Рассмотрена УТВЕРЖДЕНА
на
Совете по образованию постановлением главы МУ
«Управление образования администрации городского администрации
городского округа Прохладный КБР округа
Прохладный КБР» от 15.02.2008 г. № 16 от
«08» февраля МУНИЦИПАЛЬНАЯ
ЦЕЛЕВАЯ
ПРОГРАММА
развития образования города Прохладного Кабардино-Балкарской республики на 2008-2011 годы Паспорт
|
Наименование |
Программа
развития образования города Прохладного КБР на 2008-2011 годы. Муниципальная
целевая программа (далее программа). |
Основания для разработки |
Концепция
модернизации российского образования на период до 2011 года, утвержденная
распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29.12.01 г. №
1756-р; Федеральная
целевая программа развития образования, утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 23.12.05 г. №803; «Приоритетные
направления развития образовательной системы Российской Федерации»,
одобренные на заседании Правительства Российской Федерации от 9.12.2004
(протокол № 47, раздел 1); Закон
РФ «Об образовании»; республиканская
Программа развития образования. |
Муниципальный |
Администрация
городского округа Прохладный КБР |
Разработчик программы |
Муниципальное
учреждение «Управление образования администрации городского округа Прохладный
КБР» |
Исполнители программы |
МУ
«Управление образования администрации городского округа Прохладный КБР» |
Цель и задачи программы |
Целью
программы является развитие образования города Прохладного, создание правовых
и социально-экономических условий для развития интеллектуального,
творческого, физического и духовно-нравственного потенциала
детей и молодежи, их подготовки
к профессиональной
деятельности в процессе образования, разработка и реализация эффективной
образовательной политики как части социальной политики города, исходя из
целей приоритетного национального проекта «Образование». Основными
задачами программы являются: - обновление содержания образования, повышение его
качества, доступности и воспитывающего потенциала; - внедрение новых образовательных, информационных и
коммуникационных технологий обучения и развития учащихся; - обеспечение условий
для профессионального и личностного
роста кадров системы образования края; - развитие психолого-педагогической
и социальной поддержки
детей, родителей и педагогов; - оптимизация сети образовательных учреждений; - совершенствование системы дополнительного образования
детей и взрослого населения города; - оптимизация системы управления образованием, механизмов
финансирования образования, использования финансовых средств муниципального
бюджета и привлечения
дополнительных ресурсов; - учебно-методическое обеспечение обновления образования,
создание инновационных площадок, и организационно-экономических
условий инновационной деятельности в сфере образования. |
|
|
Сроки и этапы реализации |
2008
– 2011 годы. I этап (2008 год). Совершенствование нормативно-правовой и статистической базы в области образования, реструктуризация сети учреждений образования, совершенствование механизмов управления и финансирования образования. Реализация первоочередных мер по развитию образования и формирование проектов, обеспечивающих достижение приоритетных задач развития образования. II этап (2009-2011 годы). Реализация основных направлений модернизации и переход к устойчивому развитию системы образования города до 2011 года. |
Объемы и источники |
Бюджет
городского округа Прохладный, федеральный бюджет, другие средства образовательных
учреждений, участвующих в реализации программы, бюджет органа местного
самоуправления. |
Разделы программы (подпрограммы) |
1. Развитие системы общего образования. 2. Развитие дошкольного образования в городе Прохладном. 3. Воспитательная работа и социально-психологическая
поддержка. 4. Развитие системы дополнительного образования детей. 5. Образование и здоровье. 6. Одаренные дети. 7. Организация методической работы с педагогами и образовательными
учреждениями на принципах сетевого взаимодействия. 8. Развитие информационно-педагогической службы. 9. Кадры. |
Ожидаемые результаты реализации мероприятий программы |
- Достижение заданного качества образования, повышение
конкурентоспособности и профессиональной мобильности выпускников учебных заведений
на рынке труда; - модернизация образования, профилизация образования,
углубление вариативности и индивидуализации образования; - реструктуризация сети образовательных учреждений города
с учетом профильного обучения; - создание
ресурсных центров и опорных школ с выполнением
функций оказания методической помощи педагогам в повышении их квалификации; - совершенствование работы с одаренными детьми; - формирование личности учащегося – патриота,
лидера, способного влиять на социальное окружение; - повышение
роли общественных школьных объединений, развитие школьного самоуправления в
каждом образовательном
учреждении; - укрепление
и развитие материально-технической базы и ресурсного обеспечения системы образования; - информатизация
системы образования города, переход на современные информационно-коммуникационные
технологии
образовательного процесса; - развитие
научно-исследовательской и экспериментальной
деятельности учреждений системы образования, интеграция науки и образования,
реализация инновационных проектов и программ; - усиление
государственной и социальной поддержки работников
и учащихся системы образования, в рамках Национального проекта «Образование»; - совершенствование
системы подготовки и переподготовки
работников управления образованием и педагогических кадров учреждений образования; -
сохранение и укрепление здоровья участников образовательного
процесса. |
Управление реализацией программы и система |
Управление
реализацией программы осуществляется МУ «УО». Контроль
реализации программы осуществляет администрация
городского округа Прохладный. |
Программа развития образования на 2008-2011 годы (далее – программа) в
соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» является организационной основой государственной муниципальной политики.
