Возврат >

МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР»
Учебно-методический кабинет

«Организация воспитательного пространства в ОУ как первостепенный приоритет модернизации образования»



Самое большое, что может сделать человек для других людей,
- это воспитать хороших детей.
Ч. Айтматов

        Как понимается воспитание сегодня в начале XXI века? В чем его качественное своеобразие? Каковы его приоритеты в контексте модернизации системы образования в России? Употребляя сегодня термин «воспитание», специалисты, по сути, имеют в виду три разных явления:

         воспитание как общественный феномен (функция человеческого общества, так называемое социальное воспитание);
         воспитание как деятельность профессионалов и непрофессионалов, сутью которого является создание условий для развития и саморазвития личности;
         и воспитание как целенаправленное, специально организуемое, управляемое взаимодействие воспитателя и воспитанника, осуществляемое в ОУ, семье, детском общественном объединении и др.

        В условиях модернизации российского образования значительно возрастают воспитательные функции школы, призванной создать условия для достижения главной цели воспитания – самоактуализации личности растущего человека. При обновлении содержания и организации педагогического процесса главным направлением становится воспитание. Процесс воспитания должен осуществляться в результате сотрудничества, сотворчества единомышленников (детей, родителей, педагогов, представителей общественных объединений и организаций) на разных уровнях: класс – школа – семья – микрорайон - город- регион.

        Модернизация системы образования предполагает формирование нового образовательного пространства, в котором и будет происходить становление представителей нового поколения граждан, как в духовно-нравственном плане, так и в смысле подготовки к жизненному самоопределению, основанному на сознательном выборе гуманистических идеалов.

        Говоря сегодня о модернизации образования, об обновлении целей и методов воспитания, о продуманной организации воспитывающей среды, мы ориентируемся на гуманистическую идеологию, которая предполагает, во-первых, реализацию на практике принципа свободы. Существенно, что учащиеся не только должны получить возможность самостоятельного выбора форм и видов учебной, творческой, практической деятельности, но и ориентироваться на то, чтобы нести ответственность за ее результаты.

        Модернизация образования предполагает реализацию воспитательного потенциала учебного процесса, усиление воспитывающей функции дисциплин школьного цикла, что определяется приоритетами государственной политики в области образования на современном этапе. Министерство образования России рекомендует педагогическим коллективам в целях совершенствования воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации содействовать более полной реализации воспитательного потенциала содержания общего образования. Реализация воспитательного потенциала содержания современных учебных программ во многом зависит от того, насколько продумана организация воспитывающей среды, как выстроено взаимодействие педагогов и воспитанников как в рамках классно-урочной системы, так и во внеурочное время.

        Важнейшие задачи воспитания сегодня – это формирование у школьников гражданской ответственности и правового сознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности успешной самореализации в обществе путем личностного роста.

        Приоритетной задачей нового десятилетия XXI века является разработка и реализация национальной стратегии развития воспитания детей как системы деятельности, ориентированной на качественно новый общественный статус социального института воспитания, обновление воспитательного процесса на основе оптимального сочетания отечественных педагогических традиций и современного опыта, создание и укрепление новых механизмов воспитания.

        Исходя из обобщенного представления мирового сообщества об облике человека XXI века, целью нового воспитания должно стать содействие индивидуальному развитию детей, раскрытию их творческого потенциала, приобщению к материальной, духовной и нравственной культуре и формированию гражданского самосознания.

        В качестве базовых принципов развития воспитания определены принципы:

         субъектности воспитания,
         социокультурного развития,
         гуманистической направленности воспитания,
         социальной справедливости и равных возможностей детей при организации воспитательного процесса,
         единства воспитательного пространства,
         демократического управления процессом развития воспитания,
         программно-целевого развития.

        Необходимо комплексное обеспечение позитивной социализации и духовно-нравственного становления подрастающего поколения, воспитания граждан демократического общества, способных реализовывать свой личностный потенциал в интересах поступательного развития России, общественного и личного прогресса, осуществлять самостоятельный выбор в пользу гуманистических общечеловеческих и национальных ценностей.

        Современное общество в России находится в процессе обретения гуманистического мировоззрения, признающего человека высшей ценностью как в политике государства по отношению к своим гражданам, так и в отношениях между людьми, позволяющим им сохранить человеческое достоинство и реализовать свой потенциал, не ущемляя при этом интересов другого человека. Гуманистический характер образования предполагает, что в центре образовательного процесса находится ребенок, развивающийся человек, а также означает уважение всех участников этого процесса к ребенку как личности, доверие к нему, принятие его интересов, жизненных целей, запросов, уважение его достоинства.

