|
Аналитический отчёт
информационно-педагогического сектора УМК
за 2008 год
I. Реализация целевой подпрограммы «Развитие информационно - педагогической службы учебно-методического кабинета МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР» на 2008-2011 годы»
В течение 2008 года информационно – педагогический сектор УМК МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный» свою деятельность направлял на реализацию целевой подпрограммы «Развитие информационно - педагогической службы учебно-методического кабинета МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР» на 2008-2011 годы».
Основная цель программы:
«Содействие развитию системы образования города Прохладного через целенаправленную концентрацию и эффективное распределение информационных, организационных, методических и других ресурсов, создание единого городского информационного образовательного пространства, внедрение ИКТ в образовательный процесс».
Цель программы реализуется через решение основных её задач:
формирование нормативно-правовой базы информатизации образования города Прохладного в сфере информации, информатизации и защиты информации;
создание единого городского информационного образовательного пространства;
создание образовательных информационных ресурсов, обеспечение доступа к ним всех участников образовательного процесса;
формирование ИКТ - компетенций педагогов;
организация системы поддержки дистанционного обучения (повышения квалификации) и участия в Интернет проектах района, края, России;
внедрение ИКТ в управление образовательным процессом.
Первый этап реализации программы — период 2008 г., предусматривает:
разработку и принятие основных нормативных документов;
формирование инфраструктуры управления процессом информатизации образования города;
создание школьных локальных сетей;
создание школьных информационных баз данных по различным направлениям образовательной деятельности (БД учащихся, БД кадров, БД библиотечного фонда и др.);
внедрение в управленческую деятельность программных продуктов «ХроноГраф «Школа 2.5»» и «ХроноГраф «Мастер 3.0»;
создание сайта МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР».
В 2008 году все школы составили программы информатизации ОУ, разработали планы работы по реализации этих программ на 2007-2008 учебный год.
Проводилась работа по внедрению в управленческую деятельность программных продуктов «ХроноГраф «Школа 2.5»» и «ХроноГраф «Мастер 3.0». Однако не все школы достаточно серьёзно относятся к этому вопросу. В ОУ МОУ «Лицей №3», МОУ «Гимназия №2», МОУ «СОШ №4» уже созданы БД по многим направлениям: данные об учащихся, данные по кадрам, используется «ХроноГраф «Мастер 3.0» для составления расписания.
Информационно – педагогическим сектором были организованы целевые курсы по использованию программ «ХроноГраф «Школа 2.5»», «ХроноГраф «Мастер 3.0» и «1С: Библиотека».
В течение первого полугодия завершена работа по созданию школьных сайтов, обновляемых не реже 2 раз в месяц. Создан, функционирует и обновляется не реже 2 раз в месяц сайт «Управления образования администрации городского округа Прохладный КБР». Навигация сайта Управления образования позволяет выйти на сайт любого ОУ города.
За отчётный период сайт УО пополнился новой рубрикой «Городские методические объединения», на которой размещаются материалы, отображающие работу предметных городских методических объединений.
На Новостной ленте сайта оперативно располагаются материалы, посвященные важным событиям в городе и образовательной системе.
Создание школьных сайтов, внедрение в управленческую деятельность ИКТ — первые шаги по реализации задачи создания единого информационного пространства ОУ. Организована закупка USB-ключей «1С: Управление школой» для ОУ города. Однако без создания школьной локальной сети эта задача решена не будет. А на сегодняшний день такая сеть не создана ни в одном образовательном учреждении из-за недостаточного финансирования и слабой компьютерной оснащённости. Для создания школьной сети необходимо наличие сервера, сетевых коммутативных устройств, источника бесперебойного питания и др.
II. Учебно-методическая работа
Одной из задач информатизации системы образования города является формирование ИКТ - компетентности педагогических работников ОУ.
За период с 10 января по 31 декабря 2008 года информационно-педагогическим сектором УМК обучено всего 147 работников образовательных учреждений. Из них: 103 педагогических работника по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника», 10 библиотекарей по программе «Информационные технологии в деятельности библиотекаря» и 34 работника дошкольного образования по программе «ИКТ в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования».
