Аналитический
отчёт
о
работе информационно – педагогического сектора
учебно-методического кабинета
МУ
«Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР» за
2007-2008 учебный год
В 2007-2008 учебном году информационно – педагогический сектор учебно-методического кабинета работал в следующих направлениях:
▪ повышение квалификации педагогических работников в области ИКТ;
▪ создание информационной базы медиатеки;
▪ информационно – консультационная деятельность.
I.
Учебная работа
В образовательной деятельности решались вопросы организации курсовых мероприятий по повышению квалификации педагогических кадров в очной форме по трём направлениям:
▪ формирование базовой педагогической ИКТ - компетентности педагогов в рамках курсовой подготовки;
▪ формирование педагогической ИКТ - компетентности педагогов в предметной области;
▪ построение системы непрерывного повышения квалификации.
За прошедший 2007-2008 учебный год на учебной площадке УМК прошли курсы повышения квалификации в области ИКТ 170 педагогических работников, из них:
▪ по программе «Информационные технологии в деятельности учителя - предметника» в рамках проекта ИСО — 170 чел.;
▪ по программе «Информационные технологии в деятельности учителя - предметника с включением модуля «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» в рамках проекта ИСО — 110 чел.;
▪ по программе «Информационные технологии в деятельности библиотекаря» — 10 чел.
По категориям педагогических работников:
Заместители директоров ОУ |
6 чел. |
Учителя предметники |
38 чел. |
Учителя начальных классов |
20 чел. |
Воспитатели |
64 чел. |
Педагоги ДОД |
25 чел. |
Библиотекари |
10 чел. |
Прочие |
7 чел. |
Всего |
170 чел. |
Для мониторинга качества обучения по итогам выпуска каждой учебной группы проводились консультативно – методические советы, на которых анализировалось качество обученности и качество выпускных работ слушателей. Планово проводилось послекурсовое анкетирование, в котором затрагивались вопросы использования ИКТ в учебной деятельности, например:
Оценка готовности учащихся и учителей к использованию ИКТ в образовательном процессе
Анкета
мониторинга обученности для слушателей курсов компьютерной подготовки.
Пример анкеты:
Анкета мониторинга обученности для слушателей курсов компьютерной подготовки.
Каковы Ваши умения и навыки работы с OS Windows? |
Не знаю принципов работы в данной операционной системе |
Умею ориентироваться в файловой системе |
Умею выполнять операции с папками |
Умею работать с принтером |
Умею сканировать тексты |
Умею сканировать графические объекты |
При работе с текстовым редактором Word испытываю затруднения: |
При наборе текста |
При форматировании текста |
При работе с таблицами в т.ч. со сложными |
При использовании графических примитивов для создания схем и т.д. |
При работе с колонками |
При работе с различными нумерованными и маркированными списками и подсписками |
При работе с колонтитулами |
При создании электронного оглавления, гиперссылок |
Не умею работать в текстовом редакторе Word |
Работа в Microsoft Office Power Point |
Умею создавать простые презентации |
Умею настраивать анимацию |
Умею работать с графическими объектами |
Использую графические примитивы |
Умею создавать дизайн презентации |
Использование сервисов сети Internet |
Умею пользоваться электронной почтой |
Имею свой электронный почтовый ящик |
Смогу найти интересующую меня информацию в Internet |
Посещаю различные сетевые образовательные сообщества и участвую в форумах |
Использование ИКТ в профессиональной деятельности |
Веду документацию в электронном виде |
Провожу мероприятия с использованием ИКТ |
Широко использую в работе материалы Internet |
Обобщённые результаты такой диагностики показали, что программы перегружены изучаемыми вопросами.
Для реализации таких уплотнённых программ модули проекта «Партнёрство в образовании» были внедрены в счёт 40 часов программы «Базовая ИКТ — подготовка». Таким образом, адаптированная программа, в которой сокращено количество часов на базовую подготовку, реализовалась в пределах 112 учебных часов. Сокращение количества часов на базовую подготовку привело к тому, что качество усвоения таких базовых тем как работа с файловой структурой операционной системы, работа с накопителями информации оказалось не на должном уровне. В силу того, что наша площадка проводит курсы повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ без отрыва от производства (во внеурочное время), из группы в 20 человек модули «Партнёрство в образование» изучали 10 человек. Результаты мониторинга показывают, что качество обучения слушателей по программе без внедрённого модуля «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» выше.
