Возврат >

Городской методический совет
«Мониторинг эффективности
воспитательного процесса»

Наша вера на этом пути такова:
Без памяти - нет истории,
Без истории – нет культуры,
Без культуры – нет духовности,
Без духовности – нет воспитания,
Без воспитания – нет Человека,
Без Человека – нет Народа!

        Воспитание – это управление процессом формирования и развития личности ребёнка через создание для этого благоприятных условий. Проводя в течение года внутришкольный контроль, мы пришли к выводу, что необходим мониторинг воспитательной работе в школе с целью определения эффективности работы. Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. Цель мониторинга- повышение эффективности и качества воспитательного процесса в школе.

Функции мониторинга:
         Информациолнная;
         Побудительная;
         Формирующая;
         Коррекционная;
         Системообразующая;
         Прогностическая.
Этапы проведения мониторинга:
Нормативно- установочный
    1. определение педагогической проблемы
    2. постановка целей и задач
    3. определение объекта и предмета изучения
    4. определение субъектов мониторинга, их подготовка
    5. структурирование критериев и показателей
    6. выбор инструментов
    7. разработка пакетов
    8. прикладные программы
Диагностический
    1. отбор информации
    2. качественная и количественная обработка результатов
    3. педагогический анализ
    4. выявление проблем
    5. ранжирование проблем с объяснением причин
    6. принятие управленческих решений
Итогово – аналитический
    1. подведение итогов
    2. анализ проделанной работы
    3. корректировка работы

        Анализ должен охватывать все элементы системы воспитания, всех участников педагогического процесса. Только при таком условии можно говорить о его всесторонности и объективности, а следовательно, о достоверных данных.

        Основное назначение заместителя директора школы — строить воспитательную систему и управлять ее развитием. А это управление всегда предполагает исследование реального состояния системы, то есть изучение результативности воспитательного процесса.

        Очень важно правильно выбрать методики диагностирования и показатели, которые объективно и достоверно отражают состояние воспитательного процесса. Опираясь на собственный опыт и опыт педагогов-новаторов, могу сказать, что наиболее важными компонентами такого исследования являются:

         уровень воспитанности школьников;
         уровень социально-психологического развития школьного и классных коллективов;
         организационные аспекты воспитательного процесса;
         нравственно-психологическое самочувствие всех субъектов воспитания (ученик, учитель, родитель).

        В настоящее время в литературе имеется достаточное количество методик диагностирования результативности воспитательного процесса, и в школах города на практике используются самые разнообразные методики. Что, на мой взгляд, важно при отборе методик диагностирования? Методика должна:

         соответствовать особенностям воспитательного процесса школы;
         быть простой и иметь малые временные затраты на обработку результатов;
         обеспечивать фиксацию результатов диагностирования.

        Только при этом последнем условии методика может стать элементом мониторинга, т.к. она должна обеспечить сбор, хранение и передачу информации об исследуемом параметре. А это, в свою очередь, позволяет соотнести промежуточные результаты с ранее зафиксированными и предвидеть более отдалённый результат воспитательного воздействия предпринятого педагогическим коллективом в определённом направлении или по определённой проблеме.

        На протяжении ряда лет в нашей школе диагностирование результативности воспитательного процесса проходит по пяти основным характеристикам:

         уровень воспитанности учащихся;
         уровень социально-психологического развития коллектива;
         уровень удовлетворённости учащихся школьной жизнь;
         уровень удовлетворённости родителей деятельностью педагогического коллектива;
         уровень удовлетворённости педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе и своим положением в нём.

        Для мониторинга уровня воспитанности мы использовали авторскую разработку – учебно-методическое пособие «Количественная оценка уровня воспитанности учащихся». Согласно этой методике оценка воспитанности проводится по трём блокам:

    1. морально-волевые качества;
    2. коммуникативные качества;
    3. учебная и социальная активность.

        В каждом блоке имеется пять характерных для него показателей, имеющих подробно изложенные критерии. Классный руководитель ежегодно проводит сравнительный анализ уровня воспитанности каждого ученика на протяжении всех лет его обучения и непрерывно отслеживает уровень воспитанности класса в динамике, прогнозирует его изменение, планируя целенаправленные воспитательные воздействия.

        Методика оказалась весьма эффективным средством для стимулирования самопознания, самовоспитания, саморазвития каждого ученика. Если подключить учащихся к оценке самих себя, то методика побуждает их глубже анализировать свои действия и поступки, тем самым формируя у них адекватную личностную самооценку.

        Для мониторинга уровня социально-психологического развития коллектива мы использовали методику Р.С.Немова, которая нравится педагогам и учащимся своей простотой и наглядностью. Методика позволяет выявить наиболее и наименее развитые виды отношений в коллективе школы, класса, оценить влияние на коллектив тех или иных конкретных педагогических воздействий, определить основные направления работы на следующий год с целью гармоничного развития коллектива.

        Основываясь на результатах исследования, можно сделать следующие выводы:

         целенаправленная воспитательная работа в школе ведёт к постепенному гармоничному развитию коллективистских отношений в ученической среде;
         коллектив учащихся в настоящее время находится на нижней границе среднего уровня психологического развития;
         на сегодня нет явно западающих подсистем и видов отношений, но все они далеки от совершенства;
         все семь характеристик, по которым ведутся исследования, требуют дальнейшего развития и должны служить основной целеполагания предстоящей воспитательной работы.