33 слушателя курсов повышения квалификации обучались по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» + «Базовая подготовка компьютерной грамотности». (Всего 72 часа + 24часа = 96 часов).
70 слушателей обучались по программе «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» + «Базовая подготовка компьютерной грамотности » + «Учебные проекты с использованием MS Office» (всего 112 часов).
10 слушателей обучались по программе «Информационные технологии в деятельности библиотекаря» (Всего 94 часа).
10 слушателей обучались по программе «ИКТ в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» + «Базовая подготовка компьютерной грамотности » + «Учебные проекты с использованием MS Office» (Всего 112 часов).
24 слушателя обучались по программе «ИКТ в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования» + «Базовая подготовка компьютерной грамотности » (Всего 112 часов).
Из них:
учителей предметников — 29 чел.
учителей начальных классов — 22 чел.
старших воспитателей ДО — 2 чел.
воспитателей ДО — 50 чел.
воспитателей ГПД — 1 чел.
зам. дир. по АХЧ — 2 чел.
инструктор по физ. культуре — 1чел.
зам/дир по УВР, ВР — 5 чел.
педагогов дополнительного образования — 6 чел.
учитель - логопед — 2 чел.
старших вожатых — 2 чел.
лаборантов — 2 чел.
педагогов-психологов — 5 чел.
педагогов - организаторов ДОД — 2 чел.
методистов дополнительного образования — 1 чел.
медицинская сестра — 1 чел.
музыкальных работников – 2 чел.
библиотекарей – 10 чел.
делопроизводителей – 2 чел.
По окончании курсов проводится итоговая аттестация слушателей.
Мониторинг усвоения слушателями, прошедшими курсы повышения квалификации проводится по мере прохождения программного материала в виде небольших зачётных работ после изучения каждого приложения MS Office, кроме того, выпускная работа каждого слушателя содержит документ, созданный с помощью каждого из изучаемых приложений.
Входной контроль компьютерной грамотности проводился в виде анкетирования для библиотекарей, так как все они прошли базовую подготовку ИКТ - компетентности. Для остальных категорий слушателей входной контроль компьютерной грамотности не проводится, так как на данном этапе мы обучали педагогов, не имеющих базовой подготовки.
С целью оптимизации учебного процесса в апреле 2008 года было проведено анкетирование библиотекарей образовательных учреждений города.
Анкетирование показало, какими программными продуктами библиотекари владеют и на каком уровне. Исходя из анализа анкет слушателей, программа "Информационные технологии в деятельности библиотекаря" была адаптирована под уровень их компетенции и использована при организации курсов повышения квалификации библиотекарей в области ИКТ.
Для осуществления после курсовой обратной связи со слушателями проводилась следующая работа:
проводилось знакомство с материалами информационно-методической базы (ИМБ) «Медиатека»;
выпущены информационные бюллетени о содержании ИМБ (один раз в квартал);
участие методистов информационно-педагогического сектора в работе городских предметных объединений: ГМО учителей иностранного языка; ГМО учителей математики; ГМО учителей русского языка и литературы, ГМО заместителей директоров ОУ по ВР; ГМО учителей физической культуры; ГМО школьных психологов, ГМО работников учреждений дошкольного образования. На заседаниях ГМО участников знакомили с полезными Интернет-ресурсами, содержанием ИМБ «Медиатека», структурой и возможностями использования сайта Управления образования.
Методисты Михайлёва Н.М. и Порубова Л.В. принимали участие в работе республиканского семинара Учебные проекты с использованием Microsoft Office. Ими был подготовлен и проведён практикум «Реализация модуля Учебные проекты с использованием Microsoft Office в рамках проекта ИСО» для тьюторов РРЦ республики.
III. Информационная работа
За период работы с 10 января по 31 декабря 2008 года информационно-педагогического сектора была проделан ряд информационно-консультативных мероприятий.
