Пояснительная записка
На сегодняшний день важное значение приобретает проблема создания прогрессивной системы непрерывного образования. При этом дошкольное образовательное учреждение обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному развитию.
знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляции деятельности и поведения; познавательной активности; речевого развития, предполагающего владение довольно обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи. [1, с.3]
в непонимании учебной задачи; в неумении сотрудничать со взрослыми и сверстниками; в неадекватном отношении к себе. В силу особенностей работоспособности детей дошкольного возраста обследование не должно быть слишком длительным. В данной программе предусмотрена совместная работа дошкольных и школьных психологов, логопедов, воспитателей, инструктора по физкультуре и медицинского работника. Это позволяет накапливать и анализировать результаты воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений и просматривать преемственность между детским садом и школой в подготовке детей к обучению. Этим обуславливается ее актуальность. Педагог-психолог не имеет права диагностировать ребенка, если:
у ребенка плохое настроение (либо неадекватное в силу каких–то обстоятельств); ребенок находится в состоянии адаптации (выдержать срок не менее 1 месяца).
следить за утомляемостью ребенка; чередовать диагностики, требующие усиленной концентрации с диагностиками более легкого восприятия; при тестировании более 15 минут делать физ.минутки; Методики «Домик», «Графический диктант», тест Кёрна-Йирасека проводятся по подгруппам, а остальные — индивидуально. Время проведения обследования зависит от индивидуальных особенностей ребенка (темпа работы, уровня утомляемости, колебаний мотивации и т. д.). Уровень речевого развития определяется воспитателями на основании наблюдений за речью детей на занятиях и в свободной деятельности. Уровень физической готовности и состояния здоровья устанавливается на основании данных инструктора по физической культуре и медсестры соответственно. Ориентировочные показатели уровня школьной зрелости следующие: по результатам проведения каждой методики проставляются баллы следующим образом:
Выше среднего - 2,5 балла; Средний уровень – 2 балла; Ниже среднего – 1,5 балла; Низкий уровень – 1 балл.
Средний уровень – 13-25 баллов; Низкий уровень – 1-12 баллов. 1.Уровень общей осведомленности: ориентировка в окружающем, запас знаний
2. Сколько тебе лет? Когда исполнилось? 3. Как зовут твоих родителей? 4. Как называется город (село, деревня, поселок), в котором ты живешь? 5. Каких ты знаешь домашних животных? Каких диких животных? 6. В какое время года на деревьях появляются листья? 7. Что остается на земле после дождя? 8. Чем отличается день от ночи? Оценка результатов.
№ 5: названо не менее двух домашних животных, не названные дикие вместо домашних и наоборот. № 6: «весной», «когда зима кончилась» и др. № 7: «лужи», «грязь», «мокрость», «вода», «слякоть» и др. № 8: «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и др.
«средний уровень»- 5–6 плюсов; «низкий уровень» – 4 и менее плюсов.
умению выделять существенные признаки.
