|
Заседание ГМО учителей естественно-научного цикла
«Личностно-ориентированный подход при организации учебной деятельности на уроках химии»
Цель: повышение педагогического мастерства педагогов посредством формирования навыка использования инновационных технологий в организации учебной деятельности по химии.
Учебный процесс-управляемое педагогическое явление. Улучшать качество каждого школьного урока – одна из первых задач, которую сегодня нужно настойчиво решать каждому педагогу. Успешный результат обеспечивается методически грамотным проведением занятий, вовлечением в активную учебную деятельность всех учащихся.
Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика. На уроках химии управлению обучением способствуют многие факторы: четкое планирование и эффективное проведение урока, умелое сочетание и применение методов и приемов работы, использование различных средств наглядности и прежде всего химического эксперимента. Предлагаю вашему вниманию некоторые инновационные технологии, которые использую в своей практике на уроках химии.
I. Технология разноуровневого обучения
1. Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся, в соответствии с их способностями, интересами и возможностями. В обучении химии дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: У одних учащихся усвоение химии сопряжено со значительными трудностями, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета.
В организации процесса обучения учащихся ориентируюсь на введение трех стандартов:
1. Обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый ученик): усвоение ЗУН в рамках учебной программы;
2. Повышенной подготовки, определяющейся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;
3. Обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном максимально возможном уровне трудности.
В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не “навсегда”. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить, советовать какое задание выбрать, но право выбора остается за учеником. Осуществляя контроль и оценку знаний учащихся, важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученность, но и обучаемость, т.е. чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности.
Пример проверочной самостоятельной работы по теме: “Соединения химических элементов”
Вариант 1. Включает стандартные задания, но содержит элементы усложнения.
Составьте формулы оксидов азота, в которых азот проявляет степень окисления 1,+2,+3,+4,+5.
Распределите вещества по классам, напишите их формулы: гидроксид железа(II), серная кислота, оксид магния, хлорид алюминия, нитрат цинка, гидроксид натрия, оксид кальция, азотная кислота.
Вариант 2. Включает репродуктивные задания.
1. Определите степень окисления элементов в соединениях по формулам: Na2S, CuO,SiH4, CO2 , Ba3N2.
2. По формулам распределите вещества по классам: К2О, KCl, NO2, HNO3, KOH, MgSO4, HCl, CuSO4, Ca (OH)2
Кроссворд-летучка №2 |
1. Наука о веществах, их свойствах, превращениях веществ и явлениях, сопровождающих эти превращения;
2. Вещество, состоящее из атомов одного химического элемента;
3. Вещество, состоящее из атомов разных химических элементов;
4. Мельчайшая, химически неделимая частица вещества.
Слова загаданы в виде словесных определений, поэтому их использование не требует особых пояснений.
|
Кроссворд-летучка №4 |
1. Ge;
2. H2O;
3. O2;
4. Na
Слова загаданы в виде формул. Учащиеся должны определить по химическому знаку, формуле название элемента, группы атомов, систематическое или тривиальное название простого вещества, соединения, минерала, смеси и записать подходящее название в кроссворд.
|
Графический диктант.
Сравнение строения и свойств предельных и непредельных углеводородов.
Варианты: 1. этан 2. этилен 3. ацетилен Вопросы:
1. Валентность атомов углерода в молекулах до предела насыщены водородом.
2. Между атомами углерода в молекулах имеется одна -связь, тип гибридизации SP2.
3. Длина связи С - С составляет 0,120 нм, тип гибридизации SP.
4. Между атомами углерода в молекулах имеются две - связи.
5. Связь между атомами углерода в молекуле одинарная (простая), тип гибридизации SP3
6. Характер связи С - С определяет тип реакции присоединения.
7. Характер связи С - С определяет тип реакции замещения.
8. Связь между атомами в молекуле тройная, валентный угол 180°.
9. Качественная реакция: обесцвечивание бромной воды и перманганата калия.
10. На каждый атом углерода в молекуле до полного насыщения не хватает
по одному атому водорода.
11. Между атомами углерода в молекулах имеется только (сигма) связь.
«Ключ» учителя для проверки работ
1. этан
2. этилен
1. ацетилен
II. Технология игрового обучения
Данная технология способствует повышению интереса учащихся к различным видам учебной деятельности и познавательной активности. Игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения. “Игра – едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему- либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку”.Такие игры проводятся по тем темам, где рассматриваются экологические проблемы. Кроме того, обобщающие уроки проводим в форме игр – путешествий. Например, Путешествие по континенту “Химии”. Учащиеся перемещаются из “Королевства химических формул” в “Царство химических реакций”, затем в “Империю Периодической системы” и т.д.
