|
МОУ «Лицей №3» -
представление опыта победителя смотра – конкурса.
Образовательное учреждение, которое стремится быть конкурентоспособным, иметь привлекательный имидж и эффективную систему работы с информацией для обеспечения внутренних информационных потребностей ОУ, а также оперативного предоставления необходимых сведений вышестоящим организациям и широкой общественности, сталкивается с проблемой создания своего Интернет-представительства.
|
Я говорю именно о создании, как первом шаге на этом пути, за которым далее следуют не менее важные – поддержание и развитие созданного ресурса.
Приступая к созданию школьного сайта, мы предполагали, что он сможет в недалёком будущем эффективно функционировать в глобальной сети Интернет. Следовательно, наша задача - максимально реализовать потенциальные возможности Интернета с учётом существующих ограничений.
В 2001 году мы начали создавать школьный сайт. Мы – это бригада старшеклассников, зам. директора Тихонова Л.Я. и я – учитель информатики Симонова Т.А. В начале своей работы определили цель сайта и, в соответствии с этим, разработали основную структуру сайта на бумаге, подготовили эскиз фона, разработали фото и текстовый материал для размещения на каждой странице.
Приступая к созданию школьного сайта, определились с выбором современной системы управления сайтом, отвечающей требованиям идеологии WEB дизайна. В настоящее время подобные системы существуют как в платном, так и в бесплатном вариантах.
Учащиеся: Савенко Вячеслав (11 класс), Сердюк Борис, Алехин Станислав (9 класс) помогли с техническим оформлением сайта – осуществили программирование web-страниц на языке HTML с необходимой доработкой текста и графики, и опубликовали сайт лицея в сети Internet на сайте провайдера, представляющем бесплатный хостинг и почтовый сервис - http://www.narod.ru. С данного бесплатного хостинга пока не планируется переходить на другой. Нас устраивает размер объема размещения и хранения сайта, скорость загрузки страниц с этого хостинга, отсутствие навязчивой рекламы, которая может появиться на страницах сайта.
Никаких официальных стандартов ни по содержанию, ни по структуре школьного сайта пока не существует, поэтому мы разработали и приняли положение о школьном сайте, исходя из собственного опыта. Проблема наполнения школьных сайтов в последнее время сформулирована и активно обсуждается, как в Сети, так и при личном общении людей, связанных профессионально с этой областью деятельности. В основе работы, естественно, лежат цели и задачи, для реализации которых и создаётся Интернет-представительство образовательного учреждения. Функции школьного сайта можно разложить на несколько уровней, от простого к сложному. Мы постарались использовать все эти уровни:
При подготовке материалов возникает необходимость дальнейшего уточнения структуры сайта. В соответствии с информационным наполнением идет процесс корректировки структуры. Каждый раз анализировали существующие материалы и с точки зрения содержания, и с точки зрения занимаемых объёмов. Например, после дополнительной обработки можно использовать имеющийся буклет о школе, печатные работы учителей и учеников, фотографии и рисунки, в том числе, эмблему школы. Очень важный момент при работе с материалами - соблюдение авторских прав - указывается автор текстов, фотографий и т.д.
Попытались выбрать наиболее оптимальную навигацию, чтобы любого раздела сайта можно было достичь не более чем за 3 нажатия на кнопку мыши, не используя при этом кнопки браузера. А также постарались, чтобы названия файлов и каталогов отражали их содержание и соответствовали логической структуре сайта.
Скорость передачи информации безусловно накладывает ограничения на объём передаваемых файлов.
В 2001 году размещение и управление школьным сайтом происходило с домашнего компьютера ученика. Как только в школе появился бесплатный Internet – работа по управлению сайтом перешла в кабинет информатики.
В целом, при компоновке страниц, необходим учёт ограничений, связанных с объёмом размещённых на ней материалов. Средняя страница не должна грузиться больше 20-30 секунд, или не должна превышать 50 кбайт с рисунками. Хоть что-то должно быть видно сразу. Если нет, то многие посетители уйдут с сайта не дождавшись загрузки страницы.
Ради обеспечения достойного качества конечного продукта некоторыми материалами придётся пожертвовать, а некоторые следует разместить с соответствующим предупреждением о времени загрузки и возможностью их проигнорировать (буклеты МО).
Любой школьный сайт воспринимается большинством людей как официальный, и это накладывает на него определённые ограничения. Не всегда ученические увлечения, фотографии и сленг соответствуют этому статусу. Неофициальную информацию лучше разместить на отдельном сайте и указать неофициальный статус данного сайта в названии. Например – это личные сайты-портфолио выпускников 2009 года Улаевой Алины, Сварыгина Дениса, Селезнева Виктора, ученика 11 класса – Гузь Егора.
В 2002 году появилась Методическая страница, где можно найти информацию о методических объединениях, работающих в нашей школе, посмотреть методические разработки наших учителей. Эти страницы курируют руководители школьных методобъединений и замдиректора, курирующие эти методобъединения.