Опыт преподавания на курсах модуля «Учебные проекты с использованием MS Office» показал, что внедрение этого модуля в программу для всех слушателей нецелесообразно, так как:
Во-первых, основная масса школьных учителей ещё не готова вообще использовать проектный метод в обучении, и тем более, обучать учащихся этому методу. По нашему мнению, этот модуль целесообразно включать для групп учителей, ведущих исследовательскую деятельность с учащимися в школьных научных обществах.
Во-вторых, отведённые 18 часов в программе под этот модуль дают возможность лишь бегло ознакомить слушателей с самим методом проектов и особенностями проведения четырёх основных проектов, а также выполнить 1-2 их них.
В-третьих, дополнительные проектные идеи предполагают проектную деятельность во время изучения конкретных учебных тем по конкретным учебным предметам и являются исследовательскими проектами. Поэтому их разработка во время курсовой подготовки учителей-предметников различного направления затруднительна.
По мнению преподавателей, ведущих этот модуль в школе, в школьном учебном плане не предусмотрено достаточное количество часов для его изучения. Для воплощения модуля «Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка» требуется определённая материальная база (компьютеры и оргтехника, на которых на начальном этапе могут тренироваться дети). Такого же мнения придерживаются сами учащиеся, не имеющие возможности применить знания на практике.
Для успешной организации учебной работы методистами и педагогами информационно-педагогического сектора за отчётный период были подготовлены методические и дидактические материалы для преподавателей и слушателей.
Например:
№ п\п |
Название пособия |
Вид и назначение |
Автор пособия |
Краткая аннотация |
|
Единое информационное пространство образовательного учреждения |
Презентация (Power Point) Демонстрационный материал |
Михайлёва Н.М. Методист, преподават. |
Наглядное сопровождение лекции по одноимённой теме. Пособие включает модели ЕИПОУ и межшкольного информационного пространства. |
|
Аннотированный список полезных Internet адресов |
(Word) |
Михайлёва Н.М. Методист. |
Аннотированный список полезных ссылок по учебным предметам. |
|
Структура урока |
(Word) Лекция, раздаточный материал |
Михайлёва Н.М. Методист, преподават. |
Основные звенья современного урока, многообразие структур урока развивающего типа обучения, структуры уроков учителей-новаторов. |
|
Организация рабочего места учителя при помощи ИКТ |
Презентация (Power Point) Демонстрационный материал |
Порубова Л.В. Преподаватель. |
Демонстрационный цифровой образовательный ресурс, используемый при изучении соответствующей темы. Включает небольшой каталог примеров наглядных пособий, созданных с помощью Microsoft Office Power Point и примерный макет сайта-портфолио учителя-предметника. |
Создание наглядных пособий в Microsoft Office PowerPoint |
Презентация (Power Point) Демонстрационный материал |
|||
Макет сайта-портфолио учителя-предметника |
Web-сайт (FrontPage) Демонстрационный материал |
|||
|
Образовательные ресурсы Internet |
Web-сайт Демонстрационный материал |
Давыдова Л.Б., преподаватель. |
Данный Web–сайт является справочным материалом для поиска ресурсов интернет по различным материалам для учителей предметников. |
|
Информационное пространство школы |
Презентация (PowerPoint) Демонстрационный материал |
Михайлёва Н.М. Методист |
Работа выполнена в виде презентации. В ней представлена модель информационного пространства школы, приведено понятие компьютеризации и информатизации. |
|
Сканирование и оптимизация графических объектов |
Word Раздаточный материал |
Порубова Л.В. Преподаватель. |
Алгоритмы сканирования в Adobe Photoshop с учётом различия сканеров, оптимизация изображений и сохранение файлов по локальной сети |
|
Создание электронных тестов в Microsoft Office Excel |
Word Раздаточный материал |
Давыдова Л.Б., преподаватель. |
Алгоритм и основные правила создания электронных тестов с использованием Microsoft Office Excel. Работа является раздаточным материалом. |
|
Как устроен Internet |
Презентация (PowerPoint) Демонстрационный материал |
Михайлёва Н.М. Методист. |
Наглядное представление о построении сети Интернет. Используется при изучении темы «Основы построения сети Интернет». Включает изучение таких понятий как: модем, хост, маршрутизаторы, информационные услуги и программные ресурсы Интернет, технология «Клиент-сервер» |
|
Взаимодействие учителей в сетевых образовательных сообществах |
Word Лекция |
Михайлёва Н.М. Методист. |
Лекция об одном из способов повышения методического уровня современного учителя – работе в сетевых образовательных сообществах. В лекции приведены полезные ссылки на сетевые методические объединения учителей по учебным предметам. |
|
Электронное учебное пособие «Учебные проекты с использованием Microsoft Office» |
Web-сайт Демонстрационный, раздаточный материал |
Порубова Л.В., преподаватель РЦДО, Колядина А.Д., методист РЦДО |
Сайт-связка к папкам с материалами по модулю «Учебные проекты с использованием Microsoft Office». |
II.
