Министерство образования и науки КБР Муниципальное учреждение «Управление
образования администрации городского округа Прохладный
КБР» «О результатах
деятельности и состоянии системы образования городского округа Прохладный КБР в 2008-2009 учебном году» Публичный отчет начальника Управления образования С.В. Голубничего Сведения об Управлении образования МУ «Управление образования администрации городского округа
Прохладный КБР» расположено по адресу: Адрес
электронной почты – uo2006@yandex.ru, сайт http://uo-prohladny.narod.ru/. Образовательная
система города представляет собой гибкую многофункциональную сеть
образовательных учреждений:
Состояние общего образования Деятельность Управления
образования в 2008- 2009 учебном году была направлена на сохранение и развитие
потенциала городской системы образования, реализацию мер, обеспечивающих
функционирование и развитие образовательных учреждений, укрепление их
учебно-материальной базы. Рассмотрены вопросы
выполнения образовательных программ в учреждениях № 1,3,4,11,42,102.
Проанализировано состояние преподавания в профильных классах МОУ №№ 3,4,6.
Итоги представлены в виде справки и заслушаны на совещании руководителей.
Проведена проверка соблюдения лицензионных требований в ОУ, направлены на
изменение приложения к лицензиям МОУ №№ 2,3,5,42. Прошли государственную
аккредитацию МОУ №№ 2,4,6,42. На высоком
организационном уровне проведено общегородское родительское собрание «Семья как
фактор социализации ребенка». Информация по мероприятию
представлена в МОН КБР, опубликована в газете «Вести Прохладного» и размещена
на сайте Управления образования. Проведена подготовительная работа к итоговой
аттестации учащихся 11 классов ОУ города. Заявлено на участие в ЕГЭ 359
учащихся, из них 341 выпускник текущего года. Успешно прошли государственную
итоговую аттестацию 98,5% выпускников. В форме государственного выпускного
экзамена (щадящий режим) аттестованы 3 учащихся с ограниченными возможностями
здоровья. Награждены ученическими медалями «За особые успехи в учении» 18
учащихся, из них 11 – «золотыми», 7
– «серебряными». По итогам ЕГЭ зачислены в ВУЗы 220 учащихся (69%), 66
(21%) – зачислены в учреждения СПО и НПО, не определились с выбором
образовательного учреждения 9%. Укомплектованы портфолио
на 6 учащихся, желающих обучаться на условиях целевого договора в ВУЗах КБР. Итоговую аттестацию за курс основной школы в новой форме прошли 70 учащихся 9-х классов МОУ СОШ-5
и Гимназия-2, в традиционной форме аттестованы 30 выпускников УКП. Получены
документы государственного образца о среднем образовании 338, об основном –
101, в том числе 4 особого образца. Оставлено на повторный курс обучения 60
учащихся: 1-4 классов – 13; 5-9 классов – 42; 10-11 классов переведены на
другую форму обучения – 5 учащихся. В течение года отчислены в УКП по решению
КДН и согласованию с Управлением образования 4 учащихся, из них 5-9 классов –
2; 10-11 классов – 2. В среднем успеваемость по городу составила 98,8%,
качество ЗУН – 40,5%. Проведена комплексная проверка состояния
воспитательной работы в МОУ «СОШ-8 им. А.С. Пушкина». Совместно с юридическим
отделом администрации разрабатываются Договоры с учредителем, Договоры на право
оперативного управления муниципальной собственностью, изменения в Уставы ОУ. На
основании нормативной и распорядительной документации осуществлен переход
образовательных учреждений №№ 2,3,4,5,6,8,102 на новую систему оплаты труда и
МОУ №№ 1,11,42, МОУДОД, УМК МУ «УО» - на отраслевую систему оплаты труда. Проведена
оптимизация штатных расписаний ОУ, увеличена наполняемость классов, произведен
перевод на почасовую оплату труда отдельных единиц обслуживающего персонала.
Размер среднемесячной номинальной начисленной заработной платы воспитателей ДО вырос на 38% и составил 5900
рублей, педагогов дополнительного образования – на 15% и составил 7800 рублей. Подготовлено правовое
обоснование и приняты муниципальные целевые программы в области образования,
проекты постановлений по установлению родительской оплаты, техническая
документация для передачи клубов по месту жительства на баланс образовательных
учреждений. Проведено 3 заседания городского Совета по вопросам образования.
Рассмотрены листы оценивания руководителей ОУ, перешедших на отраслевую систему
оплаты труда, вопросы организации питания в образовательных учреждениях.
