|
«Взаимосвязь и совместная деятельность начального и основного образования
в адаптационный период: пути и формы»
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям, - сложный и зачастую продолжительный процесс, зависящий как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
Причины дезадаптации:
новое помещение, кабинетная система;
разные требования учителей;
отсутствие внешнего контроля за выполнением домашних заданий;
переходный возрастной период детей 10-12 лет;
восприятие детей педагогами начальной школы и среднего звена с различных позиций;
Рассогласованность в системе оценивания.
Цель работы по преемственности:
облегчить переход учащихся из младших классов в среднее звено;
создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере
могли применять знания, умения, навыки, полученные в начальной школе;
облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям;
установить нормативные взаимодействия, творческое сотрудничество
учителей начальных классов и учителей-предметников.
Основные направления деятельности в адаптационный период:
диагностика психологических особенностей детей младшего подросткового возраста;
сквозное планирование содержания изучаемых предметов, основных программных тем;
выявление основных трудностей в обучении в адаптационный период;
коррекционная работа по сокращению адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднюю.
Пути и формы взаимодействия, рекомендуемые Министерством образования:
Вариант 1. Один из предметов учебного плана ведет учитель начальных классов, имеющий соответствующее образование. За переходными классами закрепляются их прежние классные комнаты.
Вариант 2. Все предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное руководство остается за учителем начальной школы. Весь внутренний контроль строится в рамках принятых в начальной школе. Плавный переход в структуру основной школы происходит постепенно к концу 6 класса.
Процесс адаптации неизбежен.
Вопрос в том, сколько времени уйдёт у обучающегося и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Программа «Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено». Учителя среднего звена МОУ «СОШ №4» проводят совместные мероприятия с учителями начальной школы, организовывают экскурсии в школьный музей, читальный зал школьной библиотеки, также младшие школьники участвуют в спортивных соревнованиях с учащимися 5, 6 –х классов и много детей посещают клуб «ДРУЖБА».
План реализации преемственности между начальным и основным звеном по направлениям:
работа с педагогами;
работа с учащимися;
работа с родителями;
психологическое сопровождение.
Работа с педагогами:
организационная встреча будущих учителей –предметников и учителей выпускных классов;
посещение педагогами –предметниками уроков в выпускных классах, в том числе и в НШДС №22.
проведение пробных уроков учителями – предметниками в своих кабинетах с учащимися 4-классов;
совместное заседание для учителей начальной школы, НШДС №22, педагогов-предметников, классных руководителей и представителей администрации на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников»;
посещение уроков учащихся 5 класса учителями начальных классов, выпустившими детей;
малый педсовет с участием учителей НШДС №22 по итогам адаптации и успеваемости учащихся 5-х классов.
Работа с учащимися:
экскурсии по школе;
Работа классного руководителя по формированию детского коллектива 5 класса;
организация работы ГПД для 5 классов;
проведение итоговых контрольных работ с учащимися 4-х классов и входных контрольных работ с учащимися 5-х классов. Сравнительный анализ результатов контрольных работ;
проведение классного часа на тему «Как живешь, пятиклассник?»
Работа с родителями:
проведение родительских собраний с приглашением педагогов-предметников, будущих классных руководителей и психолога;
проведение родительского собрания на тему «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки» ;
анкетирование родителей.
Психологическое сопровождение:
проведение психолого-педагогической диагностики учащихся 4-х классов и обработка результатов;
проведение психологом консультации будущих классных руководителей 5-х классов по вопросам готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене;
наблюдение за адаптацией учащихся 5-х классов;
индивидуальные консультации для родителей учащихся, имеющих низкий уровень адаптации.
Аналитические материалы:
уровень мотивации к обучению учащихся 5-х классов;
мониторинг успеваемости и качества обучения в адаптационный период;
классно-обобщающий контроль 5-х классов;
результаты психологической адаптации учащихся 5-х классов.
Практический выход:
заседание психолого-педагогического консилиума;
малый педсовет;
рекомендации.
|