|
Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителя – предметника
В настоящее время в области информатизации образования основное внимание фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР).
На смену текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР.
Очевидно, что ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.
К основным инновационным качествам ЭОР относятся:
1. Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).
2. Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно- деятельностных форм обучения.
Можно сравнить два типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия или самому совершить виртуальное путешествие.
3. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.
Хороший электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:
Интерактив. Содержание предметной области представляется учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций.
Мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.
Моделинг - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. Моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса.
Производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
Уровень интерактивности, другими словами – уровень активности пользователя при работе с электронным образовательным ресурсом служит одним из важнейших показателей качества ЭОР.
С технической точки зрения ЭОР – это совокупность программ и данных, с точки зрения потребителя – это контент, т.е. совокупность содержательных элементов, представляющих объекты, процессы, абстракции, которые являются предметом изучения.
Электронный контент - контент, в котором возможны операции с его элементами: манипуляции с объектами, вмешательство в процессы.
Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего — возможность действительно научиться. Учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома).
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия — от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков.
С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое - увидеть их и исследовать в интерактивном режиме.
Главная задача - разумное использование ЭОР с пользой для учебного процесса и в конечном итоге - для каждого ученика.
Для эффективного использования ЭОР, информатизации образования в целом требуется развитие новых образовательных технологий. Доминирующими тенденциями в этом процессе является расширение возможностей учащегося в самостоятельной учебной работе (аудиовизуальная информация, практика, аттестация – «дома») и рост творческого компонента в деятельности педагога в аудитории.
Современный этап развития образования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В этой связи решающее значение приобретают удаленный доступ к образовательным ресурсам, опубликованным в Сети, и возможность оперативного общения всех участников образовательного процесса.
Весь перечень образовательных ресурсов вы можете найти на сайте http://katalog.iot.ru/, представляющим каталог образовательных ресурсов.
В России большое внимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферы образования, в частности. Реализуются федеральные, межведомственные и отраслевые программы, направленные на решение актуальных задач информатизации образования, включая развитие инфраструктуры единого образовательного информационного пространства, разработку электронных образовательных ресурсов, повышение квалификации педагогов в области применения информационных и коммуникационных технологий, их внедрение в организацию учебного процесса, практику управления образовательными учреждениями.
Существенной проблемой стала интеграция интернет - ресурсов, размещенных на образовательных порталах, на сайтах учебных заведений, в электронных библиотеках и коллекциях. Для решения этой проблемы создана новая информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru), нацеленная на обеспечение свободного доступа к интегральному каталогу образовательных ресурсов сети Интернет, к электронной библиотеке учебно-методических материалов для общего и профессионального образования, а также к ресурсам системы федеральных образовательных порталов. Функционирует федеральный сайт http://katalog.iot.ru/ - Каталог образовательных ресурсов.
Мощный импульс внедрению информационных и коммуникационных технологий в систему общего образования придал приоритетный национальный проект «Образование», реализация которого началась в 2006 году (http://www.rost.ru) и проекта КПМО. В рамках этого проекта решена задача подключения к сети Интернет в 2006–2007 годах более 50 тысяч учреждений общего образования во всех регионах России.
В течение последних лет в рамках программ и проектов, направленных на создание и развитие единого образовательного информационного пространства, были выполнены мероприятия, позволившие по-новому позиционировать информационные технологии в сфере образования. В первую очередь, это касается системы общего среднего образования. Проведены существенные закупки компьютеров, интерактивных досок, мультимедийных проекторов и лицензионного программного обеспечения для городских и сельских школ. Только в школах нашего города 45 учебных предметных кабинетов обеспечены компьютером, из них 33 кабинета оснащены стационарным мультимедийным проектором, в 8 кабинетах установлены интерактивные доски.
Существенные успехи достигнуты в области повышения квалификации работников образования и подготовки членов формирующегося информационного общества. Большая работа проведена в направлении совершенствования содержания образования и содержательного наполнения электронных изданий и ресурсов. В рамках этой работы сформирована система образовательных порталов, разработаны профессиональные комплекты электронных образовательных ресурсов, созданы и развиваются сайты, предоставляющие доступ к информационным ресурсам практически по всем школьным дисциплинам.
В последнее время проведена огромная работа по сбору и систематизации образовательных ресурсов на федеральных образовательных порталах, основным из которых является портал «Российское образование» (http://www.edu.ru). Для многих учащихся и педагогов он служит основной «точкой входа» в образовательный сегмент Интернета. Однако до сих пор многие учителя, ученики, родители и представители общественности остаются в неведении относительно многих полезных и эффективных в обучении Интернет - ресурсов. Более того, по-прежнему значительная часть педагогов и родителей негативно относится к Сети как к «информационной свалке», используемой учащимися в основном для поиска готовых сочинений, рефератов и других материалов сомнительного качества.
В российском образовании компьютеры сегодня стали вполне привычным явлением, учителя практически всех дисциплин могут применять компьютерные технологии на уроках, а ученики – для самостоятельного изучения предметов школьной программы. В помощь педагогам и детям создаются электронные образовательные ресурсы, размещенные в Интернете, на CD дисках и на магнитных носителях.
