|
Заседание ГМО учителей естественно-научного цикла
«Новое поколение выбирает здоровье»
Цель:
Научить учащихся объективно оценивать состояние своего здоровья;
Рассмотреть факторы, разрушающие здоровье подростков;
Показать связь образа жизни с путями сохранения здоровья;
Сформировать у подростков понятия «здоровый образ жизни»
Эпиграф: Здоровье – это не подарок, который человек получает один раз и на всю жизнь, а результат сознательного поведения каждого человека и всех в обществе. (П. Фосс, немецкий валеолог).
Ход урока
Учитель. Здравствуйте ребята, здравствуйте гости! «Здравствуйте!» – мы ежедневно повторяем это приветствие.
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему при встрече люди желают друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. К сожалению, обычно мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем. В России сейчас проживают 33 млн. детей и подростков. При этом 15% всего детского населения страдают различными хроническими недугами.
Молодое поколение трудно назвать здоровым. Удивительно, но статистика послевоенных лет показывает более оптимистичную картину, хотя трудно предположить, что тогда люди жили лучше. Специалисты объясняют такое положение дел забвением культуры здорового образа жизни. Вот почему российское Правительство всерьез озабочено здоровьем молодого поколения. Охрана здоровья юных россиян отнесена к разряду важнейших задач социальной политики правительства нашей страны.
Следующая печальная статистика навела меня на мысль провести этот необычный урок.
1. По данным Министерства образования Российской Федерации за 2006 г., 87 % учащихся нуждаются в специальной поддержке. До 60 - 70 % учащихся к выпускному классу имеют нарушенную структуру зрения, 30 % - хронические заболевания, 60 % - нарушенную осанку. Исходя из этого, становится ясно, что проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, большую помощь в этом вопросе может оказать всесторонняя оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности учащихся.
Цель нашего урока – не только получить представление о том, что такое здоровый образ жизни, но и задуматься о необходимости быть здоровым.
Одним из важных показателей здоровья является физическое развитие человека. В первую очередь оно оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Прежде чем я предоставлю слово для выступления, давайте уточним: что такое здоровье? (Учащиеся по очереди говорят, что для них значит это слово.)
– Здоровье – это когда тебе хорошо.
– Здоровье – это когда ничего не болит.
– Здоровье – это от слова «здорово».
– Здоровье – это красота.
– Здоровье – это сила. И т. д.
Выступление учащихся 1-й группы по теме: «Культура физического здоровья».
Учитель. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека зависит на 50% от образа жизни, на 17–20% от социальных и природных условий, на 17–20% от особенностей наследственности, на 8–9% от эффективности работы органов здравоохранения.
Значит, наше здоровье зависит от наших привычек, от наших усилий по его укреплению. На продолжительность жизни людей влияют разные факторы, в том числе и факторы окружающей среды.
Выступление учащихся 2-й группы по теме: «Среда жизни здорового человека».
Учитель. Как ни банально это звучит, но здоровье – основа благополучной жизни, успешной карьеры.
Во всех цивилизованных странах, где конкуренция очень высока, люди давно поняли ценность здоровья и всеми силами стремятся его сохранить, начиная с юных лет.
Выступление учащихся 3-й группы по теме: «Влияние образа жизни на состояние здоровья».
Учитель. Как ни странно, в наш информационный век вы, школьники, обладаете скудными знаниями о возможностях своего организма. Чаще всего под здоровым образом жизни вы понимаете отсутствие вредных привычек. Да, это действительно важно, но этого мало, нужно быть грамотным человеком, чтобы ценить свое здоровье.
Выступление учащихся 4-й группы по теме: «Формирование здорового образа жизни».
Учитель. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние физического, психического и социального благополучия.
Итак, от чего зависит здоровье человека?
(По ходу урока учитель делает записи на доске).
Факторы здоровья
– Образ жизни.
– Рациональное питание.
– Отсутствие вредных привычек.
– Наследственность.
– Экология жилища. И т.д.)
