Возврат >

Городской методический совет
«Мониторинговые исследования
воспитательной деятельности»

        Мониторинг понятие, относительно недавно появившееся в лексиконе социально-гуманитарных наук, в том числе и в педагогике. В "Словаре-справочнике по педагогике" (2004 г.) мониторинг трактуется как контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в образовании — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения и оценки воспитательного процесса.

Структура мониторинга воспитания в широком значении состоит из четырех элементов:

    1. изучения состояния воспитания путем непосредственного наблюдения за ним;
    2. оценки состояния воспитания;
    3. прогноза развития воспитания;
    4. выработки предложений мер по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов.

В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:

         наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
         организация воспитательной работы с обучающимися и формирование стимулов развития личности.

Приняв во внимание все описанное не возможно не сказать, что все указанные параметры могут корректироваться в зависимости от того каким является образовательное учреждение. Поскольку моя деятельность, в качестве заместителя директора по воспитательной работе проходит в общеобразовательной школе, следовательно, мониторинг должен отображать реальное положение по достижению цели работы школы.

        Основная цель работы учреждения — создание условий для развития высоконравственной, культурной, образованной, психически и физически здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению в социуме. Специфика воспитательной системы определяется идеологией развития содержания образования в школе, социальным заказом социума, родителей и самого ребенка. Воспитание в школе призвано обеспечивать условия образовательного процесса, в результате которого учащийся определяет способ своей жизнедеятельности, становится устроителем своей судьбы.
Воспитательная работав нашем учреждении строится по следующим направлениям:

    1. Ученик – патриот и гражданин.
    2. Ученик и его нравственность.
    3. Ученик и его интеллектуальные возможности.
    4. Ученик и его здоровье.
    5. Ученик и досуг ученика.
    6. Ученик и его семья.

Основным назначением воспитательной работы школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, научить ее делать этот выбор и находить способы его реализации.

Цель воспитательного процесса - свободная, всесторонне развитая гармоничная личность, способная жить и занимать активную позицию в современном мире. Воспитание будет успешным, если оно системно. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю общешкольную среду через выполнение следующих задач воспитания:

         Активизация органов ученического самоуправления, повышение роли и значения ученического самоуправления в жизнедеятельности классного коллектива и школы, развитие личности ребёнка.
         Создание условий для активного участия семьи в учебно-воспитательном процессе.
         Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, для воспитания стремления к здоровому образу жизни.
         Создание условий для самореализации личности каждого обучающегося через дальнейшее совершенствование системы воспитательных мероприятий и дополнительного образования.
         Повышение эффективности работы по воспитанию гражданственности, духовности и толерантности.

Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы школы мониторинг планируется подразделять на две группы.

В первую группу будут входить объективные статистические показатели:

         Процент успеваемости и посещаемости.
         Количество правонарушений, совершенных учащимися.
         Количество учащихся класса состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН, ПДН.
         Участие (результаты) учащихся в школьных, районных, городских и российских конкурсах и проектах.
Во вторую группу должны входить показатели анализа эффективности процесса воспитания:
         диагностика уровня развития классного коллектива (Социометрия);(работа начата)
         диагностика занятости учащихся в системе дополнительного образования; (проводится с 2008-2009 гг.)
         уровень воспитания ученика, класса и школы в целом (Уровень воспитанности); (систематически проводится)
         Методика изучения удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (планируется в III и в IV четвертях )
         Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (планируется в IV четверти )
         Классный руководитель глазами воспитанника.(в разработке)
         а также диагностики, входящие в мониторинг программ, работающих в школе ("Одаренные дети", "Здоровьесберегающая педагогика как основа педагогической деятельности современного ОУ")

        Хочется отметить, что работа по некоторым направлениям, таким как диагностика уровня воспитанности, участие (результаты) учащихся в школьных, городских и российских конкурсах и проектах, здоровьесберегающих технологий, ведётся в нашем учреждении на протяжении нескольких лет. А вот работа по изучению уровня развития классного коллектива, изучению удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, определению уровня развития самоуправления в ученическом коллективе только начата, и я думаю, уже в скором времени по результатам этих исследований можно будет судить об эффективности воспитательной работы учреждения.

        Одним из критериев эффективности реализации воспитательной системы школы, как я уже успела заметить, является уровень воспитанности школьников. В нашей школе для определения уровня воспитанности используется методика (Капустина), в которой в качестве ориентира для характеристики воспитанности школьников, выбраны ряд интегральных отношений к таким важным ценностям как: любовь к Отечеству, правовая культура, бережливость, культура поведения, здоровый образ жизни, бережное отношение к природе, красивое в моей жизни, эрудиция, отношение к труду и обществу и т. д. Процедура мониторинга уровня воспитанности проводится нами на протяжении нескольких лет и как показывают данные мониторинга, что уровень воспитанности наших выпускников соответствует хорошему уровню, т.е. молодые люди, вступая во взрослую жизнь, обладают самостоятельностью, у них четко выражены процессы саморегуляции и самоорганизации, сформирована активная общественная позиция.

