|
Городской методический совет
«Мониторинг как основа построения воспитательной работы в образовательном учреждении»
Мониторинг (от лат. monitor – тот, кто напоминает, предупреждает; англ. monitoring – осуществление контроля, слежения) – комплекс динамических наблюдений, аналитической оценки и прогноза состояния целостной системы. Это сравнительно новое, современное средство обнаружения проблем позволяет по-другому взглянуть на весь учебно-воспитательный процесс.
Мониторинг является объективной потребностью развития любой системы образования.
Основная цель мониторинга заключается в выявлении способности учреждения образования (в частности воспитательной системы школы) содействовать развитию личности ребенка. Это проявляется в обеспечении эффективного информационного отражения состояния воспитания и образования в школе, аналитическом обобщении результатов деятельности, разработке прогноза развития воспитательной системы школы.
Основные задачи мониторинга:
разработка технологии отбора видов запросов и методик сбора информации;
сбор информации;
разработка компьютерной основы для сведения, обобщения, классификации и первичного анализа информации;
обработка, корректировка и ввод информации в базы данных;
создание информационного банка;
выявление основных тенденций развития системы воспитания и образования в общеобразовательном учреждении;
создание прогнозов, аналитических, справочных материалов, докладов;
совершенствование технологии мониторинга системы воспитания и образования.
В процессе мониторинга выясняются следующие основные вопросы:
достигается ли цель учебно-воспитательного процесса;
существует ли положительная динамика в развитии личности учащихся по сравнению с результатами предыдущих лет;
существуют ли предпосылки для совершенствования работы педагогического коллектива школы.
Построение деятельности по изучению эффективности процесса воспитания и обучения (так называемый мониторинг) основано на десяти принципах:
1. Личность ребенка рассматривается как цель, субъект и результат учебно-воспитательного процесса.
2. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности используется системный подход.
3. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности учебно-воспитательного процесса.
4. Диагностика изменений ситуации развития ребенка проводится в течение нескольких лет.
5. В ходе диагностики определяются наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации учебно-воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие личности учащегося (выявление позитивных и негативных тенденций).
6. Диагностический инструментарий не является, как правило, громоздким и требует минимального количества времени и сил для подготовки и проведения изучения, обработки получаемых результатов.
7. При подборе необходимого диагностического материала предпочтение отдается количественным методам оценки.
8. Включенность педагогов (педагоги-психологи, учителя-предметники, организаторы детского коллектива, классные руководители, социальные педагоги, заместитель директора по воспитательной работе, заместители директора по учебно-воспитательной работе, заместитель директора по административно-хозяйственной части, директор) в диагностический процесс максимальна.
9. Результаты изучения эффективности учебно-воспитательной деятельности не являются средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. При проведении диагностического исследования соблюдается педагогический такт.
10. Итогом мониторинга является принятие или непринятие управленческих решений (выбор метода воздействия на систему для достижения цели).
Особое внимание следует обратить на последнее требование. При исследовании результатов и эффективности учебно-воспитательного процесса необходимо использовать не одну методику, а их систему, в которой методы дополняют друг друга и подтверждают объективность и достоверность результатов. Систематичность изучения состояния воспитательной системы школы предусматривает его плановость, которая помогает соблюдать “чувство меры” в организации исследований в коллективе, чтобы не перегружать педагогов, школьников и их родителей. В противном случае может снижаться объективность получаемой информации.
Сложность изучаемого процесса требует проведения опроса по одной и той же проблеме (например, по определению условий, создаваемых воспитательной системой школы для развития личности воспитанников) со всеми участниками учебно-воспитательного процесса (педагогами, учащимися, родителями). Степень сходства их суждений, мнений и оценок обеспечивает большую объективность.
Существует два принципиальных подхода к проведению мониторинга: административно-надзирательный и профессионально-педагогический.
Первый заключается в оценке изучаемого объекта (ребенка или школы) на основе сравнения его с неким стандартом и направлен на вынесение оценки детям, воспитывающим их педагогам, школе в целом. Главный недостаток такого подхода – неуважительное отношение к детям и педагогам (вынесение отметки подразумевает наличие “правильных” и “неправильных”, “хороших” и “нехороших” и т.п. учеников и учителей).
Педагогический подход к мониторингу процесса воспитания и обучения не является распространенным в школах. Согласно этому подходу, мониторинг необходим не для того, чтобы контролировать и оценивать, а для того, чтобы обнаруживать и решать профессиональные проблемы – где мы, как воспитатели, методисты и администрация не доработали; что нужно предпринять для решения проблем; какую помощь необходимо оказать субъектам воспитания, школе. Такой мониторинг направлен не на отслеживание соответствия изучаемого объекта стандарту, а на отслеживание динамики изменений (каким был, каким стал), он позволяет превратить мониторинг процесса обучения и воспитания из инструмента внешнего контроля в инструмент управления учебно-воспитательным процессом.
