|
Что значит "образованный человек"? Скажем словами Н.Г.Чернышевского: "Обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - вот образованный человек!"
С каждым годом общество все больше требований предъявляет школьникам и выпускникам:
Способность творчески мыслить, последовательно рассуждать и представлять свои идеи;
Уметь работать в команде и обладать навыками общения;
Определять приоритеты, планировать конкретные результаты и нести персональную ответственность за них;
Эффективно использовать знания реальной жизни.
Для обеспечения качества школьного образования, главными показателями которого являются раскрытие творческого потенциала личности и готовности выпускников школы к продолжению образования, необходима существенная модернизация учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, задача учителя, создание уроков творчества, сотрудничества. Для этого необходимо применять эффективные педагогические технологии, одной из которых является технология вариативного обучения.
Существует несколько определений вариативного обучения.
Вариативное обучение - рассматривается как составная часть педагогического управления образовательным процессом учащихся, как существенный компонент системы вариативного образования, реализующего взаимосвязанные функции воспитания, обучения и развития.
Вариативное образование понимается как процесс, направленный на расширение возможностей компетентностного выбора личностью жизненного пути и на саморазвитие личности. Целью вариативного образования является формирование такой картины мира в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками, которая бы обеспечивала ориентацию личности в различного рода жизненных ситуациях, в том числе и ситуациях неопределенности.
Образовательная технология представляет собой способ совместного проектирования педагогами и учащимися, поэтапного осуществления целенаправленной образовательной деятельности с учетом имеющихся ресурсов образовательной среды путем выделения последовательности процедур и операций, выполнение которых гарантирует достижение планируемых результатов образования всем обучаемым.
Достижение этой задачи возможно при соблюдении преемственности педагогического управления в начальной, основной и старшей школе. Технологическое целеполагание учеником в процессе обучения предполагает поэтапное формирование данной компетенции: вначале понимания и осмысления ребенком учебной цели, поставленной учителем, затем умения доопределять и переопределять для себя педагогические варианты цели, после чего уже самостоятельно формулировать цель и прогнозируемые результаты учебной деятельности, образовательные продукты.
В чем сущностное отличие данного подхода от, ставшей традиционной системы обучения? Ответ логически прост - наличием полного состава структурных компонентов деятельности: потребность- мотив- цель- образец- операция- результат- контроль- оценка- рефлексия.
Исходя из этого, что от природы задатки, склонности. Способности у личности разнообразны и имеют различную степень выраженности в многообразии видов деятельности (как и в разные возрастные периоды, так и у различных индивидов), следовательно, биологически обусловлена различная успешность детей в освоении школьных программ по разным предметам.
Важно научиться грамотно ставить себе напряженные, но посильные цели, распределять свои силы, другие средства и ресурсы для достижения этих целей.
Педагогическая концепция вариативного образования может быть представлена в следующих тезисах:
1. Гуманизация управления, являющаяся устойчивой тенденцией развития цивилизации, применительно к образованию обуславливает необходимость переосмысления факторов устойчивого развития личности: внутренней целостности, избирательной свободы, самостоятельности и ответственности.
2. Вариативный образовательный процесс должен обеспечить здоровье и целостное развитие учащихся, ориентированное на формирование гуманистических ценностей и отношений овладение биоадекватными способами мышления, социальной активности.
3. Механизм развития задатков и способностей детей в учебно - воспитательном процессе имеет следующую циклическую структуру: высокая вероятность достижения учебной цели- мотивация- деятельность- самооценка- успех- способности.
4. Ключевыми позициями концепции вариативного образования являются следующие положения:
По содержательно- целевому компоненту:
признании в качестве приоритетной функции ученика в образовательном процессе-
субъектной, т.е. реализующей возможность инициировать собственную активность и нести ответственность за результаты деятельности;
основным регулирующим механизмом личности является ее ценностно-смысловая сфера, потребности, мотивы, способности к рефлексии, к самостоятельности, к самооценке.
По организационно- деятельностному:
Типы технологий, наиболее эффективно реализуемых в условиях управления вариативным образовательным процессом:
Технологии разноуровневого обучения
Основу технологии разноуровневого обучения составляют:
психолго-педагогическая диагностика учащегося;
сетевое планирование;
разноуровневый дидактический материал.
При разноуровневом обучении делится текст, задания на три уровня сложности:
I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;
II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;
III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.
Т. е. эти три уровня можно охарактеризовать при проведении занятий следующим образом:
1. Проблемное изложение (учащийся осваивает образец умственных действий).
2. Частично-поисковый (формируются элементарные умения и навыки поисковой деятельности).
3. Исследовательский (формируются навыки творческой деятельности).