Программа разработана с учетом положений концепции модернизации российского образования до 2011 года, приоритетных направлений государственной политики в сфере образования, в соответствии с Национальным проектом «Образование» и республиканской Программой развития образования.
Программа определяет стратегию развития системы образования и меры по ее
реализации. Основные цели и задачи программы развиваются соответствующими разделами программы, которые учитывают национально-культурные, социально-экономические,
экологические, демографические и другие особенности и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации в области образования к ведению
муниципальных образований.
Реализация целей программы обеспечивается посредством как текущего
финансирования за счет муниципального бюджета, необходимого для устойчивого
функционирования системы образования города, так и дополнительного целевого
финансирования непосредственно мероприятий и проектов программы, направленных на решение задач развития системы.
Исполнителями и соисполнителями программы является орган Управления
образования городского округа Прохладный, орган местного самоуправления,
образовательные учреждения различных форм, типов и видов.
Сроки реализации программы – 2008 – 2011 годы.
Главная цель программы – развитие образования города в интересах формирования гармонично развитой, социально-активной, творческой, здоровой личности в качестве
важнейшего фактора экономического и социального прогресса общества в целях
удовлетворения образовательных запросов социума.
Основные мероприятия (задания) программы:
- обеспечение условий для реализации равных прав граждан города на образование всех уровней и ступеней;
- создание нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие муниципальной системы образования в интересах личности, общества и государства;
- формирование и реализация экономических механизмов развития городской
системы образования;
- внедрение нормативов финансового, материально-технического и иного ресурсного обеспечения системы образования;
- обеспечение контроля качества образования;
- создание условий и внедрение инноваций (предшкольное обучение,
предпрофильная подготовка и профильное обучение, информатизация) в систему
образования города;
- внедрение и реализация преемственных федеральных государственных
образовательных стандартов и соответствующих им государственных образовательных
программ различных уровней и направлений образования; совершенствование системы
непрерывного образования;
- организация обеспечения фондов школьных библиотек, спортивных залов за счет средств бюджетов разных уровней;
- внедрение и реализация в образовательных учреждениях информационно-коммуникационных, в том числе дистанционных, образовательных технологий и методов обучения;
- развитие форм и методов работы с одаренными и мотивированными детьми;
- развитие научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности в образовательных учреждениях;
- дальнейшее развитие системы повышения квалификации и профессиональной
переподготовки педагогических и руководящих кадров;
- развитие учебной, материально-технической базы образовательных учреждений; внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий обеспечения учреждений образования;
- разработка комплекса мер по государственной социальной поддержке работников муниципальной системы образования и всех категорий обучающихся и воспитанников;
- совершенствование воспитательной работы в учреждениях образования;
- развитие государственно-общественных форм управления образованием,
современных подходов к развитию социального, государственно-частного партнерства.
Программа предполагает взаимодействие органов управления образованием и
образовательных учреждений, участие в российских, российских и международных
проектах.
Ожидаемыми результатами реализации программы являются сохранение и развитие системы образования в интересах личности, общества и государства.
Управление городской программой развития образования осуществляет
администрация городского округа Прохладный КБР.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование
рабочих документов: перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы, с определением разграничения деятельности исполнителей на разных уровнях образовательной системы, источников и объемов финансирования.
