Возврат >

Городской методический совет
«Структура мониторинга воспитательной работы»

        Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса. Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса. В настоящее время очень остро стоит проблема мониторинга воспитательной деятельности в школе. В наше время эта проблема выходит на первый план в связи с изменениями, происходящими в школьном образовании.

        Мониторинг — понятие, относительно недавно появившееся в лексиконе социально-гуманитарных наук, в том числе и в педагогике. В "Словаре-справочнике по педагогике" (2004 г.) мониторинг трактуется как контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в образовании — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения и оценки воспитательного процесса.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:

         наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
         организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.
Структура мониторинга воспитания в школе состоит из четырех элементов:
    1. изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
    2. оценки состояния воспитания;
    3. прогноза развития воспитания;
    4. выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

Мониторинг сам по себе не является отдельной управленческой функцией. Он выступает скорее как составляющая компонента таких управленческих функций, как анализ и контроль, система измерения динамики качественно-количественных изменений объекта.

        За последние три года в нашей школе была проведена следующая работа в этом направлении.
1. В феврале-марте 2009 года зам. директора по ВР Чавдарь О.Н., руководителями ШМО классных руководителей, классными руководителями была проведена диагностика уровня удовлетворенности родителей учащихся 1-11-х классов работой общеобразовательного учреждения по методике А.А.Андреева. В программе изучения уровня удовлетворенности приняли участие родители 651 ребенка.

По данным анкет были получены следующие результаты:

Класс
Классный руководитель
Количество
детей
Средний
балл
Уровень
удовлетворенности
1 «А»
Сычева Е.Л.
20
3
Высокий
1 «Б»
Бондарева Н.К.
32
3,6
Высокий
2 «А»
Боровкова С.В.
27
3,5
Высокий
2 «Б»
Бондарева Н.А.
21
3
Высокий
2 «В»
Сирица М.В.
16
3
Высокий
3 «А»
Малахова И.Н.
29
4,1
Высокий
3 «Б»
Гостева Т.М.
31
2,8
Средний
4 «А»
Михаевская Л.А.
25
2,5
Средний
4 «Б»
Телегина Е.Б.
27
3,2
Высокий
4 «В»
Комарова Ю.Н.
15
3,8
Высокий
5 «А»
Малышева И.А.
28
2,8
Средний
5 «Б»
Наборщикова Т.Н.
23
2,8
Средний
5 «В»
Истомина Л.В.
25
3
Высокий
6 «А»
Протасова Е.В.
27
3,1
Высокий
6 «Б»
Васюченко И.К.
25
3
Высокий
6 «В»
Гофман Н.П.
17
3
Высокий
7 «А»
Мельникова И.Ю.
25
3,05
Высокий
7 «Б»
Юдина О.В.
26
2,25
Средний
7 «В»
Селезнева Г.И.
18
3
Высокий
8 «А»
Доценко Н.В.
28
2,8
Средний
8 «Б»
Батюк Н.В.
27
2,7
Средний
8 «В»
Панфиленко Л.В.
29
3,1
Высокий
8 «Г»
Ткачева Ю.А.
22
2,5
Средний
10 «А»
Матвеева Н.М.
25
2,8
Средний
10 «Б»
Ермакова В.Г.
21
2,6
Средний
11 «А»
Фарафонова Т.А.
21
2,9
Высокий
11 «Б»
Ерманчук В.Ф.
21
2,6
Высокий
 
Итого:
651
2,9
Средний

        Как видно по результатам таблицы общий уровень удовлетворенности родителей работой общеобразовательного учреждения средний, граничит с высоким. Наиболее высокие показатели у младшего и среднего звена, в старшем звене у всех средние показатели удовлетворенности. Основные направления воспитательного процесса реализуются через тематические программы: «Традиция», «Семья», «Патриотическое воспитание», «Музей», «Духовно–нравственное воспитание», «Интеллект», «Милосердие», «Благоустройство», «Школьная республика», «Дополнительное образование», «Социальное партнерство».