        Изучая удовлетворённость учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школьном сообществе, мы использовали методики, разработанные А.А.Андреевым и Е.Н.Степановым. суть методик заключается в том, что в конце учебного года респонденты анонимно на листочках выражают степень своего согласия или несогласия с предложенными им десятью-двадцатью утверждениями. Причём методики позволяют включать самые разные утверждения, которые актуальны в конкретных условиях школы.

        В качестве примера я хочу вас рассказать о диагностике, которая была проведена в конце года с целью составления воспитательной целевой программы. Были составлены анкеты для изучения мнения учащихся, педагогов, родителей о воспитательной работы в школе. Было опрошено 326 учащихся всей школы. Это 65% от общего количества детей. Участие в опросе принимали учащиеся с 5-го по 11-е классы.

Уровень удовлетворённости воспитательным процессом показал:

Уровень удовлетворённости учащихся организацией ВП
Среднее звено


2007-2008 учебный год – 64 %
2008-2009 учебный год – 74%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 80 %






9-е классы


2007-2008 учебный год – 57 %
2008-2009 учебный год – 58%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 70 %





10-11 классы


2007-2008 учебный год – 66 %
2008-2009 учебный год – 66%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 70 %


        Следующий этап работы – выяснить мнение родителей.

Цель – изучение мнения родителей учащихся о воспитательной работе и организации взаимодействия в школе.
Задачи:

    1. Определить активность участие детей и их родителей общественной жизни класса, подготовке и проведении мероприятий в классе и школе.
    2. Выявить эмоциональное отношение родителей учащихся к классу, к мероприятиям в классе, к негативным явлениям в школе и классе.
    3. Определить удовлетворённость родителей учащихся отношениями со всеми участниками образовательного процесса.

        Анкетирование проводится на родительских собраниях в конце учебного года. Анкета №2 выдаётся каждому родителю, и они отвечают на все вопросы в течение 15-20 минут (анкета №2). Мнение родителей указывало, что 70% опрошенных устраивала система воспитания в школе. 26% родителей затрудняются ответить, а 4% не устраивает. По сравнению с прошлым годом, немного снизился уровень удовлетворённости – на 2%, но это уже указывает на то, что что-то необходимо менять.

Уровень удовлетворённости родителей организацией ВП
Начальное звено
2007-2008 учебный год – 62,75 %
2008-2009 учебный год – 67,37 %
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 76,33 %


Среднее звено


2007-2008 учебный год – 63 %
2008-2009 учебный год – 68,87%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 77,33 %





Старшее звено


2007-2008 учебный год – 65,25 %
2008-2009 учебный год – 72,12%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 80 %




        Мнение педагогов также находится стабильно на одном уровне. Напрашивается вывод, что, несмотря на то, что каждый год при планировании воспитательной работы стараемся внести что-то новое – это не совсем устраивает участников воспитательного процесса.
2007-2008 учебный год – 73 %
2008-2009 учебный год – 75%
прогнозируемый результат на 2009-2010 учебный год – 80 %

        На следующем этапе работы важно понять, как сам заместитель директора оценивает свою работу.
Цель: разработать программу развития воспитательной системы школы.
Задачи:

    1. Выявить положительный опыт и определить условия, обеспечивающие получение желаемых результатов.
    2. Обнаружить типичные недостатки в деятельности по развитию воспитательной среды школы.
    3. Определить направления, способы и средства развития воспитательной системы на основе изучения мнения всех участников образовательного процесса.
    4. Разработать систему мер по преодолению обнаруженных недостатков и улучшению воспитательной среды.
Вся воспитательная работа в школе планируется по следующим направлениям:
         правосознание и гражданская ответственность;
         интернациональная и патриотическая деятельность;
         работа с родителями;
         методическая работа с классными руководителями;
         трудовое, профориентационное и экономическое воспитание;
         экологическое;
         эстетическое;
         здоровье сберегающее;
         культурно-массовое;
         работа с учащимися «группы» риска;
         спортивно-массовое;
         охрана прав детей;
         предупреждение детского транспортного травматизма.
Опираясь на разработанные подпрограммы:
    1. Семья
    2. Здоровье
    3. Лидерство
    4. Профилактика в миллион раз лучше лечения
    5. Неболей-ка
    6. Толерантность
По каждому из направлений с целью определения уровня эффективности воспитательной работы в школе также был проведён мониторинг, в ходе которого было выявлено:

     

        Проблемно- ориентированный анализ состояния воспитательного процесса в школе позволил выявить основные проблемы:

         разрозненность, несогласованность воспитания и обучения;
         отсутствие целенаправленности и планомерности в воспитательной работе, а также адекватных способов оценки её результативности;
         отсутствие преемственности в воспитательной работе классных руководителей младшего, среднего и старшего звена;
         пассивность позиции родителей, их отстранённость от школьных проблем своих детей;
         низкая психолого-педагогическая компетентность родителей, их неумение правильно построить процесс семейного воспитания.

        Результаты этих исследований ежегодно показывают, в каком направлении вести работу с ученическим и родительским коллективами в следующем году, какие управленческие решения принять и реализовать в первую очередь, чтобы год от года повышался уровень положительного отношения к школе.

        В разные годы мы получали низкие оценки разных аспектов деятельности школы, и это всегда влекло за собой изменения ряда подходов в управлении и помогает избежать стихийной, авральной реакции на складывающиеся обстоятельства и возникающие проблемы, потому что принимаемые по результатам исследования управленческие решения всегда направлены на то, чтобы совпадали приоритеты тех, кто управляет, и тех, кем управляют.

Зам. директора по ВР МОУ «СОШ № 102 им. А.В. Крестьянинова» Полякова А.А.


Возврат >

Hosted by uCoz