|
Единое информационное пространство школы должно быть подчинено образовательному процессу, обеспечивать и обслуживать, в первую очередь, учебную деятельность школы и как её необходимоё условие — управленческую.
Сайков Б.П.
Эффективное решение проблем современного образования на уровне образовательного учреждения возможно лишь при условии создания и использования единого информационного пространства базирующегося на применении компьютерных и информационно–коммуникационных технологий. Причем, информационные технологии дают положительный ожидаемый эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями.
Что же такое информатизация ОУ?
Информатизация – процесс создания необходимых условий для получения, хранения, переработки и передачи информации, способствующих повышению эффективности учебно-воспитательного процесса за счет различных информационных ресурсов
Из каких же компонентов состоит процесс информатизации образовательного учреждения?
Компоненты процесса информатизации
1. Оснащение вычислительной техникой, средствами доступа в Интернет оснащение программным обеспечением.
2. Формирования информационной компетентности педагогов и руководителей ОУ.
3. Методическая подготовка педагогов к использованию НИТ в учебном процессе.
4. Создание единого информационного пространства образовательного учреждения.
Что же представляет собой модель информационной среды образовательного учреждения?
Модель информационной среды образовательного учреждения
1. Серверная с установленным сервером.
2. Компьютерные классы.
3. Компьютеризированные предметные кабинеты.
4. Медиатека.
5. Административная зона.
| |
Единое информационное пространство образовательного учреждения условно включает в себя три уровня:
Таким образом, совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле в значительной мере меняет конфигурацию отношений в системе «учитель – ученик», объективно уравнивая обоих в правах и возможностях.
Однако содержательное наполнение информационного пространства образовательного учреждения в любом ее сегменте всегда было, есть и будет – педагогическим.
Следующим шагом в создании единого информационного пространства школы является создание концепции, то есть рассмотрение различных вариантов действий исходящих из следующих условия:
что на данный момент имеет образовательное учреждение;
какой результат должен получиться, в конечном итоге.
Существует множество различных путей для достижения конечного результата, наша задача выбрать самый оптимальный вариант решения проблемы, и аргументировано показать, что для данной ситуации это самый оптимальный способ.
Для эффективного управления и влияния на учебно-воспитательный процесс необходимо оперативно получать информацию о функционировании школьной системы, иметь возможность быстрого доступа к документам, материалам, информационным базам школы.
Единое информационное пространство подразумевает взаимосвязь всех участников учебно-воспитательного процесса:
Директор ОУ -
|
Заместители директора ОУ
Секретарь директора ОУ
Бухгалтерия ОУ
Административно–хозяйственная часть
Методический кабинет
Психологическая служба
Медицинская часть
Библиотека
Медиатека
Школьная теле-радио студия
Место свободного доступа к НИТ
Предметные кабинеты
Предметные кабинеты, оснащенные ПК
Кабинеты ИВТ
Информационно–аналитический центр
Центр ИКТ
|
Единое информационное пространство образовательного учреждения условно включает в себя три уровня:
Структура образовательного учреждения включает следующие службы:
Директор ОУ,
заместители директора,
центр информационно–коммуникационных технологий,
информационно–аналитический центр,
бухгалтерия,
секретарь,
методическая служба,
психологическая служба,
библиотека,
медиатека,
место свободного доступа учителей к компьютерной технике,
кабинеты информатики,
предметные кабинеты,
административно–хозяйственную часть, радиоузел, и т. д.
Все службы взаимодействуют между собой
В структуру единого информационного пространства образовательного учреждения желательно добавить следующие службы и подразделения:
Центр информационно–коммуникационных технологий;
Информационно–аналитический центр;
Медиатека;
Место свободного доступа учителей к информационно–коммуникационным технологиям;
Радиоузел.
После разработки концепции создания единого информационного пространства образовательного учреждения и создания структуры единого информационного пространства, необходимо разработать программу информатизации образовательного учреждения.
Основой создания единого информационного пространства образовательного учреждения становится план единой локальной компьютерной сети, в котором учитываются все этапы ее создания и развития, от создания пилотной площадки до единой взаимосвязанной структуры.
