|
Стремительное развитие информационных и коммуникационных технологий является одним из факторов, определяющих вектор развития мирового сообщества XXI века.
С точки зрения информационных систем, школа есть не что иное, как социальный институт, существующий во всечеловеческом поле информации, образование же есть процесс, информационный по своей природе, поскольку включает в себя задачи обработки, хранения, передачи и приумножения информации обучаемым, и, в конечном итоге, влияющий на информационное поле в масштабах всего общества.
Взгляд на систему образования как на информационную структуру позволяет по-новому взглянуть и на задачи реформирования школы. В этом аспекте реформа школы представляется как попытка оптимизации информационных процессов через решение задач информатизации системы образования. В этой связи особую актуальность приобретают задачи, направленные на организацию единого информационного пространства ОУ.
Моделирование процесса управления образовательным процессом
Наименование модуля |
Назначение модуля |
Организационно-управленческий |
1. Создание банка данных, необходимого в процессе управления учреждением:
по кадрам, учащимся, родителям, выпускникам;
анализ успеваемости, анализ контрольных работ, экзаменов;
2. Подготовка отчетной и ведение рабочей статистики
3. Ведение нормативной базы
4. Разработка и корректировка нормативных и распорядительных документов
5. Учет, структуризация библиотечного фонда
6. Учет материально-технического обеспечения
|
Информационно-методический |
1. Формирование программно-методического фонда
2. Накопление и обобщение педагогического опыта
3. Информация о повышении квалификации педагогических кадров
4. Разработка педагогических проектов на основе новых педагогических технологий
5. Участие в телеконференциях |
Учебный |
1. Компьютерные комплексы, программы:
диагностики и коррекции пробелов в знаниях учащихся;
тренинга и контроля знаний
диагностики психологического состояния учащихся;
дистанционного образования;
непрерывного образования по ИКТ;
2. Системы контроля за качеством обучения и воспитания учащихся
3. Внедрение и разработка новых информационных технологий
|
Технический |
1. Организация доступа к:
программно-методическим комплексам и информационным образовательным системам;
дидактическим материалам;
видеоматериалам и цифровым телевизионным каналам
2. Формирование собственных цифровых образовательных и видеоматериалов
3. Издательская деятельность
|
Научно-продуктивный |
1. Информационное обеспечение работы научных обществ учащихся по различным направлениям
2. Обеспечение запросов учащихся на приобретение профессиональных навыков в области информационных технологий
3. Использование Интернет-технологий в образовательной деятельности.
4. Создание электронной библиотеки/медиатеки |
Культурно-просветительский |
Компьютерные варианты (версии):
1. Энциклопедии, путеводители
2. Виртуальные музеи, памятники, галереи и т. д.
3. Развивающие компьютерные программы по предметным областям
|
В МОУ «Лицей №3» работа по развитию единого информационного пространства ведется на протяжении ряда лет. Цель программы информатизации: МОУ «Лицей №3» - повышение качества образования через активное внедрение информационных технологий.
Для достижения цели, определенной Программой, в лицее решаются задачи:
создание единого информационного пространства лицея;
использование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и активизации учебного процесса;
обеспечение условий для формирования информационной культуры обучающихся;
создание условий для взаимодействия семьи и школы через единое информационное пространство.
Республиканский семинар «Информационная среда современной школы» в марте 2008г. стал важной вехой в осознании целей и перспектив развития информационного пространства лицея.
Все кабинеты лицея объединены, территориально и методически, в сеть предметных кабинетов во главе с опорными кабинетами. Благодаря гранту ПНПО «Образование» и средствам, выделенным в рамках КПМО, все опорные кабинеты в той или иной степени оснащены современной техникой (ПК, интерактивными досками, документ - камерой, телевизорами с большой диагональю экрана, DVD- проигрывателями и магнитофонами). В лицее работает система «демонстрационный комплекс», который, по требованию учителя, устанавливается в любой точке лицея. 35 ПК соединены в локальные сети, имеющие скоростное подключение к Интернет.
Существенно увеличился в прошедшем учебном году компьютерный парк лицея (51 ПК), что позволило использовать ПК в предметных опорных кабинетах и существенно увеличить количество уроков с использованием ИКТ (их число превысило 250 уроков).
В рамках работы пилотной площадки МОН КБР по информатизации образования в лицее отрабатывается оптимальная модель непрерывного обучения информатике. «Информатика 1-11». В начальной школе МОУ «Лицея №3» с 1999 года ведется преподававшие информатики по образовательной системе « Школа 2100» «Информатика в играх и задачах» Горячева А.В., в том числе, с использованием компьютерной поддержки по авторской программе Михайлёвой Н.М.
С 2008 г. предмет «Информатика» с компьютерной поддержкой введен в учебный план начиная со 2-х классов с использованием УМК «Матвеевой Н.В. «Информатика и ИКТ». Результаты экспериментальной работы учителей Молоковой Н.В. и Лысенко Т.В обсуждались на республиканском семинаре и получили высокую оценку методистов БИНОМ Лаборатория знаний. В апреле 2009г. на базе лицея проведен городской семинар – практикум «Интерактивные технологии обучения - основа качественного образования младших школьников».
