|
Городской методический совет
«Структура мониторинга воспитательной работы»
Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса. Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса. В настоящее время очень остро стоит проблема мониторинга воспитательной деятельности в школе. В наше время эта проблема выходит на первый план в связи с изменениями, происходящими в школьном образовании.
Мониторинг — понятие, относительно недавно появившееся в лексиконе социально-гуманитарных наук, в том числе и в педагогике. В "Словаре-справочнике по педагогике" (2004 г.) мониторинг трактуется как контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в образовании — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения и оценки воспитательного процесса.
В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:
наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.
Структура мониторинга воспитания в школе состоит из четырех элементов:
1. изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
2. оценки состояния воспитания;
3. прогноза развития воспитания;
4. выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.
Мониторинг сам по себе не является отдельной управленческой функцией. Он выступает скорее как составляющая компонента таких управленческих функций, как анализ и контроль, система измерения динамики качественно-количественных изменений объекта.
За последние три года в нашей школе была проведена следующая работа в этом направлении.
1. В феврале-марте 2009 года зам. директора по ВР Чавдарь О.Н., руководителями ШМО классных руководителей, классными руководителями была проведена диагностика уровня удовлетворенности родителей учащихся 1-11-х классов работой общеобразовательного учреждения по методике А.А.Андреева.
В программе изучения уровня удовлетворенности приняли участие родители 651 ребенка.
По данным анкет были получены следующие результаты:
Класс |
Классный руководитель |
Количество детей |
Средний балл |
Уровень удовлетворенности |
1 «А» |
Сычева Е.Л. |
20 |
3 |
Высокий |
1 «Б» |
Бондарева Н.К. |
32 |
3,6 |
Высокий |
2 «А» |
Боровкова С.В. |
27 |
3,5 |
Высокий |
2 «Б» |
Бондарева Н.А. |
21 |
3 |
Высокий |
2 «В» |
Сирица М.В. |
16 |
3 |
Высокий |
3 «А» |
Малахова И.Н. |
29 |
4,1 |
Высокий |
3 «Б» |
Гостева Т.М. |
31 |
2,8 |
Средний |
4 «А» |
Михаевская Л.А. |
25 |
2,5 |
Средний |
4 «Б» |
Телегина Е.Б. |
27 |
3,2 |
Высокий |
4 «В» |
Комарова Ю.Н. |
15 |
3,8 |
Высокий |
5 «А» |
Малышева И.А. |
28 |
2,8 |
Средний |
5 «Б» |
Наборщикова Т.Н. |
23 |
2,8 |
Средний |
5 «В» |
Истомина Л.В. |
25 |
3 |
Высокий |
6 «А» |
Протасова Е.В. |
27 |
3,1 |
Высокий |
6 «Б» |
Васюченко И.К. |
25 |
3 |
Высокий |
6 «В» |
Гофман Н.П. |
17 |
3 |
Высокий |
7 «А» |
Мельникова И.Ю. |
25 |
3,05 |
Высокий |
7 «Б» |
Юдина О.В. |
26 |
2,25 |
Средний |
7 «В» |
Селезнева Г.И. |
18 |
3 |
Высокий |
8 «А» |
Доценко Н.В. |
28 |
2,8 |
Средний |
8 «Б» |
Батюк Н.В. |
27 |
2,7 |
Средний |
8 «В» |
Панфиленко Л.В. |
29 |
3,1 |
Высокий |
8 «Г» |
Ткачева Ю.А. |
22 |
2,5 |
Средний |
10 «А» |
Матвеева Н.М. |
25 |
2,8 |
Средний |
10 «Б» |
Ермакова В.Г. |
21 |
2,6 |
Средний |
11 «А» |
Фарафонова Т.А. |
21 |
2,9 |
Высокий |
11 «Б» |
Ерманчук В.Ф. |
21 |
2,6 |
Высокий |
|
Итого: |
651 |
2,9 |
Средний |
Как видно по результатам таблицы общий уровень удовлетворенности родителей работой общеобразовательного учреждения средний, граничит с высоким. Наиболее высокие показатели у младшего и среднего звена, в старшем звене у всех средние показатели удовлетворенности. Основные направления воспитательного процесса реализуются через тематические программы: «Традиция», «Семья», «Патриотическое воспитание», «Музей», «Духовно–нравственное воспитание», «Интеллект», «Милосердие», «Благоустройство», «Школьная республика», «Дополнительное образование», «Социальное партнерство».
2. Профилактика вредных привычек на II ступени обучения
Учащимся 5-7-х классов были предложены следующие вопросы:
1.Есть ли у вас вредные привычки, с которыми вы бы хотели бороться?
