«Мониторинговые исследования воспитательной деятельности»
Мониторинг понятие, относительно недавно появившееся в лексиконе социально-гуманитарных наук, в том числе и в педагогике. В "Словаре-справочнике по педагогике" (2004 г.) мониторинг трактуется как контроль с периодическим слежением за объектом исследования и обязательной обратной связью. Мониторинг в образовании — постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг воспитания в узком смысле ограничивается целями изучения и оценки воспитательного процесса.
В соответствии с приказом Минобразования РФ от 27.12.2002, воспитательная деятельность образовательного учреждения оценивается по двум критериям:
наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
Приняв во внимание все описанное не возможно не сказать, что все указанные параметры могут корректироваться в зависимости от того каким является образовательное учреждение. Поскольку моя деятельность, в качестве заместителя директора по воспитательной работе проходит в общеобразовательной школе, следовательно, мониторинг должен отображать реальное положение по достижению цели работы школы.
Основным назначением воспитательной работы
школы является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, научить ее делать этот выбор и находить способы его реализации.
Активизация органов ученического самоуправления, повышение роли и значения ученического самоуправления в жизнедеятельности классного коллектива и школы, развитие личности ребёнка.
Для конкретизации анализа деятельности по достижению цели работы школы мониторинг планируется подразделять на две группы.
Хочется отметить, что работа по некоторым направлениям, таким как диагностика уровня воспитанности, участие (результаты) учащихся в школьных, городских и российских конкурсах и проектах, здоровьесберегающих технологий, ведётся в нашем учреждении на протяжении нескольких лет. А вот работа по изучению уровня развития классного коллектива, изучению удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения, определению уровня развития самоуправления в ученическом коллективе только начата, и я думаю, уже в скором времени по результатам этих исследований можно будет судить об эффективности воспитательной работы учреждения.
По сравнению с 2007-2008 учебным годом процент учащихся, имеющих высокий уровень воспитанности, понизился на 10 %.. По сравнению с прошлым годом показатель хорошего уровня воспитанности незначительно вырос – на 5%, показатель среднего уровня воспитанности – на 3 %, что для нашей школы и контингента учащихся данного микрорайона является неплохим показателем. К сожалению, вырос низкий уровень воспитанности. Это связано с тем, что в 2008-2009 учебном году было выявлено снижение уровня правовой культуры обучающихся. Поэтому в 2009-2010 учебном году перед педагогическим коллективом были поставлены конкретные задачи - особое внимание уделить гражданско-патриотическому и правовому направлению ВР, скоординировать работу служб профилактики по организации занятости «трудных» подростков во внеурочное время.
В учреждениях дополнительного образования детей заняты 14,2 %. Не охвачены досуговой деятельностью 17,3 % учащихся школы. Основными причинами низкой степени занятости учащихся во внеурочное время в учреждениях дополнительного образования детей, остается удаленность школы от центра города и низкое материальное состояние семей учащихся.
В 2009-2010 учебном году перед классными руководителями стоит задача сделать всё возможное для вовлечения учащихся в кружковую работу, а педагогам дополнительного образования необходимо приложить максимум усилий, чтобы сохранить контингент учащихся в кружках.
37% 9-тиклассников считают, что есть невредные наркотики, а 54% 11-классников считают, что есть опасные и неопасные виды наркотиков
По этим ответам учащихся можно судить о том, что ученики недостаточно информированы, или информированы неправильно о вреде наркотиков. Поэтому мы внесли некоторые коррективы в план работы школьного наркопоста, в который мы добавили лекции, памятки для учащихся 9, 11 классов. Классным руководителям было рекомендовано провести классные часы о влиянии наркотических веществ на организм человека. В середине 4 четверти данное анкетирование будет проведено повторно, и мы сможем увидеть, насколько результативна проделанная работа, и если показатели будут неизменны или ниже, возможно нужно будет перестроить работу наркологического поста, разнообразить формы работы в данном направлении. Тем более, что сами учащиеся нуждаются в получении дополнительной информации о вреде наркотиков (по результатам анкетирования).
В нашем образовательном учреждении на ряду с выше перечисленными, проводится мониторинг учебно-воспитательного процесса, отслеживается количество учащихся состоящих на всех видах учёта (КДН, ПДН, ВШУ); в системе социально-психологической службы проводится мониторинг по профильной ориентации учащихся; адаптация первоклассников к школе, уровень готовности детей к школьному обучению, мониторинг здоровьесберегающие технологий, мониторинг участия и результативности учеников в предметных олимпиадах, конкурсах. Конечно, мы понимаем, что для реализации в полной мере основной цели работы учреждения – создания условий для развития высоконравственной, культурной, образованной, психически и физически здоровой личности, способной к самореализации и самоопределению в социуме – необходимо разработать в школе единую систему мониторинга (обобщив уже имеющийся опыт работы в данном направлении с теми идеями, которые только начинают воплощаться в жизнь). Включить в систему мониторинга образовательного учреждения, разделы касающиеся воспитательной работы, для постоянного наблюдения за воспитательным процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату, поставленным целям и задачам воспитательной работы школы.
Зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 1»
Кандыба О.М.
| |