С 2007г. в лицее открылся класс информационно-технологического профиля. На протяжении многих лет лицей занимает призовые места на городских и республиканских олимпиадах по информатике
Библиотека лицея оснащена современными ПК и оргтехникой и подключена через Интернет к Российскому библиотечному порталу. С помощь. ПК «Школьная библиотека» созданы информационно- тематические картотеки. Для поиска информации по специализированным периодическим изданиям работниками библиотеки разработана собственная база данных Access «Информационный калейдоскоп».
Медиатека ЦОР и ЦИОР содержится на сервере лицея в общем доступе и организована по предметно- тематическому принципу. Учителя лицея под руководством медиаспециалиста постоянно пополняют медиатеку как используя ресурсы Интернет, так и собственными материалами.
Все большее значение в жизни лицея получает сайт лицея. Разделы сайта позволяют размещать информацию самого разного плана: от электронной учительской, до информации для родителей и учащихся. Сайт является связующим звеном между лицеем и общественностью города и республики.
Газета «Вестник Лицея» верстается с использованием ПО Page Maker и выложена на сайт лицея. За два года газета стала популярной среди учащихся и учителей. В ней освещаются важные события, печатаются очерки и статьи, помещаются творческие работы, итоги социальных опросов и другие материалы. Пресс-центр тоже находится в ведении Президентского совета ученического самоуправления.
Электронная экспозиция музея лицея размещена на сайте «Музей, школа, Интернет» http://museum.npstoik.ru. Свои сайты-портфолио разрабатывают учителя лицея Симонова Т.А., Мануфричева Н.В. и др.
Сайт лицея lycei3kbr.narod.ru подвергается постоянному обновлению и реконструкции и на городском конкурсе образовательных сайтов в мае 2009г. стал победителем в двух номинациях «Лучший школьный сайт» и «Самый интерактивный сайт» и получил первое место на республиканском конкурсе школьных сайтов.
В рамках экспериментальной работы опорной школы МОН КБР ведется отработка технологии дистанционного образования:
Web- конференции,
дистанционные уроки в режиме on-line и of-line;
проведение совместных наблюдений (в рамках телекоммуникационной конференции факультета МГУ «Экологическое содружество»);
участие в работе дистанционных школ, олимпиад (дистанционная «Школа 5+» при МГУ, сетевой университет «Роботландия +», олимпиада КИО-2009 «Конструируй, исследуй, оптимизируй» СПУ и Интернет-конкурс Living Map)
дистанционное тестирование знаний (EVROTEST, Computer Training Center BMSTU и пр.)
Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. Традиционные способы работы с информацией практически изжили себя и, в этом плане, альтернативы использованию компьютерных технологий управленческого назначения нет. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей предоставляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения ее эффективности.
Опыт работы лицея с ПК «Школа 2,5» с 2005г. был рассмотрен на республиканском семинаре 04.07.2009г. В ходе работы с ПК были выявлены следующие риски и ограничения:
Организация групп пользователей ПК
Организация рабочих мест и использование ПК в сетьевом режиме
Техническое сопровождение ПК
"1C:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения. Цели которой: эффективная организация работы по систематизации данных об учащихся, их движении, постоянный анализ успеваемости и посещаемости, отслеживание «индивидуальных образовательно-воспитательных траекторий» каждого ученика, организация тесного взаимодействия педагогического коллектива с родителями являются одной из важнейших сторон деятельности руководителя образовательного учреждения, особенно в современных условиях перехода образовательных учреждений на нормативное финансирование.
Для того чтобы помочь автоматизировать рутинные процессы и высвободить время для содержательного анализа и принятия обоснованных управленческих решений программа «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» предусматривает ряд возможностей, направленных на решение данных задач:
автоматизацию процессов учета сведений об учащихся на основе формирования и ведения их личных дел;
автоматизацию формирования и ведения основных форм делопроизводства по учащимся;
автоматизацию учета и анализа индивидуальной и общей (класс, параллель, школа) успеваемости и ведения портфолио работ учащихся, подготовленных во внешних приложениях.
Автоматизация основных административных процессов.
Программный пакет "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ" - это многофункциональная система, работающая как основа для формирования единого информационного пространства учреждения образования.
Программа предоставляет широкие возможности для:
создания базовой информации, включая информацию общего доступа и периодизированных компонент;
автоматизации кадровой работы;
систематизации данных об учащихся;
администрирования учебно-воспитательного процесса;
поддержки содержания образования;
автоматизации финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения.
Функции подготовки отчетной документации позволяют формировать итоговые и статистические отчеты как произвольные, так и унифицированные формы Госкомстата РФ. Также в программе предоставляются возможности для самостоятельного конструирования отчетов.
Взаимодействие программы с другими информационными системами.
Для организации взаимосвязи между основными информационными системами и дополнительными информационными модулями единого информационного пространства образовательного учреждения в программе предусмотрены:
загрузка данных из программ планирования, организации и управления учебным процессом «ХроноГраф 3.0»;
обмен данными с программными системами, обеспечивающими поддержку содержания обучения цифровыми объектами и цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР)
Сетевой многопользовательский режим работы программы.