Динамика уровня воспитанности по школе
5 – 4,5 – высокий уровень (в)
4,4 – 4 – хороший уровень (х)
3,9 – 2,9 – средний уровень (с)
2,8 – 2 – низкий уровень (н)


В тоже время данная процедура позволяет уточнить недостатки процесса воспитания по отдельно взятому критерию.

Сравнительный анализ уровня воспитанности учащихся

        По сравнению с 2007-2008 учебным годом процент учащихся, имеющих высокий уровень воспитанности, понизился на 10 %.. По сравнению с прошлым годом показатель хорошего уровня воспитанности незначительно вырос – на 5%, показатель среднего уровня воспитанности – на 3 %, что для нашей школы и контингента учащихся данного микрорайона является неплохим показателем. К сожалению, вырос низкий уровень воспитанности. Это связано с тем, что в 2008-2009 учебном году было выявлено снижение уровня правовой культуры обучающихся. Поэтому в 2009-2010 учебном году перед педагогическим коллективом были поставлены конкретные задачи - особое внимание уделить гражданско-патриотическому и правовому направлению ВР, скоординировать работу служб профилактики по организации занятости «трудных» подростков во внеурочное время.

        Важным звеном воспитательной работы школы является система дополнительного образования. Поэтому я считаю необходимым проводить мониторинг внеурочной занятости учащихся МОУ «СОШ №1» с целью отслеживания процента детей вовлечённых в кружки и секции как школьные, так и городские. Это нужно для оценки эффективности работы классных руководителей и руководителей кружков по вовлечению детей в систему дополнительного образования.

        В прошлом учебном году мною был оценён общий охват детей школьными кружками и секциями. Я сравнила эти результаты с результатами за 2007-2008 учебный год. Из диаграммы видно, что 68,5% от общего числа учеников в 2008-2009 учебном году заняты в системе допобразования, что на 12,5% больше по сравнению с 2007-2008 учебным годом.

Внеурочная занятость учеников МОУ «СОШ №1»

        В учреждениях дополнительного образования детей заняты 14,2 %. Не охвачены досуговой деятельностью 17,3 % учащихся школы. Основными причинами низкой степени занятости учащихся во внеурочное время в учреждениях дополнительного образования детей, остается удаленность школы от центра города и низкое материальное состояние семей учащихся. В 2009-2010 учебном году перед классными руководителями стоит задача сделать всё возможное для вовлечения учащихся в кружковую работу, а педагогам дополнительного образования необходимо приложить максимум усилий, чтобы сохранить контингент учащихся в кружках.

        Важным звеном в воспитательной работе школы является наркологический пост, в рамках которого также планируется вести мониторинг информированности о наркомании и отношения учащихся к наркозависимости. В октябре 2009 года уже состоялось анкетирование учащихся 9, 11 классов. Всего было опрошено 30 девятиклассников и 37 одиннадцатиклассников.
        Проанализировав ответы учащихся, я выявила, что большинство учащихся считают, что зависимость возникает, если попробуешь один раз. Однако нашлись ребята, которые считают, что при редком употреблении наркозависимость не возникает.

Внеурочная занятость учеников МОУ «СОШ №1»


        37% 9-тиклассников считают, что есть невредные наркотики, а 54% 11-классников считают, что есть опасные и неопасные виды наркотиков





Внеурочная занятость учеников МОУ «СОШ №1»

        По этим ответам учащихся можно судить о том, что ученики недостаточно информированы, или информированы неправильно о вреде наркотиков. Поэтому мы внесли некоторые коррективы в план работы школьного наркопоста, в который мы добавили лекции, памятки для учащихся 9, 11 классов. Классным руководителям было рекомендовано провести классные часы о влиянии наркотических веществ на организм человека. В середине 4 четверти данное анкетирование будет проведено повторно, и мы сможем увидеть, насколько результативна проделанная работа, и если показатели будут неизменны или ниже, возможно нужно будет перестроить работу наркологического поста, разнообразить формы работы в данном направлении. Тем более, что сами учащиеся нуждаются в получении дополнительной информации о вреде наркотиков (по результатам анкетирования).

Внеурочная занятость учеников МОУ «СОШ №1»

Заключение:

        В нашем образовательном учреждении на ряду с выше перечисленными, проводится мониторинг учебно-воспитательного процесса, отслеживается количество учащихся состоящих на всех видах учёта (КДН, ПДН, ВШУ); в системе социально-психологической службы проводится мониторинг по профильной ориентации учащихся; адаптация первоклассников к школе, уровень готовности детей к школьному обучению, мониторинг здоровьесберегающие технологий, мониторинг участия и результативности учеников в предметных олимпиадах, конкурсах. Конечно, мы понимаем, что для реализации в полной мере основной цели работы учреждения – создания условий для развития высоконравственной, культурной, образованной, психически и физически здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению в социуме – необходимо разработать в школе единую систему мониторинга (обобщив уже имеющийся опыт работы в данном направлении с теми идеями, которые только начинают воплощаться в жизнь). Включить в систему мониторинга образовательного учреждения, разделы касающиеся воспитательной работы, для постоянного наблюдения за воспитательным процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату, поставленным целям и задачам воспитательной работы школы.

Зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 1» Кандыба О.М.


Возврат >

Hosted by uCoz