В современной школе компьютер необходим для того, чтобы приобщать детей к информационной культуре. Они должны уметь пользоваться программными продуктами и с их помощью облегчать себе жизнь. Сегодня компьютер в школе немыслим без электронных образовательных ресурсов. Учитель, использующий их на уроках, работает намного эффективнее, а ученик - гораздо более успешно учится.
На сегодня значительная часть электронных продуктов, созданных в России, имеют четко выраженную образовательную специфику. Добавьте к ним несколько сотен тысяч ресурсов общекультурного характера, которыми также помогают в учебном процессе по различным предметам, - например, сайты или диски музеев для занятий по мировой художественной культуре.
Ресурсы бывают двух разновидностей. Первая – это курсы-репетиторы. Они представляют собой программы, позволяющие ребенку самостоятельно получить знания, которые он по тем или иным причинам не получил от учителя в школе. Грамотно составленный курс-репетитор отвечает на все вопросы, возникающие у ребенка. Но для работы с такой программой необходима очень большая самоорганизация ребенка, нацеленность на получение образования, на успех в жизни и т.д. Таких детей, к сожалению, не более десяти процентов.
Вторая разновидность электронных образовательных продуктов предназначена для использования непосредственно в учебном процессе. Их можно встраивать в урок или в любой проект, который выполняется детьми под руководством взрослого. Такие ресурсы помогают учителю создать у детей мотивацию к обучению, сделать учебный процесс ярче, интереснее, доступнее.
Создано много хороших образовательных порталов, которые поддерживаются фирмами-разработчиками, размещающими там рекламную информацию о своих продуктах. Но, помимо рекламы, на порталах много полезной информации. Например, на портале www.college.ru можно получить материалы и пройти тестирование по многим предметам школьной программы. На портале «Виртуальная школа» www.vschool.ru предложены варианты использования тех или иных ресурсов на уроке, есть усеченные - «легкие» - версии, которые можно скачать с помощью модема. На Российском общеобразовательном портале www.school.edu.ru постоянно увеличивается количество аннотированных ссылок на образовательные ресурсы в сети.
На протяжении нескольких лет Федерация Интернет Образования поддерживает портал «Сетевые объединения методистов» (СОМ) www.som.fio.ru. На этом портале учителям, преподающим основные предметы базисного учебного плана, предложен набор электронных ресурсов, которые могут быть им полезны при проведении уроков, проектов, факультативов. Преимущество портала в том, что с его помощью учитель может быстро найти нужный ресурс. Ведь обычно приходится тратить на поиск очень много времени. На те ресурсы, которые невозможно найти на портале, учитель может оставить заказ, и ему пришлют ссылки по электронной почте.
Одна из задач СОМа – формирование сетевого профессионального педагогического сообщества. Это вообще глобальная задача, которую решает Интернет в любой профессиональной сфере. Через Всемирную сеть возможен обмен достижениями – в частности, тиражирование удачного опыта конкретной школы. СОМ содержит более восьми тысяч ссылок. Вообще успех этого портала в первую очередь обусловлен правильной систематизацией, каталогизацией и общими описаниями ресурсов. Это аналог каталога большой библиотеки, в котором для каждой книги есть карточка с описанием. К сожалению, правила для составления таких «электронных карточек» у каждого образовательного портала свои. А если бы в Интернете существовали единые правила для описания образовательных ресурсов, их было бы проще систематизировать и давать перекрестные ссылки.
Самые эффективные электронные образовательные ресурсы - мультимедиаресурсы. В них учебные объекты представлены множеством различных способов: с помощью текста, графики, фото, видео, звука и анимации. Таким образом, используется все виды восприятия; следовательно, закладывается основа мышления и практической деятельности ребенка.
Древняя китайская мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня – и я пойму».
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Можно самостоятельно провести лабораторную или практическую работу по математике и тут же проверить свои знания.
Интерактивные средства обучения играют большую роль в образовательном процессе. Они развивают активно - деятельностные формы обучения; способствуют осознанию учащимися процесса обучения; развивают познавательную активность учащихся; способствуют достижению наивысшего возможного результата в общем развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых; позволяют провести рефлексию знаний.
Мультимедиаресурсы не заменяют учителя и учебники, но в то же время создают принципиально новые возможности для усвоения материала.
Использование электронных образовательных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки учителя к уроку. Более того, дает возможность «конструировать» школьные уроки и другие учебные занятия, определяя их оптимальное содержание, формы и методики обучения; способствует организации учебного процесса не только в традиционно-урочной, но и в проектной, дистанционной формах обучения.
В заключение хотелось бы отметить, что на мой взгляд, полноценное внедрение ЭОР, ЭУК и ЦОР с их встраиванием в учебный процесс при выполнении описанных методов использования позволит лаконично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, объективно оценивать качество обученности по предмету. При этом станет возможным осуществление постоянного и многовариантного мониторинга успеваемости.
На нашем семинаре сегодня мы познакомимся с опытом использования различных видов цифровых, электронных средств и комплексов на различных этапах урока и в различных формах учебной деятельности с учащимися.
Свой опыт продемонстрируют нам: Иванова Валентина Петровна- учитель биологии МОУ «Лицей №3», руководитель ГМО; Кулида Наталья Ивановна – учитель математики МОУ «Лицей №3», руководитель ГМО учителей математики Седова Татьяна Павловна сделает сообщение об использовании ЭОР в школах города.
Методист УМК Михайлева Н.М.
|