Список категорий пользователей
Программа "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ " предназначена для работы следующих типов пользователей:
Администратор системы;
Администратор;
Администратор-просмотр;
Методист; |
Финансовый администратор;
Секретарь;
Классный руководитель;
Преподаватель, |
каждый из которых имеет разный объем пользовательских прав.
Допуск к программе и определение объема прав конкретного пользователя осуществляются при выборе типа пользователя и вводе пароля.
Структура и основы работы с программой "1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ".
Структура программы
Программа содержит:
I. Четыре основных информационных блока, включая:
Общие данные об образовательном учреждении;
Кадры и контингент;
Учебный процесс;
Финансы.
II. Два информационных модуля обработки данных:
Отчеты;
Регламенты.
Содержание основных этапов формирования общей информационной базы.
Блок "Общие данные об образовательном учреждении" предусматривает ввод следующих данных:
ввод общей (титульной) информации об образовательном учреждении;
формирование общей структуры учреждения;
В блоке "Кадры и контингент" осуществляется ввод следующих элементов информации общего доступа и периодизированных компонент базовой информации:
формирование общего списка сотрудников, включающего всех работавших в образовательном учреждении ранее (с учетом архива данных);
формирование (или импорт) общего списка учащихся (с учетом архива данных);
Второй этап работы с программой предусматривает конкретизацию, детализацию и реальное насыщение совокупности баз данных, созданных и интегрированных на основе отображения реальных информационных потоков. В ходе данного этапа должна быть создана общая информационная база, позволяющая формировать необходимые виды внутренней и внешней отчетности.
Формирование личного дела учащегося — информация об учебе и внеучебной занятости
Формирование информации об учебе и внеучебной занятости учащегося осуществляется в программе в
следующем порядке:
1. Заполнение данных об обучении и сведений об успеваемости конкретного учащегося.
2. Заполнение данных о внеучебной занятости учащегося.
3. Формирование портфолио работ учащегося, выполненных в любых компьютерных приложениях.
Часть сведений, содержащихся в данной закладке, относится к конфиденциальной информации, о чем необходимо предупредить классного руководителя.
Алфавитная книга записей учащихся образовательного учреждения
Программа предоставляет вам возможности формирования и ведения одной из основных форм делопроизводства по учащимся образовательного учреждения — Алфавитной книги. Таблица справочника представляет собой стандартизированную форму, аналог бумажной Алфавитной книги. Ведение Алфавитной книги записей учащихся следует поручить секретарю.
В качестве промежуточных отчетов также могут использоваться многочисленные печатные формы, находящиеся в рабочих экранах программы под кнопкой "Печать".
Данная функция позволяет импортировать любой раздел БД в другие программы Microsoft Office для дальнейшей работы. Используя эти приемы, мы создали «электронную папку учителя» и наполняем ее всей необходимой текущей информацией.
Для подготовки итоговых форм внутренней и внешней отчетности используется модуль "Отчеты". Программа предоставляет возможности формирования как целевых отчетов по конкретным объектам (персоналиям сотрудников и учащихся, классам и группам, предметам и дисциплинам и т.д.) и направлениям деятельности, так и сводной отчетности по всему учреждению.
На следующем, третьем этапе работа с программой представляет собой текущее (оперативное) ведение базы, включая проведение регламентных работ, архивацию и обеспечение хранения данных. ( перенос данных из учебного периода в период, создание резервных копий и архивацию базы данных.
Общие виды отчетной документации
В программе «1С:ХроноГраф Школа 2.5 ПРОФ» разработан многофункциональный механизм подготовки отчетной документации. Доступ к формированию отчетных форм осуществляется:
в пункте главного меню «Отчеты» (ко всем формам);
по кнопке «Печать» (к части форм).
Все отчетные документы распределены по функциональной принадлежности:
1. Отчеты по учреждению.
2. Отчеты по сотрудникам.
3. Отчеты по учащимся.
4. Отчеты по учебному процессу.
5. Универсальные отчеты.
Отчеты по учреждению:
Сводные отчеты:_ «ОШ-1», «ОШ-5»;_ «ОШ-9»;
Отчеты по сотрудникам:
«Форма Т-2»; Сводные отчеты:
Отчеты по учащимся:
«Личная карта обучающегося»; «Алфавитная книга»; «Списки обучающихся в классах»;
«Состав учащихся по полу»; «Выборка учащихся по году рождения»
Необходимо отметить, что фирма 1С пролизводит методическое и техническое сопровождение своих продуктов http://www.school.chronobus.ru/
Очевидно, что процесс внедрения ИК средств организации управления образованием должен пройти сложный эволюционный путь от осознания необходимости их использования до практической потребности каждым субъектом системы образования, создания в этих целях соответствующих материально-технических, ресурсных и кадровых условий. В лицее этот процесс активно развивается.
В качестве приоритетных целей образования, связанных с информатизацией образования, мы определили:
развитие единого информационно-образовательного пространства лицея;
повышение компетентной мотивации и информационной компетентности педагогов, учащихся, родителей;
формирование информационной культуры лицеистов с целью успешного вхождения их в современное информационное общество.
|