Разработан и утвержден в новой редакции Коллективный договор. К награждению
знаком «Почетный работник общего образования» представлены 7 педагогических
работников. Участие городской образовательной
системы в национальных проектах. В 2008 – 2009 учебном году в городской образовательной
системе реализовывались направления приоритетного национального проекта
«Образование»:
По направлению «Поощрение лучших учителей» гранты в размере 100 тыс. рублей получили 4 учителя города: -
Вакуленко В.В. – учитель немецкого языка МОУ «СОШ № 102», - Шпичак Е.В. – учитель истории МОУ «Гимназия № 6», -
Тимакова И.М. – учитель истории МОУ «СОШ № 11», - Чувашина Н.В. – учитель математики МОУ «СОШ № 4». По направлению «Государственная
поддержка талантливой молодежи» поддержку
из федерального бюджета по 60 тыс. рублей получили воспитанники МОУ ДОД «СДЮСШОР по легкой
атлетике» - Мамошин Алексей, - Расламбеков Станислав, - Кучина Мария, причем Кучина Мария стала лауреатом. • «Оснащение школ учебно – наглядными
пособиями». За счет средств федерального бюджета в
общеобразовательные учреждения города поставлены комплекты учебно – лабораторного
оборудования: -
кабинет физики (МОУ «Лицей № 3»), -
кабинет географии (МОУ «Гимназия № 6»), -
кабинет химии (МОУ «СОШ № 8»), -
кабинет биологии (МОУ «СОШ №11»), -
интерактивный аппаратно – программный комплекс (МОУ «СОШ № 4») на общую сумму
1732748,8 руб. Благодаря победе КБР в конкурсе
субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования, в 2008
году началась реализация самого крупного и значимого направления национального
проекта «Образование» - «Комплексный
проект модернизации образования». Его цель – создать отношения между школой,
семьей и органами власти, стимулирующие действия школ по созданию комфортных
условий для обучения и воспитания детей. Наиболее ощутимым эффектом от
реализации КПМО стали системные изменения, коснувшиеся всех участников
образовательного процесса – от учителей и директоров до родителей и
общественности; в системе образования города начались планомерные и
последовательные изменения по основным направлениям модернизации российского
образования. В полномасштабную реализацию проекта
включились все общеобразовательные учреждения нашего муниципального
образования. Пяти общеобразовательным учреждениям
(МОУ «СОШ № 1», МОУ «Лицей № 3», МОУ «СОШ № 4», МОУ «СОШ № 5», МОУ «Гимназия №
6») на улучшение учебно – материальной базы в рамках КПМО выделены 8.352.000 рублей из федерального
бюджета. На эти средства были отремонтированы актовый зал МОУ «Гимназия № 6»,
произведен ремонт кабинетов информатики и конференц- зала МОУ «СОШ № 4», ремонт санитарных комнат МОУ «Лицей №
3», произведены общестроительные работы в МОУ «СОШ № 5», осуществлена поставка
мебели и компьютерной техники, учебного и технологического оборудования,
спортинвентаря. За счет средств, выделенных из
федерального бюджета дополнительно (1.200.000 рублей) десятью
общеобразовательными учреждениями были приобретены дополнительно 7
интерактивных аппаратно – программных комплексов, 9 сплит
– систем для компьютерных классов, 9 немеловых досок,
9 комплектов карт по истории, 6 комплектов карт по географии. Размер средств
бюджета, направленных на реализацию КПМО в 2008 году, в общем объеме составил 9.552.000 рублей. И в тоже время, по данным
мониторинга условий обучения только 50,34% учащихся общеобразовательных
учреждений занимаются в кабинетах физики с подводкой низковольтного
электропитания к партам учащихся и лаборантской, 32,8%
учащихся занимаются в кабинетах химии с вытяжкой и подводкой воды к партам
учащихся и лаборантской, 73,31%
имеют в наличии лабораторные комплекты по каждому из разделов физики, 54,95%
- имеют в наличии лабораторные комплекты оборудования и препаратов по каждому
из разделов химии, 49,87%
- имеют в наличии лабораторные комплекты по разделам биологи. В 2009 году продолжается реализация
комплексного проекта модернизации образования. На проведение
мероприятий согласно Постановлению Правительства КБР № 111 – ПП от 30 апреля
2009 года «О распределении субсидий, поступивших из федерального бюджета на
внедрение КПМО КБР в 2009 году» городскому округу Прохладный выделены 5870,5 тыс. руб. Эти средства распределены
между МОУ №1,2,4,5,11,102, ДО № 20,22, составлены и утверждены министерством
образования и науки КБР, администрацией города сметы расходов на использование
выделенных средств, подготовлена сметная документация, издан приказ «Об организации контроля за
целевым и эффективным использованием средств субсидий, перечисленных г.о.
Прохладный в рамках КПМО в 2009 году», подготовлены сведения о выборе размещения
муниципального заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание
услуг в рамках КПМО. Выделены средства для подводки
низковольтного электропитания к партам учащихся в кабинетах физики, для
устройства вытяжной вентиляции и подводки воды к партам учащихся в кабинетах
химии, ремонта групповых комнат для создания 140 дополнительных дошкольных мест
в ДО № 20,22, приобретения учебно – наглядного оборудования по всем разделам физики, химии,
биологии, школьной специализированной мебели, оборудования для компьютерных
классов, средств пожаротушения, ремонта душевых комнат в спортивных залах. Одним из наиболее значимых
достижений приоритетного национального проекта «Образование» является развитие
государственно – общественного управления образовательными учреждениями. Мероприятия по развитию
государственно – общественного управления включены в муниципальную программу
развития образования. Создана система общественных советов. В целях
привлечения общественности к определению стратегических направлений
развития системы образования города в июне 2008 года создан выборный
городской общественный Совет по вопросам образования. Аналогичные органы
общественно-государственного управления созданы в каждом общеобразовательном
учреждении города. Кроме этого. в школах функционируют различные
модели включения общественности в управление школой, поскольку, исходя из своих
потребностей и возможностей, каждая школа может и должна разрабатывать
собственные формы взаимовыгодного сотрудничества с социумом, предполагающие получение дополнительных ресурсов и социальных вкладов. В работе советов принимают участие и представители власти города. Это позволяет, с
одной стороны, педагогическому коллективу и родительской общественности
получать информацию из «первых рук», быть в курсе вопросов, обсуждаемых на
уровне администрации города и имеющих отношение к образованию, с другой
стороны, органы власти всегда располагают оперативной информацией о достижениях
и потребностях каждого учреждения
системы образования города. Благодаря этому обеспечивается согласование
интересов и ресурсных возможностей при определении стратегии развития как всей
социально – экономической сферы города, так и системы образования в частности. Состояние дошкольного образования В городе Прохладном в 2008-2009 учебном
году в 11 интегрированных учреждениях разных видов и типов (по состоянию на
01.06.2009 года) насчитывалось 2237 детей. Охват детей услугами дошкольного
образования от 1 до 7 лет составил 56,9 % от общего количества
зарегистрированных Статистическим управлением.. В истекшем году деятельность
педагогических коллективов была направлена на обеспечение устойчивого развития
системы дошкольного образования, расширение спектра дополнительных услуг и
обеспечение доступности качества образования для всех слоёв населения,
сохранение и укрепление психофизического здоровья детей, формирование
гражданской позиции растущего человека. Реализуя поставленные задачи, в ДО
МОУ № 1,2,10,15,19,21,22 увеличилось количество детей в ясельных группах.
