в адаптационный период: пути и формы»
Адаптация, т.е. приспособление, привыкание к новым условиям, - сложный и зачастую продолжительный процесс, зависящий как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
разные требования учителей; отсутствие внешнего контроля за выполнением домашних заданий; переходный возрастной период детей 10-12 лет; восприятие детей педагогами начальной школы и среднего звена с различных позиций; Рассогласованность в системе оценивания.
создать благоприятный микроклимат для того, чтобы дети в полной мере могли применять знания, умения, навыки, полученные в начальной школе; облегчить процесс привыкания учащихся к новым условиям; установить нормативные взаимодействия, творческое сотрудничество учителей начальных классов и учителей-предметников.
сквозное планирование содержания изучаемых предметов, основных программных тем; выявление основных трудностей в обучении в адаптационный период; коррекционная работа по сокращению адаптационного периода при переходе из начальной школы в среднюю.
Вариант 2. Все предметы учебного плана ведут учителя основной школы, а классное руководство остается за учителем начальной школы. Весь внутренний контроль строится в рамках принятых в начальной школе. Плавный переход в структуру основной школы происходит постепенно к концу 6 класса. Вопрос в том, сколько времени уйдёт у обучающегося и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. Программа «Адаптация учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено». Учителя среднего звена МОУ «СОШ №4» проводят совместные мероприятия с учителями начальной школы, организовывают экскурсии в школьный музей, читальный зал школьной библиотеки, также младшие школьники участвуют в спортивных соревнованиях с учащимися 5, 6 –х классов и много детей посещают клуб «ДРУЖБА». План реализации преемственности между начальным и основным звеном по направлениям:
работа с учащимися; работа с родителями; психологическое сопровождение.
посещение педагогами –предметниками уроков в выпускных классах, в том числе и в НШДС №22. проведение пробных уроков учителями – предметниками в своих кабинетах с учащимися 4-классов; совместное заседание для учителей начальной школы, НШДС №22, педагогов-предметников, классных руководителей и представителей администрации на тему «Единые педагогические требования к обучению и поведению пятиклассников»; посещение уроков учащихся 5 класса учителями начальных классов, выпустившими детей; малый педсовет с участием учителей НШДС №22 по итогам адаптации и успеваемости учащихся 5-х классов.
Работа классного руководителя по формированию детского коллектива 5 класса; организация работы ГПД для 5 классов; проведение итоговых контрольных работ с учащимися 4-х классов и входных контрольных работ с учащимися 5-х классов. Сравнительный анализ результатов контрольных работ; проведение классного часа на тему «Как живешь, пятиклассник?»
проведение родительского собрания на тему «Психологические особенности периода адаптации: формы родительской помощи и поддержки» ; анкетирование родителей.
проведение психологом консультации будущих классных руководителей 5-х классов по вопросам готовности выпускников начальной школы к обучению в среднем звене; наблюдение за адаптацией учащихся 5-х классов; индивидуальные консультации для родителей учащихся, имеющих низкий уровень адаптации.
мониторинг успеваемости и качества обучения в адаптационный период; классно-обобщающий контроль 5-х классов; результаты психологической адаптации учащихся 5-х классов.
малый педсовет; рекомендации. |