Возврат >

Кознеделева О.Н., учитель начальных классов МОУ «СОШ №4 им. А.Г. Головко»
«ФГОС второго поколения
как инструмент повышения образовательных результатов»

        Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формирование готовности к освоению требований основного и полного среднего образования, обоснованный выбор в будущем своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии.

        Назначение новых государственных образовательных стандартов является более широким, чем стандартов первого поколения. Значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

На современном этапе стандарты рассматриваются как:

         инструмент организации и координации системы образования, служат ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
         средство обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
         фактор регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества – с другой;
         ориентир создания современной инфраструктуры образования.

К основным направлениям государственной политики в сфере образования, реализуемым посредством образовательных стандартов, относится:

         создание условий равных возможностей;
         достижение нового качества общего образования в РФ;
         баланс взаимообязательств и требований в области государственных образовательных стандартов;
         гуманистический характер содержания стандарта;
         сохранение единства образовательного пространства.

Стратегия, предлагаемая ФГОС НОО, нацелена на:

         формирование средств и способов самостоятельного развития и продвижения ученика в образовательном процессе;
         поддержку внеурочных, внешкольных и внеучебных образовательных достижений школьников, их проектов и социальной практики;
         непосредственное участие в определении приоритетов социализации детей и в оценке качества получаемого ими образования гражданского (родительского) сообщества, представленного в общественных советах образовательных учреждений.

        В этой стратегии Стандарт приобретает рамочный и открытый характер. Он принципиально отказывается быть стандартом обязательного всеобщего минимума знаниевой компоненты образования и становится Стандартом развития. Его основной смысл заключается в том, чтобы создать условия для действий детско-взрослого сообщества в направлении развития детей как личностей, граждан и работников в условиях открытого и непредсказуемо меняющегося мира, обеспечить для этого школе поддержку власти и общества, дать ориентиры родителям.

        Содержание общего начального образования определятся необходимостью подготовки учащихся к реализации всей совокупности требований, предъявляемых к обучению и воспитанию на ступенях основного и полного общего среднего образования, с целью приобретения тех знаний и навыков, которые обеспечивают успешное участие в социально-экономическом и социокультурном развитии ди-намично меняющегося мира.

        В условиях ускорения темпов научно-технического и социального развития всего человечества возникают принципиально новые требования к тем знаниям и умениям, которыми должны владеть выпускники общеобразовательных школ.

        Еще сравнительно недавно главной задачей образования было формирование у школьников навыков воспроизводства имеющихся знаний для успешного включения в медленно меняющуюся родовую, семейно-бытовую, общественную деятельность.

        В настоящее время постоянное обновление представлений о природных, общественных процессах требует от каждого человека зрелых навыков самообразования, самовоспитания, саморазвития во всех видах повседневной жизнедеятельности. Включение личности в непрерывное образование актуализирует умение оперативно обновлять имеющиеся представление о жизни, выбирать в информационном потоке те знания, которые обеспечивают успешное разрешение постоянно возникающих сложных проблем взаимодействия с различными общностями и индивидами.

Исходя из этого, начальное образование призвано обеспечить формирование у учащихся:

         потребности в активном познании окружающего мира;
         приобретение навыков самоорганизации, обеспечивающих высокую эффективность всех видов учебной и внеучебной деятельности;
         становление построенных на принципах гуманизма отношений
         с разными людьми, малыми и большими группами, этносами;
         овладение базовыми умениями выявлять и реализовывать индивидуальные задатки и способности.

        Новые вызовы общественного развития, связанные с превращением России в одну из наиболее развитых стран мира на основе использования во всех сферах общественного развития инновационных технологий, требует выработки у личности уже на ступени начального общего образования ориентаций на постоянное саморазвитие, обеспечивающее активное включение после окончания школы в деятельность, направленную на ускорение темпов социально-экономического и социокультурного развития страны на основе сохранения всего лучшего, что было сделано предшествующими поколениями.

        Образовательный стандарт является документом, создающим условия для реализации всех прав ребенка и лиц, занимающихся его социализацией, на полноценную, соответствующую постоянно усложняющимся требованиям динамично меняющегося мира, образовательной деятельностью.