Группами раннего возраста было охвачено 237 воспитанников. Учитывая дефицит
мест и потребность населения в услугах дошкольного образования, с сентября 2009
года будут реорганизованы в дошкольные отделения МОУ СОШ №№ 4, 5 НШДС № 20,22. Руководителями дошкольных отделений
МОУ внесены изменения и дополнения в локальные акты, регламентирующие
деятельность дошкольных отделений, в соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666 «Об утверждении Типового положения о
дошкольном образовательном учреждении». Разработаны и заключены индивидуальные
договора с родителями воспитанников. Успех организации учебно-воспитательного
процесса обеспечивается правильным подбором и расстановкой педагогических
кадров. В дошкольных отделениях МОУ на
01.06.2009г. насчитывалось 273 педагога, из них - по образовательному цензу: 73
(26,7%) - имеют высшее профессиональное образование; 6
(2,2%) – неполное высшее педагогическое образование; 194
(71,1%) – среднее специальное. - по наличию квалификационной
категории: 7
% педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 27,4
% - первую, 45,7%
- II квалификационную категорию, 19,9 % молодых специалистов трудится без
категории. Успешное воспитание дошкольников
напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами
воспитателя. Большую помощь в повышении
педагогического мастерства оказали городские методические объединения
воспитателей и других категорий педагогов дошкольного образования;
в которых наиболее активное участие принимали ДО№ 1,2,8,10,11,12,17,18,19,23,24,
НШДС № 20,22. Полностью реализованы задачи работы школьных методических
объединений воспитателей, направленные на оптимизацию взаимодействия педагогов
по всем направлениям деятельности. Заслуживает внимание «Система воспитательно-образовательной
работы с дошкольниками ДО № 1 МОУ «СОШ № 8» в контексте проектно-деятельностно-ориентированного
подхода». Это методическое пособие для родителей и педагогов дошкольной ступени
образования издано ИПК и ПРО КБГУ г. Нальчик в декабре 2008 года. В нём
раскрывается опыт работы педагогического коллектива ДО № 1 по организации
проектной деятельности. Старшим воспитателем Т.А. Дужик
представлен опыт методической работы с кадрами по реализации единой
методической темы на заседании консультативного совета ДиНОО.
До № 1 МОУ «СОШ № 8» в 2008-2009 учебном году стало базовой площадкой ИПК и ПРО
КБГУ, опорной школой сетевого взаимодействия в городе по внедрению
инновационной деятельности. В городском смотре - конкурсе
методических систем определились следующие призёры: ДО
№ 1 МОУ «СОШ № 5» - первое место в номинации «Методический кабинет дошкольного
образования», НШДС № 20 - победитель в номинации «Лучшая
модель методической службы дошкольного отделения», ДО
№ 19 - третье место, ДО
№ 10 – четвёртое. На высоком уровне проведён в МОУ
«НШДС № 22» семинар для заместителей директоров по УВР дошкольного и начального
образования «Формирование гражданско-правовых знаний детей в процессе
интеграции учебной и внеклассной деятельности». В ходе семинара представлен
опыт работы МОУ «НШДС № 22» по созданию условий гражданско-правового
воспитывающего пространства для социализации растущей личности. Актуальной проблемой является
поддержка деятельности экспериментальных площадок ДО № 1,20,22 по наиболее важным
вопросам повышения качества дошкольного образования. Отлажена система
мониторинга управления качеством дошкольного образования, что дает возможность
всем субъектам образовательного процесса владеть целостной картиной динамики
изменений и развития системы дошкольного образования. Педагогические коллективы ДО МОУ
«Лицей № 2», «СОШ № 4», «СОШ № 5», «Гимназия № 6», «СОШ № 8», «СОШ № 11», «СОШ
№ 102», НШДС № 20,22 – активные участники городских методических мероприятий.
Творческая группа ДО № 10 в составе старшего воспитателя Е.Г. Вертеповой, воспитателя А.Ф. Поповой стала победителем
конкурса «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» в номинации
«Лучшая презентация», воспитатель ДО № 6 О.В. Миронова представила проект по
экологии «Секреты природы – это так интересно». Призовые места заняли
творческие группы ДО № 17, До № 1, НШДС
№ 20 в номинации «Оригинальность», «Инновационность»
ДО № 17 разработана программа «Одаренный ребёнок», направленная на
интеллектуально-личностное развитие детей. Мастерство и профессионализм
продемонстрировали воспитатели ДО МОУ во время проведения II тура конкурса «Воспитатель года – 2009». В воспитательно-образовательный
процесс дошкольных отделений внедряются развивающие программы нового поколения:
«Радуга» (ДО № 8,18, НШДС № 22); «Детство» (ДО №№
1,2,3,10,11,12,14,15,17,23,24, НШДС № 20, 21); «Школа – 2100» (ДО
№№ 16,19), «Программа воспитания и обучения в детском саду» (ДО № 5,6,19).