2.Помогает ли вам школа в борьбе с этими привычками?
3.Достаточно ли мероприятий проводится в школе по профилактике вредных привычек, табакокурения и формированию ЗОЖ?
4.Интересно ли вам на этих мероприятиях?
5.Способствуют ли эти мероприятия желанию вести ЗОЖ
В опросе приняли участие 189 учащихся среднего звена, были получены следующие результаты:
Из приведенной таблицы видно, что работа классных руководителей по профилактике вредных привычек и формированию ЗОЖ спланирована в достаточном объеме, в соответствии с запросами детей, с учетом их интересов и способствует желанию вести ЗОЖ. К сожалению, от вредных привычек не так легко избавиться, поэтому на второй вопрос многие дети отвечали отрицательно, понимая его как избавление от вредных привычек, хотя речь шла о помощи школы в борьбе с вредными привычками, которые есть практически у каждого.
3. Гражданско-патриотическое воспитание на III ступени обучения
Учащимся 8-11-х классов были предложены следующие вопросы:
1.Считаете ли вы себя достойными гражданами своей республики?
2.Считаете ли вы себя патриотами своей страны?
3.Способны ли вы в любую минуту стать на защиту интересов своего народа, республики, страны?
4.Помогает ли школа в формировании вашей гражданской позиции по отношению к обществу?
5.Достаточно ли мероприятий проводится по гражданско-патриотическому воспитанию?
В опросе принимало участие 167 учащихся 8-11-х классов, были получены следующие результаты:
Как показывает таблица, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения находится на высоком уровне. Учащимся интересны проводимые мероприятия и хочется, чтобы проводились военно-спортивные игры, а в школьное расписание были введены уроки ОБЖ.
Воспитанность – это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, себе. Воспитанность предполагает любознательность, культуру поведения, этикет, культуру общения.
Изучение и анализ уровня воспитанности, проведенные в течение года, дали возможность:
определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;
дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.
Итоговая таблица уровня воспитанности учащихся с 1 по 11 класс за 3 года
|
2006 – 2007
учебный год
|
2007 – 2008
учебный год |
2008 – 2009
учебный год |
Высокий уровень |
22% |
35,7% |
26,3% |
Хороший уровень |
29% |
42,5% |
44,7% |
Средний уровень |
33% |
19,5% |
26,6% |
Низкий уровень |
7% |
2,2% |
2,4% |
4.Программа «Дополнительное образование» через систему факультативов, кружков, спортивных секций, работу театральной и танцевальной студий, организацию работы школьного краеведческого музея школа целенаправленно приобщает учащихся к культурной деятельности, стимулирует духовно – нравственный, творческий рост ребят. Важнейшим результатом этой работы является формирование активной и сознательной гражданской позиции, культуры.
Показатель |
2006 – 2007 учебный год |
2007 – 2008 учебный год |
2008 – 2009 учебный год |
Количество |
% |
Количество |
% |
Количество |
% |
Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием |
|
421 |
56,2% |
432 |
61% |
453 |
68% |
1 – 4 классы |
124 |
17% |
168 |
23,7% |
187 |
28% |
5 – 9 классы |
248 |
34% |
208 |
29,3% |
216 |
32% |
10 – 11 классы |
69 |
9,5% |
56 |
7,9% |
60 |
9% |
Доля учащихся, охваченных спортивными секциями |
|
213 |
29,2% |
251 |
35,4% |
180 |
27% |
1 – 4 классы |
33 |
4,8% |
64 |
9% |
80 |
12% |
5 – 9 классы |
111 |
15,2% |
136 |
19,2% |
68 |
10% |
10 – 11 классы |
69 |
9,5% |
51 |
7,2% |
32 |
5% |
Динамика состояния здоровья учащихся по ступеням
Здоровые дети составляют лишь 28,5% от числа учащихся школы в 2008-2009 учебном году, что на 25% ниже по сравнению с 2007-2008 учебным годом.
Количество здоровых первоклассников за 3 года
год |
Количество первоклассников по списку |
Количество первоклассников имеющих заболевания на момент поступления в школу |
Количество
здоровых первоклассников |
2006-2007 |
64 |
27 (42,2%) |
37 (57,8%) |
2007-2008 |
59 |
25 (42,4%) |
34 (57,6%) |
2008-2009 |
52 |
46 (88,5%) |
6 (11,5%) |
2009-20010 |
87 |
60 (69%) |
27 (31%) |
Несмотря на целенаправленную воспитательную работу и усилия педагогического коллектива, в школе имеются учащиеся с девиантным поведением. Для предупреждения правонарушений и осуществления контроля за поведением школьников, состоящих на внутришкольном контроле, а также на учёте в органах КДН и ПДН, в образовательном учреждении организуется работа по привлечению подростков в различные кружки и секции.
