Полный школьный курс.- М.; АСТ - Пресс, 2000.
6. Учебные проекты с использованием Microsoft®Office:
Методическое пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
7. Кафедра физики и математики: инновационные образовательные технологии /авт.-сост. Т.Г. Попова, Г.А. Кругова, О.Г. Закирова; под ред. О.В. Кузьмина. Волгоград: Учитель,2010.
Хобиева Е.Е. - учитель физики МОУ «СОШ №42»
|