Контроль реализации программы осуществляет администрация городского округа Прохладный КБР.
Система образования города представляет собой сеть
муниципальных учреждений дошкольного, общего и дополнительного, которые
реализуют многочисленные
образовательные программы и в основном удовлетворяют потребности
обучающихся.
Муниципальная
система образования включает в себя 20 дошкольных
образовательных
учреждений (с численностью воспитанников 2120 человек) и более 10
общеобразовательных
учреждений (5827 обучающихся), 7 учреждений дополнительного
образования
(4176 обучающихся) и одно учреждение начального профессионального
образования.
В городе сложилась в целом эффективная система управления образованием, создана и успешно развивается система мониторинга за состоянием здоровья детей и внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих образовательных технологий, развивается система дополнительного образования детей.
Приняты меры
по обеспечению общедоступности дошкольного образования,
развита сеть детских учреждений, ведется целенаправленная работа по
осуществлению
преемственности
дошкольного и начального общего образования, созданию комплексов «Начальная
школа – детский сад». Направленно решается проблема 100-процентного охвата
детей дошкольным образованием.
Продолжается обновление содержания общего образования, осуществляется
эксперимент по организации профильного обучения на старшей ступени, организована
работа по разработке национально-регионального компонента государственного стандарта.
Последовательно осуществляется программа компьютеризации образовательных
учреждений. Соотношение количества учащихся школ на один компьютер доведено до уровня 1 на 35 учащихся. 100% школ имеют выход в Интернет.
Нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, в том числе для детей от 1 года 6 месяцев.
Охват детей обучением во вторую смену из-за отсутствия школьных мест
(необходимость возведения пристройки к МОУ «СОШ-8»).
Недостаточное финансирование системы образования не позволяет обеспечивать
совершенствование технологий образования, оснащать школы и учреждения современными кабинетами химии, физики, биологии, лабораториями и мастерскими, своевременно и в
полном объеме приобретать учебную литературу, соответствующую современным
федеральным государственным стандартам общего и начального профессионального
образования, технологиям профильного обучения и задачам подготовки учащихся к единому государственному экзамену.
Материально-техническая база системы образования значительно изношена и
устарела, требуется ее обновление, несмотря на поставку кабинетов и технологического
оборудования в рамках ПНПО.
В связи с отсутствием бюджетного финансирования противопожарных мероприятий, не все образовательные учреждения обеспечены противопожарным оборудованием.
На муниципальном уровне не сформирована единая система оценки качества
образования, идет отработка технологических аспектов перехода к единому
государственному экзамену.
Остается проблемой кадровое обеспечение образовательных учреждений.
Сохраняется тенденция старения педагогических работников. Медленно идет ротация
педагогических кадров. Требует дальнейшего развития система социальной поддержки
педагогов.
Накапливается комплекс проблем, связанных с ростом числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Возрастает число детей с ограниченными
возможностями здоровья. Назрела необходимость организации направленной работы с этой категорией детей: открытие городского центра психолого-медико-педагогической
поддержки, залов лечебной физкультуры в образовательных учреждениях или учреждениях дополнительного образования спортивной направленности, создание городского
общественного совета по питанию.
Требует решения проблема сохранения здоровья детей, развития
здоровьесберегающих образовательных технологий, препятствующих заболеваниям детей, психическим расстройствам, детской наркомании и алкоголизма, детской и подростковой преступности.
Важнейшей проблемой является восстановление единства систем обучения и
воспитания, формирования у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма.
Перечисленные проблемы являются основой определения целей, направлений и задач развития системы образования.
Целью программы является развитие образования города, создание правовых и
социально-экономических условий для нравственного, интеллектуального и физического развития детей и молодежи и их профессиональной подготовки в процессе образования,
разработка и реализация эффективной образовательной политики как части социальной
политики.