Содержание дошкольного образования обогащается за счет использования более 12 парциональных программ. Сетью дополнительных услуг охвачено
1280 воспитанников (57,5 %), занимавшихся в кружках по интересам: художественно-эстетических
– 601 ребёнок, физкультурно-оздоровительных - 131, экологических
- 245, валеологических - 56, социально-личностного
направления - 22, национальной хореографии - 30, краеведения - 10, моделирования и конструирования - 61, театральной
деятельности - 124. Результаты диагностики выпускников
подготовительных групп показали, что из 510 детей 53 % имеют высокий уровень
готовности к школе по всем разделам развивающих программ, 38,6 % - средний
уровень, 8,4 % - ниже среднего. Приоритетным направлением
деятельности ДО №№ 1,2,6,12,18,19,24 является использование здоровьесберегающих
технологий в ходе реализации оздоровительных программ «Богатырь» (ДО-1), «Путь
к здоровью» (ДО-12), «Здоровейка» (ДО-19). . На базе ДО № 12 проведены
мероприятия методического характера: - очные курсы ИПК и ПРО КБГУ г. Нальчик для
старших воспитателей «Использование информационно-коммуникационных и мультимедийных технологий в современных формах методической
работы по внедрению здоровьеформирующих технологий в
ОУ», - семинар для инструкторов по физкультуре:
«Новые подходы к физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного
возраста», - ГМО педагогов-психологов «Развитие эмоционального мира ребёнка», - ГМО
музыкальных руководителей «Слово – музыка – движение». Плодотворно работали НШДС № 20,22 по вопросам
преемственности детского сада и школы, реализуя
задачи создания единого пространства развития ребенка в семье, овышение
профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития речи путём
приобщения к художественной литературе». Воспитанникам ДО
оказывалась коррекционно-речевая помощь. В целях обеспечения единых стартовых
возможностей предшкольной подготовки детей из разных
социальных групп и слоев населения в МОУ предусмотрено открытие групп
кратковременного пребывания и организована работа Школы будущего
первоклассника, в МОУДОД «Центр детского творчества» функционировала Школа
раннего развития для подготовки детей, имеющих ограниченные физические
возможности. Мониторинг школьной зрелости в Школе раннего развития показал
хорошие показатели общей психологической готовности детей к освоению школьной
программы. Городским Управлением образования осуществляется
своевременный контроль за учебно-воспитательной работой дошкольных отделений
МОУ, определена и результативно действует система управленческих воздействий
на повышение качества дошкольного
образования, обеспечение его дальнейшего развития в современных
социально-экономических условиях. Наряду с положительным
необходимо обозначить вопросы, требующие внимания и обсуждения: -
улучшение материально—технической базы и обновление развивающей среды. - открытие дополнительных дошкольных групп
дошкольных групп для удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного
образования и снятия дефицита мест; -
дальнейшее совершенствование и развитие предшкольного
образования на базе дошкольных отделений, учреждений дополнительного
образования. Состояние системы дополнительного
образования детей Развитие
системы дополнительного образования, его доступность, социальная адаптация, воспитание, развитие и
организация занятости детей, удовлетворение их общественных потребностей
декларируются международными и российскими законодательными актами и в последнее время находятся в центре особого
внимания руководства Российской Федерации на самом высоком уровне. Сохраняя
доступность и открытость, в образовательной системе города дополнительное
образование детей в течение 2008-2009 учебного года осуществлялось семью
муниципальными образовательными
учреждениями ДОД: ·
Центр детского
творчества
Данные учреждения охватывают практически полный спектр
направлений внешкольной деятельности детей в возрасте от 5 до 18 лет, а по
различным видам спорта до 21 года, всесторонне
удовлетворяя их образовательные
потребности и запросы в занятиях на бесплатной основе в соответствии с
российским и региональным
законодательством в области образования. В 345 группах детских
объединений занимались спортом, техническим творчеством, изучением экологии,
краеведением, туризмом, пением и танцами, вышиванием и вязанием, рисованием и
декорированием и ещё многими видами разнообразной деятельности 4 196 детей
под руководством 149 педагогических работников. Все направления обеспечены соответствующими
образовательными программами, срок реализации которых от одного года до пяти,
а в спортивных школах до семи и более
лет. Экспертиза и корректировка содержания этих программ,
проводившиеся в течение года, позволили сделать вывод о том, что программы
учреждений ДОД преемственны с
общеобразовательными, расширяют образовательное пространство школьников,
повышают их уровень образованности и во
многом способствуют социальному и профессиональному самоопределению подростков
к моменту перехода в старшую школу. Сегодня
программно- методическое и
кадровое обеспечение несколько
опережает развитие и состояние материально-технической базы, что обусловлено с
экономическими условиями. Несмотря на это, дополнительное образование
обозначило своё участие и в инновационных процессах современного образования. Так в субботней школе «Интеграл» при Центре
дополнительного образования детей, старшеклассники без отрыва от основной школы
имеют возможность изучать точные науки и предметы естественного цикла. По программе комплексного эколого-биологического
образования Станция юных натуралистов проводит раннюю профилизацию,
предпрофильную подготовку и углублённую профориентационную работу совместно с общеобразовательными
учреждениями. Учитывая запрос на предшкольную
подготовку неорганизованной части детей школьного возраста, Центр детского
творчества открыл на своей базе Школу раннего развития для 5 и 6 летних ребят.
