В пункте 7 статьи 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ « Об образовании» (1996) сказано, что к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин».
базисный учебный план школ РФ, который содержит распределение содержания образования по образовательным областям, учебным дисциплинам, годам и неделям.
По каждой учебной дисциплине базисного учебного плана разрабатываются типовые (примерные) учебные программы. На основе этих документов образовательное учреждение составляет свою образовательную программу, учебный план. Каждый же учитель, опираясь на все вышеперечисленные источники, на основе типовой учебной программы составляет свою рабочую программу, т.е. рабочая программа является локальным (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом.
Утверждена Министерством образования Российской Федерации и представляет информацию о курсе (дисциплине, факультативе) в концентрированном виде, является одним из источников оценки качества педагогической деятельности специалиста в области образования.
По содержанию и логике реализации эта программа совпадает с федеральными примерными (типовыми) программами.
Целью этой программы является изменение содержания, организационно-педагогических основ и методов обучения, предложение новых областей знания, внедрение новых педагогических технологий. По мере прохождения апробации, обсуждения и утверждения на региональном экспертном совете экспериментальная программа переходит в статус авторской.
По материалам сайтов: http://62school.ru/content/view//112/52; Следует заметить, что Законом РФ «Об образовании» не определены требования к рабочей программе. Однако во избежание разночтений на муниципальном уровне разработаны единые подходы к составлению и оформлению рабочих программ педагогов. 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание тем учебного курса. 5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 6. Перечень учебно-методического обеспечения. 7. Список литературы (основной и дополнительной). 8. Приложения к программе. Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним. Каждый учитель образовательного учреждения, опираясь на государственный образовательный стандарт и базисный учебный план школы, а также на примерные (типовые) учебные программы, составляет свою рабочую программу, которая является локальным и индивидуальным документом педагога. При составлении рабочей программы в первую очередь учитывается содержание, а также такие факторы как:
состояние здоровья учащихся; уровень их способностей; характер учебной мотивации; качество учебных достижений; образовательные потребности; состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.
1. Рабочая программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до 15 сентября текущего года) приказом директора образовательного учреждения.
согласование с заместителем директора, курирующего данный предмет или УВП; утверждение приказом директора ОУ.
3. При несоответствии Программы установленным данным Положением требованиям, руководитель образовательного учреждения накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
недостаточно обосновывается необходимость разработки программ; отсутствуют некоторые обязательные разделы, например, требования к знаниям, умениям и навыкам; обоснование целей, задач курса и другие; не всегда предусматривается обеспечение предлагаемой программы необходимым учебно-методическим комплексом; не соблюдается принцип преемственности с другими программами образовательной области или предмета. Таблица 1
1. Разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дис¬циплин относится к компетенции образовательных учреждений (п. 6 и 7 ст. 32 Закона РФ «Об образова¬нии»). 2. Назначение пояснительной записки в структуре программы состоит в том, чтобы:
дать представление о способах развертывания учебного материала, в общих чертах показать методическую систему достижения целей, которые ставятся при изучении предмета, описать средства их достижения.
Формулирование целей и задач учебного предмета является весьма важным разделом программы. При постановке целей учебного предмета должны быть учтены требования государственных стандартов, а также заказ на образовательные услуги обучающихся и их родителей. Главными целями учебного предмета являются те, которые характеризуют ведущие компоненты содержания обучения: знания, способы деятельности, опыт ценностных отношений и творческий опыт. Важно, чтобы цели и задачи понимались однозначно, были диагностируемыми. Поэтому при разработке рабочей программы необходимо планировать создание адекватных средств диагностики (оценки) степени достижения целей и задач.
описан способ, «инструмент» для однозначного выявления диагностируемого качества личности; возможно измерение развитости или интенсивности проявления оцениваемого качества на основе данных контроля; существует шкала оценки качества, опирающаяся на результаты измерения. Не допускается включение в число учебных задач таких, которые относятся к процессу работы учителя и не указывают на результаты деятельности учащегося (например, «познакомить...», «рассказать...», «сообщить...» и тому подобные).
Задачи предмета обычно группируются как мировоззренческие, методологические, теоретические, развивающие, воспитывающие, практические. Они выступают в качестве частных, относительно самостоятельных способов достижения целей (подцелей). Кроме того, в учебной программе может быть сформулирован круг типовых задач (в общей их постановке) по всем разделам курса, которые должен научиться решать каждый учащийся.