2. Профилактика вредных привычек на II ступени обучения

Учащимся 5-7-х классов были предложены следующие вопросы:

    1.Есть ли у вас вредные привычки, с которыми вы бы хотели бороться?
    2.Помогает ли вам школа в борьбе с этими привычками?
    3.Достаточно ли мероприятий проводится в школе по профилактике вредных привычек, табакокурения и формированию ЗОЖ?
    4.Интересно ли вам на этих мероприятиях?
    5.Способствуют ли эти мероприятия желанию вести ЗОЖ

В опросе приняли участие 189 учащихся среднего звена, были получены следующие результаты:

Из приведенной таблицы видно, что работа классных руководителей по профилактике вредных привычек и формированию ЗОЖ спланирована в достаточном объеме, в соответствии с запросами детей, с учетом их интересов и способствует желанию вести ЗОЖ. К сожалению, от вредных привычек не так легко избавиться, поэтому на второй вопрос многие дети отвечали отрицательно, понимая его как избавление от вредных привычек, хотя речь шла о помощи школы в борьбе с вредными привычками, которые есть практически у каждого.

3. Гражданско-патриотическое воспитание на III ступени обучения


Учащимся 8-11-х классов были предложены следующие вопросы:

    1.Считаете ли вы себя достойными гражданами своей республики?
    2.Считаете ли вы себя патриотами своей страны?
    3.Способны ли вы в любую минуту стать на защиту интересов своего народа, республики,
    страны?
    4.Помогает ли школа в формировании вашей гражданской позиции по отношению к обществу?
    5.Достаточно ли мероприятий проводится по гражданско-патриотическому воспитанию?

В опросе принимало участие 167 учащихся 8-11-х классов, были получены следующие результаты:

Как показывает таблица, гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения находится на высоком уровне. Учащимся интересны проводимые мероприятия и хочется, чтобы проводились военно-спортивные игры, а в школьное расписание были введены уроки ОБЖ.

        Воспитанность – это интегрированный показатель сформированного отношения ученика к учебе, природе, обществу, людям, себе. Воспитанность предполагает любознательность, культуру поведения, этикет, культуру общения.

        Изучение и анализ уровня воспитанности, проведенные в течение года, дали возможность:

         определить цели воспитательной работы через формирование и развитие тех или иных качеств;
         дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности для формирования устойчивой гражданской позиции.
Итоговая таблица уровня воспитанности учащихся с 1 по 11 класс за 3 года

 
2006 – 2007
учебный год
2007 – 2008
учебный год
2008 – 2009
учебный год
Высокий уровень
22%
35,7%
26,3%
Хороший уровень
29%
42,5%
44,7%
Средний уровень
33%
19,5%
26,6%
Низкий уровень
7%
2,2%
2,4%

        4.Программа «Дополнительное образование» через систему факультативов, кружков, спортивных секций, работу театральной и танцевальной студий, организацию работы школьного краеведческого музея школа целенаправленно приобщает учащихся к культурной деятельности, стимулирует духовно – нравственный, творческий рост ребят. Важнейшим результатом этой работы является формирование активной и сознательной гражданской позиции, культуры.

Показатель
2006 – 2007
учебный год
2007 – 2008
учебный год
2008 – 2009
учебный год
Количество
%
Количество
%
Количество
%
Доля учащихся, охваченных дополнительным образованием
 
421
56,2%
432
61%
453
68%
1 – 4 классы
124
17%
168
23,7%
187
28%
5 – 9 классы
248
34%
208
29,3%
216
32%
10 – 11 классы
69
9,5%
56
7,9%
60
9%
Доля учащихся, охваченных спортивными секциями
 
213
29,2%
251
35,4%
180
27%
1 – 4 классы
33
4,8%
64
9%
80
12%
5 – 9 классы
111
15,2%
136
19,2%
68
10%
10 – 11 классы
69
9,5%
51
7,2%
32
5%

Динамика состояния здоровья учащихся по ступеням



Здоровые дети составляют лишь 28,5% от числа учащихся школы в 2008-2009 учебном году, что на 25% ниже по сравнению с 2007-2008 учебным годом.