Для создания и дальнейшего функционирования единого информационного пространства школы и школьной компьютерной сети назначаются приказом директора ответственные лица, в обязанности которых входит:
поддержание в технически исправном состоянии компьютерной техники и школьной компьютерной сети;
установка необходимого программного обеспечения для функционирования и тестирования компьютеров и компьютерной сети;
Методическая и техническая помощь учителям в период подготовки и проведения уроков, мероприятий с использованием компьютерной техники и информационных технологий;
работоспособность и постоянное обновление информации в школьных базах данных по педагогическому, техническому и ученическому составу школы, методической базе и так далее.
Как правило, план создания единой локальной компьютерной сети предусматривает 4 основных этапа развития единого информационного пространства школы:
1 этап:
1.1. Установить класс информатики.
1.2. Создать места свободного доступа учителей к компьютерной технике. 1.3. Создать техническую и информационную базы «Информационно–аналитического центра».
1.4. Подготовить компьютер руководителя образовательного учреждения.
1.5. Подготовить компьютеры для установки в методический кабинет.
1.6. По готовности серверного помещения установить сервер.
На этом основные позиции первого этапа создания школьной компьютерной сети будут выполнены.
2 этап реализации плана предусматривает объединение разрозненных элементов компьютерной сети в единое целое.
К серверу подключаются:
В первую очередь компьютеры директора, секретаря, методический кабинет, информационно–аналитическая служба, близко расположенные кабинеты информатики.
Таким образом, создается первоначальная база, опираясь на которую можно на последующих этапах подключать к сети новых пользователей, наращивая объем сети, не нарушая при этом ее структуры.
Во вторую очередь к серверу подключаются оставшиеся кабинеты информатики, библиотека, медиатека, место свободного доступа учителей. Основной трудностью является то, что длина кабеля между двумя компьютерами не должна превышать 100 метров, иначе процесс передачи информации может стать проблематичным или невозможным.
На этом этапе, также планируется оснастить и подключить к единой сети компьютеры заместителей директора и другие оставшиеся службы, для которых будет найдено материально-техническое обеспечение.
3 этап – оснащение компьютерами и подключение к единой локальной компьютерной сети всех оставшихся служб, а также учебные кабинеты, оснащенные компьютерами.
Отдельным пунктом проходит четвертый этап создания единого информационного пространства школы, который направлен в первую очередь на методическую, аналитическую и информационную сторону проекта, то есть на то, ради чего и создается единое информационное пространство школы.
Приступают к созданию банка данных, в котором будет находиться как документация по школе, так и различные отчеты, сдаваемые учителями, методические материалы, планы открытых уроков и материалы к ним и так далее.
Для этого разрабатываются электронные формы отчета учителя за четверть, по проведению тестовых заданий, контрольных работ и контрольных срезов, идет накопление методических материалов к урокам с применением информационных технологий.
Учебное пространство учеников, преподавательское пространство учителей и управленческое пространство администрации являются частями общего школьного информационного пространства, технически доступного для всех участников образовательного процесса. Это пространство, сочетающее сеть устройств и каналов между ними с сетью людей, имеет и соответствующие программные инструменты, все это объединяющие и охватывающие все стороны жизни школы в единой информационной среде.
Хочу остановиться на информационном пространстве управления школой или, как упоминалось выше, управленческом пространстве администрации с тем, чтобы определить функциональность основных информационных процессов, определяющих деятельность администрации общеобразовательного учреждения и понять, какие возможности должны предоставлять информационные системы, являющиеся программной реализацией пространства управления.
Анализ основных направлений работы образовательного учреждения и задач, им решаемых, позволяет выделить две большие группы, имеющие отношение к информационному пространству управления:
1. Планирование, организация и оперативное управление учебным процессом как базовым производственным процессом образовательного учреждения.
2. Административное управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности.