5.Учащиеся, состоящие на учётах, различных категориях семей и учащихся
Вид учёта / категория |
2006-2007 уч. год |
2007-2008 уч. год |
2008-2009 уч. год |
Кол-во учащихся в МОУ |
Кол-во состоящих на учёте |
% |
Кол-во учащихся в МОУ |
Кол-во состоящих на учёте |
% |
Кол-во учащихся в МОУ |
Кол-во состоящих на учёте |
% |
ВШУ |
738 |
4 |
0.5 |
708 |
2 |
0.3 |
665 |
- |
- |
КДН |
738 |
1 |
0.1 |
708 |
1 |
0.1 |
665 |
- |
- |
ПДН |
738 |
2 |
0.3 |
708 |
- |
- |
665 |
- |
- |
Нарколог |
738 |
- |
- |
708 |
- |
- |
665 |
- |
- |
«группа риска»* |
738 |
12 |
1.6 |
708 |
6 |
0.8 |
665 |
1 |
0.2 |
Малоо беспечен ные семьи |
738 |
34 |
4.6 |
708 |
42 |
6 |
665 |
40 |
6 |
Много детные семьи |
738 |
40 |
5.4 |
708 |
54 |
7.6 |
665 |
56 |
8.4 |
Небла гополуч ные семьи |
738 |
6 |
0.8 |
708 |
4 |
0.6 |
665 |
3 |
0.5 |
Опека емые |
738 |
11 |
1.4 |
708 |
16 |
2.4 |
665 |
14 |
2.1 |
Система тически пропус кающие |
738 |
6 |
0.8 |
708 |
6 |
0.8 |
665 |
3 |
0.5 |
Случаи прояв ления нацио нализма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Случаи прояв ления экстре мизма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Случаи прояв ления суицида |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Занятость детей «группы риска» и состоящих на учете
Кол-во учащ. |
2006 – 2007 |
Кол-во учащ. |
2007 – 2008 |
Кол-во учащ. |
2008 – 2009 |
шк. круж |
% |
гор. секц |
% |
шк. круж |
% |
гор. секц |
% |
шк. круж |
% |
гор. секц |
% |
12 |
3 |
20 |
4 |
26 |
6 |
2 |
25 |
3 |
37 |
1 |
1 |
100 |
- |
- |
Обновление компьютерного парка школы, создание кабинета ИКТ, наличие мобильного комплекса (ноутбук, проектор), способствовало значительному увеличению числа внеклассных мероприятий, проведенных с использованием ИКТ.
№ |
Мероприятия |
2005-2006 уч. год |
2006-2007 уч. год |
2007-2008 уч. год |
2008-2009 уч. год |
1 |
Внеклассные мероприятия |
3 |
15 |
19 |
89 |
№ |
ФИО учителя |
1 полугодие |
3 четверть |
4 четверть |
год |
У |
ВМ |
У |
ВМ |
У |
ВМ |
У |
ВМ |
1 |
Агеева Е.С. |
3 |
1 |
14 |
|
10 |
|
27 |
1 |
2 |
Аракелова К.И. |
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
3 |
Слюсарь Н.А. |
9 |
3 |
18 |
2 |
38 |
|
65 |
5 |
4 |
Мисиоцкая Т.Т. |
8 |
|
5 |
2 |
7 |
|
20 |
2 |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 |
Непочатых И.В. |
54 |
|
60 |
|
41 |
|
155 |
|
7 |
Потекина Ю.К. |
34 |
3 |
21 |
1 |
11 |
1 |
66 |
5 |
8 |
Фарафонова Т.А. |
4 |
|
9 |
1 |
1 |
2 |
14 |
3 |
9 |
Истомина Л.В. |
4 |
|
2 |
5 |
|
2 |
6 |
7 |
10 |
Ерманчук В.Ф. |
|
|
|
2 |
|
|
|
2 |
11 |
Гофман Н.П. |
|
1 |
|
1 |
|
|
|
2 |
12 |
Матвеева Н.М |
|
1 |
|
|
4 |
1 |
4 |
2 |
13 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 |
Панфиленко Л.В. |
35 |
|
1 |
1 |
12 |
2 |
48 |
3 |
15 |
Чавдарь О.Н. |
1 |
1 |
2 |
|
|
|
3 |
1 |
16 |
Мельникова И.Ю. |
3 |
|
|
|
5 |
|
8 |
|
17 |
Бражинская И.В. |
|
|
|
|
1 |
|
1 |
|
18 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Боровкова С.В. |
2 |
2 |
4 |
|
3 |
|
9 |
2 |
20 |
Телегина Е.Б. |
|
|
|
1 |
|
1 |
|
2 |
21 |
Гостева Т.М. |
2 |
|
4 |
|
3 |
1 |
9 |
1 |
22 |
Малахова И.Н. |
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 |
Лемешевич Т.Н. |
|
|
|
2 |
1 |
|
1 |
2 |
25 |
Ткачева Ю.А. |
15 |
1 |
46 |
1 |
24 |
1 |
85 |
3 |
26 |
Протасова Е.В. |
|
5 |
|
2 |
|
2 |
|
9 |
27 |
Васюченко И.К. |
|
|
|
1 |
|
1 |
|
2 |
28 |
Наборщикова Т.Н. |
1 |
1 |
|
|
|
1 |
1 |
2 |
29 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 |
Доценко Н.В. |
|
|
|
3 |
6 |
2 |
6 |
5 |
31 |
Селезнева Г.И. |
44 |
1 |
158 |
|
126 |
|
328 |
1 |
32 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 |
Батюк Н.В. |
|
|
1 |
15 |
2 |
3 |
3 |
18 |
34 |
Бабяк Д.С. |
|
|