В новом учебном году вольются в команды первоклассников 15 выпускников этой
школы. Большой интерес проявляют учащиеся к исследовательской
деятельности. Участие в работе научных
обществ четырёх учреждений ДОД позволяет им выступать с результатами своих
изысканий на различных уровнях. Так они делают первые шаги в науку. Эти инновации подкрепляют традиционные формы
внешкольной кружковой работы, расширяя возможности дополнительного образования
детей. В минувшем учебном году воспитанники учреждений ДОД
достойно представляли наш город на
конкурсах и соревнованиях различного ранга от республиканского
до мирового. Девять воспитанников стали
лауреатами премии главы местной
администрации городского округа Прохладный. Выступив
достойно на Республиканском этапе Всероссийского конкурса педагогического
мастерства «Сердце отдаю детям», Нестерова Елена Викторовна (Центр детского
творчества) и Габрилян Геннадий Гарикович
(СДЮСШОР по лёгкой атлетике) прошли на заочный тур его финала, который
состоится в Москве в сентябре этого года.
Сохраняет
и совершенствует условия для осуществления первоначальной профессиональной
подготовки, обеспечивает принципы преемственности, непрерывности и взаимодополняемости разных типов и уровней образования
муниципальное образовательное учреждение
Межшкольный учебный комбинат, которому в этом году исполнияется
30 лет. Из 191 выпускника этого
образовательного учреждения 177 присвоена квалификация по изученным профилям.
Летнюю производственную практику прошли на предприятиях города 220 учащихся. В целях ознакомления учащихся с рынками образования и
труда реализовывался в течение учебного года план профориентационных
мероприятий. В соответствии с ним проводились встречи старшеклассников с
представителями ряда предприятий города, высших и средних учебных заведений,
Центра занятости. В центре особого внимания и заботы находится сфера детского отдыха, занятость детей и
подростков в свободное от учёбы время. Весь период летних школьных каникул при
всех общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования
была организована работа 3-х смен оздоровительных лагерей с дневным пребыванием
детей работающих застрахованных граждан.
Этой формой отдыха было охвачено 1611 человек. Совместно с Центрами занятости города и района были организованы
468 временных рабочих мест для подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Работа отдела опеки и попечительства. Работа по защите прав и
законных интересов несовершеннолетних г. Прохладного в 2008- 2009 учебном году
проводилась в соответствии с утвержденным планом МУ «Управление образования
администрации городского округа Прохладный КБР» и действующим законодательством. Основной задачей и приоритетными
направлениями деятельности отдела опеки и попечительства, как и в предыдущие
годы, являлось: -
своевременное выявление и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей; -
организация целенаправленной профилактической и реабилитационной работы с
семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении, коррекция проблем
на ранней стадии семейного неблагополучия; -сохранение
ребенка в кровной семье. Для выявления и учета детей, оставшихся без попечения
родителей отдел опеки и попечительства работает в тесном контакте с
образовательными учреждениями,
учреждением здравоохранения МУЗ «Городская больница» г. Прохладного, комиссией по делам несовершеннолетних, Департаментом труда и социального развития,
судом, ОВД, отделом ЗАГС, прокуратурой. Первоначальные сведения о детях, оставшихся без
попечения родителей поступили: ·
на 5
несовершеннолетних – из МОУ и других учреждений; ·
на 8
несовершеннолетних – от близких родственников; ·
16 выявлены ООиП. Всего было выявлено 29 несовершеннолетних, оставшихся
без попечения родителей, из них под опеку
передано 25 человек, в государственные учреждения – 4, создана 1
приемная семья, в которой воспитывается 1 несовершеннолетний ребенок. На воспитании в семьях
по данным отдела опеки и попечительства состоит: 179
опекаемых и 53
усыновленных ребенка, принято на
воспитание в семьи 30 опекаемых, снято с учета 37 опекаемых, из них:
Снято
с учета усыновленных – 17 за достижением
совершеннолетия. Работа МОУ по охране
прав детей проверялась в ходе плановых комплексных проверок, проверены
МОУ СОШ-1; 4; 42; 6; 5; ДО-21, гимназия №2.
По результатам проверок даны
рекомендации администрациям по контролю работы с опекаемыми детьми, созданию
условий для нормальной социализации и психического развития детей и подростков,
нуждающихся в помощи государства, проведению работы по раннему выявлению
детского неблагополучия, направлению
усилий на исполнение законодательства по охране прав несовершеннолетних,
на профилактику социального сиротства. В основном МОУ хорошо выполняют возложенные на них
функции по охране прав детей. Положительным моментом работы ОУ является
привлечение психологов к работе с опекаемыми детьми, вовлечение их в кружки,
секции, клубы по интересам. Жизнь и воспитание
детей, находящихся под опекой и попечительством, постоянно контролируется
отделом опеки и попечительства, социальными педагогами ОУ, общественными
инспекторами по охране прав детей. Два раза в год обследуются жилищно-бытовые
условия подопечных, при этом проверяется сохранность имущества, правильное
использование опекунами денежных средств. Итоги обсуждаются на совещаниях
социальных педагогов и общественных инспекторов. В последние годы не отмечено
снижение числа детей, нуждающихся в государственной поддержке, много неблагополучных семей: 22 родителя
лишены родительских прав в отношении 30 несовершеннолетних детей. Отделом опеки проведена профилактическая
работа в отношении многих родителей, уклоняющихся от выполнения родительских
обязанностей: беседы, оказание социальной и психологической помощи. В соответствии с действующим
законодательством велась работа по усыновлению детей. На сегодняшний день в ООиП состоят на учете 4 семи – кандидатов в усыновители,
подготовлены 8 заключений главы
администрации о возможности стать кандидатами в усыновители. Все дела по
усыновлению детей решаются в судебном порядке. На учете в ООиП
состоят 12 детей. Ведется работа по защите
личных, имущественных и жилищных прав несовершеннолетних: подготовлено 31
распоряжение главы администрации по отчуждению жилья, принадлежащего
несовершеннолетним, 50 сообщений в отдел
по г. Прохладному Управления Федеральной
регистрационной службы по КБР. Дано 52
разрешения ООиП о снятии денежных средств со счетов
несовершеннолетних в сбербанках РФ. Специалисты отдела опеки
и попечительства приняли участие в качестве истцов, представителей,
заинтересованных лиц, в 77 судебных заседаниях, защищая права и интересы
несовершеннолетних:
Отдел
опеки и попечительства совместно с МОУ принимает участие в определении
опекаемых выпускников в ВУЗы, Сузы, ходатайствует о внеконкурсном зачислении их
в учебные заведения, готовит ходатайства по устройству несовершеннолетних из
малообеспеченных семей в ГОУ «Общеобразовательная школа-интернат основного
общего образования № 6», из 20 выпускников поступили в ВУЗы- 8 опекаемых детей,
в СУЗы- 12. В соответствии с Законом
КБР «Об органах опеки и попечительства» подготовлено 11 постановлений о
снижении брачного возраста несовершеннолетним, вступающим в брак. В отдел опеки и
попечительства обращаются граждане по решению вопросов, связанных с защитой
прав и интересов несовершеннолетних. За 2008 год было более 600 обращений. Отдел опеки решает вопросы о порядке
участия в воспитании отдельно проживающего родителя, о месте жительства
несовершеннолетних, споры между родителями, касающиеся воспитания детей.