19 марта 2008 г. методистами Михайлёвой Н.М. и Порубовой Л.В. проведён семинар - практикум «Использование ресурсов Интернет в профориентационной работе со школьниками». В семинаре принимали участие заместители директоров по ИКТ, заместители директоров по учебно-воспитательной работе и школьные психологи.
В рамках семинара разработан аннотированный каталог полезных адресов для профориентационной работы со школьниками.
Подготовлены и проведены консультации по вопросам использования ИКТ в педагогической деятельности и методической работе:
для заместителей директоров по воспитательной работе (на заседании ГМО 1 октября 2008 года);
для школьных психологов (на заседании ГМО 10 октября 2008 года);
для учителей физической культуры проведена консультация-ознакомление с сайтом Управления образования (ГМО учителей физической культуры 6 октября 2008 года);
для педагогов дошкольного образования подготовлен аннотированный список Интернет-сайтов образовательного назначения (2 декабря 2008 года).
Организовано участие педагогической общественности в дистанционных форумах по общественной экспертизе учебников в количестве 30 человек, по обсуждению участия в реализации КПМО (в частности обсуждение вопроса перехода на НСОТ), участие школьников в дистанционной «Школе 5+» в количестве 12 человек.
Организовано участие 5 учителей и их детей в дистанционном конкурсе "Компьютерная семья".
Проводится организация участия школьников и их родителей в экспресс - конкурсе семейных творческих работ "Учебник из семейной библиотеки". Конкурс организован в рамках проекта "Формирование системы общегосударственной экспертизы учебников и организационно-методическое сопровождение деятельности Федерального совета по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации".
Однако отмечается низкая активность педагогической, ученической и родительской общественности в участии в сетевых образовательных проектах. Отсюда назревает проблема повышения заинтересованности общественности в использовании Интернет для участия в различных сетевых конкурсах, семинарах, форумах и т.д.
В процессе изучения образовательных ресурсов Интернет изучен ряд сайтов методического и образовательного назначения. МОУ ДОД "ЦДОД" была предоставлена информация о конкурсе детского компьютерного рисунка "Новогодняя открытка", организованном на сайте www.nachаlka.com, проводимом по 20 декабря 2008 года.
Программистом Милькиной Р.Г. созданы брошюры: «Лауреаты премии поддержки талантливой молодёжи в рамках реализации ПНПО в городском округе Прохладный», «Победители конкурсного отбора лучших учителей Кабардино-Балкарской республики в 2006 году» и «Победители конкурсного отбора лучших учителей Кабардино-Балкарской республики в 2007 году» по материалам, представленным методистом УМК Шишкиной В.Н.
В течение года проводился систематический мониторинги использования ОУ ресурсов Интернет:
подключение ОУ к сети Интернет (ежемесячно и поквартально);
использование трафика бесплатного Интернет в рамках ПМПО (ежемесячно и поквартально);
использование ресурсов сети Интернет в образовательном процессе (поквартально);
акты проверки состояния подключения Интернет (ежемесячно)
сведения о количестве компьютеров в образовательных учреждениях города.
Собрана и систематизирована отчётная документация по мониторингу использования Интернет в общеобразовательных учреждениях города:
подключение ОУ к сети Интернет (ежемесячно и поквартально);
использование трафика бесплатного Интернет в рамках ПМПО (ежемесячно и поквартально);
использование ресурсов сети Интернет в образовательном процессе (поквартально);
акты проверки состояния подключения Интернет (ежемесячно).
Анализ результатов мониторинга использования Интернет - ресурсов в образовательном процессе показал, что ресурсами Интернет в ОУ пользуются предпочтительно для поиска информации (3444 часа – 39,1%), создания мультимедийных презентаций (1100 часов – 12,5%), отработки навыков (1250 часов – 14.19%). (См. Приложение 3.1)
Соотношение часов использования Интернет по основным учебным предметам и общего объёма часов по учебному плану в % приведено в таблице (См. Приложение 3.2)
Исходя из этих данных, можно сделать вывод, что чаще Интернет используется при изучении информатики (17,2%) и естествознания (10,3 %). Самый низкий результат применения ресурсов Интернет при изучении иностранного языка (1,7%). В целом показатели использования Интернет- ресурсов в предметной области образовательного процесса низкий.
