|
Городской методический совет
«Мониторинг эффективности воспитательного процесса»
Наша вера на этом пути такова:
Без памяти - нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека – нет Народа! |
Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребёнка через создание для этого благоприятных условий.
Проводя в течение года внутришкольный контроль, мы пришли к выводу, что необходим мониторинг воспитательной работе в школе с целью определения эффективности работы.
Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.
Цель мониторинга- повышение эффективности и качества воспитательного процесса в школе.
Функции мониторинга:
Информациолнная;
Побудительная;
Формирующая;
Коррекционная;
Системообразующая;
Прогностическая.
|
Этапы проведения мониторинга:
Нормативно- установочный
1. определение педагогической проблемы
2. постановка целей и задач
3. определение объекта и предмета изучения
4. определение субъектов мониторинга, их подготовка
5. структурирование критериев и показателей
6. выбор инструментов
7. разработка пакетов
8. прикладные программы
|
Диагностический
1. отбор информации
2. качественная и количественная обработка результатов
3. педагогический анализ
4. выявление проблем
5. ранжирование проблем с объяснением причин
6. принятие управленческих решений
|
Итогово – аналитический
1. подведение итогов
2. анализ проделанной работы
3. корректировка работы
|
Анализ должен охватывать все элементы системы воспитания, всех участников педагогического процесса. Только при таком условии можно говорить о его всесторонности и объективности, а следовательно, о достоверных данных.
Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса.
Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса. Опираясь на собственный опыт и опыт педагогов-новаторов, могу сказать, что наиболее важными компонентами такого исследования являются:
уровень воспитанности школьников;
уровень социально-психологического развития школьного и классных коллективов;
организационные аспекты воспитательного процесса;
нравственно-психологическое самочувствие всех субъектов воспитания (ученик, учитель, родитель).
В настоящее время в литературе имеется достаточное количество методик диагностирования результативности воспитательного процесса, и в школах города на практике используются самые разнообразные методики.
Что, на мой взгляд, важно при отборе методик диагностирования?
Методика должна:
соответствовать особенностям воспитательного процесса школы;
быть простой и иметь малые временные затраты на обработку результатов;
обеспечивать фиксацию результатов диагностирования.
Только при этом последнем условии методика может стать элементом мониторинга, т.к. она должна обеспечить сбор, хранение и передачу информации об исследуемом параметре. А это, в свою очередь, позволяет соотнести промежуточные результаты с ранее зафиксированными и предвидеть более отдалённый результат воспитательного воздействия предпринятого педагогическим коллективом в определённом направлении или по определённой проблеме.
На протяжении ряда лет в нашей школе диагностирование результативности воспитательного процесса проходит по пяти основным характеристикам:
уровень воспитанности учащихся;
уровень социально-психологического развития коллектива;
уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнь;
уровень удовлетворённости родителей деятельностью педагогического коллектива;
уровень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нём.
Для мониторинга уровня воспитанности мы использовали авторскую разработку – учебно-методическое пособие «Количественная оценка уровня воспитанности учащихся». Согласно этой методике оценка воспитанности проводится по трём блокам:
1. морально-волевые качества;
2. коммуникативные качества;
3. учебная и социальная активность.
В каждом блоке имеется пять характерных для него показателей, имеющих подробно изложенные критерии. Классный руководитель ежегодно проводит сравнительный анализ уровня воспитанности каждого ученика на протяжении всех лет его обучения и непрерывно отслеживает уровень воспитанности класса в динамике, прогнозирует его изменение, планируя целенаправленные воспитательные воздействия.
Методика оказалась весьма эффективным средством для стимулирования самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого ученика. Если подключить учащихся к оценке самих себя, то методика побуждает их глубже анализировать свои действия и поступки, тем самым формируя у них адекватную личностную самооценку.
Для мониторинга уровня социально-психологического развития коллектива мы использовали методику Р.С.Немова, которая нравится педагогам и учащимся своей простотой и наглядностью. Методика позволяет выявить наиболее и наименее развитые виды отношений в коллективе школы, класса, оценить влияние на коллектив тех или иных конкретных педагогических воздействий, определить основные направления работы на следующий год с целью гармоничного развития коллектива.
Основываясь на результатах исследования, можно сделать следующие выводы:
Изучая удовлетворённость учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе, мы использовали методики, разработанные А.А.Андреевым и Е.Н.Степановым. суть методик заключается в том, что в конце учебного года респонденты анонимно на листочках выражают степень своего согласия или несогласия с предложенными им десятью-двадцатью утверждениями. Причём методики позволяют включать самые разные утверждения, которые актуальны в конкретных условиях школы.