Проводится работа по подготовке ответов на обращения и письма граждан. Наметилась тенденция
ослабления работы по вовлечению
опекаемых детей в кружки, секции, клубы по интересам. Из 173 опекаемых
около 100 имеют постоянные поручения в классе, посещают кружки и секции, что
составляет 58% от общего числа. В 2007 году
из 179 опекаемых детей 140 были вовлечены в кружки и секции, что
составляло 78% от общего числа. Система
воспитательной работы. Воспитательная система, являясь неотъемлемой частью
образовательного пространства города, включает такие направления, как развитие творческого потенциала школьников,
профилактика асоциальных явлений, патриотическое, гражданское, нравственное
воспитание юного поколения. Помимо проведения многочисленных мероприятий на
школьном уровне, все общеобразовательные учреждения принимали активное участие в общегородских
мероприятиях, общее количество которых в 2008-2009 учебном году составило 37. Школьники города стали
участниками всех республиканских мероприятий, проводимых Министерством
образования и науки КБР, а также
мероприятий и акций, проводимых, Министерством по информационным
коммуникациям, работе с общественными объединениями и делам молодёжи КБР,
Министерством спорта и туризма КБР, Парламентом КБР. Результатами стали призовые места: - 1 место (Есенокова Марина, МОУ «СОШ № 5») на республиканском
конкурсе «Религия и толерантность» (номинация «Плакат»); - 2 место (Филатов
Леонид, МОУ «Лицей № 3») и 3 место (Русняк Надежда,
МОУ «СОШ № 42») на II республиканском конкурсе юных вокалистов; - 3 место (Филатов
Леонид, МОУ «Лицей № 3») на республиканском конкурсе патриотической песни «Я
люблю тебя, Россия!»; - 3 место (команда МОУ
«Гимназия № 2») на республиканском финале военно-спортивной игры «Победа»; - 2 место (команда МОУ
«Гимназия № 2») на республиканской Спартакиаде молодёжи допризывного возраста. Ежегодно в ноябре и мае во всех общеобразовательных
учреждениях проводится диагностика уровня воспитанности выпускников11-х
классов, цель которой - изучить личность учащегося, и, следовательно,
дифференцированно подойти к учащимся с разным уровнем воспитанности, определить
цели воспитательной работы, скорректировать воспитательный процесс, учитывая
полученные результаты. По данным мониторинга, проведённого
в мае 2009 года, можно сделать вывод об увеличении количества учащихся 11-х
классов с высоким уровнем воспитанности в большинстве образовательных
учреждений (в сравнении с ноябрем 2008г Выявление и
поддержка мотивированных детей. Одним из важнейших направлений работы городского педагогического сообщества является работа по выявлению и поддержке мотивированных и одаренных учащихся. 2009год - это второй год реализации подпрограммы «Одаренные дети». В городском методическом пространстве созданы условия и возможности для удовлетворения их образовательных запросов. Организовано проведение мероприятий творческого и исследовательского характера. Во всех общеобразовательных учреждениях, а также в учреждениях дополнительного образования «Станция юных техников», «Центр детского творчества», «Станция юных натуралистов», «Центр дополнительного образования детей» действуют научные общества учащихся, в которых силами учителей- предметников, психологов, администрации осуществляется непосредственное руководство подготовкой работ исследовательского характера. Всего в образовательных учреждениях г. Прохладного занимаются исследовательской деятельностью 819 учащихся, из них учащиеся 1-4 классов составляют 24% (197 человек), основной школы 43% (351 человек), учащиеся 10-11 классов 33% (271 человек). Общегородская конференция «Природа. Человек. Техника» объединяет учащихся 2-11 классов, в 2-х возрастных группах проводится защита работ по 14 секциям естественнонаучного, обществоведческого и технического направлений. Получив опыт выступлений на конференции городского уровня, учащиеся принимают участие в республиканских и всероссийских мероприятиях. В 2008/09 учебном году учащиеся города традиционно приняли участие в конференциях «Мой дом- Кабардино-Балкария», «Чтения памяти В.И. Вернадского», «Юность. Наука. Культура», «Первые шаги в науку». Работа по программе «Одарённые дети» включала в себя
следующие мероприятия: ·
участие
школьников города в республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников, 21 призовое место, что на 4 победы
больше по сравнению с прошлым учебным годом. 4 ученика приняли участие в
заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников; ·
участие
школьников города в республиканских конференциях «Юность. Наука. Культура» (39
участников), «Первые шаги в науку» (43 участника), «Пробуем перо» (12
участников), XX открытая Ставропольская конференция учащихся (10 участников); ·
городские
мероприятия: «Моя законотворческая инициатива» (12 участников), «Лучик», «Дети
и книга», «Умники и умницы» по избирательному праву в рамках Недели молодого
избирателя, «Природа. Человек. Техника» (74 участника), «Интеллект-2009», посвященный году Молодежи, «Интеллектуальный
марафон младших школьников-2009» (52 ученика). Победители ·
среди учащихся 3
