|
"Обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - вот образованный человек!"
Н.Г.Чернышевский
Тема: «Преобразование России при Петре 1»
Цели:
Способствовать формированию представления о преобразованиях в России, связанных с правлением Петра 1;
Развивать умения пользоваться поисково-исследовательской работой, развивать речь учащихся, умение делать выводы и обобщать;
Воспитывать к прошлому своей Родины , любовь к ней.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
2. Работа по теме урока : « Преобразование России при Петре 1»
- Сегодня, подводя итог совместной работы по теме «Преобразование России при Петре 1», ответим на вопрос «Нужны ли были России преобразования (реформы) Петра 1 или они были желанием только Петра 1».
Беседа
Посмотрите на историческую карту « Россия в начале 17 века». Границы России в то время проходили по берегам Каспийского моря на юге и Белого моря на севере . Доступа ни к Балтийскому ни к Черному морям не было. Поэтому страна была бедной, отсталой. Царь Петр 1 стал думать о выходе к Балтийскому морю.
-Как Вы думаете, зачем?
(Торговать с Западной Европой , узнать как живут люди в других государствах , какая у них культура и т.д.)
- Что пришлось испытать России, добиваясь выхода к Балтийскому морю?
(Северная война , 1700-1721 г. со Швецией, война была долгая и тяжелая, захватившая древние русские земли у берегов Финского залива Балтийского моря.)
(вывешивается картина «Полтавская битва», ученик рассказывает об участии Петра 1 в военных действиях,
… пришел час решить судьбу отечества)
Дети рассказывают о том, что они нашли об этом сражении из поэмы А.С. Пушкина «Полтава»
« Но близок , близок час победы
Ура, мы ломим , гнутся шведы.
О, славный час! О, славный вид !
Еще напор и враг бежит… »
- Какое событие произошло в истории России после победы над шведской армией?
(Петр 1 был провозглашен императором, а Россия стала называться империей)
-Как Вы понимаете слова (на доске)
империя , император.
(империями тогда были наиболее крупные и могущественные государства)
(проговаривание слов)
- Год 1703, какое событие в этом году?
(по приказу Петра 1 начали строить город Санкт-Петербург)
(ученики рассказывают о строительстве г. Санкт-Петербурга из дополнительной литературы ( поисковая работа)
Учитель:
воевать, строить города , заводить морской флот, зачинать многие другие , невиданные прежде в России дела – для всего этого требовались знающие люди. Петр приглашал иностранных специалистов и многие оставили свой вклад в русской истории. Но всегда жить чужим умом нельзя, нужны свои грамотные люди.
- Какие школы были открыты Петром 1?
(карточки, дети готовят ответы работая в парах; используют дополнительный материал). Поисковая работа.
Учитель:
Работа со словом «нововведение», проговаривание.
- О каких нововведениях Петра 1 Вы узнали ?
(создался флот, армия, новый календарь, и т.д.)
(На доске) « А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, жила бы только …» (Россия)
- Кому так говорил Петр 1? ( Солдатам)
(Петр 1 очень любил Россию и думал о том, как ее сделать богатой , культурной и непобедимой)
3. Проверка (самопознания), поисковая работа, работа в группах.
- Какие известны Вам русские деятели, которые не щадили себя ради своей родины – Руси – России?
(дети приводят примеры и комментируют, начиная с прошлого и до наших дней.)
4. Физминутка
5. Проверка (рефлексия). Ответы на вопросы.
- Что Вы знаете о 1861 годе ?
(Отмена крепостного права)
- Что такое крепостное право?
(Прикрепление крестьян к земле и подчинение власти господ)
(Учащиеся дополняют о крепостном праве при Петре 1 – усилилась и т.д.)
Учитель:
Используя дополнительную литературу, расскажите , как Петр 1 стремился образовывать молодого русского человека.
(работа в группах)
- Скажите, а нам сейчас нужно это выполнять или это уже устарело?
(Рассуждение детей, самоопределение)
6. Работа в группах . «Рабочая тетрадь» стр. 18
№ 34 - первая группа.
№ 35 - вторая группа.
№ 36 – третья группа.
(Учащиеся оговариваю ответы и отвечают)
7. Итог урока
А сейчас подведем итог нашего урока.
Ребята, мы с вами познакомились с личностью Петра 1, реформами проводимыми императором, а так же его вкладом в развитие России .
- Скажите, нужны ли были России преобразования (реформы) Петра 1 или они были желанием только Петра 1?
(Да, нужны.)
Рассуждение детей (положительные и отрицательные стороны)
Оценка.
8. Задание на дом:
объединитесь в группы и подготовьте сообщение на тему : Петербург - один из прекраснейших городов мира .
Возврат >
|