Орган управления образованием городского округа, образовательные учреждения при реализации программы обеспечивают достижение следующих задач:
- предоставление гражданам общедоступного бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования в
пределах федеральных государственных образовательных стандартов;
- сохранение и развитие общедоступной системы дополнительного образования детей и взрослых, научного и технического творчества обучающихся, развитие взаимосвязей
образования и культуры;
- создание социально-экономических условий для реализации конституционных прав граждан на образование; совершенствование системы управления образованием, механизмов финансирования образования, использования средств и привлечения дополнительных
ресурсов;
- развитие социально-активной, творческой, здоровой личности на основе мотивации необходимости образования и самообразования в течение всей жизни;
- усиление воспитательной функции образования, направленной на формирование гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе;
- создание, развитие и обеспечение нормативно-правовых, социальных,
экономических, организационных и содержательных основ и гарантий реализации
региональной политики в сфере образования в интересах личности, общества и государства;
- совершенствование взаимодействия органов управления образованием, органов
местного самоуправления и общественных организаций (советов руководителей,
попечительских советов) в области развития системы образования;
- обновление содержания образования, повышение его качества, внедрение новых образовательных, информационных и коммуникационных технологий; создание
инновационных площадок и организационно-экономических условий обеспечения
инновационной деятельности в сфере образования;
- развитие психолого-педагогической и социальной поддержки педагогов, различных категорий детей и их родителей;
- оптимизация и развитие сети образовательных учреждений различных типов и
видов; создание системы непрерывного образования;
- мониторинг состояния муниципальной системы образования, совершенствование методов и механизмов прогнозирования развития системы образования и подготовки
специалистов; обеспечение условий для профессионального и личностного роста кадров
системы образования; совершенствование государственной защиты работников системы
образования и обучающихся; разработка и реализация целевых подпрограмм.
Выполнение предшествовавшей краевой целевой программы развития образования в городе на 2001-2005 гг. обеспечило сохранение и развитие потенциала системы образования.
На первом этапе - в 2008 году - важнейшими направлениями реализации Программы будут совершенствование нормативно-правовой и статистической базы в области образования, реструктуризация сети учреждений образования и системы подготовки специалистов, совершенствование механизмов управления и финансирования образования, реализация
первоочередных мер по развитию образования и формирование проектов, обеспечивающих достижение приоритетных задач развития образования.
На втором этапе - в 2009-2011 годах - предполагается реализация основных
направлений модернизации и переход к устойчивому эволюционному развитию системы
образования до 2011 года.
Сохранение сети детских дошкольных
образовательных учреждений, ее оптимизация. Полный охват детей дошкольного
возраста услугами дошкольного образования,
организованным воспитательным процессом и целенаправленной
подготовкой к
поступлению в школу, организация предшкольной подготовки.
Использование в практике работы дошкольных
образовательных учреждений
вариативных подходов и программ воспитания, развития и
обучения, развитие разных (всех) форм дошкольного и предшкольного образования.
Обеспечение преемственности образовательно-развивающих программ дошкольных образовательных учреждений и начальных классов общеобразовательных учреждений.
Оказание психолого-педагогической помощи и
поддержки родителям в развитии и воспитании детей от рождения до дошкольного
возраста. Обеспечение льготного
пребывания и внеочередного приема в дошкольные образовательные
учреждения детей, имеющих законодательное право на льготы.
Обеспечение вариативного (из различных
источников) финансирования дошкольных образовательных учреждений: бюджетное,
привлечение на договорной основе средств
родителей и спонсоров, экономия бюджетных средств,
комбинированные формы
финансирования.
Поддержка инновационной деятельности
педагогических коллективов дошкольных образовательных учреждений,
распространение результатов экспериментальной
деятельности в учреждениях города.
Создание условий, обеспечивающих доступность,
качество и эффективность
образования в системе общего образования города,
посредством обеспечения и
последовательной реализации бесплатного начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, недопущение отсева детей из школ.
Отработка механизмов концентрации кадровых и
материально-технических ресурсов в отдельных учреждениях.
Творческая реализация базисного учебного плана
образовательных учреждений,
отражающего нормативы федерального государственного
образовательного стандарта,
позволяющего удовлетворять запросы населения в образовательных услугах посредством личностно-ориентированных технологий воспитания и обучения.
Обеспечение в городе образовательных
потребностей одаренных детей с целью
воспроизводства интеллектуального потенциала.
В начальной школе - расширение масштабов
использования технологий
развивающего обучения, повышение качества образовательного
процесса, создание
преемственности в образовательных программах дошкольного и
начального школьного
образования. Раннее изучение иностранного языка и основ компьютерной грамотности.