        Стандарты первого поколения, выполнив задачу сохранения единого образовательного пространства, исчерпали имеющийся в них потенциал подготовки личности к реализации требований современного мира. Высокие темпы социальных преобразований требуют новых стандартов знаний и умений, обеспечивающих успешную самореализацию и самоутверждение подрастающего поколения во всех вида жизнедеятельности.

        Школа становится учреждением, обучающим с первого класса навыкам самообразования и самовоспитания. Так как в условиях динамично меняющегося мира необходимо умело выбирать варианты самореализации и самоутверждении при взаимодействии с различными общностями, культурами, важнейшим навыками становятся самоорганизация и самоопределение. Они позволяют учащимся уже в первые годы обучения в школе принять и умело реализовать нормы и правила, регулирующие учебную деятельность, поведение в школе и общественных местах, активно выявлять индивидуальные задатки и способности, с учетом потребностей социально экономического и социокультурного развития конкретных территорий, регионов, страны в целом.

        Поэтому, основными компетенциями, которыми должен постепенно овладевать современный школьник, начиная с первого класса, становятся совокупность умений, обеспечивающих успешное разрешение проблем организации повседневной учебной и внеучебной деятельности на основе требований современной культуры, максимального раскрытия творческого потенциала личности, чувства гордости за достижения в учебе, труде, общении. Знания выступают в качестве обязательного условия понимания сущности конкретных проблемных ситуаций и вариантов их возможного разрешения на основе выделения ценности каждого из имеющихся способов действий. Обеспечивается соединение обучения, направленного на приобретение знаний, навыков их применения в различных жизненных ситуациях и воспитания, определяющего ценностную направленность сознания и поведения личности.

        При этом важнейшим условием реализации компетентного подхода в новом стандарте содержания образования становится такая организация самого процессе обучения, когда при раскрытии каждой темы определяется актуальность приобретаемых знаний и навыков для современной жизни, выделяются возможные варианты решения проблемных ситуаций на основе той информации, которую учащиеся получают на уроках и при выполнении различного вида самостоятельных работ.

        Формирование компетенций, обеспечивающих успешную адаптацию учащихся к требованиям современного мира, требует не только соответствующего содержания, но и методик организации самого образовательного процесса. Он должен представлять совместный поиск учащимися и учителями различных вариантов решения типичных проблемных ситуаций на основе использования последних достижений наук о природе, человеке, общественной жизни.

        Ключевыми компетенциями становятся те, которые определяют приобретение учащими умения выделять и на основе научных данных подходить к разрешению проблем, возникающих в основных видах деятельности человека по познанию и преобразованию окружающего мира. Таковыми являются компетенции, связанные с исследованием основных закономерностей существования и изменения природы, общества, человека, знаковых систем, художественных образов. Все они приобретаются в процессе изучения традиционных для школы предметов естественно - научного и гуманитарного цикла, а также тех дополнительных, которые вводятся в соответствии с потребностями региона, отдельных образовательных учреждений. При этом, ключевые компетенции формируются у школьников как в ходе познания исторического опыта организации людьми преобразовательной деятельности, так и собственного опыта, получаемого на уроках и в разнообразной внеучебной деятельности.

        В процессе его приобретения происходит раскрытие индивидуальных задатков личности к познанию и будущей трудовой деятельности в определенной сфере общественного производства. Преодолевается усредненный подход к изучению всех школьных предметов в равной мере. Учащиеся приобретают конкретного вида компетенции в той мере, в какой они определяются индивидуальными склонностями и навыками самоорганизации в учебной и внеучебной деятельности. При определении уровня компетентности обучающихся учитывается их достижения как в изучении конкретных школьных курсов, так и активность в разнообразной общественно-полезной, досуговой деятельности, осуществляемой на основе норм и правил современной культуры.