Если исходить из понимания воспитания как управления процессом формирования и развития личности через создание благоприятных условий, то предметом мониторинга будут являться: развитие личности школьника как главного показателя эффективности воспитательной системы и условия, которые благоприятствуют развитию личности воспитанника.
При разработке технологических аспектов мониторинга учебно-воспитательной работы в школе определяется:
Так как целевые ориентиры, общешкольные учебно-воспитательные программы и другие компоненты воспитательной системы школы направлены, прежде всего, на содействие развитию личности ребенка, то основными критериями и показателями является сформированность потенциалов личности школьника (это позволяет оценивать продуктивность учебно-воспитательной деятельности), таких как:
познавательный потенциал,
нравственный и эстетический потенциалы, в том числе уровень воспитанности и личностный рост ребенка,
творческий потенциал,
физический и коммуникативный потенциалы.
В систему мониторинга учебно-воспитательной работы включены также исследования условий для развития личности воспитанника, в т.ч. удовлетворенности учащихся, родителей и педагогов жизнедеятельностью в школе (это позволяет оценить психологическое состояние участников учебно-воспитательного процесса) и изучение состояния воспитательной системы школы в целом (см. табл. и Приложение).
При анализе результатов исследования особое внимание уделяется выявлению тенденций (динамике) изменения показателей в течение нескольких лет. Это позволяет более точно определить: в какой ситуации (развития, стабильного функционирования или регресса) находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для нее. Обсуждение полученных результатов проводится на заседаниях педагогического совета, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования учебно-воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания и обучения школьников.
При организации мониторинга необходимо стремиться к тому, чтобы изучение состояния и результатов работы органично вписывалось в учебно-воспитательный процесс, чтобы диагностическая деятельность также носила воспитывающий характер и способствовала решению педагогических задач.
Структура предмета мониторинга (примерная)
Кадровое обеспечение воспитательной деятельности (кадровый потенциал)
Профилактика правонарушений.
Заболеваемость обучающихся.
Организационное обеспечение возможностей личностного проявления школьников.
Управленческая грамотность
Уровень воспитанности.
В мониторинг воспитательной деятельности входят следующие информационные потоки:
Показатели и критерии
Показатели |
Критерии |
Индикаторы |
Кадровый потенциал |
Число педагогов, прошедшие повышение квалификации как классных руководителей, в любой форме. |
Более 10%- 3б.
5-10%- 2б.
Менее 5%-1б. |
Уровень квалификации |
Выс. Кат.-3б.
1 атегория-2б.
Нет категории- 0б. |
Профилактика правонарушений |
Картотека на «трудных детей», состоящих на ВШУ, КДН,ПДН: план работы, причина постановки на учет, проведенные мероприятия |
Все записи-3б.
С2 записями- 2б.
С1- 1б. |
Доля обучающихся, пропускающих учебные занятия без уважительных причин |
5%-3б
5-10%-2б
Более 10%-1б. |
Участие «трудных» подростков, в деятельности кружков, секций, ДЮОО |
90%-3б.
70-90%-2б.
50-70%-1б.
Менее 50%-об. |
Участие «трудных детей» в активной роли в школьных, классных делах, мероприятиях, акциях. |
90%-3б.
70-90%-2б.
50-70%-1б.
Менее 50%-о б. |
Заболеваемость обучающихся |
Доля обучающиеся, занимающиеся на уроках физкультуры по группам здоровья |
Основная
90%-3б.
70-90%-2б.
50-70%-1б.
Менее 50%-об. |
Организационное обеспечение возможностей личностного проявления
школьников и повышение профессионального мастерства педагогов
|
Охват обучающихся дополнительным образовательным программам |
Охват обучающихся
Больше 50%-3б.
30-50%-2б.
Меньше 30%-1б. |
Образовательная траектория выпускников |
Ничем не заняты (-5б)
Вузы-5б.
Сузы-4б.
Пу-3б.
Работают-1б. |
Динамика достижений обучающихся–призеров
школьных,
районных,
республиканских, российских конкурсов |
Школьные победители-1б.
Районные-2б.
Республиканские-3б.
Российские- 4б. |
Эффективность школьного методического объединения классных руководителей |
Выступления- 1б.
Открытые мероприятия-2б.
Обмен опытом-3б.
Авторские метод разработки-4б. |
Уровень воспитанности школьников |
Проводится мониторинг-3б.
Проводится изучение уровня воспитанности-1б |
Мониторинг эффективности воспитательной деятельности школы |
Проводится мониторинг-3б.
Проводится изучение эффективности воспит. деятельности класса- 2б. |
Смысл результатов мониторинга для школы
Цель анализа результатов мониторинга – вычленение типичных (для школы и конкретных классов) проблем, которые должны стать предметом управленческой работы, управленческих решений, прежде всего методического сопровождения и поддержки роста эффективности воспитательного процесса школы.
Смысл результатов мониторинга.