В основной общеобразовательной школе -
усиление внимания к
психофизиологическим особенностям подростков,
сосредоточение усилий педагогов и
практических психологов на выявление и развитие
индивидуальных познавательных
потребностей и способностей учащихся, формирование у них
готовности к непрерывному образованию.
Обеспечение преемственности в реализации технологий развивающего обучения. Введение предпрофильной подготовки учащихся в 8-9-ом классе.
В средней общеобразовательной школе: усиление
влияния образования на социализацию и гражданскую идентификацию личности, ее
профессиональное самоопределение,
введение по выбору учащихся профильного обучения в 10-ом и
11-ом классах с сохранением общеобразовательных и универсальных классов и организацией профильного обучения в
базовых (опорных) школах, создание однокомплектных школ.
Создание в городе системы мониторинга качества
обучения, использование в
образовательной практике различных форм независимой экспертизы уровней обученности и компетентности учащихся.
Для успешного развития системы дополнительного
образования требуется
совершенствование муниципальной законодательной базы,
обеспечивающей
государственные гарантии доступности и равных возможностей
получения обучающимися в муниципальных учреждениях дополнительного образования,
позволяющей достигать
эффективности и качества дополнительного образования.
Реализация принципа дополнительности в
образовательном процессе и во
взаимодействии школы и учреждений дополнительного образования.
Развитие
дополнительного образования в общеобразовательных
учреждениях, создание
образовательных учреждений полного дня или ассоциации образовательных учреждений.
Использование системы дополнительного
образования для улучшения
социально-культурной среды города, привлечение в систему
дополнительного образования высококвалифицированных педагогов, в том числе и из
других профессиональных сфер, а также обеспечение повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
руководящих и педагогических кадров – работников системы
дополнительного образования детей.
Совершенствование содержания, организационных
форм, методов и технологий
дополнительного образования детей, сохранение и развитие
системы межведомственного взаимодействия учреждений дополнительного образования
детей, содействие конкурсной разработке авторских программ дополнительного
образования и привлечение работников других сфер деятельности, расширение
границ и увеличение объема образовательных услуг в учреждениях дополнительного
образования, обновление содержания дополнительного
образования и разработка мониторинга качества дополнительных образовательных услуг, включение УДОД в сетевое образовательное пространство по профильному обучению.
Целью модернизации системы воспитания в образовании учащихся является ее
развитие в интересах развивающейся духовно богатой, толерантной, физически здоровой, граждански сознательной, социально активной творческой личности.
Для достижения
поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
- воспитательный
процесс в образовательных учреждениях тесно увязывать с
учебным процессом, внешкольной работой, с
региональными и местными особенностями жизни учащихся, с их интересами,
профессиональными ориентациями;
- в реально существующих воспитательных системах конкретных образовательных учреждений стремиться к созданию «воспитательного пространства» для детей и молодежи в микрорайоне, в городе, что позволит включить в это пространство различные социальные институты общества.
- проводить военно-спортивные игры, поддерживать техническое творчество
молодежи, осуществлять исследовательскую работу как в ОУ, так и в УДОД;
- увеличивать количество творческих объединений по интересам в
общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования в
соответствии с социальным заказом;
- обеспечить привлечение семьи к воспитанию детей и молодежи;
- повысить эффективность профилактики асоциального поведения детей и
подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, организацию работы по месту жительства, создание «воспитательного пространства» микрорайона, города; формирование эффективной системы профилактики детской беспризорности, безнадзорности и правонарушений; усиление педагогического влияния на детей и подростков в период летних каникул и повышение их занятости;
- повышать социальный статус педагогических работников, создавать условия для их профессионального совершенствования и творчества, единую муниципальную
методическую систему;
- укреплять взаимодействие с заинтересованными ведомствами и организациями по вопросу воспитания детей и молодежи.
Исходя из региональных особенностей,
приоритетными
направлениями воспитания в системе образования определить:
- духовно-нравственное,
гражданско-патриотическое, трудовое, физическое
воспитание и спортивно-оздоровительную
работу; художественно-эстетическое,
экологическое просвещение и воспитание;
- формирование качеств, направленных на
обеспечение безопасности личности, ее жизни и здоровья, способности
противостоять агрессии, неприятие алкоголизма, наркотиков и других рисков и
угроз человеческому потенциалу, качеству жизни людей;
- создание
условий для
участия обучающихся в соуправлении образовательными
учреждениями, развитие деятельности детских и молодежных общественных организаций и объединений в образовательных учреждениях разных типов и по месту жительства.