На основании показателей мониторинга была прослежена динамика использования ресурсов Интернет в течение 2008 года по ступеням обучения (см. Приложение 3.3).
Графическая иллюстрация демонстрирует положительную динамику использования ресурсов Интернет в образовательном процессе. Снижение показателей в III квартале объясняется тем, что на этот квартал приходятся летние каникулы.
По запросу МОН КБР была проведена проверка:
выполнения условий безопасности информации Интернет;
проверка состояния сохранности и установки СБППО в образовательных учреждениях города;
использование СБППО ОУ города;
инвентаризация компьютерной и оргтехники, презентационного оборудования.
В целях обеспечения безопасности доступа к информации Интернет образовательных учреждений города были получены и распространены логины и пароли для скачивания дистрибутивов контентной фильтрации на сайте http://www.edu.cair.ru для ОУ города.
В ноябре 2008 года во всех ОУ города установлены программы контентной фильтрации Интернет. Проведены контрольные мероприятия по проверке наличия контента фильтрации Интернет в ОУ. Информация о проверке в виде отчёта была представлена начальнику МУ УО.
В ноябре месяце была проведена проверка ведения документации по использованию СБППО образовательными учреждениями города, выявлены недочёты. Осуществлялся контроль их устранения. Информация о проверке в виде отчёта была представлена начальнику УМК.
Ежемесячно проводились сбор и аналитическая обработка отчётной документации по реализации КПМО: отчёты РКП и Данные о благоустройстве (поквартально). Результаты мониторингов КПМО размещались на сайте http://www.kpmo.ru и сайтах ОУ.
За 2008 год в информационно - педагогическом секторе, согласно плану работы, а также внепланово проведена работа по пополнению ИМБ.
В информационно - методическую базу «Медиатека» занесены материалы из опыта работы учителей города:
победителя городского конкурса «Учитель года-2008», Хлопотовой Наталии Михайловны, учителя начальных классов МОУ "СОШ №8 им.А.С. Пушкина";
победителя городского конкурса «Учитель года-2008», Шаповаловой Олеси Михайловны, учителя биологии МОУ "СОШ №4";
материалы олимпиады по иностранному языку (Слюсарь Н.А.);
опыт работы учителя физики МОУ «СОШ №4» Бербец Г.П. (материалы урока «Квазиупругие силы»);
инструкции по ТБ - МОУ «Лицей №3»;
в разделе НОУ - исследовательская работа Стрелкова Владислава «Изучение особенностей зрительного восприятия урбанизированных пространств»;
подборка материалов Интернет по ЕГЭ 2008г.
Информационно-методическая база пополнена методическими разработками, официальными документами, статьями и публикациями журналов «Практика административной работы в школе», «Справочник руководителя образовательного учреждения», «Нормативные документы образовательных учреждений», «Юридический журнал директора школы» и др. по разделам:
1. Официальные документы (3 документа);
2. Функционирование школы (42 документа);
3. Инновационная деятельность (9 документов);
4. Методика (7 документов);
5. Дошкольное образование (12 документов);
6. Школьные предметы (50 документов);
7. Внеклассная работа (32 документа);
8. Опыт учителей города (8 документов);
9. НОУ ОУ Прохладного (1 документ);
В ИМБ организованы новые разделы:
«Функционирование школы», состоящий из рубрик «Организация и управление», "Юридическая консультация";
"Дошкольное образование", состоящий из рубрик "Занятия" и "Праздники".
Представлены в электронном виде методические материалы по предметам:
1. Начальные классы (8);
2. Русский язык и литература (1);
3. Математика (9);
4. Физика (2);
5. Биология (4);
6. Иностранный язык (4);
7. Музыка (2);
8. ИЗО, черчение (5);
9. Технология (8);
10. Психология (6);
11. Физическое воспитание (1).
ГМО учителей предметников неохотно предоставляют материалы результативного педагогического опыта по обучению и воспитанию учащихся для размещения в информационно-методической базе и на сайте УО.