Информационно – консультационная деятельность
В отчётный период с руководителями образовательных учреждений, заместителями директоров по ИКТ, ответственными за ИКТ, учителями информатики проводились консультации:
▪ по ведению мониторинга использования Интернет (по составлению квартальных отчётов по использованию Интернета в учебных целях, заполнению карт обследования ОУ для МОН КБР);
▪ по использованию «горячей линии» http://stat.edu.rtcomm.ru для решения вопросов диагностики канала связи и отслеживания использования трафика Интернет для ОУ, подключённых к сети в рамках ПНПО;
▪ по решению задач фильтрации интернет-контента, создания и наполнения информационно-образовательных ресурсов;
▪ об исполнении регламента получения и регламента использования комплектов СБППО;
▪ по вопросам установки программного обеспечения из СБППО;
▪ по заполнению данных по диспансеризации учащихся ОУ города;
▪ по заполнению отчётов в рамках КПМО.
Уровень применения ИКТ и использования Интернет в учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях вырос по сравнению с прошлым годом благодаря организации постоянного мониторинга потребляемого учреждениями трафика Интернет. Этому способствовало улучшение информационно - пропагандистской деятельности в отношении идей ИСО. Об этом говорят такие, например, мероприятия как:
▪ занятия семинары – практикумы для организаторов профориентационной работы в образовательных учреждениях - тема: «Использование Интернет-ресурсов в профориентационной работе со школьниками;
▪ для учителей математики - круглый стол — «Медиатека как учебный центр».
Рассматриваемые вопросы:
▪ медиатека - интерактивная среда подготовки квалифицированных специалистов.
▪ самообразование педагогов и повышение уровня подготовки учителей к урокам с использованием материалов медиатеки;
▪ для заместителей директоров по УВР и ИКТ: доклад на заседании МС УМК управления образования — «Основные направления работы образовательных учреждений по внедрению информационных компьютерных технологий в образовательный процесс». (Михайлёва Н.М.)
Были проведены методические консультации по использованию ИКТ в учебном процессе (с руководителями предметных ГМО, заместителями директоров ОУ по информационным технологиям, по УВР):
▪ медиатека как информационный центр;
▪ медиатека как учебный центр;
▪ медиатека как телекоммуникационный центр;
▪ основные направления работы образовательных учреждений по внедрению информационных компьютерных технологий в образовательный процесс;
▪ информирование учащихся и учителей о сетевых проектах, созданных к настоящему времени.
С начала 2008 года увеличился объём информационной работы за счёт мониторинга КПМО. При заполнении РКП возникает много вопросов организационного характера (несоблюдение сроков заполнения отчётов, недопонимание ответственных за заполнение смысла некоторых пунктов, пренебрежение требованиями расположения некоторых документов на школьных сайтах). Такие учреждения, как МОУ СОШ №102, НШДС №20, до сих пор не имеют школьных сайтов. Поэтому в пунктах отчётов, требующих публикации некоторых документов по реализации КПМО стоят «нет», чего на конец учебного года быть не должно.
В связи с этим методистом Михайлёвой Н.М. проводятся систематические очные и заочные консультации по ведению мониторинга КПМО. Разработаны и предоставлены руководителям школ «Методические указания по заполнению отчётов РКП». Были определены основные направления работы медиатеки:
▪ сбор, накопление, обработка, систематизация педагогической информации;
▪ выявление информационных потребностей и удовлетворение запросов педагогических кадров ОУ в области новых информационных технологий и педагогических инноваций;
▪ компьютерная каталогизация и обработка информационных средств;
▪ создание базы методических рекомендаций в помощь учителю по:
- школьной документации;
- организации, проведению и анализу современного урока;
- лучший опыт педагогов города, республики;
- систематизация имеющегося материала.