В качестве примера я хочу вас рассказать о диагностике, которая была проведена в конце года с целью составления воспитательной целевой программы. Были составлены анкеты для изучения мнения учащихся, педагогов, родителей о воспитательной работы в школе. Было опрошено 326 учащихся всей школы. Это 65% от общего количества детей. Участие в опросе принимали учащиеся с 5-го по 11-е классы.
Уровень удовлетворённости воспитательным процессом показал:
Уровень удовлетворённости учащихся организацией ВП
Среднее звено
2007-2008 учебный год – 64 %
2008-2009 учебный год – 74%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 80 %
9-е классы
2007-2008 учебный год – 57 %
2008-2009 учебный год – 58%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 70 %
10-11 классы
2007-2008 учебный год – 66 %
2008-2009 учебный год – 66%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 70 %
Следующий этап работы – выяснить мнение родителей.
Цель – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе.
Задачи:
1. Определить активность участие детей и их родителей общественной жизни класса, подготовке и проведении мероприятий в классе и школе.
2. Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к классу, к мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе.
3. Определить удовлетворённость родителей учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.
Анкетирование проводится на родительских собраниях в конце учебного года. Анкета №2 выдаётся каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 15-20 минут (анкета №2). Мнение родителей указывало, что 70% опрошенных устраивала система воспитания в школе. 26% родителей затрудняются ответить, а 4% не устраивает. По сравнению с прошлым годом, немного снизился уровень удовлетворённости – на 2%, но это уже указывает на то, что что-то необходимо менять.
Уровень удовлетворённости родителей организацией ВП
Начальное звено
2007-2008 учебный год – 62,75 %
2008-2009 учебный год – 67,37 %
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 76,33 %
Среднее звено
2007-2008 учебный год – 63 %
2008-2009 учебный год – 68,87%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 77,33 %
Старшее звено
2007-2008 учебный год – 65,25 %
2008-2009 учебный год – 72,12%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 80 %
Мнение педагогов также находится стабильно на одном уровне. Напрашивается вывод, что, несмотря на то, что каждый год при планировании воспитательной работы стараемся внести что-то новое – это не совсем устраивает участников воспитательного процесса.
2007-2008 учебный год – 73 %
2008-2009 учебный год – 75%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 80 %
На следующем этапе работы важно понять, как сам заместитель директора оценивает свою работу.
Цель: разработать программу развития воспитательной системы школы.
Задачи:
1. Выявить положительный опыт и определить условия, обеспечивающие получение желаемых результатов.
2. Обнаружить типичные недостатки в деятельности по развитию воспитательной среды школы.
3. Определить направления, способы и средства развития воспитательной системы на основе изучения мнения всех участников образовательного процесса.
4. Разработать систему мер по преодолению обнаруженных недостатков и улучшению воспитательной среды.
Вся воспитательная работа в школе планируется по следующим направлениям:
правосознание и гражданская ответственность;
интернациональная и патриотическая деятельность;
работа с родителями;
методическая работа с классными руководителями;
трудовое, профориентационное и экономическое воспитание;
экологическое;
эстетическое;
здоровье сберегающее;
культурно-массовое;
работа с учащимися «группы» риска;
спортивно-массовое;
охрана прав детей;
предупреждение детского транспортного травматизма.
Опираясь на разработанные подпрограммы:
1. Семья
2. Здоровье
3. Лидерство
4. Профилактика в миллион раз лучше лечения
5. Неболей-ка
6. Толерантность
По каждому из направлений с целью определения уровня эффективности воспитательной работы в школе также был проведён мониторинг, в ходе которого было выявлено:
Проблемно- ориентированный анализ состояния воспитательного процесса в школе позволил выявить основные проблемы:
разрозненность, несогласованность воспитания и обучения;
отсутствие целенаправленности и планомерности в воспитательной работе, а также адекватных способов оценки её результативности;
отсутствие преемственности в воспитательной работе классных руководителей младшего, среднего и старшего звена;
пассивность позиции родителей, их отстранённость от школьных проблем своих детей;
низкая психолого-педагогическая компетентность родителей, их неумение правильно построить процесс семейного воспитания.
Результаты этих исследований ежегодно показывают, в каком направлении вести работу с ученическим и родительским коллективами в следующем году, какие управленческие решения принять и реализовать в первую очередь, чтобы год от года повышался уровень положительного отношения к школе.
В разные годы мы получали низкие оценки разных аспектов деятельности школы, и это всегда влекло за собой изменения ряда подходов в управлении и помогает избежать стихийной, авральной реакции на складывающиеся обстоятельства и возникающие проблемы, потому что принимаемые по результатам исследования управленческие решения всегда направлены на то, чтобы совпадали приоритеты тех, кто управляет, и тех, кем управляют.
Зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 102 им. А.В. Крестьянинова» Полякова А.А.
|