|
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках естественно - научного цикла
Государственный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объёмы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника - вот основные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии.
В последнее время уделяется довольно большое внимание техническому оснащению учебного процесса. Школы насыщаются компьютерами, достаточно быстро осуществляется «интернетизация». Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.
Использование информационных технологий уже оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современному учителю всё сложнее видеть себя в образовательном процессе без помощи компьютера.
Напомню известную фразу К.Д.Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов – ребёнок усвоит их с лёту. Вы объясняете ребёнку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребёнку сложную картину, и он вас понимает быстро… Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…». Как нельзя более эти слова относятся к преподаванию такого предмета, как биология.
В своём выступлении я хочу рассмотреть вопросы применения информационно-компьютерных технологий при использовании традиционных методов: объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, исследовательского, метода проблемного обучения и метода самостоятельной познавательной деятельности.
Объяснительно-иллюстративный метод, по моему мнению, был и остаётся одним из наиболее эффективных методов, применяемых на уроках биологии. Но интенсивное проникновение в практику работы в школе новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить из объяснительно-иллюстративного метода видеометод в качестве отдельного метода обучения.
Видеометод использую для преподнесения знаний, при организации контроля, закрепления, повторения, обобщения. Он успешно выполняет все дидактические функции.
Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.
Использование видеометода в учебном процессе даёт мне возможность:
Использование современных мультимедиа-технологий в преподавании биологии позволяет мне повысить эффективность и мотивацию обучения.
Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текс, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Мультимедиа технологии уже доказали свою эффективность в школьном образовании. Представляя разнообразные выразительные средства для отображения учебной информации в сочетании с интерактивностью, мультимедиа обеспечивает качественно новый уровень обучения. В своей работе я использую «Лабораторный практикум для 6-11классов», виртуальную школу Кирилла и Мефодия по всем разделам биологии, электронные атласы по ботанике, зоологии, анатомии, «Репетитор. Биология», «Дидактический и раздаточный материал», «Биология. Решебник для школьника, абитуриента, учителя».
Гипермедиа - это компьютерные файлы, связанные посредством гипертекстовых ссылок для перемещения между мультимедийными объектами.
В своей работе часто использую иллюстративный способ, благодаря которому подобранный визуальный ряд удачно иллюстрирует мой рассказ на уроке, а также схематичный способ. Использование мультимедиа в данном случае расширяет возможности построения схем. Они становятся более наглядными, яркими, дополняются движущимися элементами. В перспективе планирую освоить интерактивные методы работы, которые сочетают в себе элементы иллюстративного и схематичного подхода. Разница в том, что использование разнообразного визуального материала, схем и анимаций сочетается, дополняется привлечением документов, отрывков из разнообразных источников.
Формы и место использования мультимедийных презентаций на уроке зависят от содержания урока и цели, которую я ставлю. Наиболее эффективно применение таких пособий на следующих этапах урока:
Использование наглядности актуально в том случае, если отсутствует полный набор таблиц, схем, репродукций, иллюстраций, пособий или они физически устарели.
Информационные технологии позволяют мне дать учащимся уникальную возможность самим в процессе обучения независимо от преподавателя узнать новое понятие, подметить закономерность, выдвинуть собственную гипотезу, прочувствовать, как возникают новые вопросы, на основе имеющихся знаний, что позволяет классифицировать такую работу с учащимися как метод самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Метод самостоятельной деятельности учащихся, исследовательский и проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных мультимедиа/гипермедиа проектов, постоянное использование мультимедиа учебного назначения по всем темам в преподавании биологии, позволяют мне превратить традиционный процесс обучения – в развивающий и творческий.
Метод проектов использую для организации учебной деятельности на уроке и во внеурочной деятельности учащихся - членов НОУ «Возрождение». Наиболее успешные проекты учащихся получили право участвовать в городской экологической олимпиаде. Разработка творческого проекта предусматривает самостоятельную работу учащихся. Выполнение проекта способствует развитию познавательных и воспитательных функций, творческих способностей, инициативы, логического мышления, углублению и закреплению знаний, умений и навыков.
Репродуктивные методы способствуют формированию знаний, умений и навыков. Применяя это метод, используя компьютер:
как репетитор;
как устройство, моделирующее определенную среду и действия специалистов в ней;
как тренажер («Внутреннее млекопитающих на примере домашней собаки»).
В своей работе я использую опорные конспекты (на бумажных носителях и созданных мною), которые позволяют обеспечить усвоение учащимися не только главного, но и всего программного материала. При составлении опорных конспектов я руководствовалась основными принципами составления опорных конспектов: наглядность, лаконичность, структурность, разнообразие опорных сигналов, графическая и цветовая дифференциация, практическая направленность, вариативность речевых образований, мобильность опорных сигналов, привычных стереотипов, запоминаемость.
Наиболее актуально использование опорных конспектов в работе со слабо мотивированными учащимися.
Благодаря опорным конспектам можно при изучении даже самых сложных тем сэкономить 1-2 урока и использовать их для проведения уроков взаимопомощи, уроков открытых мыслей, уроков-семинаров, уроков взаимоконтроля. При этом учащиеся не испытывают перегрузки, а новые формы работы вызывают у них интерес к биологии.
В заключении мне хотелось бы сказать, что используя новые образовательные технологии, которые ведут педагога к постоянному поиску нового, умению видеть, понимать, чувствовать каждого ученика, приведут обязательно к формированию нового стиля мышления, формированию нового педагогического интеллекта и тогда педагогическая работа не будет казаться рутиной.
Иванова В.П. учитель биологии МОУ «Лицей №3»
|