Создана копилка уроков, проектов, сценариев лучших учителей города, республики, России. Создан банк данных по различным вопросам образования по разделам:
· Официальные документы;
· Цифровые образовательные ресурсы РЦДО;
· Цифровые образовательные ресурсы школ города;
· НОУ;
· Школьные предметы;
· Учебные проекты;
· Программы;
· Методика;
· Элективные курсы;
· Педагогический опыт;
· Дополнительное образование;
· Внеклассная работа.
За 2007-2008 учебный год медиатека пополнилась документами:
· по аттестации педагогических работников;
Разъяснения по применению Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.
Образцы рецензий на творческую работу.
Образцы экспертных заключений о профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений, аттестуемых на 1 кв. категорию.
Примерные вопросы для собеседования с аттестуемыми педагогическими и руководящими работниками на первую квалификационную категорию.
Образцы самоанализов профессиональной деятельности педагогических работников, аттестуемых на первую квалификационную категорию.
Образцы представлений-ходатайств на первую и высшую квалификационные категории.
Примерный перечень документов для аттестации на первую и высшую квалификационные категории.
Аналитические материалы по аттестации педагогических и руководящих работников.
· по обобщению опыта учителей города- победителей конкурса «Учитель года».
Кроме того в медиатеке накоплены интересные материалы Интернет по различным вопросам образовательной деятельности.
Коллекция ЭОРов пополнилась 20 электронными пособиями, такими, например, как «Фундаментальная и прикладная математика», «Математика. Теория и практика решения задач», «Химия 8-11 классы. Библиотека электронных и наглядных пособий», «Большая хрестоматия. Русская литература XX века. Поэзия» и др. Был изготовлен и представлен образовательным учреждениям города электронный информационный бюллетень об имеющихся в нашей медиатеке ЦОРах. В нем освещен весь имеющийся в фонде материал.
В марте 2008 года был создан сайт управления образования. В этом учебном году созданы и функционируют школьные сайты общеобразовательных школ.
III.
Выводы
Годовой план по обучению педагогических работников основам компьютерных технологий выполнен. Создана информационная база педагогических работников городских ОУ, включающая сведения об их ИКТ – подготовке. Запланированные элективные курсы проведены. Копилка методических разработок для повышения качества обучения слушателей курсов повышения квалификации педагогических работников в области ИКТ пополнилась новыми разработками методистов и преподавателей. Обучение по программам, рекомендуемым ГОУ и ДПО КБРЦДО, показало, что необходимо более внимательно подходить к вопросам адаптации этих программ в отношении к обучаемому контингенту, избегать перегрузки слушателей информацией второстепенного значения.
Все запланированные методические разработки, материалы для БД медиатеки выполнены.
Уровень применения ИКТ и использования Интернет в учебной деятельности в общеобразовательных учреждениях вырос по сравнению с прошлым годом благодаря организации постоянного мониторинга потребляемого учреждениями трафика Интернет и улучшенной информационной работой по пропаганде идей ИСО. Информационно - консультационная деятельность требует усовершенствования.
В ходе реализации КПМО созданы школьные сайты в основном во всех ОУ города.
Создан и регулярно обновляется образовательный сайт МУ «Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР».
IV.
Задачи на 2008 – 2009 учебный год
Завершить работу по формированию базовой ИКТ – компетентности у педагогических работников, не прошедших курсы усовершенствования по ИКТ. Продолжить разработку методических и дидактических материалов для обеспечения учебного процесса. Усилить информационную работу среди педагогов по использованию Интернет - ресурсов в учебной деятельности. Проводить просветительскую работу по внедрению дистанционного обучения. Разработать программу постоянно действующего консультационного семинара по проведению плановых Интернет - мониторингов. Организовывать обсуждение вопросов школьного образования через форумы сайта управления образования. Продолжать накопление опыта лучших педагогов в информационной базе медиатеки, пополнение коллекции ЭОРов. Разработать программу создания и функционирования городской образовательной медиатеки.
18.06.08г.
Заместитель начальника УМК
по информационно – педагогической работе Н.М.Михайлёва