        Основная цель начального общего образования – формирование у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, выявления индивидуальных задатков и способностей во всех видах учебной и внеучебной деятельности. Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка, как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

        Все многообразие учебной и внеучебной деятельности и ее материального обеспечения выступает не более чем средством успешного развития и саморазвития личности в учебной и внеучебной деятельности. Уровень владения личностью основными нормами современной культуры в процессе реализации индивидуальных задатков и способностей, приобретения базовых навыков успешной учебной и внеучебной деятельности является важнейшим критерием качества начального общего образования.

        Формирование компетентной личности предполагает владение ею как умениями, определяющими использование всеобщих законов природного и социокультурного мира, так и теми частных, которые действуют в конкретных ерриториях, регионах России.

        Учащийся должен приобрести знания, которые он может использовать, с одной стороны, везде, независимо от будущего места жительства, сферы самореализации и самоутверждения. С другой стороны, там, где он получает образование и имеет возможность реализовать свои способности с учетом социально-экономических и социокультурных потребностей региона.

        Поэтому возникает проблема сочетания в образовательных программах разных школ страны общего и специфического содержания тех компетенций, которыми обладают учащиеся на начальной ступени обучения. Федеральный стандарт определяет то содержание образования, которое обеспечивает приобретение учащимися базовых навыков успешной учебной и внеучебной деятельности в любом регионе в соответствии с потребностями страны в целом. Он позволяет выделить содержание знаний, умений, которые обеспечивают возможность смены образовательных учреждений во время учебы, а также получения в дальнейшем основного и полного среднего общего образования на основе единых требований к выпускникам школы, независимо от места жительства. Тем самым федеральный стандарт обеспечивает единое образовательное пространство России, определяя как общее содержание образовательных областей, так и те требования, которые предъявляются учащимся при завершении обучения на каждой ступени получения среднего (полного) общего образования.

        При этом содержание общих для всех учащихся знаний и навыков постоянно обогащается теми достижениями в социально-экономической, социокультурной сферах, которые имеются у отдельных административных, территориальных образований многонациональной России.

        Дополнительное содержание образования определяется социально-экономическим и социокультурными потребностями функционирования и развития конкретных регионов, территорий, а также особенностями обучения и воспитания в отдельных образовательных учреждениях. Оно не должно противоречить тому, что указано в федеральном государственном стандарте образования, а выступать как дополняющее, конкретизирующее его содержание по отдельным образовательным областям.

        Образовательные программы начального общего образования школ обязаны обеспечить реализацию и достижение требований федерального стандарта, дополняя его содержание совокупностью компетенций, отражающих потребности конкретного региона, территории.

        Важнейшей задачей нового поколения стандартов, обеспечивающих подготовку учащихся к реализации требований динамично меняющегося мира, является реализация принципа преемственности современных и прежде действующих норм, правил, характеризующих все виды культурной деятельности человека. Выработка ключевых компетенций осуществляется путем систематического включения учащихся в анализ факторов, определяющих постепенную смену одних представлений об окружающем мире, норм, регулирующих поведение индивидов и больших масс людей, на другие, вытекающие из качественных преобразований в учебе, труде, общественной, семейной жизни.

        При таком подходе школьникам становится понятным необходимость изучения тех событий, явлений, достижений науки, техники, искусства, которые были в очень далеком и близком к нашему времени прошлом.

       Воспитывается уважительное отношение к той материальной и духовной культуре, которую создавали предшествующие поколения, развивается чувство любви к Родине, утверждается ориентация на реализацию приобретенных знаний и умений в интересах соотечественников.

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

         личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
         метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
         предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета. Стандарт начального общего образования также обеспечивает преемственность с основными образовательными программами основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Использованная литература:

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Часть 1/ под редакцией Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – М.: «Просвещение», 2010.
3. Планируемые результаты начального общего образования/ под редакцией Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б. – М.: «Просвещение», 2010.
4. Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / под ред. В.В.Козлова, А.М.Кондакова. — М.: Просвещение, 2009.

Интернет-ресурсы:

1. http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/
2. http://ps.1september.ru/
3. http://www.sta5.edu.ru/
4. http://www.vestnik.edu.ru/

Возврат >

Hosted by uCoz