По теме “Важнейшие классы неорганических соединений” проводим игру – расследование. Сюжет её заключается в следующем: расшифровать схему, представленную цифрами и буквами: А В С Д. Обобщение знаний по курсу органической химии проводим в виде командной игры “Крестики – нолики”. Некоторые зачетные уроки проводим в форме интеллектуальных игр: «Путешествие в Страну Знаний»,куда включаются станции: «Повторение, Обучающая Экспериментальная, Назначения»; «Копилка знаний». В игровой форме проводим чаще уроки в 8 – 9 классах., уроки-соревнования. Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету.
Использование дидактического материала с элементами игр для закрепления изученного
В моей практике я использую программированные задания с элементами дидактической игры. Дидактическая карточка включает от 4 до 10 вопросов и на каждый вопрос предлагается от 4 до 6 вариантов ответов. Однако, учащемуся необходимо выбрать только один правильный ответ, обозначенный буквой, которую он заносит в тетрадь. В результате выполненного задания он составит из букв, обозначающих правильные ответы, название какого-либо органического вещества. Такие дидактические материалы я составляю для различных по степени подготовленности групп учащихся: А - сильные, В - средние, С - слабые. Причем карточка А имеет два варианта, В - три варианта, С - четыре варианта.
В соответствии с этим подготовлен дидактический материал, который используется при закреплении пройденного материала, а также при повторительно-обобщающих уроках.
Карточка №1 А
Формулы |
Углеводороды |
пре- дельные |
непре- дельные |
ацети- леновые |
арома- тические |
1.С8Н16 |
И |
Б |
В |
Ф |
2.С8Н18 |
У |
Ш |
Н |
Е |
3. CH3 – CH2 – CH2 - С = CH |
К |
У |
Т |
Б |
4.CH3 - CH = C – СН3
I
CH3
|
В |
А |
О |
Ж |
5. С6Н5 - С2Н5 |
В |
О |
Л |
Д |
6.CH3 - CH - CH3
I
C3Н7
|
И |
П |
А |
О |
7.CH3 - CH - CH3
I
C2Н5
|
Е |
Ш |
Т |
Ь |
8.С5 Н10 |
А |
Н |
С |
Х |
Ответ: бутадиен
III. Интегральная образовательная технология
Эта технология используется при изучении химии в старших классах. Это активные формы обучения: уроки – лекции, семинары, практикумы, консультации.
Теоретический материал излагается “блоком”. Используется двукратное объяснение: сначала в форме лекции с демонстрацией опытов и применением средств наглядности, затем кратко, с выделением опорных знаний и вычленением наиболее существенного в изложенном. Новый материал, изучаемый на лекции, неоднократно повторяется учащимися и рассматривается в разных связях на семинарских занятиях. Основные направления работы на семинаре определяются девизом. Например: “Опыт – основа познания”, “Все познается в сравнении» Преподавание материала “блоком” дает экономию учебного времени, позволяет больше его затрачивать на формирование умений, обсуждение изученного, обучение учащихся высказывать своё мнение, оценивать содержание материала. На лекции развиваются мыслительные способности учащихся, их умения делать обобщения, привлекаются к самостоятельному разъяснению вопросов, в процессе решения поставленных перед ними задач. На лекции учащиеся ведут поиск скрытых от них существующих связей, закономерностей, получают удовлетворение и проявляют большой интерес к предмету, когда найденный ими вариант решения признается истинным, правильным. Для осмысления содержания лекции включаются вопросы. Например – Как вы думаете? – В чем ошибочность такого высказывания? – Как подтвердить правильность высказанного положения? – Каковы области применения данных знаний?
.. Например: лекция по теме: “Ароматические углеводороды”.
- Исходя из структурной циклической формулы бензола, которую предложил Кекуле, назовите реакции, которые будут характерны для данного вещества (демонстрация опытов взаимодействия бензола с бромной водой и перманганатом калия). Бензол с ними не реагирует. Перед учащимися создана проблемная ситуация. Показано противоречие между строением молекулы (формулой Кекуле) и свойствами.
- В чем причина данного противоречия?
Т.О. учебная лекция – очень важная, активная форма работы по развитию мышления учащихся. Учащимся рекомендуется составлять конспекты, схемы, опорные системы по теме, блоку. Теоретический материал, изученный на лекции, закрепляется на уроках семинарах. По каждой теме органической химии запланированы семинарские занятия, практикумы, консультации. Проводятся несколько видов семинаров: обучающий; самостоятельное приобретение знаний по заданной разработке; семинар – практикум по решению расчетных задач;. Затем проводится итоговый контроль.
IV. Адаптивная система обучения
В настоящее время к выпускникам школ предъявляются большие требования. Им необходимо адаптироваться в сложном современном мире и не столько нужна сумма полученных знаний, сколько умение их находить самим, уметь обобщать, делать выводы, быть творчески мыслящимися людьми, чтобы утвердиться в жизни.