Поддержка развития детского самоуправления; содействие созданию детских и молодежных общественных объединений.
Важнейшей составляющей работы всех образовательно-воспитательных
учреждений города является деятельность по сохранению и укреплению здоровья
детей и молодежи, формирование у них ценности здоровья и здорового образа жизни
за счет реальной разгрузки содержания общего образования; использования
эффективных методов обучения;
повышения удельного веса и качества занятий физической
культуры; организации
мониторинга состояния здоровья детей и молодежи.
Основные пути решения проблемы – разработка и
принятие целевой подпрограммы «Образование и здоровье», направленной на решение
следующих задач:
- реализация новых технологий здоровьесберегающего
образования;
- разработка и внедрение системы коррекции нарушений соматического здоровья с использованием комплекса оздоровительных мероприятий без отрыва от учебного процесса;
- улучшение питания учащихся, санитарно-гигиенических условий образовательного учреждения, материально-технической и учебной базы, социально-психологического
климата в коллективах;
- совершенствование системы взаимодействия
медицинских специалистов и
педагогов с родителями, семьей учащихся, усиления степени
участия общественных
организаций в пропаганде здорового образа жизни и профилактике заболеваний.
Создание нормативно-правовых,
материально-технических, организационно-методических условий для реализации
федерального проекта «Информатизация системы
образования».
Создание и развитие эффективного механизма
повышения квалификации педагогов в области информатизации учреждений,
использования информационных и
коммуникационных технологий в обучении и управлении
образованием.
Внедрение в учебный процесс
высококачественных, открытых, доступных по
стоимости цифровых учебных материалов и
учебно-методических комплектов, отвечающих задаче подготовки учащихся,
педагогов и работников управления образованием.
Развитие дистанционного образования.
Дооснащение компьютерной техникой
учреждений образования в соответствии со спецификой их функций.
Подключение к сети Интернет образовательных
учреждений, осуществляющих функции в рамках проекта ИСО и стимулирование к
развитию Интернет-коммуникаций
руководителей остальных учреждений.
Развитие сети электронных адресов
учреждений, органов управления образованием, служб учебно-методического
обеспечения образования в городе.
Разработка комплекса теоретических и
практических проблем образования, связанных с обеспечением высокого уровня
качества образования.
Организационная и финансовая поддержка
муниципальных экспериментальных
площадок, совершенствование процедуры отбора
экспериментальных площадок, в том числе через эффективное методическое сопровождение
экспериментальной работы, регулярное проведение фестивалей экспериментальных
площадок.
Финансовая поддержка научно-исследовательских
работ, направленных на решение актуальных и перспективных проблем системы
образования: психолого-педагогических,
методических и организационно-экономических. Укрепление
связи исследований,
инноваций и внедрения полученных результатов в учебный
процесс.
Координация деятельности педагогического сообщества по разработке содержания образования, методическое сопровождение процессов и направлений развития, связанных с модернизацией системы образования города.
В экономике образования города предстоит
формирование экономических отношений в сфере образования с учетом разграничения
расходных обязательств, обеспечения
стабилизации и укрепления финансового положения
образовательных учреждений,
повышения эффективности использования бюджетных средств,
привлечения на нужды
образовательных учреждений других источников финансирования.
Решение этих задач требует:
- совершенствования нормативно-правовой базы
обеспечения финансовой
деятельности образовательных учреждений;
- перехода на нормативное финансирование и
ресурсное обеспечение деятельности образовательных учреждений;
- сохранения и развития системы
налогообложения, стимулирующей инвестиции в сферу образования.
Продолжить капитальное строительство
учреждений образования в соответствии с существующими планами. Ежегодно
финансировать работы, связанные с капитальным
ремонтом образовательных учреждений.
Оснащение образовательных учреждений новой
мебелью, приобретаемой за счет средств, поступающих из различных источников.
Совершенствование учебно-лабораторной базы
учебных заведений в рамках ПНПО.
Дальнейшая компьютеризация учреждений
образования, замена морально устаревших машин на новые, реализация в городе в
2008-2011 годах программы «Информатизация
системы образования», включив в единое информационное
пространство всю сеть
образовательных учреждений.
