|
Расписание занятий в образовательном учреждении является одним из важнейших и действенных видов планирования учебно-воспитательной работы, основным организационным документом, определяющим работу ученического и учительского коллектива, администрации и всего учреждения в целом.
Составление учебного расписания является сложной математической задачей. В течение длительного времени на практике используется технология составления расписания вручную, которая предполагает сбор и классификацию исходной информации, составление вспомогательных таблиц, непосредственно составление расписания, его проверку и корректировку. При такой технологии очень трудно получить расписание, которое бы учитывало все особенности данного учебного заведения и соответствовало санитарно-гигиеническим требованиям. В последние годы на рынке программ для образовательных учреждений стали появляться системы автоматизированного формирования расписаний, которые поставляются как самостоятельные программные продукты или как элементы систем управления учебным учреждением.
В нашей гимназии, начиная с 2007 года накоплен некоторый опыт внедрения указанной компьютерной технологии автоматизированного составления расписания уроков с помощью программного продукта ХроноГраф 3.0 МАСТЕР. Уже третий год мы работаем по расписанию, составленному с помощью этой программы и, на мой взгляд, с каждым годом оно все удачнее.
Технология составления расписания занятий с использованием компьютера может быть представлена следующим образом:
1. Ввод исходных данных с учётом специфики конкретного общеобразовательного учреждения.
Исходными данными для составления расписания занятий являются:
Учебный план, в котором для каждого класса указано количество часов по предметам.
Распределение нагрузки учителей, в которой для каждого учителя указано количество часов по предметам для классов с учетом их деления на группы.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса, в котором для каждой учебной аудитории указано ее назначение и максимальное количество мест
Санитарно-гигиенические нормы (СГН), в которых для каждой возрастной группы указаны требования к распределению нагрузки в течение дня и учебной недели.
Список предметов с указанием их типа и сложности.
Пожелания учителей по распределению учебного времени.
Дополнительные сведения, которые включают: возможные сочетания предметов разных типов в течение дня; наличие спаренных уроков по предметам; объединение учебных групп при делении класса по предметам; объединение разноуровневых классов по предмету на одном уроке, проведение поточных занятий и т.д. Например, на иностранные языки 5а и 5в классы объединяются, а затем делятся на подгруппы английского и немецкого языков. Возникает необходимость задавать поточные занятия. Также обстоят дела и с физкультурой, где классы объединяются, а затем делятся по генторному признаку.
2. Создание методически выдержанного расписания на основе: формирования и оптимизации графиков работы преподавателей; организации работы со всеми срезами расписания на одном экране, как в автоматическом, так и в ручном режимах.
3. Контроль качества полученного расписания через визуализацию на экране графиков загруженности учащихся по неделе, занятость учителей, динамическое распределение аудиторного фонда и автоматическую расстановку кабинетов с учётом их предметной специализации или закрепления за преподавателями и классами.
4. Оперативное ведение расписания с возможностью осуществлять замены уроков с регистрацией в журнале.
5. Внесение изменений в исходные данные и повтор пп. 1-4.
6. Подготовка и возможность настройки параметров выводных данных на печать. Экспорт выводных форм в форматы MS Excel и HTML позволяет размещать расписание уроков не только в привычном стендовом виде, но и на школьном сайте.
Результатом работы компьютерной программы составления расписания являются:
1. Расписание занятий учащихся.
2. Расписание работы учителей.
3. Занятость кабинетов.
4. Методическая загруженность классов
Среди критериев для оценки качества полученного расписания можно выделить следующие:
1. Соответствие полученного расписания учебному плану школы.
2. Отсутствие окон у учащихся, включая первые уроки.
3. Максимально возможное распределение нагрузки учащихся различных возрастных групп в течение дня и учебной недели согласно СГН.
4. Равномерное распределение предметов в течение недели с учетом объема домашних заданий.
5. Учет пожеланий учителей.
Алгоритм автоматического предварительного расчета позволяет заполнить недельную сетку расписания двумя возможными способами – с учетом и без учета СанПиН. Для того, чтобы рассчитать расписание с учетом норм СанПин, необходимо ввести сложность предметов. Без этого расчет невозможен.
Хотелось бы отметить, что результаты расчета данного алгоритма наверняка потребуют самостоятельной доработки, тем более значительной, чем сложнее структура учреждения. Однако, при корректной подготовке данных и максимально возможном учете рекомендаций программы, алгоритму, как правило, удается расставить от 70% до 98% занятий по недельной сетке расписания. Расчет будет максимальным, при условии, что учителя имеют 18-20 часов. В противном случае нормы будут нарушены, т. к. если у учителя математики нагрузка составляет 30 ча-сов в неделю, все уроки не могут быть вторыми, третьими или четвертыми.
Повысить качество расписаний занятий в учебных заведениях и одновременно снизить трудоемкость работ по составлению расписаний можно, применяя современные компьютерные технологии. Предлагаемая методика составления расписания занятий с использованием компьютера предполагает максимально возможный учет всего комплекса требований к расписанию и конкретных возможностей данного образовательного учреждения, позволяет быстро и качественно составить расписание. Все зависит от степени овладения программой.
В процессе внедрения программы проявились её сильные и слабые стороны.
К сильным сторонам «ХроноГраф 3.0 Мастер» можно отнести:
невозможность «потерять» уроки, программа всегда подскажет, где и чего не хватает;
мы имеем возможность видеть одновременно расписание класса и расписание учителя, что позволяет не только быстро составлять рас-писание, но и осуществлять замену заболевшего учителя;
при перемещении уроков система показывает все доступные варианты и последствия их выбора;
возможность получения различных отчётов (недельная нагрузка учи-теля, отдельное расписание для класса и учителя и т.д.)
возможность сохранять различные варианты расписания и быстро воз-вращаться к ним, корректировать расписание.
К сожалению, программа не может полностью заменить человека, созданное расписание в программе приходится дорабатывать, но в то же время программа максимально облегчает эту работу.
Создание медиатеки
Идея снимать уроки возникла у нас полтора года назад. Первый урок, который мы сняли – урок биологии в 9 классе по теме «Анализаторы». Это был наш первый опыт использования интерактивной доски на уроке. Далее мы сняли еще несколько уроков с использованием ИКТ. Упор делался на уроки с использованием ИКТ т. к , в прошлом учебном году гимназия являлась опорной школой по направлению «Использование ИКТ в образовательном процессе», в этом году по направлению «Повышение профессионального уровня педагога через развитие его ИКТ - компетентности».
Согласно плана работы опорной школы, в прошлом учебном году в гимназии проводился городской семинар заместителей директора по УВР «Интерактивные доски: преимущества, проблемы, решения» В ходе подготовки к семинару возникла идея показать фильм о возможностях использовании интерактивной доски на разных этапах урока. Здесь и пригодился отснятый ранее материал. В дальнейшем мы стали снимать и другие уроки, используя этот материал как отчетный на различных семинарах. Но в ноябре этого года, проводя методсовет по теме «Проектное обучение» мы показали материал, отснятый для городского семинара учителей информатики. Этот материал мы уже использовали в качестве учебного пособия.
В этом году мы начали снимать и другие уроки, на которых ИКТ не используются. Например, лабораторную работу по биологии в 10 классе «Каталитическая активность ферментов в живых тканях». Планируем снять уроки других типов, чтобы впоследствии использовать в работе.
|