|
|
«Рабочая учебная программа:
условия создания, процедура утверждения и критерии оценки»
|
В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».
Что такое рабочая программа и какое место она занимает в ряду документов, определяющих содержание образования?
Основными документами, содержащими требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, являются:
государственный образовательный стандарт (федеральный и национально-региональный компонент);
базисный учебный план школ РФ, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям.
По каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы. На основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план. Каждый же учитель, опираясь на все вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет свою рабочую программу, т.е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом.
Проверка образовательных программ общеобразовательных учреждений по пункту «Рабочие программы» позволили обозначить проблему отождествления рабочей программы с примерной (типовой), адаптированной, авторской.
Федеральная примерная (типовая) программа
Утверждена Министерством образования Российской Федерации и представляет информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.
Данные программы являются базой для составления педагогами учебных рабочих программ, учитывающих национально-региональный компонент и компонент образовательного учреждения, методический потенциал учителя, уровень подготовленности обучающихся, возможности использования новых информационных технологий.
Программы для общеобразовательной средней школы являются формой фиксации содержания учебного материала для включения его в реальный учебный процесс.
Программа является вместе с тем нормативным документом, направляющим деятельность учителя и учащихся, контролирующим деятельность составителей учебников и методических пособий.
Модифицированная или адаптированная программа
По содержанию и логике реализации эта программа совпадает с федеральными примерными (типовыми) программами.
Изменения вносятся с учётом особенностей организации, формирования разновозрастных и разноуровневых объединений детей, нестандартностью индивидуальных результатов обучения и воспитания. Диагностика результатов по данной программе точно не определена и не нормирована.
Педагог иногда вносит коррективы как выражения его позиции, жизненного и практического опыта собственного видения предмета, но они не затрагивают основ, принципиальных аспектов образовательного процесса.
Рабочая программа - это программа, разработанная на основе примерной учебной, но вносящая изменения и дополнения в содержание учебной дисциплины, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие; документ, предназначенный для реализации требований к минимуму содержания и уровню подготовки обучающегося по конкретному предмету учебного плана образовательного учреждения.
Экспериментальная программа
Целью этой программы является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. По мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на региональном экспертном совете экспериментальная программа переходит в статус авторской.
Авторские программы основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету, в связи, с чем данные программы не имеют аналогов.
Содержание и структура рабочей программы педагога
По материалам сайтов: http://62school.ru/content/view//112/52;
http://uo.kuyby.edu54.ru/DswMedia/rekomendaciiporazrabotkerabochixprogramm.htm
«Рабочая программа» - нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога.
Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Однако во избежание разночтений на муниципальном уровне разработаны единые подходы к составлению и оформлению рабочих программ педагогов.
Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:
1. Титульный лист (название программы).
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план.
4. Содержание тем учебного курса.
5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
6. Перечень учебно-методического обеспечения.
7. Список литературы (основной и дополнительной).
8. Приложения к программе.
Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним.
Каждый учитель образовательного учреждения, опираясь на государственный образовательный стандарт и базисный учебный план школы, а также на примерные (типовые) учебные программы, составляет свою рабочую программу, которая является локальным и индивидуальным документом педагога.
При составлении рабочей программы в первую очередь учитывается содержание, а также такие факторы как:
целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;
состояние здоровья учащихся;
уровень их способностей;
характер учебной мотивации;
качество учебных достижений;
образовательные потребности;
состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
Утверждение рабочей программы
1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.
2. Утверждение Программы предполагает следующие процедуры:
рассмотрение Программы на заседании школьного методического объединения;
согласование с заместителем директора, курирующего данный предмет или УВП;
утверждение приказом директора ОУ.
3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
4. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора, курирующим данный предмет или УВП.
Наиболее типичные недочеты в рабочих программах:
не учитываются цели и задачи образовательной программы школы;
недостаточно обосновывается необходимость разработки программ;
отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие;
не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом;
не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета.
Таблица 1
Структурные элементы рабочей программы педагога
Элементы рабочей программы
| Содержание элементов рабочей программы |
Титульный лист |
- полное наименование образовательного учреждения;
-грифы рассмотрения методическим объединением школы, согласования с заместителем директора и утверждения приказом по ОУ с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
- название города, населенного пункта;
- год разработки программы
|
Пояснительная записка |
- кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся);
- концепция (основная идея) программы;
- обоснованность (актуальность, изменения и их причина, новизна, значимость);
- указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;
- указание на место и роль курса в обучении;
- цель и задачи обучения;
- сроки реализации программы;
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы;
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;
- логические связи данного предмета с остальны¬ми предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
- предполагаемые результаты;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
|
Учебно-тематический план |
- перечень разделов, тем последовательность их изучения;
- количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;
- вид занятий (теоретические или практические, количество часов);
- деление на виды деятельности и формы;
- формы и методы контроля.
|
Содержание учебного курса |
- перечень и название раздела и тем курса;
- необходимое количество часов для изучения раздела, темы;
- содержание учебной темы:
- основные изучаемые вопросы.
|
Формы и объём контроля (количество часов) |
- практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;
- возможные виды самостоятельной работы учащихся.
|
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе |
В данном разделе прописываются требования к
- знаниям;
- умениям;
- компетенциям.
Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся.
|
Перечень учебно-методического обеспечения |
- методические и учебные пособия;
- оборудование и приборы;
- дидактический материал.
|
Список литературы (основной и дополнительной) |
- литература, использованная при подготовке программы;
- литература, рекомендованная для учителя;
- литература, рекомендованная для учащихся;
- образовательные диски.
|
Приложения к программе |
- списки тем рефератов, проектов;
- темы курсовых и творческих работ;
- примерные работы (контрольные и самостоятельные);
- методические рекомендации.
|
Комментарий к структурным элементам рабочей программы
педагога
1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис¬циплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образова¬нии»).