|
4 |
|
|
|
4 |
35 |
Малышева И.А. |
|
|
|
|
|
1 |
|
1 |
36 |
Скрипчак Т.В. |
|
|
4 |
|
|
|
4 |
|
37 |
Буцало И.А. |
|
1 |
|
|
|
1 |
|
2 |
|
ВСЕГО: |
219 |
21 |
350 |
44 |
295 |
23 |
864 |
89 |
Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы школы мониторинг подразделяется на две группы.
В первую группу входят объективные статистические показатели:
Процент успеваемости и посещаемости.
Количество правонарушений, совершенных учащимися.
Количество учащихся класса состоящих на внутришкольном учете, на учете в ОППН.
Участие (результаты) учащихся в школьных, районных, городских и российских конкурсах и проектах.
Процент охвата учащихся горячим питанием.
Количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с учителями).
Во вторую группу входят показатели анализа эффективности процесса воспитания:
диагностика уровня развития классного коллектива (Социометрия);
уровень воспитания ученика, класса и гимназии в целом (Уровень воспитанности);
эмоционального настроя класса (“Психологический климат в классе”)
а также диагностики, входящие в мониторинг программ, работающих в школе ("Одаренные дети", "Здоровьесберегающая педагогика как основа педагогической деятельности современного ОУ", компьютеризации)
В условиях перехода учреждений образования на нормативно - подушевое финансирование на первый план выходит проблема: как отследить качество работы классного руководителя. В нашей школе определены следующие критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя. К ним относятся:
1. Участие педагога в профессиональных и творческих конкурсах, выступления на семинарах, педсоветах, заседаниях МО по вопросам воспитания; награждения самого классного руководителя;
2. Планирование воспитательной работы (наличие в классе воспитательной системы, использование в работе воспитательных технологий, методик, программ, в т.ч. авторских; анализ за прошлый год, задачи воспитательной работы, система мероприятий класса по всем направлениям воспитательной работы, участие в организации общешкольных мероприятий, участие в общешкольных мероприятиях);
3. Результативность воспитательной деятельности / классные грамоты, дипломы, таблица участия и занятых мест в различных школьных конкурсах/;
4. Участие класса в различных районных, городских и областных конкурсах;
5. Рейтинг класса (по итогам полугодия);
6. Проведение мониторинга уровня воспитанности (положительная динамика);
7. Работа с родителями (проверка дневников, активность родителей в общешкольной жизни, активность родителей в классной жизни);
8. Дежурство по школе (оценка выставляется на заседании школьного парламента);
9. Работа по здоровьесбережению (программы по ЗОЖ, посещение спортивных секций учащимися, организация коллективного питания)
Данные критерии отражаются в портфолио классного руководителя и рассматриваются на заседании творческой группы по распределению стимулирующей части заработной плат.
На каждого классного руководителя составляется Паспорт класса, в который вносятся:
тема воспитательной работы, над которой работает классный руководитель;
данные о классе; его особенности и традиции;
успехи и достижения класса;
работа с активом класса или по совершенствованию со-управления;
работа с родительским комитетом класса;
анализ посещенных мероприятий данного класса и оказанная методическо-консультационная помощь.
Такой документ позволит вести мониторинг успешности воспитательной работы в течение нескольких лет; фиксирует ее основные этапы, при передаче классного руководства другому педагогу является важным подспорьем в работе.
Зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 8 им. А.С. Пушкина»
Доценко Н.В.
|