|
ГМО учителей начальных классов ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ
Главная цель общего образования – формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных, жизненных интересах, так и в интересах общества.
Система образования призвана обеспечить сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края, формирование культуры мира и межличностных отношений, развитие культуры межэтнических отношений.
К.Д.Ушинский рекомендовал начинать знакомить детей с миром природы с изучения родного края, воспитывать у детей «инстинкт местности». Поэтому в основе нашей воспитательной работы лежит краеведческий материал, который помогает понять согласованность и взаимозависимость всех процессов и явлений в окружающем мире, осознать через малое – большое, через местное – отечественное и общечеловеческое. Краеведческий материал составляет важную часть региональной программы. Он несёт в себе первичную информацию о природе и стереотипы этноса, которые вырабатывались народом в процессе адаптации к природе и были направлены на сохранение внутри её и в её отношениях с обществом. Эти идеи выражены в правилах взаимодействия человека с природой и отражаются в содержании легенд, народных сказаний использование которых мы практикуем в своей работе. Именно такой материал создает предпосылки для формирования таких ценных качеств, как достоверность происходящих процессов в природе, ощущение своей необходимости и причастности к природе и культуре родного края и Земли в целом.
Эта работа осуществляется по нескольким направлениям:
знакомство с родным городом, краем, республикой;
изучение традиций, обычаев народов Кабардино - Балкарии;
формирование этнического самосознания;
использование народной культуры.
Внедрение регионального компонента в воспитательную работу начинаем с изучения национальной культуры, которая, как показывает практика, помогает не только глубокому осмыслению истории своего народа, но и формирует в детях национальное самосознание, повышает интерес к знаниям у всех учащихся, независимо от уровня развития национальности, на основе дифференцированного подхода в обучении, интенсификации учебно-воспитательного процесса.
В школе кроме базовой программы изучаются следующие предметы: «Основы православной культуры» для начальной школы; введены спецкурсы: «Богатыри земли Русской», «Народное творчество», «Светочи земли Русской», «Декоративно - прикладное искусство и резьба по дереву», «Вышивка».
Мы считаем актуальным обращение к народной культуре, памятникам старины. А проведение национальных праздников развивает творческие способности детей, повышает их активность. Участвуя во всем этом, ученики реализуют свои познания. Сейчас мы отмечаем период возрождения духовной культуры, когда особое внимание уделяется формированию растущей личности. Это важно , прежде всего потому, что помогает оградить детей от дурного влияния негативных явлений действительности, не соответствующих нравственно-этическим нормам нации. Поэтому мы стараемся большее внимание уделять проведению различных внеклассных мероприятий.
Для этого проводим тематические классные часы, разучиваем фольклорные танцы, обрядовые песни, потешки, прибаутки, пословицы, которые оживляют речь и побуждают к творчеству. А затем по специальным сценариям готовим оригинальные постановки, например как « Моя Кабардино - Балкария». Знакомясь с устным народным творчеством, дети учатся житейской мудрости, не устают удивляться красоте родного языка и пробуют сами сочинять сказки, загадки, потешки, стихи.
В результате рождаются совершенно разные, интересные работы. В настоящее время отмечается возросший интерес к изучению истории родного края. Малая родина дает человеку гораздо больше, чем он в состоянии осознать. Вы, наверное, согласитесь с тем, что дети мало знают о родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. А ведь народная мудрость гласит, что нельзя построить будущее, не изучая и не зная прошлого. И чтобы повысить познавательный интерес к истории края, его прошлого, настоящего и будущего, педагоги начальной школы проводят большую работу.
Разнообразные экскурсии, посещение музеев города и школы, встречи с интересными людьми и ветеранами ВОВ помогают узнавать историю родного города, традиции народов, проживающих на территории республики.
Истинная эффективность и плодотворность восприятия народной культуры возникает тогда, когда дети сами непосредственно участвуют в исследовательской работе. Таким образом, мы изучаем заново и открываем для себя родной город, его историю, красоту, ценность. При освоении отечественной культуры, также в воспитательный процесс вовлекаем и родителей, помогая тем самым укреплению связи между поколениями, обеспечивая содержательное духовное взаимодействие семьи и школы во благо детей.
Региональный компонент дает положительные результаты в самых разных аспектах: школьники, которые изучают фольклор и этнографию, проявляют активность на различных конкурсах, олимпиадах, а в моральном отношении дети становятся добрее и внимательнее друг к другу. То есть использование национально-регионального компонента имеет огромный воспитательный потенциал, но и от педагога требует осведомленности в вопросах истории, искусства, литературы, традиций, составляющих этническую среду учащихся.
…И не надо забывать самое главное, что в учительских руках находится будущее большой страны.
Воронова Л.С., учитель начальных классов МОУ «СОШ №102»
| |