        Модернизация системы образования России предполагает также ориентацию образования на развитие познавательных и созидательных способностей школьника, на обеспечение управления процессом воспитания в ОУ на нормативно-правовой основе, на формирование ключевых компетенций, определяющих качество содержания современного образования. В логике процесса модернизации воспитание заявлено как первостепенный приоритет образования, как педагогическая составляющая процесса социализации.

        Ведущими особенностями современного воспитания является также его ценностная основа, концептуальность и качественно иной способ организации. Государственная политика в области воспитания позволяет педагогическим коллективам современного ОУ самостоятельно выстраивать цели воспитания, адекватные природе детства и общечеловеческим и национальным ценностям. Ценностная основа современного воспитания означает, что именно общечеловеческие и национальные ценности лежат в основе отношения человека к миру, которое формируется в педагогическом процессе современной семьи, ОУ, детских общественных организаций и др. Ценности Жизни, Семьи, Знания, Отечества, Труда, Добра, Красоты могут выступать в качестве такой основы.

        Второй особенностью современного воспитания является его концептуальность. Концептуальность понимается рядом исследователей как уровень профессионализма, позволяющий педагогам самостоятельно осмысливать и трактовать педагогические процессы, теоретически обосновывать стратегию своих профессиональных действий, обеспечивать оригинальность выбора и сочетания средств, форм и методов своей деятельности. Именно такой уровень профессионализма позволяет коллективу единомышленников создать в конкретном ОУ концепцию воспитания. Современная педагогическая наука и практика понимает концепцию воспитания как стратегический замысел осуществления воспитательного процесса на 5 и более лет, как совокупность идей, принципов и целей воспитания, обусловленных условиями его реализации. По форме концепция воспитания ОУ представляет собой научную разработку, которая является итогом специального изучения, анализа и размышления о современном воспитании, о качественном своеобразии его организации в условиях конкретной социокультурной среды. Структура данного документа может быть следующей: первый блок - аналитический, второй - содержательный, третий - план реализации концепции, четвертый блок - приложения.


        Первый блок концепции может включать анализ экономических, природных, исторических, социокультурных условий территории, в которой находится ОУ. Кроме того в этот блок может входить анализ ценностных предпочтений и удовлетворенности ОУ всех участников воспитательного процесса, уровня здоровья, обученное и воспитанности учащихся, уровня профессиональной компетентности педагогов ОУ, анализ эффективности реализуемого воспитательного процесса. А также первый блок может включать анализ нормативно-правовой базы современного воспитания и имеющихся ведущих концептуальных подходов его трактовки. Осуществленный всесторонний анализ позволит теоретически обосновать концепцию и объективно сформулировать цели воспитания. При этом цель понимается как предполагаемый идеальный результат профессиональной деятельности, как некий образец,сложившийся в сознании педагогического коллектива. Содержательно цель должна быть обращена к человеку, а по форме лаконична, понятна всем участникам воспитательного процесса и проверяема. Следует помнить, что цель должна быть осознана для участников каждого возраста воспитательного процесса.

        Второй блок концепции в предлагаемой логике включает краткое описание содержания воспитательного процесса, причем принципиальным в этой связи следует считать положение о том, что отбор содержания авторский коллектив осуществляет адекватно заявленной цели. Второй блок концепции содержит также описание основных механизмов, с помощью которых будет осваиваться содержание и достигаться цель воспитания. Так, такими ведущими механизмами, в концепции воспитания В.А. Караковского являются годовой цикл ключевых дел, организуемых по методике коллективных творческих деятельности, и действенное самоуправление. Для педагогического коллектива школы №1 г. Кириши таким механизмами стали самоуправление и реализация специально разработанных программ по основным формам жизнедеятельности на каждой из четырех ступеней обучения и воспитания: познавательно-игровые программы для 1 ступени, мастер-классы для 2 ступени, экспедиционные отряды для 3 ступени и ученическое научное общество для 4 ступени. Во второй блок концепции также следует включить специально разработанный механизм изучения эффективности воспитательного процесса.

        Третий блок концепции представляет собой продуманный план реализации концепции с учетом индивидуальных возможностей ОУ, его кадрового потенциала, научно-методического обеспечения процесса воспитания, материально-технической базы ОУ.

        Четвертый блок концепции может включать социально-педагогический паспорт ОУ модели выпускника всех ступеней, основные локальные акты и положения, материалы диагностики процесса воспитания и др.