С 2007 года работает виртуальный школьный музей, который представлен отдельным сайтом и за наполняемость которого отвечают Позняк Б.Н. – учитель истории, Подзюбан И.Ф. – руководитель музея. Материалы: фотографии и текст - обрабатываются учениками школы.
В прошлом учебном году появилась новая страница – новый сайт- страница школьной газеты «Вестник Лицея», где опубликованы практически все номера газет.
На страничку Форум любой пользователь может зайти и оставить свое мнение о сайте, задать вопрос администрации школы, педагогическому коллективу и учащимся, а также их родителям. При этом ответы могут появляться практически сразу – это зависит от того, находится ли данный пользователь в Интернете или нет. Приходится следить за сленгом, удобочитаемостью текста и убирать сообщения с ненормативной лексикой.
Сайт обновляется по мере поступления новой информации. Любой представитель школы может подготовить интересный материал в электронном варианте для размещения на сайте школы. Например: учитель или воспитатель детского сада – разработку любого мероприятия (Начальные классы – Новогодние утренники, разработки уроков и т.п.); ученик – свое произведение: (выпускница 2008 года Ковилла Анастасия) песни, стихи, рисунки, фотографии. Каждый материал фиксируется в журнале датой и временем принятия и отмечается, когда он опубликован на сайте. По этому журналу администрация может посмотреть сколько человек и какой материал был подготовлен для сайта лицея и оценить данную работу в баллах, которая переводится в денежный эквивалент.
К сожалению, большое количество материала превышает нормы размещения страницы в Интернете – это, как правило – фотографии, поэтому они возвращаются владельцу с просьбой уменьшить их до определенного объема в программе Фотошоп.
Увеличить посещаемость школьного сайта можно различными средствами. Для того чтобы сайт стал посещаемым, пользователи Интернета сначала должны узнать о нем. Необходимо произвести регистрацию сайта во всех поисковых машинах: http://yandex.ru/, http://www.google.ru/, http://www.rambler.ru/ и т. п., а также каталогах образовательных интернет-ресурсов и рейтингах. Можно использовать баннерную рекламу, размещая ссылки на других сайтах в пределах города, края, страны, публикуя объявление в школе, местных СМИ, распространяя календари, майки, наклейки с символикой сайта, это заметно повысить его популярность. Ссылки на наш сайт можно найти на сайте УО г.Прохладного, сайте выпускников 11 классов 2009 года, личном сайте учителя информатики Симоновой Т.А.
В 2009 г. сайт лицея завоевал первое место на республиканском конкурсе школьных сайтов.
Я хочу выразить огромную благодарность всему педагогическому коллективу и ученикам лицея за помощь в работе над школьным сайтом. Ведь школьный сайт – это отражение работы всего коллектива.
Предлагаю список литературы, которая поможет в создании сайта школы.
• Воронин А.А., Монахов М.Ю. Создаем школьный сайт в Интернет. Элективный курс (с CD-ROM). Изд-во "Бином. Лаборатория знаний". М. 2005.
• Горюнова М.А., Мелихова Л.Г., Мельников М.Г. Интернет-представительство образовательного учреждения. С-Пб.: ЛОИРО, 2003
• Андрианова Г.А. Сайт школы: изнутри и снаружи.
http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200205411
• Бабетов А., Школьный сайт как управленческий ресурс.
http://www.koriphey.ru/samo/statyi/index.php?_do
• Бабетов А., Калужская М. Как превратить сайт в общешкольное дело.
http://upr.1september.ru/2006/09/1.htm
• Монахов М., Воронин А. Школьный сайт в Интернете.
http://www.ug.ru/issue/?action=topic&toid=7441&i_id=86
• Мелихова Л.Г. Об оформлении школьного сайта: дизайн для непрофессионалов.
http://center.fio.ru/method/Resources/judina/05-04/site/site.htm
• Печеняшка Х. Веб-сайт болгарской школы.
http://vio.fio.ru/vio_28/cd_site/Articles/art_1_6.htm
• Хуторской А.В., Андрианова Г.А., Николаев Е.А. Педагогические основы образовательного сайта.
http://www.eidos.ru/journal/2000/0331-02.htm
• Эльмаа Ю.В. О целях создания школьного сайта.
http://www.npstoik.ru/vio/inside.php?ind=articles&article_key=27
• Якушкина Е., Лавренов А. Создание школьного сайта.
http://vio.fio.ru/vio_29/cd_site/Articles/art_4_4.htm
• Школьная веб-страница в сети за минуту.
http://schools.perm.ru/modules/news/print.php?storyid=1901
• Сборник материалов (статьи, рефераты, методические пособия), в котором обобщен опыт создания школьных сайтов в России и зарубежных странах.
http://schools.perm.ru/modules/wfdownloads/visit.php?cid=31&lid=640
Симонова Т.А., учитель информатики МОУ «Лицей №3», г.Прохладный КБР
|