Обновляются сведения о прохождении курсов повышения квалификации в области ИКТ педагогическими работниками образовательных учреждений города.
Идёт сбор информации для составления перспективного списка педагогических работников ОУ города для прохождения курсов повышения квалификации в области ИКТ на 2009 год.
Все плановые мероприятия за этот период выполнены.
Выводы:
1. Реализация целевой подпрограммы «Развитие информационно - педагогической службы учебно-методического кабинета МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР» на 2008-2011 годы» на первом этапе (2008 год) не завершена по пункту «создание школьных локальных сетей» причине недостаточного финансирования ОУ. По остальным пунктам целевой подпрограммы задачи реализованы.
2. Мониторинги использования ресурсов Интернет в образовательном процессе показывают положительную динамику. В целом показатели использования Интернет- ресурсов в предметной области образовательного процесса низкие и, особенно, в начальной школе.
3. Информационно-педагогическим сектором проводится большая работа по консультированию различных категорий педагогических работников по вопросам использования Интернет в образовательном процессе.
4. Информационно-методическая база «Медиатека» пополняется методическими материалами лучших педагогов города, однако ГМО учителей-предметников неохотно предоставляют материалы результативного педагогического опыта по обучению и воспитанию учащихся для размещения в информационно-методической базе и на сайте УО.
5. Проводится агитационная работа по участию ОУ в сетевых образовательных проектах, конкурсах, форумах. Этот вид деятельности позволяет активизировать использование сервисов сети Интернет в учебно-воспитательном процессе.
6. Отмечается низкая активность педагогической, ученической и родительской общественности в участии в сетевых образовательных проектах.
7. За отчётный период значительно возросло количество педагогических работников, получивших навыки использования ИКТ в профессиональной деятельности.
Задачи на 2009 год
1. Продолжить работу над единой методической темой «Отработка нормативно-правовой базы по организации сетевого взаимодействия в едином методическом пространстве города Прохладного» и по реализации целевых подпрограмм.
2. Осуществлять непрерывное повышение квалификации специалистов ОУ и УМК УО в области ИКТ.
3. Осуществлять консультирование педагогических работников о возможностях использования ИКТ-технологий в различных сферах образовательной деятельности.
4. Совершенствовать систему мониторинга использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений города.
5. Усилить работу с руководителями ОУ по созданию локальных школьных компьютерных сетей.
6. В учебной работе практиковать проведение элективных курсов по различной тематике использования ИКТ для педагогов, имеющих базовую компьютерную подготовку.
7. Активизировать работу ГМО по участию в образовательных сетевых проектах с целью повышения заинтересованности общественности в использовании Интернет для участия в различных сетевых конкурсах, семинарах, форумах и т.д., и пополнения информационно-методической базы передовым опытом педагогических работников города.
8. Информировать ОУ города о результатах мониторингов использования Интернет в целях активизации педагогических коллективов к работе во всемирной сети.
Приложение 3.1
Приложение 3.2
|
Русский язык |
Мате- матика |
Естество- знание |
Иностр. язык |
Физика |
Химия |
История |
Инфор- матика |
Объём учебных часов с использованием Интернет |
593 |
585 |
451 |
148 |
224 |
166 |
612 |
819 |
Объём часов во внеурочное время |
710 |
505 |
662 |
225 |
237 |
243 |
630 |
809 |
Итого часов использования ресурсов Интернет по основным предметам |
1303 |
1090 |
1113 |
373 |
461 |
409 |
1242 |
1628 |
Процентное отношение к общему объёму часов по учебному плану |
2,5% |
2,7% |
10,3% |
1,7% |
5,7% |
8,1% |
9,3% |
17,2% |
Приложение 3.3
|
1-4 классы |
5-9 классы |
10-11 классы |
I квартал |
175 |
547 |
1054 |
II квартал |
237 |
868 |
1581 |
III квартал |
260 |
499 |
832 |
IV квартал |
658 |
948 |
1148 |
Приложение 3.4
| |