Золотым временем отечественной школьной математики по правусчитаются 1950-е годы, когда именно советское математическое образование мир признал лучшим на планете.
Как полагают специалисты, это произошло во многом благодаря укоренению в наших
учебных заведениях традиций дореволюционного элитарного гимназического образования.
Оказывается, знаменитые учебники А.П. Киселёва, Н.А. Шапошникова, Н.К. Вальцова,
Н.А. Рыбкина и другие разрабатывались ещё в XIX веке.
Сегодняшний курс школьной математики
в России сократился по сравнению с учебными планами конца 1930х — начала 1950х годов почти вдвое (!). Уровень математической подготовки ребят неуклонно снижается. Впрочем, похоже, не только у нас…
***
Листая английскую прессу, то и дело натыка ешься на комментарии специалистов, констатирующих резкое падение качества знаний выходцев из школы. Так, Марк Доу, исполнительный директор Oxford Cambridge and RSA Examina tions, отмечает: «Многие не в состоянии рассчитать 25процентную скидку на товар или правильную дозировку лекарства».
Тем не менее, надо признать, что реформы в образовании, начатые ещё Тони Блэром, принесли свои плоды. В начальной школе уроки математики, согласно новому «стандарту от премьерминистра», стали проводиться ежедневно. И уже к 2000 году Англия с 17го места в глобальном рейтинге образовательных систем поднялась на третье. Тем не менее, в прошлом году ошеломляющему количеству — 28 процентам 16летних англичан не удалось получить по математике отметки от «A» до «С».
С целью повысить уровень преподавания математики в государственных школах британцы решили искать вдохновение в опыте Советского Союза, а именно наших спецшколах периода
«гонки вооружений». С соответствующей идеей, как пишет The Sunday Times, выступил министр образования страны Майкл Гоув.
Предложенная Гоувом программа уже получила
предварительное одобрение. Эксперимент поставят в лондонском Кингзколледже в 2014 году.
В этой, а впоследствии и других школах на бесплатной основе будут обучаться математически
одарённые дети, которым будет обеспечиваться
интенсивный курс преподавания для наилучшей
подготовки к поступлению в ведущие университеты страны.
Идея взята из опыта советских школ, открытых в
60х годах прошлого века для воспитания математической и научной элиты, призванной стимулировать развитие страны. Как и в школах образца СССР (которые, как отдельно отмечает издание, успешно функционируют в России и посей день) часть предметов будут вести преподаватели вузов или студенты.
В качестве образца для подражания британцами
была выбрана знаменитая физикоматематическая школаинтернат при Московском государ
ственном университете,основанная Андреем
Колмогоровым в 1963 году.
***
Французской математической школе свойственны высокая степень централизации, демократизм, рационализм и… крайняя формализация
учебного процесса. Да ещё похлеще, чем в
России!
Как и у нас, французское образование довольно
часто реформируется. Так, недавно в старших
классах были выделены четыре основных потока
(профиля) по математике: математический, естественнонаучный, инженерноделовой и гуманитарный. Будущие математики сидят над формулами по шесть часов в неделю, а гуманитарии —
по два.
Что же в итоге? Согласно подсчётам доктора физикоматематических наук В.С. Доценко, преподающего математику в Парижском университете,
не более 10% первокурсников умеют складывать
(делить, перемножать) дроби. Притом ни один из
них за пять лет так и не смог объяснить профессору Доценко, почему синус 30 градусов равен 1/2.
***
Судя по тестам ОЭСР, только 32% американских
студентов неплохо владеют математикой и лишь
7% знают её на «отлично». Одна из главных причин — отсутствие у американских школьников
понимания ценности и роли математики в реальной жизни. Большинство ребят видят в «науке
наук» лишь однообразный тренаж по подготовке
к тестам и никчёмную долбёжку теорем и формул.
Восьмой год обучения, к примеру, начинается
знакомством с отрицательными числами. Решаются примеры типа: «5 + (–8) = ?». Причём сидят ученики на этом очень долго, так как их во
ображение наотрез отказывается воспринимать
цифру со знаком «минус» впереди.
Да, скажут, но ведь были времена, когда уровень
образования в США не уступал европейскому?
Были. Но в 1965 году за океаном стали поговаривать о том, что национальные меньшинства
явно отстают от одноклассников. Дабы восстановить справедливость, программу (в смысле: требования ко всем подросткам) облегчили в 2–3
раза, но… В итоге отстающие как не справлялись,
так и не справляются с математическими формулами до сих пор.
***
Видимо, примерно из тех же соображений в индонезийских начальных школах вскоре отменят
«слишком трудные» уроки математики, физики и
биологии. Их будут «косвенно» преподавать на
занятиях, к примеру, по литературе и религии.
***
В Китае отношение к изучению математики традиционно очень серьёзное. Здешние школы славятся безупречной дисциплиной, высоким уровнем знаний. На Западе, если ребёнок отстаёт, то
ему ставится «неуд», педагог общается с его родителями и так далее. В Китае же все ученики
класса начинают дружно помогать товарищу думать, поскольку считается, что у каждого есть потенциал в математике. Вряд ли случаен и тот
факт, что Поднебесная является одним из мировых лидеров по количеству участников олимпиад
и процентному соотношению вовлечённых в олимпийское движение школьников.
***
Можно сделать вывод о том, что страны Востока
сохранили стабильно высокий уровень освоения
«царицы наук». Но вот надолго ли? Есть признаки того, что Запад в обозримом будущем способен этот стаускво переломить. Тогда не последнюю роль в защите математической культуры
Востока «от вредных влияний» может сыграть
математическое образование в странах третьего
мира.
По материалам СМИ.
Подготовила Наталья Барташевич