Разговор о здоровье невозможен без упоминания о стрессе. Он преследут нас на каждом шагу. Это бессонная ночь, невыученный урок и т.д. Чтобы снять напряжение и активизировать работу нашего мозга необходимо выполнить следующие упражнения:
1. «Ленивая «восьмёрка». Нужно вытянуть правую руку вперед и поднять вверх большой палец. Взгляд фиксируем на ногте большого пальца. Рисуем рукой в воздухе лежачую «восьмерку» (знак бесконечности), продолжая следить за ней глазами.
Начинаем рисовать всегда налево и вверх. Середина «восьмерки» – на уровне переносицы.
Приблизительно минуту делаем манипуляции правой рукой. Затем меняем руку на левую. Так же смотрим на ноготь. «Восьмерка» идет налево и вверх. Выполняем примерно 1 мин.
В целом упражнение можно повторять сколько угодно раз в течение дня. Продолжительность –
1–5 мин.
Упражнение помогает активизировать работу одновременно обоих полушарий головного мозга. Желательно выполнять упражнение в ситуациях, когда нужно сосредоточиться (например, перед чтением). Если работают два полушария мозга – усталость наступает не так быстро. (Упражнение можно выполнять и в тех случаях, если вы уже почувствовали усталость.)
2. «Думательный колпак». Бо-льшим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и прижимают (массируют) раковины ушей. Указательный палец – на внешней части ушной раковины. Большой палец – на внутренней части ушной раковины. Выполняется 1–2 мин. Массаж начинают сверху и идут вниз.
Когда вы дойдете вниз по «вывернутым» частям вплоть до мочек ушей, начните все сначала: и идите опять сверху вниз. Упражнение помогает сосредоточиться на слухе и процессе слушания, расслабляет напряжение в мышцах.
Заключительное слово учителя
Мы рассмотрели лишь некоторые вопросы, раскрывающие зависимость здоровья человека от факторов среды. Всем нам надо задуматься: здоровый ли образ жизни мы ведем; что можно сделать для сохранения и укрепления здоровья? Прежде всего, по-настоящему захотеть этого. «Добыть и сохранить здоровье может только сам человек» – это слова известного хирурга Николая Михайловича Амосова. Всегда надо помнить: куда легче предупредить болезнь, чем излечиться от нее. Только бережное отношение к тому, что дано природой, могут сделать нашу жизнь долгой и счастливой.
Этапы проведения проекта
Подготовительный этап – погружение в проблему. Учащиеся получают задания, определяют цели и задачи проекта;
Исследование. Самостоятельная работа с литературой, другими источниками информации (телевидение, Интернет и др.) и написание доклада, реферата на обсуждаемую тему; выполнение практической работы;
Подготовка результатов и выводов. Учащиеся готовят презентацию, разрабатывают рекомендации;
Презентация. Кратко, достаточно полно и лаконично (уложиться в 6–7 мин) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
Оценка результатов (подведение итогов).
Задания для 1-й группы
Задание 1.
Выполните антропометрические измерения: измерьте рост, определите массу тела, измерьте окружность грудной клетки.
Задание 2.
Определите свой тип телосложения, пользуясь формулой:
K = M/L,
где M – масса тела (кг), L – рост (см).
Используя следующие диапазоны значений K, определите тип телосложения:
0,28–0,31 – недостаточная масса, астенический тип сложения;
0,32–0,44 – нормальная масса, нормостенический тип сложения;
0,45–0,53 – чрезмерно большая масса, гиперстенический тип сложения.
Задание 3.
Рассчитать показатель развития грудной клетки (ПРГК): ПГРК = d/L, где d – окружность грудной клетки (см), L – рост (см).
Рассчитав свой показатель развития грудной клетки, сделайте вывод о гармоничности своего типа сложения.
Задание 4.
Исследуйте свои ногти (табл. 1)
Признаки |
Выводы о здоровье или заболеваниях |
Гладкие бледно-розовые |
Здоровье |
Бледный цвет |
Заболевание |
Желтизна |
Болезни печени |
Синий цвет |
Сердечная недостаточность |
Вогнутая и выпуклая форма |
Недостаток железа в организме |
Белое пятно на ногте |
Плохая всасываемость в системе пищеварения |
Длинные линии на ногтях |
Сердечная и легочная недостаточность |
Поперечные борозды |
Признаки стресса |
Задание 5.
