|
Применение в работе диагностических карт и планов индивидуального развития детей раннего дошкольного возраста
Для того чтобы влиять на развитие творческих способностей ребенка, необходимо изучить все особенности (физиологические, интеллектуальные) основных показателей развития и оценить уровень этого развития в соответствии с программными требованиями и диагностическими установками. С этой целью обычно в начале и в конце учебного года (а в группах развития детей до 3 лет каждые три месяца) рекомендуется проводить диагностику.
Диагностика обеспечивает научный подход к организации работы с детьми, позволяет точно учитывать их потребности по всем направлениям развития, систематизировать всю работу детского сада и более объективно оценивать результаты педагогической деятельности.
Установить правильный режим, наметить план дальнейших занятий с детьми, дать родителям совет по воспитанию ребенка можно лишь тогда, когда хорошо известно состояние здоровья ребенка и уровень его развития в данное время. Обучение детей будет успешным лишь при условии, если методы и предлагаемая ребенку дидактическая задача будут основываться на уже достигнутом ранее уровне развития. Поэтому одним из обязательных условий правильного воспитания является хорошо организованный контроль за состоянием здоровья, развитием детей и их поведением.
Работая по программе «Детство», начиная с 3-х лет, диагностика развития детей проводится по всем основным разделам программы:
игровая деятельность;
мир социальных отношений;
ребенок познает предметный мир, приобщается к труду;
ребенок открывает мир природы;
развиваем речь детей;
ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки;
первые шаги в математику.
Однако, в программе «Детство» не даны рекомендации по проведению диагностики детей раннего дошкольного возраста (до 3-х лет), нет уровневых показателей развития детей. А ведь именно в раннем возрасте ребенок многому учится: он осваивает ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь. Малыш получает ценный опыт эмоционального общения со взрослыми, чувствует их заботу и поддержку. Именно в этом возрасте так необходимо наблюдать за ходом его физического и психического развития.
С этой целью на каждого ребенка составляется карта индивидуального развития. Для оформления диагностической карты индивидуального развития ребенка, правильного планирования содержания и методов воспитания необходимо знать работоспособность, индивидуальные особенности, уровни умственного развития, способности к обучению ребенка.
(Приложение № 1)
Диагностическая карта индивидуального развития ребенка до 3 лет
Ф. И. ребенка ____________________________________________________
Дата рождения ___________________________________________________
Дата поступления: ______________ Возраст при поступлении: ______________
Возраст |
Речевое развитие |
Сенсор ное развитие |
Игра |
Разви тие движе ний |
Навыки |
Харак тер пове дения |
Социально-эмоцио нальное развитие |
Заклю чение |
Назна чение |
Понима ние речи |
Актив ная речь |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
В разделе «Игра» оценивается: воспроизведение игровых действий, включение в игру со сверстниками с общей игрушкой и умение принимать игровую задачу (из ежедневных наблюдений).
В разделе «Сенсорное развитие» - цвет (красный, синий, желтый), величина, форма.
В разделе «Развитие речи» - понимание речи и активная речь (произношение до 20 облегченных слов).
Раздел «Развитие движений» включает: ходьбу, основные движения (ползание, лазание), действия с предметами (бросание, кидание), поднимание по лестнице.
Раздел «Навыки» предполагает развитие бытовых навыков: умение пить из чашки, держать ложку, доносить пищу до рта, правильно умываться и вытирать лицо и руки, проситься на горшок.
Характер поведения ребенка и его социально – эмоциональное развитие определяется из ежедневных наблюдений.
Характер поведения включает: настроение ребенка, сон, засыпание, аппетит и отношение к пище, активность.
Социально – эмоциональное развитие: эмоциональное состояние, умение сосредоточиться, реакция на голоса взрослых; коммуникативные и индивидуальные качества (например, любит музыку).
В графе «Заключение» указываются разделы, по которым отмечено отставание в развитии.
Уровни развития детей 1 младшей группы описаны в пособии С.В.Лесина «Индивидуальное развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях» (конспекты занятий, планирование, диагностика), Волгоград, 2008 год.
На детей с низким уровне составляется индивидуальный план (план коррекционной работы), куда вписывается имя и фамилия ребенка (делается это для удобства непрерывной работы с картой простым карандашом, так как каждые три месяца могут меняться имена и фамилии детей, которые отстали в развитии по тем или иным пока¬зателям). В каждом плане указаны тема, основные дидактические задачи, далее предлагаются конкретные дидактические игры и уп¬ражнения со ссылкой на методическую литературу, представлено рекомендуемое количество планируемых дополнительных занятий, а при необходимости - их повторение.
(Приложение № 2)
План индивидуального развития детей 1 младшей группы
по развитию речи
Ф. И. ребенка |
Тема |
Основные дидактические задачи |
Дидактические игры и упражнения |
Методическая литература |
|
Понимание речи |
Учить показывать части тела по просьбе взрослого, понимать слова, обозначающие
части тела человека и животных |
Д/у «Покажи, где у тебя глазки (носик, ротик, ушки, руки, ноги и т.д.) |
Павлова, Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром», с. 175 |
|
|
Учить обобщать по внешнему виду игрушки, предметы, независимо от раз-
мера и цвета |
Д/у «Найди игрушку»; «Покажи картинку»; «Выставка игрушек» |
Павлова, Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром», с. 190-192 |
|
|
Учить выполнять знакомые бытовые действия по просьбе взрослого |
Д/у «Пойди положи...»; «Пойди принеси», «Принеси (отнеси) |
Павлова, Л. Н. «Знакомим малыша с окружающим миром», с. 193 |
Планы индивидуального развития помогают воспитателям проводить целенаправленную индивидуальную работу с детьми, отстающими в развитии по тем или иным показателям. Ни один ребенок не остается без внимания, если воспитатель организует систематическую и последовательную работу по планам индивидуального развития. Кроме того, педагог может предложить родителям поиграть в те же самые игры, провести с ними эти же упражнения дома, тем самым способствовать развитию своего ребенка.
Практика работы воспитателей дошкольных учреждений показывает, что в изучении индивидуальных особенностей развития детей не следует делать упор на использование тестовых методик (это компетенция психологов); значительный материал воспитателю дадут наблюдение за поведением детей в процессе учебной и игровой деятельности, оценка результатов занятий, отзывы родителей.
Разработанные материалы диагностики и индивидуальных планов развития ребенка как раз и предлагают их разумное применение в деятельности воспитателя, помогают сделать вывод об уровне развития ребенка и наметить пути дальнейшей индивидуальной работы или работы с группой детей. Как правило, существенная разница в развитии между обследуемыми детьми становится основанием для осуществления индивидуального подхода при проведении воспитателем развивающих занятий, требует от него личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению дошкольника, тщательного продумывания и планирования педагогических задач, заданий, элементов, упражнений и др.
|