классов 1-Филоненко Татьяна, МОУ «НШДС№22», (учитель Косик О.Н.); 2-Мусатова Татьяна, МОУ «СОШ№4», (учитель Бельчакова Н.А.); 3- Еремеев Иван, МОУ «НШДС№20», (учитель Мяснткова О.В.); · среди учащихся 4 классов 1-Волчинский Вадим, МОУ «СОШ №11», (учитель Новак О.В.); 2-Алфёрова Ольга, МОУ «СОШ№11», (учитель Новак О.В.); 3- Диденко Виктория, МОУ «НШДС№20», (учитель Губиева Е.Д.). Девятнадцать выпускников образовательных учреждений, показавшие высокие результаты в учебной, исследовательской, спортивной, технической и эстетической деятельности, награждены премией главы администрации. Система
здоровьесберегающей работы и формирования здорового
образа жизни. Задача укрепления и сохранения здоровья детей и
подростков выделена в качестве одной из приоритетных задач городской Программы
развития образования. Целью программы «Образование и здоровье» является
разработка целостной социально-педагогической системы комплексной работы по
сохранению и развитию здоровья детей, улучшению качества образования. В образовательных учреждениях города разработаны и
реализуются программы «Здоровье», продолжается работа по созданию здоровьесберегающей инфраструктуры с учетом условий каждого учреждения. В 2008-2009 учебном
году образовательные учреждения города были частично оснащены
необходимой школьной мебелью, спортивные залы пополнены спортивным инвентарём и
оборудованием, пищеблоки школ №1, 2, 6, 8 снабжены холодильным оборудованием на
сумму 59 220 рублей. Сотрудниками Роспотребнадзора
отмечено слабое оснащение медицинских кабинетов (46%), отсутствие
лицензирования не позволяет в рамках национального проекта «Здоровье» получать
оборудование для медицинских и стоматологических кабинетов. Не укомплектованы средним медицинским персоналом МОУ № 42, 102 Проводится
работа по направлению «Рациональная организация образовательного процесса»: o
Учебные
планы ОУ и ДО разработаны с учётом требований Сан ПиН
к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки; o
Педагоги ОУ
используют здоровьесберегающие технологии в
воспитательно-образовательном процессе, проводят анализ уроков с позиции здоровьесбережения; o
В начальной школе
учителями применяются различные формы двигательной активности с целью
профилактики утомления и повышения работоспособности. В ОУ проводится просветительско-воспитательная работа
с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и ЗОЖ. С целью создания благоприятных условий для развития
творческих способностей учащихся, повышения интереса к развитию физических
качеств и способностей проводятся школьные и городские этапы Спартакиады
учащихся, недели физической культуры, Дни здоровья. С 22 по27 сентября 2008 года все МОУ города
участвовали в проведении Всероссийской акции массовой зарядки «Займись
здоровьем - сделай первый шаг». Материалы размещены на сайте УО. В ноябре проведена ежегодная городская олимпиада по
физической культуре, проведена работа по профилактике гриппа, организована
вакцинация ·
523- детей
школьного возраста; ·
977- детей
дошкольного возраста. Администрацией города Прохладного выделены средства на
закупку вакцины «Гриппол» для учащихся 5-11 классов,
состоящих на диспансерном учёте по хроническим заболеваниям и из
малообеспеченных семей. В ноябре проведена тематическая проверка состояния
работы в ОУ по охране здоровья обучающихся: организация питания и медицинского
обслуживания, по итогам которой результатом координации совместных действий
работников здравоохранения и образования стала разработка: ·
Должностных
обязанностей медицинских сестёр ОУ; ·
Плана проведения
медицинских осмотров учащихся; ·
Памяток:
«Профилактика йоддефицитных состояний», «Проведение
витаминизации». Повышение профессиональной компетентности учителей
физкультуры, логопедов осуществляется в ходе курсовой подготовки (ИПК и ПРО
КБГУ), ГМО, аттестации. Методическая работа носит личностно-ориентированный
характер. В целях повышения современного статуса и
профессионализма педагогических и руководящих работников, создания
информационно – методического пространства, способствующего развитию системы
образования, 1 января 2008 года создано новое структурное подразделение МУ
«Управление образования администрации городского округа Прохладный» - Учебно–методический кабинет (УМК). Он стал полным
правопреемником реорганизованных диагностико – методического отдела, отдела по молодежной
политике и воспитательной работе, Ресурсного центра дистанционного образования
с сохранением основных направлений деятельности. Работа учебно-методического кабинета (УМК) строится в
соответствии с нормативно-правовыми документами, регламентирующими его
деятельность, Программой развития системы образования на муниципальном уровне
на 2008-2011 годы. Деятельность секторов УМК была направлена на
реализацию I этапа программы развития и
единой методической темы: «Отработка нормативно-правовой базы по
организации сетевого взаимодействия в едином методическом пространстве города
Прохладного». Методическая
работа с педагогами и образовательными учреждениями на муниципальном
уровне осуществлялась в следующих
направлениях:
Работа
учебно-методического кабинета строилась на основе муниципальной целевой
подпрограмме «Организация методической
работы с педагогами и образовательными учреждениями на принципах сетевого
взаимодействия». Состояние методической работы с кадрами.