        Третей особенностью современного воспитания является воспитательная система как способ организации воспитательного процесса в ОУ. Понятие "воспитательная система" вошло в профессиональный язык в 1989 г. Воспитание успешно, если оно системно. Кроме того, в контексте модернизации системы образования России приоритетным заявлено его качество, очевидным представляется тот факт, что новое качество воспитания возможно лишь при другом способе его организации - системном. Воспитательная система понимается в современной педагогике как упорядоченная совокупность закономерно связанных компонентов воспитательного процесса, образующих целостность. Причем система всегда больше простой совокупности, за счет найденных закономерностей, которые и обеспечивают новое качество воспитания.

        Современное общеобразовательное учреждение - важнейший общественный институт воспитания подрастающего поколения.

        Актуальность проблемы воспитания определяется сегодня состоянием подрастающего поколения, перспективами его жизненного выбора.

        Выпускник современной школы должен осознавать, что успех в жизни во многом зависит от его умения конструктивно общаться с людьми, овладевать лидерскими качествами, умениями убеждать других и уважать чужое мнение.

        Растущий человек должен овладеть социальной компетентностью, позволяющей ему устанавливать социальные контакты и осуществлять взаимодействие в больших и малых группах, брать на себя гражданскую ответственность, участвовать в решение проблем страны, региона. Исходя из этого, цель воспитательной системы школы - развитие социально активной, саморазвивающейся личности, принимающей ценности человеческого общества, демократии, справедливой и толерантной по отношению к людям.

        Школа – важнейший фактор воспитания не только из-за длительности его воздействия и всеохватности детей этого возраста, но и потому, что в ней работают профессионалы, которые осуществляют свое воспитательное влияние в самый сензитивный (чувствительный, восприимчивый) период жизни детей.

        Воспитательные функции в школе выполняют все педагогические работники.

        Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Деятельность классного руководителя представляет собой управление ресурсами образовательного учреждения и окружающей среды для создания условий саморазвития и самореализации обучающегося.

        Содержание воспитания необходимо наполнить ценностями духовной культуры, мировоззрения и нравственности, обеспечивая интеллектуальное, этическое, физическое воспитание, культивируя в детской среде здоровый образ жизни и формируя в личности готовность к самостоятельной профессиональной и семейной жизни.

        Морально-этической доминантой нового воспитания выступает принцип гуманистических идеалов – национальных традиций, ненасилия (в самом широком смысле этого слова), терпимости, коллективизма и сотрудничества (взаимопомощи и взаимопонимания), а также принцип личной ответственности за свои поступки. Концепция нового воспитания вобрала в себя характеристики, востребованные временем и присущие человеку будущего, гарантирующие ему достойное самосуществование. Для педагогов эти характеристики вполне могут служить теми ориентирами, по которым можно соотносить свою деятельность по воспитанию и развитию детей и подростков.

        Ведущая идея нового воспитания состоит в том, что в центре его находится личность воспитанника, готовая включиться в общество и привнести в него свой индивидуальный вклад.

        Важнейшее значение в реализации задач воспитания в образовательном процессе имеет эффективное использование новейших педагогических технологий, обеспечивающих проявление школьником собственной нравственной, гражданской позиции, расширение его социального опыта в результате проигрывания различных социальных ролей в процессе обучения. Организация самостоятельной творческой исследовательской деятельности учащихся на уроке и соответствующего пространства реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время содействует эффективному решению воспитательных задач. Совершенствовать технологии воспитания в процессе обучения необходимо в соответствии с возрастными особенностями учащихся, задачами становления культурного человека, осуществления преемственности между различными ступенями образования и содержанием учебных программ. Особенно актуальны сегодня игровые методики, технологии, обеспечивающие расширение позитивного социо-культурного опыта школьников.

        Важной частью деятельности современной школы является осуществление мониторинга воспитательного процесса, культурных ценностей разных групп детей и молодежи, влияния воспитательных воздействий на интеллектуальное, эмоционально-чувственное, деятельностное развитие личности, ее духовно-нравственное становление.

        Современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров, характерных для российской культуры. В работе с детьми и подростками важно преодолевать декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечивать поэтапное освоение их детьми - от привития им любви к своей малой Родине - до формирования планетарного сознания, чувства ответственности за будущее страны, человечества, Земли.

        Реализация воспитательного потенциала образовательного процесса позволит создать в образовательном учреждении благоприятную воспитывающую среду, оформить целостную воспитательную систему и качественно повысить уровень готовности выпускников школы к жизненному самоопределению.

        Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать. Оно совсем рядом: смеётся, задаёт вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее - наши дети!

        Сегодня всё в их судьбе как будто зависит от нас. Завтра положение изменится кардинально. Наши дети взрослеют быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам, воспитаем их активными и ответственными гражданами, уважающими права других.



Возврат >

Hosted by uCoz