Совершенствование системы подготовки,
переподготовки и повышения
квалификации педагогических кадров, преодоление ее
отставания от общих процессов
обновления общего образования и формирование ее
опережающего характера по отношению к образовательной практике.
В соответствии с компетенцией органов
исполнительной власти городского округа Прохладный осуществлять социальную
поддержку детей-сирот, детей, оставшихся без
попечения родителей, и детей-инвалидов через разработку и
принятие Постановлений
администрации городского округа Прохладный.
Использование всех муниципальных финансовых и
материальных ресурсов для
реализации в полном объёме нормативно-правовых актов,
устанавливающих размеры
финансирования образования и уровня оплаты труда
работников образования; сохранение социальных льгот работникам образования,
предусмотренных законодательствами
Российской Федерации.
Координация деятельности муниципальных
учреждений по обеспечению социальной защиты работников сферы образования,
обучающихся и воспитанников. Выделение средств из городского бюджета для
приобретения жилья для педагогических работников и
детей-сирот.
Организация обеспечения учащихся медицинским
обслуживанием и горячим
питанием, организованным отдыхом и лечением в период летних
каникул.
Разработка модели экономического и морального
стимулирования молодых
специалистов.
Основной целью совершенствования системы
управления образованием является
создание гибкой, целенаправленной, экономически эффективной
системы государственно-общественного управления образованием, обеспечивающей
интенсивное развитие и высокое качество образования, его многообразие и направленность
на удовлетворение запросов
личности, общества. В соответствии с компетенциями МУ «Управление
образования», с
целью обеспечения его эффективного взаимодействия в целях
проведения единой
государственной образовательной политики по модернизации
образования на территории города, требуется решение следующих основных
управленческих задач:
-
обеспечение доступности, качества и эффективности обучения и воспитания
обучающихся во всех типах и видах образовательных
учреждений, входящих в городскую систему образования;
- контроль за реализацией конституционных прав
граждан на образование и
обеспечение финансовых, материально-технических, кадровых и
других условий,
необходимых для нормальной деятельности учреждений образования;
- прогнозирование регионального рынка
образовательных услуг и разработка
стратегии его развития;
- совершенствование процедур
лицензирования, аттестации и государственной
аккредитации образовательных программ, реализуемых в
образовательных и иных
учреждениях и организациях;
- разработка и внедрение нормативов бюджетного
финансирования образовательных учреждений различных типов и видов;
- формирование системы информационного
обеспечения образования, мониторинг ее функционирования и развития, включая
статистическое наблюдение;
- анализ, поддержка и активное
распространение инновационной образовательной практики; организация и
содействие выполнению научных исследований и
экспериментальной работы, программ и проектов, направленных
на развитие образования;
- формирование и обеспечение деятельности системы
подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических и
управленческих кадров сферы образования;
- привлечение общественности к решению проблем
развития образования,
формирование совместно с органами управления образованием и
учреждениями образования органов общественного управления (по типу попечительских
советов);
- организация родительского
всеобуча по актуальным проблемам образования и
воспитания детей и молодежи в рамках «Университета
педагогических знаний для
родителей»;
-
управление обеспечением адресной социальной поддержкой педагогических
работников и определённых категорий обучающихся и воспитанников.
Контроль реализации программы осуществляет Совет местного самоуправления
городского округа Прохладный КБР.
Социальная эффективность реализации программы
определяется с помощью системы показателей и индикаторов, отражающих
стратегические приоритеты развития образования города.
Реализация основных мероприятий программы по
вопросам дошкольного
образования позволит обеспечить потребность населения
услугами дошкольного
образования, обеспечить детей дошкольного возраста равными
стартовыми возможностями для последующего обучения в начальной школе.
Реализация мероприятий, направленных на
решение вопросов социального
попечения, позволит решить вопросы интеграции детей с
особыми нуждами в
образовательное пространство, позволит улучшить положение
детей с особыми нуждами, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей в образовательном комплексе
города, увеличить долю детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей,
передаваемых на воспитание в семьи.