Таким образом, основные правила технологии разноуровневого обучения можно свести к следующему:
Основными принципами являются: доброжелательность, взаимопомощь, нормотворчество, право на собственное мнение и ошибку.
Диалоговые технологии
В результате внедрения диалоговых технологий в обучении происходит переход от традиционно сложившейся, инструктивной, личностно-отчужденной, однонаправленной модели обучения (экстрактивной- учитель-ученику), при которой учитель предъявлял конкретное и нормативно закрепленное содержание всем учащимся без учета их индивидуальности и познавательных возможностей к личностно ориентированной модели, формирующей содержание обучения учащихся при непосредственном и активном их участии и взаимодействии с учителем, объединенных общим предметом обсуждения и учитывающих индивидуальные особенности каждого ребенка.
Среди диалоговых технологий выделяют: проблемно-поисковые диалоги, семинары-дискуссии, учебные дискуссии, эвристические беседы, анализ конкретных ситуаций.
Например:семинар-дискуссия может содержать элементы «мозгового штурма» или деловой игры
Задачи:
развивать творческие, аналитические, коммуникативные способности, познавательный интерес;
развивать умение вести диалог, а именно строить доказательный ряд, уметь критиковать и выслушивать критику, убеждать, советовать, сочувствовать и т.д.;
формировать ценностное отношение к предмету обсуждения и уважительное отношение к участникам диалога;
формировать самостоятельность мышления, мыслительных процессов;
развивать умение чётко формулировать мысли, публично высказывать собственные суждения, вести коллективный поиск истины;
развивать взаимопонимание, формировать ценностно-ориентационное единство коллектива.
Модульные
Принципиальное отличие модульной технологии от традиционного обучения состоит в отказе от главенствующего принципа « Делай, как я!». Организация учебно-познавательной деятельности, ее возможные схемы, предлагаемые к использованию формы и методы обучения, педагогический комментарий содержится в модульной программе, отвечают принципу: « Помоги мне это сделать самому». Поэтому так важен доверительный, вдохновляющий, доступный, конкретный стиль учительских советов и указаний в методическом блоке модуля.
Эвристические
При конструировании занятий эвристического типа приоритет отдается целям творческой самореализации детей, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом — содержанию учебного материала. Организационные формы и методы эвристического обучения имеют приоритет перед содержанием yчe6нoro материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. Такой подход усиливает личностную направленность обучения, поскольку переносит акцент с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам ученик, его учебная деятельность».
Из схемы видно, что установочные и индивидуальные цели формулируются на основе конкретных условий обучения с учётом целей учителя и учеников. Достижение целей зависит от выбора базовой технологической структуры занятий, оптимального набора форм и методов обучения, индивидуальных программ.
Эвристическая технология обучения предусматривает динамику внутренних изменений субъектов образования — учеников и учителей в ходе освоения ими эвристических образовательных процедур: таких как целеполагание, планирование, освоение способов эвристической деятельности в учебных предметах, освоение способов познания фундаментальных образовательных объектов, нормотворчество, рефлексия деятельности.
По каждой эвристической процедуре учитель планирует движение учеников от фрагментарного применения отдельных её элементов до целостного осуществления. По мере освоения эвристических процедур увеличивается осознанность учащихся в выборе целей, направлений и средств своего образования.
Целеполагание в обучении — это установление учениками и учителем главных целей и задач обучения на определённых его этапах.
Индивидуализированные
Индивидуальный подход - это:
принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;
создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.
Технология индивидуализированного обучения - такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными.
Рассмотрим наметившиеся тенденции образовательной деятельности:
программно-целевой характер планирования содержательного и процессуального блоков учебного процесса;
освоение модульного подхода к структурированию содержания, позволяющегосближать теорию и практику, планировать задания на прогнозирование будущего человека;
побуждение школьников к рассмотрению проблем, лежащих на стыке различных областей знаний;
обеспечение вариативности направлений углубления тем, свободы выбора и инициирования учащихся в разработке индивидуальных познавательных маршрутов и программ;
привлечение школьников начального, среднего и старшего возраста к планированию и регулированию учебного процесса, отбору содержания, информационных источников, способов деятельности;
реализация принципа природосообразности в планировании методов обучения, формирующих в единстве духовное, физическое, психическое и социальное качество личности.
планирование программно-тематического содержания обучения в виде последовательности образовательных проектов с учетом детской одаренности.
Указанные тенденции, выросшие в инновационной практике в содружестве с наукой, способны повысить качество просвещения при условии принятия и освоения педагогами современных управленческих и других научных подходов к учебно-воспитательному процессу.
Таким образом, перестраевается мышление учащихся со схемы: "услышал- запомнил- пересказал" к схеме: "познал (путем поиска вместе с учителем и одноклассниками) - осмыслил- сказал- запомнил".
Возврат >
|