Количество здоровых первоклассников за 3 года


год
Количество первоклассников
по списку
Количество первоклассников
имеющих заболевания на момент
поступления в школу
Количество здоровых
первоклассников
2006-2007
64
27 (42,2%)
37 (57,8%)
2007-2008
59
25 (42,4%)
34 (57,6%)
2008-2009
52
46 (88,5%)
6 (11,5%)
2009-20010
87
60 (69%)
27 (31%)

        Несмотря на целенаправленную воспитательную работу и усилия педагогического коллектива, в школе имеются учащиеся с девиантным поведением. Для предупреждения правонарушений и осуществления контроля за поведением школьников, состоящих на внутришкольном контроле, а также на учёте в органах КДН и ПДН, в образовательном учреждении организуется работа по привлечению подростков в различные кружки и секции.

5.Учащиеся, состоящие на учётах, различных категориях семей и учащихся

Вид учёта / категория
2006-2007 уч. год
2007-2008 уч. год
2008-2009 уч. год
Кол-во учащихся в МОУ
Кол-во состоящих на учёте
%
Кол-во учащихся в МОУ
Кол-во состоящих на учёте
%
Кол-во учащихся в МОУ
Кол-во состоящих на учёте
%
ВШУ
738
4
0.5
708
2
0.3
665
-
-
КДН
738
1
0.1
708
1
0.1
665
-
-
ПДН
738
2
0.3
708
-
-
665
-
-
Нарколог
738
-
-
708
-
-
665
-
-
«группа риска»*
738
12
1.6
708
6
0.8
665
1
0.2
Малоо беспечен ные семьи
738
34
4.6
708
42
6
665
40
6
Много детные семьи
738
40
5.4
708
54
7.6
665
56
8.4
Небла гополуч ные семьи
738
6
0.8
708
4
0.6
665
3
0.5
Опека емые
738
11
1.4
708
16
2.4
665
14
2.1
Система тически пропус кающие
738
6
0.8
708
6
0.8
665
3
0.5
Случаи прояв ления нацио нализма
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Случаи прояв ления экстре мизма
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Случаи прояв ления суицида
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятость детей «группы риска» и состоящих на учете

Кол-во учащ.
2006 – 2007
Кол-во учащ.
2007 – 2008
Кол-во учащ.
2008 – 2009
шк. круж
%
гор. секц
%
шк. круж
%
гор. секц
%
шк. круж
%
гор. секц
%
12
3
20
4
26
6
2
25
3
37
1
1
100
-
-

        Обновление компьютерного парка школы, создание кабинета ИКТ, наличие мобильного комплекса (ноутбук, проектор), способствовало значительному увеличению числа внеклассных мероприятий, проведенных с использованием ИКТ.

Мероприятия
2005-2006 уч. год
2006-2007 уч. год
2007-2008 уч. год
2008-2009 уч. год
1
Внеклассные мероприятия
3
15
19
89


ФИО учителя
1 полугодие
3 четверть
4 четверть
год
У
ВМ
У
ВМ
У
ВМ
У
ВМ
1
Агеева Е.С.
3
1
14
 
10
 
27
1
2
Аракелова К.И.
 
 
1
 
 
 
1
 
3
Слюсарь Н.А.
9
3
18
2
38
 
65
5
4
Мисиоцкая Т.Т.
8
 
5
2
7
 
20
2
5
 
 
 
 
 
 
 
 
 
6
Непочатых И.В.
54
 
60
 
41
 
155
 
7
Потекина Ю.К.
34
3
21
1
11
1
66
5
8
Фарафонова Т.А.
4
 
9
1
1
2
14
3
9
Истомина Л.В.
4
 
2
5
 
2
6
7
10
Ерманчук В.Ф.
 
 
 
2
 
 
 
2
11
Гофман Н.П.
 
1
 
1
 
 
 
2
12
Матвеева Н.М
 
1
 
 
4
1
4
2
13
 
 
 
 
 
 
 
 
 
14
Панфиленко Л.В.
35
 
1
1
12
2
48
3
15
Чавдарь О.Н.
1
1
2
 
 
 
3
1
16
Мельникова И.Ю.
3
 
 
 
5
 
8
 
17
Бражинская И.В.
 
 
 
 
1
 
1
 
18
 
 
 
 
 
 
 
 
 
19
Боровкова С.В.
2
2
4
 
3
 
9
2
20
Телегина Е.Б.
 
 
 
1
 
1
 
2
21
Гостева Т.М.
2
 
4
 
3
1
9
1
22
Малахова И.Н.
 