Конкурсы среди учителей и школ в рамках ПНПО стали мотивом для анализа, обобщения и оценки
педагогической деятельности, введением в школах инноваций, поэтому главная задача
методической службы - обеспечить методическое сопровождение деятельности
учителей и образовательных учреждений. Общие способы деятельности связывают
всех участников образовательного процесса и позволяют организовать методическую
работу на муниципальном уровне на принципах сетевого взаимодействия. Целью программы
«Организация методической работы с педагогами и образовательными
учреждениями на принципах сетевого взаимодействия» является модернизация
муниципальной методической службы через создание и развитие сетевого
взаимодействия. Для достижения цели перед методической службой поставлены
следующие задачи: 1. Осуществление непрерывного повышения квалификации специалистов образовательных учреждений; 2. Содействие развитию муниципальной системы образования; 3. Выявление, изучение и оценка результативного педагогического опыта по обучению и воспитанию учащихся, управленческой деятельности кадров; 4. Разработка материалов для оценивания качества обучения подготовки учащегося после окончания очередного года обучения или на произвольно выбранном этапе; 5. Создание сетевой методической копилки. Организация поддержки педагогов осуществлялась через
городские методические объединения ( 29 объединений) ,
которые претерпели в этом году следующие изменения. Создано интегрированное
ГМО учителей естественных наук, в которое вошли секция учителей биологии и
химии. ГМО учителей технологии объединило учителей обслуживающего труда и
обработки материалов. Продолжило свою работу интегрированное
ГМО учителей общественных дисциплин. Регламентирует его работу Положение,
которое создано с целью оптимизации
методической работы на городском уровне с педагогами естественнонаучного цикла
и общественных дисциплин. В рамках работы над единой методической темой 2008-09
учебного года «Отработка нормативно-правовой базы по обеспечению сетевого
взаимодействия в методическом пространстве города» отработаны принципы сетевого
взаимодействия УМК, ГМО и педагогов города. проведены мероприятия по повышению педагогического
мастерства учителей. Деятельность ГМО в этом
году опиралась на опорные и базовые
школы: МОУ «Гимназия №2»; МОУ «Лицей №3»; МОУ «СОШ № 4; МОУ «Гимназия №6». В этом учебном году был сделан упор на
практические формы проведения заседаний ГМО: мастер – класс, семинар – практикум,
презентации опыта, круглые столы, конкурсы, фестивали. На
базе опорных ДО (2008-2009 учебный год) прошла
частичная реализация долгосрочного проекта деятельности сети. ·
В результате методической
работы в городском образовательном пространстве можно выделить ещё одно
направление - «Организация и сопровождение педагогической деятельности для
развития творческих способностей детей». В целях широкого использования ИКТ в работе с педагогами для старших воспитателей дошкольных отделений на базе информационно-педагогического сектора УМК организованы семинар – практикум «Использование ИКТ в образовательной деятельности педагогов»; элективные курсы «Оформление материалов диагностических методик, используемых для оценки качества дошкольного образования». Координировал методическую работу опорных школ и ГМО городской консультативный совет. В целях изучения организации работы и оказания
адресной методической помощи в течение учебного года были организованы выходы в
ОУ (День методиста), консультации по индивидуальным запросам с руководителями
ГМО, старшими воспитателями, инструкторами по физической культуре. На заседании городского Методического совета по
проблеме «Интеллектуальная одаренность детей: реалии, проблемы, перспективы»
представлен опыт опорных и базовых школ по работе с высокомотивированными
учащимися. Сетевое взаимодействие педагогов
реализовывалось при проведении конкурсов педагогического мастерства: «Учитель
года», «Воспитатель года», «Сердце отдаю детям» и смотр – конкурс методических
систем образовательных учреждений. В этом году участниками конкурса стали
9 учителей, победитель конкурса- Шелонникова Е.А., учитель начальных класссов
МОУ «НШДС №20»; лауреаты: Гринько Г.Н., учитель начальных классов МОУ «Гимназия №2», Латкина О.И., учитель начальных классов МОУ «Лицей №3»;
Лимаренко Н.В., учитель математики МОУ «СОШ № 4»;Потёкина
Ю.К., учитель географии МОУ «СОШ №8». Итоги конкурса подведены в торжественной
обстановке на базе МОУ ДОД «ЦДТ». В городском смотре-конкурсе методических
систем победу в номинациях одержали: - «Лучший методический кабинет
общеобразовательного учреждения» - МОУ № 2 - «Лучший методический кабинет дошкольного
образования» - ДО №1 - «Лучший методический кабинет
дополнительного образования» «СЮН». Лучшими моделями методической работы
признаны: -
Методическая система МОУ «СОШ №4» -
Методическая система «НШДС №20» -
Методическая система МОУ ДОД «ЦДОД». Результаты конкурсов педагогического мастерства, а
также сохранение места в рейтинге методических систем позволяет еще раз сказать
о правильном выборе опорных школ и необходимости заявиться на присвоение
статуса МОУ ДОД «ЦДОД», МОУ «НШДС №20» (как опорное ДО). Согласно
перспективному плану прохождения курсов повышения квалификации в 2008-2009 году
должны были пройти переподготовку 100 педагогов, но согласно плану курсовой
переподготовки ИПК и ПРО КБГУ повысили своё мастерство 157 человек. За период с 1 сентября 2008 года по 30 мая 2009 года
информационно-педагогическим сектором УМК
обучено всего 153 работника образовательных учреждений. |