Инструкция. Я буду зачитывать вопросы, а вы внимательно слушайте и постарайтесь ответить на все вопросы. 1. Что самое важное в школе? 2. Какой день недели ты любишь? 3. Чем ты больше всего любишь заниматься в свободное время? 4. В каком классе ты хотел бы учиться: в 5-м или 3-м? 5. Что в школе самое интересное? 6. Что в школе самое неприятное? 7. Как ты учишься? 8. Как бы ты хотел учиться? 9. Какие предметы для тебя самые интересные? 10.Какой урок самый любимый? 11.Какое поручение в классе ты хотел бы иметь? Анализ результатов. 1-й вопрос – сформированность мотива учебной деятельности. 4-й и 7-й вопросы – адекватность оценки ребёнка как школьника. 2-й вопрос - устаёт в школе (те, кто пишут «суббота») интерес к дому («воскресенье») желание учиться («понедельник») интерес к предметам (разные дни). 3-й вопрос - активность во внеурочное время (если пишут «гулять» - -необходима организация досуга). Инструкция. Сейчас мы с вами будем считать, но по-особому. Я расскажу как считать и научу считать двумя способами. Первый способ. Я дам вам два числа. Вы должны эти числа сложить между собой и к этой сумме прибавить единицу. Полученное число записать наверху, а внизу записать 1-е число. Затем складываем эти два числа между собой и прибавляем 1. Полученную сумму записываем наверху, а верхнее число переносим вниз. Если сумма больше десяти, то десятки отбрасываем и записываем только единицы и т.д. Этот способ называется «+ 1». Пример. 3,2 Второй способ называется «- 1». Пример. 1,7 Затем дети тренируются. Надо посмотреть, чтобы все освоили способы счёта. 4 задания (по 1 минуте). 1 способ – 2,5. 2 способ – 1,3 1 способ – 3,4 2 способ – 3,5. Анализ результатов. Оценивается количество выполненных заданий в каждом ряду и качество ошибок. Просчитать, сколько выполнено за 4 минуты. Если число сложений: более 50 – хорошая склонность к математике, хорошие счётные навыки; более 20 – достаточная работоспособность; менее 8 – работоспособность низкая. Инструкция. Сейчас я вам назову слово, а вы к этому слову напишите любые слова, которые придут вам в голову. «Школа». «Мама». «Учитель». Анализ результатов. 1. Количество слов по каждому слову. Сколько всего слов. Определяется словарный запас. 2. Количество орфографических ошибок – спонтанная грамотность. Инструкция . «Ребята! Вам нужно ответить на следующий вопрос: «Кого из класса ты бы пригласил на свой день рождения?» Сначала напишите фамилию того, кого бы вы пригласили в первую очередь, и далее, кого пригласили бы во вторую, в третью». Обработка результатов. Данные заносятся в основную таблицу результатов. В левом столбце записываются фамилии всех членов изучаемой группы (по алфавиту, сначала мальчики, затем девочки), по горизонтали только их номера. На соответствующих пересечениях цифрами 1, 2, 3 обозначают тех, кого выбрал каждый ученик в 1-ю, 2-ю и в 3-ю очередь. Интерпретация. 6 и более выборов – благоприятное положение в классе («звёзды»), повышающее силу личности; 3-4 выбора - среднее положение; 0-2 выбора - аутсайдеры или «отверженные». Данное положение понижает силу личности. Подводя итоги, дополнительно выясняется следующее: Что обеспечивает тому или иному учащемуся определённое место в структуре межличностных отношений в классе? Влияет ли положение отдельных ребят на класс в целом? Являются ли «звёзды» фактическими лидерами? Какого типа эти лидеры? Чем объясняется положение в группе тех, кого никто не выбрал? Чем вызвано наличие обособленных группировок? Что в них является объединяющим началом? Какова роль группировок в жизни класса? На основе данных этой методики педагог ищет пути выравнивания социального статуса «отверженных», сплочения отдельных группировок в единый коллектив. |