|
Рекомендации по содержанию и оформлению школьных сайтов
Основные три цели функционирования школьного сайта могут быть условно названы так:
«сайт внутри школы»,
«сайт вне школы»,
«сайт как элемент системы образования».
«Школьный сайт — пространство профессиональной рефлексии для школы».
Грамотно организованный и регулярно обновляемый школьный сайт может стать своеобразным пространством профессиональной рефлексии для школы. Так, новостная лента становится летописью жизни взрослого и детского коллектива, а если ввести в практику оценку происходивших событий через сайт, то можно получать достаточно интересный срез мнений. Сайт, как выход во внешнее пространство, заставляет педагогов, представляя свое образовательное учреждение, давать ответы на вопросы, которые в привычной, повседневной деятельности не всегда осмысляются:
в каком направлении осуществляется развитие школы?
какова ценностная основа, педагогическая, методическая концепция (идея, кредо) школы?
в чем заключается характерное отличие нашего учебного заведения от другого (и есть ли оно вообще)?
Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной рефлексии администратора и педагога, предоставляет интересный диагностический материал для осмысления своей деятельности.
Школьный сайт может также рассматриваться в качестве коммуникативного инструмента не только администрации, педагогов и учеников, но и «внешних» по отношению к образовательному учреждению субъектов – родителей, работников образования и культуры. В этом качестве школьный сайт способствует повышению открытости образовательного учреждения.
«Визитка школы». Школьный сайт также может выполнять функцию визитной карточки школы – со своим уникальным стилем и характерной для данной школы образовательной системой. Актуальность этой ипостаси школьного сайта сегодня особенно высока. Сайт должен представлять «Лицо школы». Умный и профессиональный педагогический коллектив понимает, что выигрывают не борьбу за абстрактного ученика, а борьбу за своего ученика, ученика, который по особенностям своей личности, по культурным традициям и образовательным запросам семьи будет этой педагогической системой удовлетворен и максимально успешен в ней. Вот поэтому так важно в этом плане точно и корректно сформулировать для сайта, в чем своеобразие данной педагогической системы, чем она отличается от других.
Еще одно назначение сайта-визитки связано с профилизацией старшей школы. В ситуации перехода системы образования к профильному обучению, когда одно ОУ по определению не будет в состоянии предоставить весь комплекс образовательных услуг, полная, конкретная и выгодная подача информации о специфике реализуемых в школе программ сможет привлечь к ней внимание, что поможет образовательному учреждению не потеряться в кругу подобных.
Кроме того, в ситуации ограниченного государственного финансирования образования сайт-визитка школы может быть также инструментом установления контактов с образовательными и деловыми кругами, поиска форм сотрудничества, грантов и субсидий. В этих условиях игнорировать возможности сетевого самопозиционирования учебного заведения нерационально.
«Информационная среда». Безусловно, школьный сайт должен являться информационной средой, содержащей массу методических материалов и информационных ресурсов. Все эти компоненты должны обновляться и пополняться. Для решения подобной задачи на сайте могут использоваться такие элементы, как система статей и инфотека, позволяющие пополнять контент сайта и файловый архив через веб-интерфейс без особых усилий.
«Школьный сайт как элемент более глобальной образовательной нтернет-системы». Школьный сайт может выступать элементом городской образовательной Интернет-системы. Это, безусловно, не является конкретной целью школьного сайта, скорее, в этом качестве сайт может работать одним из информационных субъектов, комплекс которых в состоянии отражать динамически меняющуюся образовательную картину в рамках города.
Несколько слов о смысле создания единообразной структуры школьных сайтов в городской системе. На первый взгляд, это не самый рациональный ход – «приводить к единому знаменателю» все средние образовательные учреждения, унифицируя многообразие образовательных направлений, реализуемых в различных школах. И можно было бы пойти по пути проектирования уникальных структур для каждого конкретного случая. Но этот путь был бы существенно более трудозатратен. Во-первых, деятельность среднего общеобразовательного учреждения по большинству направлений законодательно регламентирована и унифицирована: в каждой школе есть свои уставы, правила приема, учебные планы и программы и другие документы. Каждая школа имеет свои достижения, многие – партнеров в образовательной и культурной среде и т. д. Используя нашу терминологию, магистральная деятельность среднего образовательного учреждения во многом «шаблонизирована», индивидуальность проявляется обычно в факультативных направлениях. Во-вторых, администрация далеко не каждой школы способна создать полноценную, отражающую специфику своей школы, структуру информационного представления, это требует определенных временных, организационных затрат и системного взгляда, осмысляющего свою деятельность. Нельзя также не учитывать, что создание комплекса разнородных сайтов школ потребовало бы значительного увеличения штата создателей сайта. (Все сказанное выше не отменяет возможности наличия своеобразных самостоятельных школьных сайтов – на них ставится ссылка с официального сайта ОУ, представленного в блоке всех учреждений образования города).
Как итог хочу предложить вашему вниманию шаблон, содержащий следующие блоки и разделы:
Блок «Информация»
Первая страница (новостная лента)
История
Общие сведения
Координаты
Правила приема
Документы
Устав
Положения
Управление школой
Управляющий совет
Ученическое самоуправление
Родительский комитет
Достижения
Партнеры
Программа развития
Блок «Персоналии»
Администрация
Учителя
Блок «Учебный процесс»
Образовательная программа
Учебный план
Учебные программы (по предметам)
Спецкурсы, факультативы, кружки
Платные услуги
Методический кабинет
КПМО:
Публичный доклад
НСОТ
Отчёты РКП
Блок «Кроме уроков»
(разделы формирует ОУ по желанию):
Блок «Полезные ссылки»
Сайт Управления образования
Сайты образовательных учреждений города
Сайт МОН КБР
Сайт МОН РФ
Сайт поддержки ЕГЭ
Здесь могут располагаться ссылки на другие часто используемые сайты.
Блок «Обратная связь»
Форум
Приёмная
Гостевая книга.
Сайты должны быть регулярно обновляемыми. Эту функцию хорошо может выполнять новостная лента. Публикуйте на ней все важные школьные события, указывая дату публикации. Например:
12.11.09. Прошли школьные соревнования по волейболу
Подробнее…
Располагайте свежие новости в верхней части страницы.
Не загромождайте страницы тяжёлыми фотографиями. Они тормозят загрузку страницы и посетитель сайта может потерять интерес к дальнейшему его просмотру. Страницы не должны быть очень длинными. Если излагаемый на странице материал большой можно в конце страницы сделать ссылку
дальше…
и продолжить на следующей странице.
Не забывайте, что у любой информации, размещённой на сайте должен быть автор, даже в том случае, если это всего-навсего объявление.
Методист УМК Н.М.Михайлёва.
|