При этом становится очевидным, что «краеугольными камнями» в программной реализации информационного пространства управления образовательного учреждения являются:
1. Информационная система планирования, организации и управления учебным процессом. Очевидной реализацией такой системы являются системы разработки Расписания учебных занятий и его оперативного ведения (как вариант – «Хронограф 3.0 Мастер»)
2. Информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения. Под подобными системами подразумеваются программы создания и ведения общей информационной базы, включающие пользовательские интерфейсы Администраторов Руководителей учреждения. Иногда их не вполне корректно называют «АРМ Директора» (как варианты – «1С: Хронограф Школа 2.5», «NetШкола 3.0»).
До окончательного формирования структуры управленческого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса.
Разрабатываются структуры и схемы хранения документов в электронном виде и способы ее защиты от несанкционированного доступа. Создаются программы тестирования учащихся на компьютере с выводом итоговых результатов на компьютер учителя. Проводятся конкурсы компьютерной графики, презентаций, Web–сайтов и материалы этих конкурсов пополняют соответствующие разделы баз данных, чтобы впоследствии стать общедоступными. Начинается работа по созданию медиатеки, коллекции программного обеспечения для применения на компьютерах участников единого информационного пространства школы.
Происходит обмен опытом работы с другими школами, учреждениями.
Постоянно должно вестись обобщение опыта работы учителей использующих компьютерную технику и информационные технологии.
При условии создания в образовательном учреждении Интранет-системы, следующим шагом становится выход на более высокий уровень функционирования информационного пространства – Интернет. Он предусматривает создание и открытие доступа всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к сайту учебного заведения, который должен предусматривать, как минимум, следующие возможности:
интерактивное общение участников учебного процесса;
размещение информации для всеобщего просмотра;
размещение служебной информации, доступ к которой предусмотрен только после ввода соответствующего кода или пароля;
размещение индивидуальных информационных полей участников, содержащих персонализированную информацию
Многообразие определений понятия единого информационного пространства, путей и способов его построения, а также программных и аппаратных реализаций способно сегодня поставить перед очень серьезной «проблемой выбора» любого руководителя учреждения, что предъявляет повышенные требования к уровню его собственной компетентности в области IT-технологий. Все это ставит перед руководителями образовательных учреждений новые, достаточно сложные задачи, наиболее общая формулировка, которых выглядит следующим образом:
формирование своего собственного отношения и «внутренней» убежденности, а также определение мотивации и путей убеждения руководимого коллектива (включая отдельных сотрудников) по вопросу необходимости информатизации школы;
выбор из многообразия определений единого информационного пространства и путей его построения модели, оптимальной для конкретного (своего) образовательного учреждения, и подготовка на ее основе проекта внедрения в образовательное пространство школы;
определение критериев оценки и подбор программного обеспечения, соответствующего выбранной модели построения информационного пространства как структурной основы общего образовательного пространства школы;
организация поэтапной реализации проекта с подведением промежуточных итогов, внесением необходимых корректировок и мониторингом качественных изменений в работе школы.
Существенную консультативную помощь в решении этих задач окажут следующие информационные источники:
1. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство —М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. —406 с.: ил.
2. Опыт информатизации образовательных учреждений Костромской области: методический сборник / [Е.А. Лушина, Т.В. Николаева, В.Н. Ершов и др.: под редакцией Е.А. Лушиной]. —М.: Бином. Лаборатория знаний, 2009. — 260 с.: ил.
3. http://pedsovet.org/
4. http://www.edu.ru/
5. http://rkc.oblcit.ru/
6. http://metodist.lbz.ru/
7. http://r.kem-edu.ru/profsch2008/II57_Lukoshkina.pdf
8. http://mf.mgpu.ru/main/content/vestnik/vestnik7/61.doc
В феврале месяце 2010 года запланирован ещё один семинар по проблемам создания ЕИП образовательного учреждения, цели и задачи которого «Обобщение опыта организации единого информационного пространства школы, обеспечения его эффективного функционирования и открытости для всех участников образовательного процесса: администрации, учителей, учащихся и их родителей».
На этом семинаре мы познакомимся с опытом внедрения программных продуктов – «Школа 2.5» и «Хронограф 3.0» образовательных учреждениях нашего города: МОУ «Лицей №3» и МОУ «Гимназия №2».
|