 
 
 
 
1
 
1
23
 
 
 
 
 
 
 
 
 
24
Лемешевич Т.Н.
 
 
 
2
1
 
1
2
25
Ткачева Ю.А.
15
1
46
1
24
1
85
3
26
Протасова Е.В.
 
5
 
2
 
2
 
9
27
Васюченко И.К.
 
 
 
1
 
1
 
2
28
Наборщикова Т.Н.
1
1
 
 
 
1
1
2
29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
30
Доценко Н.В.
 
 
 
3
6
2
6
5
31
Селезнева Г.И.
44
1
158
 
126
 
328
1
32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
33
Батюк Н.В.
 
 
1
15
2
3
3
18
34
Бабяк Д.С.
 
 
 
4
 
 
 
4
35
Малышева И.А.
 
 
 
 
 
1
 
1
36
Скрипчак Т.В.
 
 
4
 
 
 
4
 
37
Буцало И.А.
 
1
 
 
 
1
 
2
 
ВСЕГО:
219
21
350
44
295
23
864
89

        Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы школы мониторинг подразделяется на две группы.

В первую группу входят объективные статистические показатели:

         Процент успеваемости и посещаемости.
         Количество правонарушений, совершенных учащимися.
         Количество учащихся класса состоящих на внутришкольном учете, на учете в ОППН.
         Участие (результаты) учащихся в школьных, районных, городских и российских конкурсах и проектах.
         Процент охвата учащихся горячим питанием.
         Количество конфликтных ситуаций (с родителями, среди учащихся, с учителями).
Во вторую группу входят показатели анализа эффективности процесса воспитания:
         диагностика уровня развития классного коллектива (Социометрия);
         уровень воспитания ученика, класса и гимназии в целом (Уровень воспитанности);
         эмоционального настроя класса (“Психологический климат в классе”)
         а также диагностики, входящие в мониторинг программ, работающих в школе ("Одаренные дети", "Здоровьесберегающая педагогика как основа педагогической деятельности современного ОУ", компьютеризации)

В условиях перехода учреждений образования на нормативно - подушевое финансирование на первый план выходит проблема: как отследить качество работы классного руководителя. В нашей школе определены следующие критерии оценки эффективности деятельности классного руководителя. К ним относятся:

    1. Участие педагога в профессиональных и творческих конкурсах, выступления на семинарах, педсоветах, заседаниях МО по вопросам воспитания; награждения самого классного руководителя;
    2. Планирование воспитательной работы (наличие в классе воспитательной системы, использование в работе воспитательных технологий, методик, программ, в т.ч. авторских; анализ за прошлый год, задачи воспитательной работы, система мероприятий класса по всем направлениям воспитательной работы, участие в организации общешкольных мероприятий, участие в общешкольных мероприятиях);
    3. Результативность воспитательной деятельности / классные грамоты, дипломы, таблица участия и занятых мест в различных школьных конкурсах/;
    4. Участие класса в различных районных, городских и областных конкурсах;
    5. Рейтинг класса (по итогам полугодия);
    6. Проведение мониторинга уровня воспитанности (положительная динамика);
    7. Работа с родителями (проверка дневников, активность родителей в общешкольной жизни, активность родителей в классной жизни);
    8. Дежурство по школе (оценка выставляется на заседании школьного парламента);
    9. Работа по здоровьесбережению (программы по ЗОЖ, посещение спортивных секций учащимися, организация коллективного питания)

Данные критерии отражаются в портфолио классного руководителя и рассматриваются на заседании творческой группы по распределению стимулирующей части заработной плат.

На каждого классного руководителя составляется Паспорт класса, в который вносятся:

         тема воспитательной работы, над которой работает классный руководитель;
         данные о классе; его особенности и традиции;
         успехи и достижения класса;
         работа с активом класса или по совершенствованию со-управления;
         работа с родительским комитетом класса;
         анализ посещенных мероприятий данного класса и оказанная методическо-консультационная помощь.

Такой документ позволит вести мониторинг успешности воспитательной работы в течение нескольких лет; фиксирует ее основные этапы, при передаче классного руководства другому педагогу является важным подспорьем в работе.

Зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 8 им. А.С. Пушкина» Доценко Н.В.


Возврат >

Hosted by uCoz