|
"Обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - вот образованный человек!"
Н.Г.Чернышевский
На своих уроках я реализую систему работы по развитию учащегося, как самостоятельной личности. Вариативность учебных заданий строю так, чтобы каждый ученик чувствовал себя на уроке уверенно и комфортно.
Одной из целей уроков было развитие интереса к познанию нового, неизвестного.
На уроках русского языка всегда должно идти развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления и интеллекта.
Работа в группах, в парах – одно из важнейших средств усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний, создания основы для развития интереса к изучаемому материалу, выделению лидера среди детей.
Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он не может справиться самостоятельно, а ученик с хорошими способностями быстро справившись с заданием, скучает. Хорошо, когда у ребенка есть возможность выбора задания по своим силам. Задания на каждом уроке подбираю таким образом, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.
Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создавать более благоприятные условия для творческого развития всех и каждого ученика с учетом его таланта, семейного образования и воспитания, дошкольного развития, индивидуальных интересов.
Для развития фантазии и речи я все уроки начинаю с чтения скороговорок, двустиший, игр, которые помогают детям составлять рифмы, слоганы.
Одной из «больных» тем на уроке всегда является скучное, однообразное чистописание. Здесь тоже можно использовать массу различных заданий, которые формируют творческий потенциал ребенка, развивают фонематический слух, расширяют познания детей о синонимах и антонимах.
Словарно-орфографическая работа – это межпредметные связи, связь с жизнью, использования научных понятий обучение работе со словарями. Здесь особенно видны дети – лидеры, дети – ораторы.
Игра – это один из самых любимых видов работы. Здесь подводим учащихся к раскрытию темы урока, умению обобщать, делать соответствующие умозаключения и выводы.
Теоретический материал – это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов.
Хоровое проговаривание новых понятий, проговаривание в паре – вот что дает нужный результат. Хотя и заучивание правил обогащает речь детей. Нельзя давать теоретический материал как догму. Поэтому при изучении смыслового значения существительного «урок» ведется подготовительная работа, где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения. Ставлю перед детьми проблему: «Какой смысл имеет существительное «урок» в следующих стихах?», предлагаю им высказать свои идеи, свои находки. При этом я всегда поощряю собственную точку зрения, оригинальный замысел, отклонения от стандартного решения проблемы.
Обобщая новую тему, ввожу в итоге составление предложения из разрозненных слов, чтобы дети смогли увидеть роль существительного в предложении и речи.
Всегда вся работа должна идти в системе и ежеурочно. Если этого нет, то и результаты будут совсем разные.
На свои уроках использую методы: эвристический, проблемный, модельный, исследовательский, поисковый.
Русский язык
Тема:
«Что такое существительное?»
Цели:
Формирование грамматического понятия «имя существительное», ознакомление с обобщенным лексическим значением имен существительных (названия людей, вещей, событий и т. д.).
Воспитание любознательности, смекалки. Развитие интереса к познанию нового, неизвестного.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Доскажите словечко, чтобы получилась рифма.
Запись на доске:
Прозвенел сейчас … ( звонок )
Начинать пора … ( урок )
Наступила тишина
Новая тема к нам … ( пришла ).
2. Минутка чистописания
Работа с карточками в парах.
- Подумайте и сформулируйте задание к записи:
Большой - маленький
война - … ( мир )
глубокий - … ( мелкий )
старый - … ( молодой )
твердый - … ( мягкий )
сухой - … (мокрый )
- Подберите антонимы. Все слова начинаются с буквы м.
- Какую букву будем писать сегодня? ( М м).
- Можно составить цепочку из букв, используя гласные а, о ?
Образец на доске: мао ома аом оам
3. Словарно-орфографическая работа
- Рассмотрите данный шифр ( в парах )
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 | а | м | н | о | р | к | в | у |
2 | с | г | д | я | л | ч | ц | т |
На каком уроке Вы видели похожий шифр? ( Информатика )
- Вот ключ данного шифра. Узнайте слово.
2-1; 1-4; 2-5; 1-4; 1-2; 1-1.
- Что такое солома?
Ответы на карточках. Выбрать надо правильную.
1 карточка. Это сено в сарае.
2 карточка. Это сухая трава на лугу.
3 карточка. Это стебли пшеницы, ржи и других злаковых растений, которые остались после обмолота зерна.
- Прочитайте третью карточку друг другу.
- Запишите это слово. Запомните его написание. Здесь какая орфография? ( безударный гласный в корне слова ).
- На какой вопрос отвечает слово солома? ( Что? )
- Является ли оно существительным? ( Да ).
- Какая тема нашего урока? ( Имя существительное ).
4. Работа по теме
1. Сейчас мы поиграем, но Вы будьте, очень вниматель-ны. Запишите слова, которые будут обозначать целую группу слов. Игра называется «Скажи одним словом» ( запись слов учащихся на доске )
- Кто из Вас играть готов? Поднимите руки.
Я диктую массу слов:
Пес, корова, кошка. ( Животные ).
Кукла, мячик и гармошка. ( Игрушки ).
Лук, редиска, огурцы. ( Овощи ).
Молоток, топор, щипцы. (Инструменты ).
Платье, юбка и рубашка. ( Одежда ).
Бак, стакан, посуда, чашка. ( Посуда ).
Василек, ромашка, роза. ( Цветы ).
Ветер, дождик, морозы. ( Явления природы ).
Повторите слова: явления природы
- Назовите другие явления природы: (гроза, ураган, молния, снего-пад, град и другое )
- Так что обозначают имена существительные? Прочитаем хором.
2. Читаем правило в учебнике, с. 112.
3. Устно выполнить упражнение 205 под руководством учителя.
5. Физминутка
- Как идешь? ( Вот так ).
- Как машешь?
- Как прыгаешь?
- Как пьешь?
- Как ругаешься?
- Как удивляешься?
- Как смеешься?
- Как учишься?
6. Наблюдение над многозначностью имен существительных
- Какой смысл имеет существительное «урок» в следующих стихах? Работа в группах. ( карточки у каждого ученик ).
Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала
За уроки не садилась
И обедать не могла. ( Домашнее задание ).
С. Михалков.
Он ( первоклассник ) проснулся ночью темной,
Было только три часа.
Он ужасно испугался,
Что урок уж начался. (Учебный год ).
А. Барто.
- Можно сказать, что слово «урок» имеет многозначное значение?
7 . Наблюдение над ролью имен существительных в предложении. Запись на доске.
К, звери, зиме, готовятся.
- Какое задание Вы можете предложить? ( Составить и записать предложения ).
- А еще какое? ( Выделить основу предложения? )
- К какой части относится подлежащее? (Имя существительное).
- В этом предложении есть другие существительные? ( Зиме ). Это главный член предложения ( Нет, второстепенный ).
8. Итог урока
- Что такое имя существительное?
- Что оно обозначает?
- Какими членами предложения могут быть существительные?
9. На дом: упражнение 206.
Возврат >
|