В курсе неорганической химии, при изучении химических элементов и их соединений учащимся приходится опираться на знания базовых законов химии. Поэтому здесь возможно использование АСО (адаптивной системы обучения). Это новая модель организации обучения. Структура занятия по такой системе позволяет увеличить время самостоятельной работы учащихся. Учение становится активной самостоятельной деятельностью. На занятиях учитель часть времени работает со всеми учащимися, обучает их. При этом изучается принципиально новый материал. Остальное время на занятии используется для самостоятельной работы учащихся. Учитель не просто наблюдает за работой учащихся, а работает в это время с отдельными учениками индивидуально.
Модель АСО
Учитель обучает всех учащихся.
Учитель работает индивидуально. Учащиеся работают самостоятельно.
Учитель управляет работой учащихся.
На каждом уроке учитель чему–то обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует), а затем работает в индивидуальном режиме (управляет самостоятельной работой, осуществляет контроль и работает индивидуально, отключая учащихся от самостоятельной работы по очереди). Учащиеся могут работать в трех режимах: совместно с учителем, с учителем индивидуально и самостоятельно под руководством учителя.
Для обособленной самостоятельной работы, включающей выполнение практических заданий, решение задач, созданы многоуровневые программы, которые выполняются в классе и частично дома. В условиях АСО обучение – это не только сообщение новой информации, но и обучение приемам самостоятельной работы, самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. Умение самостоятельно работать – это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком этой системы является резкое увеличение времени самостоятельной работы. Такой процесс обучения позволяет развивать мышление, активизировать мыслительные процессы .Типовая схема учебных занятий по АСО:
проверка итогов предыдущей работы;
презентация нового материала;
практика под руководством учителя;
независимая самостоятельная работа учащихся;
самоконтроль и самооценка результатов работы;
подведение итогов занятия;
определение домашнего задания;
контроль знаний учащихся.
V. Информационно- коммуникационные технологии
Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы и поразительные возможности для обучения химии. ИТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения химической разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. Используя учебное электронное пособие “Химия 8 – 11 класс. Виртуальная лаборатория”, с помощью компьютерного сопровождения можно проводить демонстрации химического эксперимента, который в силу опасности для здоровья детей или трудности выполнения в условиях школьной лаборатории, не может быть проделан на уроке.
Таким образом, использование компьютерных технологий дает увеличение плотности урока без ущерба качеству усвоения, позволяет учителю повысить темп урока, помогает лучше усвоить логику рассуждений. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.
VI. Технология проблемного обучения
Проблемное обучение пронизывает весь курс химии. Все лекции по органической химии являются проблемными. Кроме того, изучение неорганической и общей химии сопровождается созданием на уроках проблемных ситуаций и постановкой проблемных вопросов. Например: общая химия, тема “Теория электролитической диссоциации”. Практически изучение всей темы построено на выдвижении гипотез, создании проблемных ситуаций, постановке проблемных вопросов и поисков ответов на эти вопросы, путей разрешения проблемных ситуаций. Например, на уроке по теме “Электролиты и неэлектролиты” после демонстрации опыта по электропроводности растворов формулируется проблема:
- исходя из строения соединений солей и оснований, определить, что у них общего и сделать вывод об электропроводности их растворов.
При работе над формированием у учащихся понятие “не электролиты” им предлагается проблемный вопрос:
- можно ли дать следующее обобщенное определение электролитам: все растворяющиеся в воде вещества являются электролитами?
При изучении понятия “электролитическая диссоциация” проблемная ситуация создается следующим образом:
- … одни ученые утверждали, что ионы в растворе образуются при растворении веществ в воде, другие считали, что они образуются под действием электрического тока.
- кто же из ученых был прав и как это можно доказать?
Используемые технологии способствуют повышению эффективности обучения химии. Организуя учебную деятельность школьников, значительную часть урока выделяю на выполнение учащимися разнообразных упражнений, качественных и расчетных задач, лабораторных опытов, что позволяет активизировать весь учебный процесс. Совершенствуется самостоятельная работа с учебником, справочным материалом, раздаточным материалом. Педагог должен обладать такими качествами как преданность педагогической профессии, требовательность к себе и товарищам, принципиальность, постоянный поиск, трудолюбие. Секрет творческого успеха – в умении понимать интересы учащихся.Об этом говорят следующие показатели. Оценка знаний учащихся по итогам годовой аттестации имеют позитивную динамику за последние три года по всем классам. Качество знаний по предмету составляет от 50% до 60% и имеет так же позитивную динамику по классам за последние три года. Выпускники школы выбирают экзамен по химии для итоговой аттестации.
| |