Через сравнение результатов мониторинга со сложившимися в классе пониманием уровня и особенностями организации воспитания, вычленения сильных и слабых сторон этой работы. Поиск на уровне администрации ресурсов для решения проявившихся проблем. Принятие соответствующих управленческих решений и разработка соответствующих программ действий.
Правильный выбор критериев эффективности – важнейшее требование, т.к. неверно выбранные критерии не позволяют достичь результатов, которые определены целью.
Мониторинг предполагает не только непрерывное, но и научно-обоснованное слежение, которое исключает житейски-бытовой подход к оценке характеристик деятельности педагогического коллектива по организации воспитательного процесса, соответствует основным закономерностям психолого-педагогического познания и управления педагогическими объектами и явлениями.
Кроме того, мониторинг предполагает, что процесс отслеживания имеет диагностико-прогностическую направленность, так как полученная в ходе слежения информация должна быть соотнесена на основании заранее разработанных показателей и критериев с определенной, заранее описанной, нормативной картиной деятельности педагогического коллектива по организации воспитательного процесса.
Мониторинг не является делом одной администрации школы, к проведению диагностических процедур, как уже отмечено выше, привлекаются учителя, классные руководители, педагоги-организаторы, социальные педагоги, актив ученического самоуправления. Такая совместная аналитическая деятельность дает хороший результат – базу данных, которая собирается по блокам и классифицируется по определенной системе (по критериям и показателям).
Необходимым условием изучения эффективности воспитания является непрерывный, регулярный учет, изучение и фиксирование результатов воспитания и регулярное получение достоверной информации о влиянии процесса воспитания на школьников, что дает нам возможность выявлять тенденции и темпы осуществления задач развития воспитанников, т.е. мы говорим о недостаточности системы внутришкольного контроля в образовательном учреждении, которую мы осознали в результате анализа работы школы.
Управление воспитательной системой требует внутришкольной системы информации, создать которую можно на основе мониторинга. Именно мониторинг на сегодняшний день является наиболее совершенным способом информационного обслуживания управления.
В настоящее время в образовательных учреждениях города не существует программ определения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это невозможно сделать, так как существуют самые различные типы общеобразовательных учреждений, выпускники которых значительным образом могут и должны отличаться друг от друга. Поэтому каждое образовательное учреждение вправе само определить образ своего выпускника, на формирование которого и будет направлен весь учебно-воспитательный процесс в школе.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
Аспекты изучения |
Показатели |
1. Создание условий для развития личности воспитанника |
1. Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе
2. Количество учащихся, проживающих в микрорайоне школы
3. Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности
4. Характеристика семьи учащегося
5. Уровень адаптации учащихся
6. Кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса
7. Уровень креативности педагогов
8. Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе
9. Наличие необходимых программ и анализ их выполнения
10. Материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса
11. Эффективность учебно-воспитательного мероприятия (урока)
12. Удовлетворенность обучающихся школьной жизнью
13. Удовлетворенность родителей результатами воспитания и обучения своего ребенка
14. Удовлетворенность педагогов работой в образовательном учреждении
15. Уровень психологической атмосферы в коллективе
16. Количество проблем, которые необходимо решить коллективу
17. Уровень развития воспитательной системы школы
|
2. Сформированность познавательного и творческого потенциалов личности |
1. Количество учащихся, занятых в системе дополнительного образования
2. Уровень познавательной мотивации школьников
3. Обученность и качество знаний воспитанников
4. Количество учащихся, оставленных на повторный год обучения
5. Количество учащихся, награжденных медалью
6. Результаты выпускных экзаменов, в т.ч. в форме ЕГЭ
7. Профориентационные склонности учащихся
8. Результативность участия школьников в конкурсах, конференциях, фестивалях научно-исследовательских и реферативных работ учащихся
9. Результативность участия школьников в предметных олимпиадах
10. Креативные способности учащихся
11. Результативность участия школьников в творческих конкурсах, смотрах и фестивалях
12. Готовность учащихся к переходу в среднее звено
|
3. Сформированность нравственного и эстетического потенциалов личности |
1. Степень влияния общешкольных, параллельных и классных дел на учащихся
2. Уровень воспитанности учащихся
3. Социальная активность учащихся
4. Личностный рост обучающихся
5. Склонность к отклоняющемуся поведению
6. Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете и учете в ПДН
7. Внешний вид учащихся. Ведение дневников
|
4. Сформированность физического потенциала личности |
1. Количество учащихся, занимающихся спортом
2. Результативность участие школьников в спортивных состязаниях и соревнованиях
3. Состояние здоровья учащихся
4. Охват учащихся горячим питанием
5. Количество пропусков уроков по болезни
6. Динамика случаев травматизма в образовательном учреждении
|
5. Сформированность коммуникативного потенциала личности |
1. Уровень коммуникативных и организаторских склонностей
2. Уровень общительности воспитанников
3. Уровень развития классного коллектива
4. Степень конфликтности и степень сплоченности класса
|
Серёдка А.М., методист УМК
|