Развитие физических качеств оценивается по динамике показателей силы, выносливости, гибкости, ловкости, быстроты. Следует заметить, что степень развития физических качеств говорит и об уровне психического развития, а также о наличии у ребенка определенных задатков. Например, ловкость указывает на развивающиеся способности быстро обучаться.
Если К = от 80% до 100% - это оптимальный уровень Если К= от 65% до 79% - это допустимый уровень Если К = от 50% до 64% - это критический уровень. 2.Анализ темпов прироста физических качеств, разработанный В.И. Усаковым, позволяет не определять уровни усвоения материала (В, С, Н). Здесь достаточно знать исходный и конечный показатели:
где Т — темпы прироста физических качеств, Н — исходные показатели (на начало учебного года) К — конечные показатели (на конец учебного года) Произведем вычисления и получим 5%. О чем говорит эта оценка, судите сами. Если они составляют, например, не более 8% в год, то никакой системы физического воспитания в дошкольном учреждении не существует. Мало того, двигательная деятельность под руководством взрослого оставляет желать лучшего, а естественная двигательная активность детей явно ограничивается. Оценка работы в данном случае является неудовлетворительной. При приросте физических качеств от 9 до 10% мы можем сделать вывод, что, хотя нет целенаправленной работы по физическому воспитанию, то по крайней мере педагоги не ограничивают самостоятельную двигательную деятельность детей. Оценка — удовлетворительная. Если показатели темпов прироста физических качеств составили от 11 до 15%, то это указывает на наличие в дошкольном учреждении целенаправленной системы физического воспитания. Но до совершенства эта система еще не дотягивает. Оценка — хорошо. Темпы прироста 15% и выше говорят не только о целенаправленной системе физического воспитания, но также об активном использовании естественных сил природы: солнца, воздуха и воды, т.е. закаливающих процедур. Оценка — отлично. Уровень физической подготовленности детей оценивается по скоростному бегу, метанию в вертикальную цель и прыжкам в длину с места. Этих показателей вполне достаточно, чтобы оценить уровень подготовленности детей, но вовсе не означает, что следует обучать детей только этим движениям. Если мы не будем учить детей лазанию, равновесию, медленному бегу и другим движениям, оптимальных результатов физической подготовленности получить не удастся. Все эти данные необходимо внести в паспорт здоровья и физического развития, который заполняется инструктор по физкультуре, врачом и педагогом – психологом. Дата рождения_____________________________________ Группа____________________________________________ Адрес_____________________________________________
Организация мониторинга здоровья и физического воспитания требует и определенных знаний, оснащения аналитико-диагностическим инструментарием и профессиональных навыков. Мы рекомендуем сначала научиться малому мониторингу. Например, мониторингу развития физических качеств. Пользуясь методикой, предложенной В.И. Усаковым, мы должны: -сложить средние показатели всех детей и разделить эту сумму на количество детей. Мы получим средний процент прироста физических качеств по всей обследуемой группе детей. Поскольку данные обследования заносятся в паспорт здоровья, то мы имеем наглядную картину нашей деятельности по развитию физических качеств детей. Проводя такой мониторинг, следует научиться делать правильные педагогические выводы, благодаря которым можно наметить соответствующую программу коррекции физкультурно-оздоровительной деятельности. Мониторинг физической подготовленности детей проводится 2 раза в год (в начале и конце учебного года), по необходимости – промежуточная диагностика (январь). В ходе мониторинга, как правило, определяются дети, способные к различным видам спортивной деятельности, а также педагоги, чей опыт организации физического воспитания достоин изучения и внедрения в практику работы других специалистов. Мониторинговые исследования обычно оформляются в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм. Овладение технологией мониторинга позволит каждому педагогу дошкольного учреждения не только повысить качество своей педагогической деятельности, но и дифференцировать и индивидуализировать процесс физического воспитания каждого воспитанника. Мониторинг является своеобразным зеркалом, в котором отражается уровень профессионализма каждого педагога. Сущность мониторинга физкультурно-оздоровительной работы заключается в периодическом сборе и обобщении информации о детях, отслеживании динамики их развития и состояния здоровья, формулировании педагогических выводов и проведения соответствующей коррекционной деятельности. |