Сделать выводы о состоянии здоровья обследованных, разработать рекомендации по его улучшению. По итогам исследовательской работы оформить проект и подготовить презентацию для выступления.
Задания для 2-й группы
Задание 1.
Подобрать материал из дополнительной литературы по теме: «Здоровье и окружающая среда». Выявить основные источники загрязнения окружающей среды. Установить факторы, разрушающие здоровье и заполнить таблицу 2.
Ответьте на вопрос: «Какое влияние оказывает природная и социальная среда на здоровье человека?
Таблица 2. Основные факторы, влияющие на здоровье
Факторы, разрушающие здоровье |
Пути воздействия на организм |
Возможная опасность для здоровья |
Меры по предупреждению вредных последствий |
1 |
2 |
3 |
4 |
Задание 2.
Выполните практическую работу на тему: «Изучение влияния шума на организм человека».
1. Проведите анкетирование и интервьюирование учащихся и взрослых, задав им следующие вопросы. Как вы реагируете на шум, громкую музыку? Какой шум вас раздражает, вызывает чувство усталости?
2. Изучите влияние шума на организм. У двух групп учащихся, экспериментальной и контрольной, измерьте кровяное давление и пульс. После этого контрольная группа участников отдыхает. Учащиеся экспериментальной группы в течение 20 мин через наушники слушают громкую музыку. Затем у всех учащихся эксперимента вновь измеряются давление и пульс, определяются их средние значения для каждой группы. Для определения влияния шума на память участникам эксперимента предлагается за 5 мин выучить четверостишие или запомнить ряд чисел.
3. Сделайте выводы, обработайте и оформите материал, подготовьте презентацию для выступления.
Задания для 3-й группы
Задание 1.
Выполните следующую практическую работу.
Проанализируйте свой образ жизни. Ответьте на вопросы анкеты. Для этого из предложенных вариантов ответа выберите наиболее характерный для вас и соответствующий балл внесите в таблицу 3.
Факторы образа жизни |
Оценка в баллах |
1. Особенности питания |
|
2. Особенности физической активности |
|
3. Закаливание |
|
4. Особенности режима дня, труда и отдыха |
|
5. Особенности эмоционального состояния |
|
6. Жизненная позиция |
|
7. Вредные привычки:
курение
употребление алкоголя
употребление наркотиков |
|
Сумма баллов |
|
АНКЕТА
1. Особенности питания
А. Вы всегда придерживаетесь правил рационального питания и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблюдать их для сохранения здоровья. (+2)
Б. Вы считаете, что соблюдать правила рационального питания очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их нарушить, например во время праздников и т.п. (+1)
В. Считаете необходимым со-блюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживаетесь. Можете позволить себе съесть лишнего, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания. (–1)
Г. Не соблюдаете правила рационального питания, т.к. не считаете, что особенности питания могут каким-то образом повлиять на здоровье. (–2)
2. Особенности двигательной активности
А. Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье. (+2)
Б. Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятия физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно. (0)
В. Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие, например просмотр телепередач. (–1)
3. Закаливание
А. Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, сон при открытом окне в любую погоду или другие. (+2)
Б. Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом), либо в зависимости от настроения. (0)
4. Особенности режима дня, труда и отдыха
А. Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (+2)
Б. Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете его для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм. (+1)
В. Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха. (–1)
5. Особенности эмоционального состояния
А. Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее. (+2)
Б. Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное состояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в длительную депрессию и пессимистическое настроение. (0)
В. Ничтожные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время можете находиться в раздраженном состоянии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете. (–2)
6. Жизненная позиция
А. Если какое-то событие стало причиной сильного переживания, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас события, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятельность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас зависящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему. (+2)
Б. Когда случаются серьезные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим подавленным состоянием. (–2)
В. Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше (А,Б), или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.