Почему? Назови отличительный признак. Как одним словом можно охарактеризовать три оставшихся предмета? Высокий уровень подготовки - способность сделать правильное обобщение, употребляя при этом адекватные родовые понятия. Средний уровень имеют дети, нуждающиеся в средствах внешнего дисциплинирования мыслительной деятельности (наводящие вопросы, повторение задания). Они владеют необходимыми родовыми понятиями, но им трудно сосредоточиться, удержать задание в памяти. Низкий уровень, необходимо неоднократное повторение задания для поддержания внимания. Им требуется дополнительное разъяснение, зачастую на наглядном материале. Они с трудом припоминают названия некоторых предметов, но сложнее всего им дается подбор обобщающего слова для обозначения той или иной группы объектов. 1. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова с туловищем соединена посредством шеи, и она не больше туловища. На голове имеются волосы (или их закрывает шапка или шляпа) и уши, на лице глаза, нос и рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги внизу загнуты. Приведение мужской одежды. Фигура нарисована с использованием так называемого синтетического способа. ( высокий уровень) 2. Исполнение всех требований, как и в пункте 1, кроме синтетического способа изображения. Три нехватающих части (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) могут быть выключены из требований, если это уравновешивается синтетическим способом изображения. (уровень выше среднего) 3. Рисунок должен иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двойной линией. Мы допускаем неприведение шеи, ушей, волос, одежды, пальцев и ступней. (средний уровень) 4. Примитивный рисунок с туловищем. Конечности (достаточно одной пары) выражены всего лишь простыми линиями. (уровень ниже среднего) 5. Не хватает ясного изображения туловища ("головоногое" изображение или "преодолевание головоногого изображения") или обеих конечностей.(низкий уровень) 1. Совершенно удовлетворительное (в смысле чтения) подражание написанному образцу. Буквы не достигают двойной величины образца. Начальная буква имеет явно заметную высоту большой буквы. Буквы хорошо соединены в три слова. Нельзя, чтобы над буквой отсутствовала точка (или над i). Переписанное предложение не отклоняется от горизонтальной линии более чем на 30°.( высокий уровень) 2. Еще разборчивое подражание написанному предложению. Величина букв и соблюдение горизонтальности не учитываются. (уровень выше среднего) 3. Очевидно расчленение минимально на две части. Можно разобрать по крайней мере четыре буквы образца. (средний уровень) 4. На образец похожи по крайней мере две буквы. Целое еще образует строчку "писания". (уровень ниже среднего) 5. Черкание. (низкий уровень) Сначала ребенку дается предварительное объяснение: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня, я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону ты должен проводить линию. Проводится только та линия, которую я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончается предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги». После этого исследователь вместе с ребенком выясняют, где у него правая, где левая рука, показывают на образце как проводить линии вправо и влево. Затем начинается рисование тренировочного узора. «Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуем линию: одна клеточка вниз. Не отрываем карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать узор сам». При диктовке делаются достаточно длительные паузы. На самостоятельное продолжение узора ребенку дается 1–1,5 минуты. Во время выполнения тренировочного узора исследователь помогает ребенку исправлять допущенные ошибки. В дальнейшем такой контроль снимается. «Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. А теперь продолжай рисовать этот узор сам». «Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево (слово «влево выделяется голосом). Две клетки вниз. Две клетка вправо. Три клетки вверх. Две клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам». «Теперь поставь карандаш на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь продолжай рисовать узор сам». Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В основных узорах отдельно оценивается выполнение диктанта и самостоятельное рисование:
3 балла – воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии; 2 балла – воспроизведение, содержащее несколько ошибок; 1 балл – воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором; 0 баллов – отсутствие сходства. Ребенку предлагают сложить картинку из частей, лежащих так, как показано на рисунке с кружкой. Инструкция: Взрослый говорит: «Видишь, картинка сломалась. Почини ее». Если ребенок не справляется с заданием, то ему предлагается упрощенный вариант (рисунок с мишкой) В обоих случаях не следует называть изображенные предметы. Собирание разрезной картинки оценивается знаком «плюс» в том случае, когда ребенком правильно сложена первая (сложная) картинка. Если она сложена неверно, а вторая, более простая – верно, то ставится знак «плюс-минус». Если обе картинки собраны неверно, ставится знак «минус».