конечная система или комплекс знаний; перечень умений и навыков (способов деятельности); перечень проблем, которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет.
Прописываются основные знания, умения и навыки, которыми должен овладеть обучающийся после изучения курса в соответствии с государственными требованиями. Требования к уровню освоения дисциплины формулируются в терминах «иметь представление», «знать» и «владеть». Они должны отвечать требованиям определенности всех характеристик конечного результата и контролируемости учебных достижений. Здесь же отражается организация итогового контроля по данному курсу.
отражения в содержании обучения задач развития личности; научности и практической значимости содержания обучения; доступности обучения.
Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, закрепление и совершенствование практических навыков.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий. В описания отдельных видов практических занятий (например, семинаров) целесообразно включить перечень обсуждаемых на них вопросов.
отражение логики и требований программы в структуре и содержании учебника; полнота выполнения дидактических функций (информационной, развивающе - воспитательной, координирующей, самоконтроля); информативность основных текстов, оптимальность системы заданий; целесообразность внетекстовых компонентов, по¬лиграфическое качество учебника.
Приложение 1 ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Муниципальное общеобразовательное учреждение «_________________________»
по_______________________________________________ предмет, класс и т.п. ______________________________________________ Ф.И.О. учителя на 200_ - 200_ учебный год
200_ год Приложение 2 Вариант 1
Вариант 2
Приложение 3 1. Савельев И.В. Курс общей физики. Т.1 Механика: Учебное пособие. – М.: Наука, 1982. – 432 с. книга под редакцией 2. Курс лекций «Внутришкольный контроль в образовательном учреждении/ Под ред. Э.В. Неданского. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – 340 с. книга, авторов больше трех 3. Программные системы /И.М. Степанов, В.И. Николаев, В.М. Сваркин и др. – Киев: Наукова думка, 1983. – 270 с. ГОСТ 4. ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам. – М.: Издательство стандартов, 1996. – 36 с. диссертация 5. Луре Р.А. Исследование школьной зрелости: Дис. на соиск. учен. ст. канд. пед. наук. – М., 1982. – 145 с. статья из журнала, авторов меньше или равно трем 6. Мороз В.В., Остапченко Д.А., Мещеряков Г.Н. Трудный ребёнок. Взгляд на проблему // Воспитание школьника, 2002. – №6. – С. 4-9. авторов больше трех 7. Архипов Ю.Р., Московским В.М., Павлов М.В. и др. Программное обеспечение для обработки пространственной географической информации / //Вестник высшей школы. – 1993. – Т. 1, № 4. – С. 102-103. статья из сборника 8. Иваницкий Г.Р. Технология проблемного обучения // Новые технологии в образовании. Сб. науч. тр. – Пущино: Изд-во «Сфера», 1990. – С. 5-20. статья или глава из книги 9. Спаян В. Современное состояние исследований носителей кислорода / Освежающий курс лекций «Актуальные проблемы медицины. – Архангельск: Высшая школа, 2002. – С. 135-143. |
На основании Закона РФ «Об образовании» (ст. 32, п. 3.2) образовательное учреждение несёт ответственность за «реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса».
1. Итоговые оценки за каждую учебную четверть выставляются учителем после записи даты последнего урока по данному предмету в четверти. В сводную ведомость учёта успеваемости обучающихся оценки заносятся классным руководителем.
5. Запись по пункту 4 вносится через 5 клеток вниз под списком.
1. Итоговые оценки выставлять позже трёх дней до окончания четверти, года.
|
Ресурсы и литература по разработке и оформлению рабочих программ 1. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие/ Е.В. Губанова – Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». – Саратов, 2008. – 84 с. 2. Буйлова Л.П. Как разработать авторскую программу? (рекомендации педагогу дополнительного образования) – М., 1999. – 38с. 3. http://uo.kuyby.edu54.ru/ DswMedia/rekomendaciiporazrabotkerabochixprogramm.htm 4. http://62school.ru/content/view//112/52 5. www.mon.gov.ru сайт Минобрнауки РФ (содержит перечень программ по учебным предметам федерального учебного плана для образовательных учреждений, а также сами программы) |