7. Вредные привычки
Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате здоровья, поэтому любая из них – курение, употребление алкоголя и наркотиков – оценивается в – 4 балла.
Если сумма баллов равна от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья.
Если сумма набранных баллов от +5 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья.
Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно задуматься о своем будущем, поскольку такой образ жизни направлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.
Задание 2. По итогам работы дайте полный анализ различных сторон своего образа жизни, разработайте рекомендации по улучшению состояния организма.
Задание 3. Обработайте материал, сделайте выводы, подготовьте презентацию для выступления.
Задания для 4-й группы
Задание 1.
Выполнить практическую работу на тему: «Оценка состояния здоровья».
1. Проведите самооценку состояния здоровья. В течение недели ежедневно фиксируйте результаты в таблице 4.
2. Проанализируйте полученные данные, сформулируйте выводы о характере зависимости состояния вашего здоровья от особенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Ход работы
1. Оцените психосоциальные условия жизни и свой режим за текущий день. Результаты самонаблюдения внесите в таблицу 4.
2. Подсчитав сумму баллов по пунктам 1–7 таблицы, сделайте вывод о функциональном состоянии вашего организма:
а) при сумме баллов от +5 до +7 – высокий уровень здоровья;
б) при сумме баллов от +3 до +4 – средний уровень здоровья;
в) при сумме баллов +2 и менее – низкий уровень здоровья.
3. Оцените особенности психосоциальных условий жизни (благоприятные/неблагоприятные) – п. 8
таб.4
Таблица 4. Самооценка психосоциальных условий жизни и режима
Исследуемые показатели |
Результаты самонаблюдения |
Оценка в баллах |
Сумма |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
1. Самочувствие |
а) хорошее (ощущение бодрости, силы)
б) плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Настроение |
а) приподнятое
б) удовлетворительное
в) подавленное
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Аппетит |
а) хороший б) плохой
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Умственная работоспособность |
а) высокая б) средняя в) низкая
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Частота сердечных сокращений |
а) менее 75 б) от 75 до 85 в) более 85
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Сон |
а) дающий ощущение бодрости и отдыха
б) поверхностный, с периодами бодрствования, не приносящий ощущение отдыха
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7. Болевые ощущения |
а) отсутствовали б) присутствовали
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов:
Состояние здоровья: высокий, средний или низкий уровень
|
8. Особенности психосоциальных условий жизни |
а) были ли ссоры и конфликты с друзьями:
Нет
Да
б) особенности климата в семье:
Спокойный, благоприятный
Напряженный, конфликтный
в) особенности эмоционального состояния:
Радость, положительные эмоции
Эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции; |
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов:
Оценка психосоциальных условий:
Благоприятная – сумма баллов +2 и выше
Неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже
|
9. Особенности режима дня |
а) продолжительность сна:
более 8 ч
менее 8 ч
б) утренняя зарядка:
выполнялась
не выполнялась
в) прогулки на свежем воздухе:
имели место
не имели места
д) время, затрачиваемое в течение дня на просмотр телепередач или игры
на компьютере:
менее 2 ч
более 2 ч
е) занятия спортом, физическими упражнениями:
выполнялись
не выполнялись
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Сумма баллов:
Оценка режима дня:
Соответствует гигиеническим требованиям (+4, +3)
Не соответствует (+2 и менее)
|
4. Оцените соответствие ваше-го режима дня гигиеническим требованиям режима дня школьни-
ка – п. 9 таблицы 4.
5. Проанализировав полученные в процессе наблюдений данные, ответьте на вопросы:
– Влияют ли психосоциальные условия жизни на состояние вашего здоровья?
– Каков характер этого влияния?
– Влияет ли режим дня на состояние здоровья?
– Каков характер данного влияния?
6. Определите, на какие показатели здоровья (аппетит, настроение, самочувствие и др.) в наибольшей степени влияет нарушение режима дня и ухуд-шение психосоциальных условий жизни.
7. По итогам выполненной работы сделайте выводы, разработайте рекомендации, подготовьте презентацию.
| |