«плюс-минус»- средний уровень; «минус»-низкий уровень. Каждого ребенка «по секрету» от остальных просят по собственному выбору подарить предложенные ему 3 открытки трем детям группы. Перед началом игры ребенку говорят: «Сегодня мы с вами поиграем в интересную игру, которая называется «Секрет». По секрету, чтобы никто не знал, все будут дарить друг другу красивые открытки». Далее ребенку дают 3 открытки и говорят: « Ты можешь подарить их тем детям, которым захочешь, только каждому по одной. Если хочешь, можно подарить открытки и тем ребятам, которые сейчас болеют». При затруднении можно помочь ребенку: «Можешь подарить тем детям, которые тебе больше всех нравятся, с которыми ты любишь играть». После того как ребенок сделает свой выбор, его спрашивают: «Почему ты в первую очередь решил подарить картинку... (называется имя ребенка)?» Ответы детей фиксируются в протоколе. Подсчитывают число общих и взаимных выборов, количество детей, попавших в группы:
• «принятые» - средний уровень - 3-4 выбора • «пренебрегаемые» - уровень ниже среднего - 1-2 выбора • «изолированные» - низкий уровень - 0 выборов. Состояние здоровья оценивается по медицинским картам (группы здоровья 1-высокий уровень и т.д.) и ставится медицинским работником. Вопросы для экспериментальной беседы по выявлению «внутренней позиции школьника»
2. Почему?Ты хочешь еще на год остаться в детском саду (дома)? 3. Какие занятия тебе больше всего нравились в детском саду? Почему? 4. Ты любишь, когда тебе читают книжки? 5. Ты сам (сама) просишь, чтобы тебе почитали книжку? 6. Какие у тебя любимые книжки? 7. Работу, которая у тебя не получается, ты стараешься вы¬полнить или бросаешь ее? 8. Тебе нравятся школьные принадлежности? 9. Если тебе разрешат дома пользоваться школьными при¬надлежностями, а в школу разрешат не ходить, устроит ли это тебя? Почему? 10. Если сейчас ты с ребятами будешь играть в школу, то кем бы ты хотел быть: учеником или учителем? Почему? 11. В игре в школу что бы тебе хотелось: чтобы длиннее был урок или перемена? Почему? Если ребенок отвечает утвердительно на вопрос 1, то, как правило, на вопрос 2 он отвечает, что не согласен еще на год остаться в детском саду или дома, и наоборот. Вопросы 3, 4, 5, 6 направлены на выяснение познавательного интереса ребенка, а также уровня его развития. Ответ на вопрос 7 дает представление о том, как ребенок относится к трудностям в работе: старается их избегать, призывает на помощь взрослых или просит, чтобы его научили справляться с возникшими трудностями самостоятельно. Если ребенок еще не очень хочет стать учеником, то его вполне устроит ситуация, предлагаемая в вопросе 9, и наоборот. Если ребенок хочет учиться, то, как правило, в игре в шко¬лу (вопрос 10) он выбирает роль ученика, объясняя это желанием учиться, и предпочитает, чтобы в игре урок был длиннее перемены, чтобы подольше на уроке заниматься учебной дея¬тельностью (вопрос 11). Если же ребенок не очень хочет учиться, он, соответственно, выбирает роль учителя и предпочтение отдает перемене. Вопрос 8 не является информативным, т. к. на него практически все дети отвечают утвердительно. Высокий уровень - мотивационной готовности к обучению, если они объясняют свое желание учиться в школе тем, что «хотят быть умными», «много знать» и т. п. Таких детей относят к 1-му уровню готовности (ВУ). В игре в школу они предпочитают роль ученика, чтобы «выполнять задания», «отвечать на вопросы». При этом содержание игры они сводят к реальной учебной деятельности (чтение, письмо, решение примеров и т. п.). Уровень выше среднего - ко 2-му уровню готовности относят детей, также выражающих желание идти в школу, объясняемое, однако, внешними факторами: «в школе не спят днем», «в школе интересные переменки», «все пойдут, и я пойду». Такие дети обычно в играх предпочитают роль учителя: «учителем быть интересней», «задания не хочу выполнять, а хочу говорить» и т. п.(ВСр). Средний уровень - к 3-му уровню относят дошкольников, демонстрирующих безразличие по отношению к этому вопросу: «не знаю», «если родители поведут, пойду» и т. п.(СрУ) Низкий уровень – к 4-му уровню готовности относят детей, активно не желающих идти в школу. В большинстве случаев они объясняют это нежелание «негативным» опытом знакомых школьников («в школе трудно», «родители ругают за плохие оценки» и т. д.). В игре в школу дети предпочитают роль учителя: «хочу быть главным».(НУ) Список литературы: 1. Бабкина Н. В. Оценка психологической готовности детей к школе6 Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: Айрис-пресс, 2005. 2. Волков Б. С., Волкова Н. В. Готовим ребенка к школе. 4-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008. 3. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. – СПб.: Питер, 2007. 4. Диагностическая работа в ДОУ (компакт-диск) – издательство «Учитель», 2007. 5. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения. – Ростов н/Дон: Феникс, 2005. Методист УМК С.А. Карагод |