2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
кратко и обоснованно охарактеризовать сущность данного учебного предмета, его функции, специфику и значение для решения общих целей и задач образования, определенных в образовательной программе данной ступени обучения школьников;
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
Цели и задачи обучения поставлены диагностично если:
дано настолько точное и определенное описание личностного качества, которое формируется в результате изучения программы, что его можно безошибочно отделить от других качеств личности;
описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности;
возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля;
существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения.
Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
При формулировке целей и задач учитываются требования к уровню образованности, компетентности учащихся по предмету, предъявляемые после завершения изучения курса. В этих требованиях, как правило, отражаются:
основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
конечная система или комплекс знаний;
перечень умений и навыков (способов деятельности);
перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
3. В учебно-тематическом плане отражаются темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Учебно-тематический план традиционно представляют в виде таблицы (см. Приложение 2).
При заполнении календарно-тематического плана следует учитывать, что формулировка темы рабочей программы, календарно-тематического плана и записи в учебном журнале должны совпадать.
4. Формирование содержания учебного курса осуществляется на основе следующих принципов:
единства содержания обучения на разных его уровнях;
отражения в содержании обучения задач развития личности;
научности и практической значимости содержания обучения;
доступности обучения.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
5. Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важнейшим этапом учебного процесса и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в начале каждого курса в виде требований к подготовке учащихся. При подготовке авторской или рабочей программы нередко возникает потребность в переработке, отборе или самостоятельной разработке проверочных материалов.
В данный пункт рабочей программы может быть включен перечень вопросов для итогового контроля по изучаемой дисциплине. Контроль должен планироваться и фиксироваться в учебно-тематическом плане.
6. Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания обучаемых по основным вопросам, изложенным в программе. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания обучаемых по отдельным аспектам и проблемам курса.
В библиографическом списке выделяются издания, предназначенные для учащихся, и литература для педагога (как основная, так и дополнительная). Список литературы включает библиографические описания рекомендованных автором программы изданий, которые перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания. Пример библиографического описания: представлен в приложении 3.
7. Следует обратить внимание на то, что в последнее время выбор программ и учебников значительно расширился. Альтернативная учебная литература имеется практически по всем предметам федерального компонента Базисного учебного плана. Поэтому при выборе учебника необходимо учитывать как содержательные, так и дидактические критерии. Основными требованиями к учебнику являются:
его соответствие требованиям образовательного стандарта и учебной программы, полное и детальное отображение всех ее основных тем;
отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника;
полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе - воспитательной, координирующей, самоконтроля);
информативность основных текстов, оптимальность системы заданий;
целесообразность внетекстовых компонентов, по¬лиграфическое качество учебника.
Приложение 1
ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА
ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«_________________________»
«Рассмотрено»
на заседании ШМО учителей
_________________________
________________________
ФИО
Протокол № ___
от «__»___________200___г.
|
«Согласовано»
заместитель директора по УВР
_____________/______________/
ФИО
«__»____________200___г.
|
«Утверждено»
приказ № ___
от «__»____200___г.
директор
_____________/______________/
ФИО
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по_______________________________________________
предмет, класс и т.п.
______________________________________________
Ф.И.О. учителя
на 200_ - 200_ учебный год
Составлено на основе программы__________________
________________________________
______________________________
Название, автор, год издания
|
г. Прохладный
200_ год
Приложение 2
Варианты табличного представления
учебно— тематического планирования
Вариант 1
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Всего часов |
В том числе на: |
Сроки изучения |
уроки |
лабораторно-практические работы |
контрольные работы |
самостоятельные работы учащихся |
1 |
Название изучаемой темы №1 |
|
|
|
|
|
|
1.1. | Тема урока 1 | | | | | | |
... | В нижней части таблицы часы суммируются |
| Итого: | | | | | | |
Вариант 2
№ |
Содержание |
Общее кол-во часов по разделу |
Кол-во часов по теме |
Контроль, л/р, п/р и т. д.
|
Дата |
5 «а» |
5 «б» |
5 «в» |
1 | | | | | | | |
Приложение 3
Пример оформления списка использованных источников
книга, меньше трех авторов
1. Савельев И.В. Курс общей физики. Т.1 Механика: Учебное пособие. – М.: Наука, 1982. – 432 с.
книга под редакцией
2. Курс лекций «Внутришкольный контроль в образовательном учреждении/ Под ред. Э.В. Неданского. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – 340 с.
книга, авторов больше трех
3. Программные системы /И.М. Степанов, В.И. Николаев, В.М. Сваркин и др. – Киев: Наукова думка, 1983. – 270 с.
ГОСТ
4. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – М.: Издательство стандартов, 1996. – 36 с.
диссертация
5. Луре Р.А. Исследование школьной зрелости: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. – М., 1982. – 145 с.
статья из журнала, авторов меньше или равно трем
6. Мороз В.В., Остапченко Д.А., Мещеряков Г.Н. Трудный ребёнок. Взгляд на проблему // Воспитание школьника, 2002. – №6. – С. 4-9.
авторов больше трех
7. Архипов Ю.Р., Московским В.М., Павлов М.В. и др. Программное обеспечение для обработки пространственной географической информации / //Вестник высшей школы. – 1993. – Т. 1, № 4. – С. 102-103.
статья из сборника
8. Иваницкий Г.Р. Технология проблемного обучения // Новые технологии в образовании. Сб. науч. тр. – Пущино: Изд-во «Сфера», 1990. – С. 5-20.
статья или глава из книги
9. Спаян В. Современное состояние исследований носителей кислорода / Освежающий курс лекций «Актуальные проблемы медицины. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – С. 135-143.
|
|