Решение задач по повышению качества общего
образования обеспечивается за счет
реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:
- совершенствование муниципальной системы
оценки деятельности образовательных учреждений и организаций с целью
обеспечения ее соответствия развивающейся системе
образования;
- развитие новых форм и механизмов оценки и
контроля качества деятельности
образовательных учреждений, в том числе с привлечением
общественности и
профессиональных объединений;
- обеспечение выравнивания доступа к получению
качественного образования;
- увеличение количества учащихся с
предпрофильной подготовкой, профильным
обучением;
- оптимизация и реструктуризация сети
общеобразовательных учреждений.
Реализация федерального эксперимента по
введению единого государственного
экзамена позволит обеспечить доступность профессионального
образования, объективность вступительных испытаний, преемственность общего и
профессионального образования, а также осуществление государственного контроля
и управления качеством образования на основе независимой оценки уровня
подготовки выпускников.
Для реализации поставленных задач необходимо
следующее:
организация сетевого взаимодействия
образовательных учреждений для развития
мобильности в сфере образования, совершенствования
информационного обмена и
распространения эффективных решений;
совершенствование системы управления
образованием на основе эффективного
использования информационно-коммуникационных технологий в
рамках единого
образовательного пространства.
В результате реализации мероприятий
предполагается обеспечить следующие
социально-экономические эффекты:
- повышение качества предоставляемых
образовательных услуг;
- повышение эффективности использования
бюджетных средств в сфере образования;
- развитие общественно-гражданских форм
управления в системе общего
образования.
Одной из стратегических целей деятельности МУ
«Управление образования
администрации городского округа Прохладный КБР» является также
создание условий для активного включения детей и молодежи в
социально-экономическую, политическую и
культурную жизнь общества.
Реализация указанной цели обеспечит адаптацию
молодых людей к быстро
меняющимся социально-экономическим условиям, воспитание
успешных и ответственных граждан, активизацию их участия в общественном,
государственном строительстве, гарантии защиты прав и законных интересов,
расширение доступности образования детей с
ограниченными возможностями здоровья и других социально
незащищенных групп детей и молодежи, обеспечение занятости, создание условий
для социально значимой деятельности детей и молодежи, развития их интеллектуального
и творческого потенциала.
Для успешной реализации
поставленной цели необходимы следующие мероприятия:
-
совершенствование
законодательной базы, обеспечивающей государственные
гарантии доступности и равных
возможностей получения обучающимися дополнительного образования, позволяющей
достигать эффективности и качества дополнительного
образования;
-
интеграция
дополнительного и общего образования. Развитие дополнительного
образования в общеобразовательных
учреждениях, создание образовательных учреждений полного дня;
-
работа с руководящими
и педагогическими кадрами, привлечение в систему
дополнительного образования
высококвалифицированных педагогов, в том числе и из
других профессиональных сфер, а
также обеспечение повышения квалификации и
профессиональной переподготовки
руководящих и педагогических кадров.
-
укрепление
материально-технической базы общеобразовательных учреждений и
учреждений дополнительного образования детей.
-
повышение роли
воспитательного процесса в образовательных учреждениях;
-
проведение мероприятий
патриотической направленности с детьми и молодежью;
-
привлечение семьи к
воспитанию детей и молодежи, изменение демографической системы в городе;
-
повышение социального
статуса педагогических работников путем проведения
конкурсов педагогического мастерства;
-
обеспечение
эффективной профилактики асоциального поведения детей и
подростков, детской безнадзорности, правонарушений и других
негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через
организацию работы по месту
жительства, активной занятости детей и подростков в период
летних каникул;
-
создание
условий для развития ценностных ориентаций у молодежи, направленных на
формирование ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью
окружающих;
-
использование
эффективных методов обучения;
-
повышение
удельного веса и качества занятий физической культуры;
-
организация
мониторинга состояния здоровья детей и молодежи.
В результате
реализации мероприятий по вопросам кадрового обеспечения
ожидается:
- формирование эффективного кадрового потенциала отрасли
«Образование»,
обладающего
квалификацией необходимого уровня;
- закрепление молодых специалистов в образовательных
учреждениях;
- поддержка и внедрение опыта лучших учителей, внедряющих
инновационные
образовательные
программы.
Основными показателями эффективности реализации мероприятий
являются:
- обеспеченность педагогическими кадрами образовательных
учреждений;
- доля педагогов, имеющих высшее образование и высшую
квалификационную
категорию;
- участие педагогов в конкурсах, семинарах различных
уровней.